Роль семейных традиций в духовно – нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения.
статья
Предварительный просмотр:
Роль семейных традиций в духовно – нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Малышева Н.В.
МДОУ Майнский детский сад №2 «Сказка»
р.п. Майна
Многие родители считают, что их главная задача в воспитании детей заключается в том, чтобы их дети были здоровы, правильно питались, были обуты и одеты, и совсем не придают значения духовно – нравственному воспитанию. Каким вырастет ребенок, во многом зависит от духовно – нравственного воспитания. Будет ли он добрым, отзывчивым, любящим свою Родину или вырастет черствым и безжалостным человеком. Поэтому роль семьи в формировании у детей нравственного облика трудно переоценить. Его можно сформировать только в такой семье, где мир, любовь, ласка и понимание, где одни на всех радости и печали. Не малую роль в воспитании играют семейные традиции. Это проведение вместе с детьми праздников Рождества и Пасхи, чтение художественной литературы, слушание музыки, организация творческой деятельности для детей (совместное изготовление самодельных игрушек, генеалогического дерева). Семейные традиции сплачивают семью, благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между детьми и родителями.
Наша роль, как воспитателей заключается в том, чтобы оказывать посильную помощь, тем родителям, у которых традиции отсутствуют в семье. Мы использовали в своей работе разные формы взаимодействия с родителями: консультации, беседы, мастер – классы, выставки совместного творчества, развлечения, праздники. Часто ли наши дети бывают в музеях? Нет. Многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии с детьми: то ли нет времени, то нет музея. В нашем детском саду организован мини – музей «Русская изба», в котором экспонаты можно потрогать руками, их можно переставлять, рассматривать. Здесь ребенок соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но мама, папа, бабушка и дедушка. Каждое посещение музея это радостные эмоции, это новые знания, желание узнать больше.
После дидактической игры «Колесо прошлого» ребята задумались над тем, как жили наши предки, чем занимались, какую одежду носили, во что играли. Появилась идея создать проект « Ниточки из прошлого». Всё проанализировав, пришли к выводу, что интересней будет, если изучение каждой темы проекта будет проходить в два этапа: посещение нашего музея и организация продуктивной творческой деятельности. Мы подобрали несколько тем, которые были близки и доступны детям. Например: русские народные сказки, русские промыслы, русский народный костюм, народные праздники, первая игрушка и др. Детям было интересно узнать, что в далеком прошлом не было игрушек, играли в тряпичные куклы, причем и мальчики, и девочки. В творческой мастерской ребята с удовольствием попробовали изготовить свою куклу-пеленашку, куклу - масленицу. При изучении темы «Русские народные сказки» ребята вместе с родителями приняли участие в литературной викторине «Путешествие по сказкам», где была представлена выставка книжек - малышек со сказками собственного сочинения. А семья Фоминых свою сказку обыграла с помощью персонажей - кукол, которые мама изготовила (связала) сама. Семейное чтение это самый доступный путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, к знаниям о традиционных отношениях в семье, послушании, совести, добре и зле . А также узнали еще об одной старой семейной традиции – пение колыбельных песен. Многие мамы признались, что стали слушать перед сном с детьми колыбельные песни. Такое ежевечернее времяпрепровождение стало первым шагом к созданию душевных семейных традиций.
Особое внимание педагоги уделили теме «Народные праздники». Ребята познакомились с самыми известными календарными праздниками на Руси – Рождество Христово, Пасха, Масленица. Узнали про историю и традиции праздника, а также о нравственных нормах поведения. Сами праздники проходили в детском саду в форме увлекательной игры, кукольного спектакля, в котором дети были непосредственными участниками. И конечно в конце праздника детей ждало традиционное праздничное блюдо: на Пасху - кулич, на Масленицу – блины. Детям такие праздники очень нравятся, они с удовольствием делятся своими впечатлениями с родственниками, друзьями, родителями. А дома все вместе красили яйца, пекли и украшали куличи, блины. Мамы группы делились различными своими рецептами блюд. Так появился альбом с рецептами от мам.
Совместная работа воспитателей с родителями дала положительные результаты. Родители стали чаще обращаться за помощью к воспитателям, стали активными участниками педагогического процесса. В дальнейшем мы планируем продолжать работать в этом направлении.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Болдырева, Н.Г. Семейные традиции как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников / Н. Г. Болдырева, Л. А. Зверева, С.И Рябинина. – Текст: непосредственный//Молодой ученый. – 2015. - №22/102/. – с753 – 755. – URL:https: // moluch. ru /archive/ 102/23268/
2.Шевченко, Л.Л. ДОБРЫЙ МИР. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2014.208с. ISBN 978-5-98475-148-3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения в дошкольной образовательной организации.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей...
НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно
Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения через ознакомление с традициями семьи и народа
В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения....
«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами музыки» (Май 2023 год)
Русская пословица гласит: «Что посеешь, то и пожнешь.» И мы стараемся сеять доброе, вечное в душах наших воспитанников, чтобы их родители в дальнейшем получили добрые всходы любви, заботы,...
Консультация для родителей " Организация нравственно-патриотического воспитания дошкольников Патриотическое воспитание подрастающего поколения "
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени....
Доклад "Физическая культура и спорт, как одно из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения"
Физическая культура и спорт, как одно из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения...
Консультация для родителей «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами музыки» (Октябрь 2024 год)
Чувство «Родины». Что это для ребенка? Прежде всего, это дом, где он живет, улица и город, где находится этот дом, конечно же, это мама и папа и только потом это наше Отечество, наша Росси...