Экскурсия в музей «Матрешка - символ русского народного искусства»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Ухова Юлия Александровна

Для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_matreshki.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Снеговичок»

Экскурсия в музей «Матрешка - символ русского народного искусства»

Для детей старшего дошкольного возраста

                                                                               

Составила: Воспитатель Ухова Ю.А.

г. Нижневартовск, 2015 г.

Экскурсия в музей «Матрешка - символ русского народного искусства»

Цель: Приобщать детей к национально-культурным традициям, через обобщение знаний о матрешке, как символе русского народного искусства.

Задачи:

- обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы;

- завершить с детьми изготовление плоскостной игрушки – матрешки, активно и творчески используя в работе ранее усвоенные способы и приемы изображения;

- воспитывать у детей эстетический и художественный вкусы, через приобщение к музейной педагогике;

Словарная работа: Обогатить словарный запас детей существительными, обозначающими детали одежды матрешки (платок, фартук, сарафан, узор); музей, экспонаты, экскурсовод;

Предварительная работа:

- посещение музея деревянных игрушек, рассматривание экспонатов музея;

- беседы с детьми о творчестве русских народных мастеров;

- рассматривание иллюстраций с изображением разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Сергиево-Посадской;

- обследование и рассматривание русских расписных кукол, материала древесины, из которого они выточены;

- загадывание загадок о матрешках;

- чтение стихотворений о матрешках;

- изготовление заготовок для плоскостных игрушек - матрешек.

Оборудование:

- демонстрационный материал: игрушка матрешка; презентация Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской (Сергиево-Посадской)матрешки;

- раздаточный материал: образец плоскостной игрушки - матрешки;

краски, фартуки;

Ход экскурсии: 

Воспитатель: «Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в музей.

Как вы думаете, в какой музей мы пришли?» (Ответы детей. «В музей деревянных игрушек»)

Как Вы думаете, почему он так называется?

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы начнем нашу экскурсию, давайте вспомним правила поведения в музее (обратить внимание на знаки в музее)

Итак, во-первых, в музеях нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям. В музее следует внимательно слушать экскурсовода: тогда ты узнаешь много интересного. Нельзя трогать музейные экспонаты руками. Как вы думаете почему? (Предположения детей.) Представьте себе, если вдруг все будут трогать предметы руками, во что они превратятся?

Ребята, а кто работает в музее?

(В музее работают экскурсоводы, которые знакомят посетителей с разными экспонатами)

Сегодня я буду вашим экскурсоводом.

-Дивное диво я нынче принесла 
Диво чудесное, расписное, 
А ну, отгадайте. Что это такое? 
(загадывает загадку) 

Алый шелковый платочек, 
Яркий сарафан в цветочек, 
Упирается рука в деревянные бока. 
А внутри секреты есть: 
Может три, а может шесть. 
Разрумянилась немножко 
Наша русская …(Ответы детей - матрешка) 

Конечно, это Матрешка! Матрешка - удивительная игрушка! (Показ матрешки).

Матрешка является символом России,  своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой матрешек, как куклу-сувенир на память о нашей стране, о России. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире.

(А теперь я предлагаю продолжить нашу экскурсию в группе)
Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей) 

Воспитатель: На самом деле ей более 100 лет. Ребята, как вы думаете, почему эту игрушку назвали Матрешкой? (Ответы детей). 

Воспитатель: Правильно, потому что в те времена очень распространенным женским именем было имя – Матрена, именно от него и получила свое название Матрешка. 

Из чего делают матрешку? (Ответы детей)

Воспитатель: Из дерева делают заготовку, а потом расписывают красками и покрывают лаком. (Воспитатель обращает внимание на матрешек). Ребята, я вам расскажу стихотворение о матрешке.

Восемь кукол деревянных, 
Круглолицых и румяных, 
В разноцветных сарафанах 
На столе у нас живут, 
Всех матрешками зовут. 
Кукла первая толста 
А внутри она пуста. 
Разнимается она на две половинки 
В ней живет еще одна кукла в серединке 
Эту куколку открой – 
Будет третья во второй. 
Половинку отвинти . 
Плотную, притертую – 
И сумеешь ты найти 
Куколку четвертую 
Вынь ее да посмотри 
Кто в ней прячется внутри 
Прячется в ней пятая 
Куколка пузатая 
А внутри пустая 
В ней живет – шестая 
А в шестой – седьмая 
А в седьмой – восьмая 
Эта кукла меньше всех 
Чуть побольше, чем орех 
Вот поставленные в ряд 
Сестры – куколки стоят 
- Сколько вас? – у них мы спросим 
И ответят куклы восемь. 

Воспитатель:

В матрешке отображается образ русской женщины. Она одета в национальный русский костюм: рубаху, платок, длинный сарафан, поэтому у матрешки ног не видно, иногда на сарафан одевали фартук. В разных местностях были свои особенности костюма, отсюда и разные названия матрешек. Наиболее распространенные Загорская, Полхов-Майданская, Семеновская матрешки. Сейчас разные матрешки расскажут о себе.

- Показ мультимедийной презентации «Русская матрешка»

Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня стать мастерами по росписи семеновской матрешки. При росписи матрешек мастера используют три цвета – красный, желтый и синий. Основой композиции в росписи семеновской матрешки считается фартук, на котором изображен пышный букет цветов.

А сейчас мастера 
За работу всем пора. 

Мастера, скорей за дело –

Украшай матрешек смело.

(Дети украшают матрешек узорами).

Воспитатель: Вот и готовы наши матрешки, давайте рассмотрим их узоры;

-Ребята, что изображали мастера на фартуке Семеновской матрешки? (Большой букет цветов)

-Какие цвета используют мастера при росписи матрешек?  (красный, синий и желтый)

-В каком музее мы сегодня были? Что вам понравилось в музее?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей декоративно-прикладного и народного искусства

Материал  позволит развить знания об истории и культуре России, русском народном творчестве .Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства стал первым музеем в...

Паспорт мини-музея «Матрешка – символ русской народной культуры»

Паспорт мини-музея«Матрешка – символ русской народной культуры»- Воспитывать интерес к созданию музея и бережное отношение к егосодержимому.Разделы и экспонаты: Мини-музеи в гру...

Конспект экскурсии в музей детского сада "Русская изба"

Конспект экскурсии по ознакомлению старших дошкольников с русской избой, с одеждой русского народа, домашней утварью, игрушками....

Экскурсия в музей Матрешки

Конспект НОД для старшей и подготовительной группы...

Конспект занятия "Матрешка- символ русской души"

Матрёшка…эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки во всём мире. Но матрёшка – это не просто сувенир для туристов, она является символом, хранительницей исконной ру...

"КОКОШНИК – СИМВОЛ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА" презентация

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КОКОШНИК – СИМВОЛ  РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА" мастер - класс для педагогов...