Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности
статья на тему

Сигаева Вера Александровна

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. 

Педагогу дошкольного образования принадлежит приоритетная роль в воспитании подрастающего поколения, в подготовке их к жизни и общественному труду. Воспитатель всегда является для воспитанника примером нравственности и преданного отношения к труду.

Дошкольный возраст  период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление личности ребенка. Целью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сигаева В. А.,

воспитатель МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего

вида № 5 «Березка»

г. Губкин

Белгородская область

Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. 

Педагогу дошкольного образования принадлежит приоритетная роль в воспитании подрастающего поколения, в подготовке их к жизни и общественному труду. Воспитатель всегда является для воспитанника примером нравственности и преданного отношения к труду.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление личности ребенка. Целью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

В процессе воспитания постоянно происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство дошкольников с окружающей средой: экскурсии по городу, в музеи, на природу.

Экскурсии с воспитанниками проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Они проводятся с воспитанниками разных возрастных групп. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, воспитатель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между дошкольниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Такая форма работы с детьми дает возможность педагогу воспитывать у дошкольников чувство любви к  Родине, бережного отношения к ее достоянию - природе.

Знания дошкольников о нравственных нормах, полученные во время основной образовательной деятельности, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в разных группах это может быть рассказ педагога, этическая беседа и другие.

Рассказ на этическую тему – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у дошкольников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. Самая важная функция рассказа – служить способом использования положительного примера в воспитании. Этические рассказы помогают дошкольникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у воспитанников твердую нравственную позицию, помочь каждому ребенку осознать свой лично нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды.

Диалог - основной путь обмена мыслями, универсальная форма информационного воздействие на сознание и формирование определенных взглядов, мотивов, чувств. В диалогах необходимо соблюдать неприкосновенность личности дошкольника. Формирование убеждений у воспитанников идет на основе общего мировоззрения, носителем которого призван быть педагог.

Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых дошкольник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для воспитанников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на «нет». Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях дошкольников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.

Чтение и разбор рассказов, стихотворений, сказок нравственной направленности помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети слушают сказки, рассказы и стихотворения, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

Подводя итог, можно сказать, что вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. А наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Список используемой литературы

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М: 1979, т. 11.
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание. - 1995
  3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб.пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М, 2001. — 607с.
  4. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 – с.24-29.
  5. Водзинский Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников. – Мн.: Вышэйш. школа, 1984. ─ 176 с.
  6. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. ─ 184 с.
  7. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984 ─ 335 с.
  8. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М., 1987. ─143 с.
  9. Болотина Л.Р. ,Комарова Т.С. , Баранов С.П. Дошкольная педагогика: 2-е изд. - М. , 1997.
  10. Буре Р. С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М., 1985.
  11. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М. - 1972. - 144 с.
  12. Азаров Ю.П. Искусство воспитания – М.: «Просвещение», 1985г.
  13. Подласный И.П. Педагогика – М.: Владос, 2005, -574 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов : "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения."

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. На духовно-нравственное воспитание младших дошкольников, в первую очередь, оказывает влияние семья. Нормы и принципы пов...

"Обычаи и традиции Белгородчины как средство духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения.

Во все времена люди высоко ценили духовно – нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ...

Статья "Роль театрализации в воспитании подрастающего поколения"

Статья "Роль театрализации в воспитании подрастающего поколения"...

Консультация для воспитателей и педагогов «Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания»

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требует возрождения традиционной духовно – нравственной иерархии ценностей. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, к...

" Роль семьи в воспитании подрастающего поколения"

Самое лучшее вопитание- это родительская любовь!...

Консультация: "Роль классической музыки на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения"

laquo;Назначение первичного воспитания в том, чтобы вовремя разжечь божественные огоньки, таящиеся под телесной оболочкой» Я.А. Каменский. В наше время в вопросе духовности подрастающего п...