"КОКОШНИК – СИМВОЛ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА" презентация
презентация

Мавлютова Елена Александровна

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КОКОШНИК – СИМВОЛ  РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА" мастер - класс для педагогов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОКОШНИК – СИМВОЛ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА "

Слайд 2

Цель мастер класса : Привлечение интереса и внимания к русскому народному костюму, как одному из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства Задача мастер класса : 1Узнать об истории возникновения кокошника, его значимости для русского народа. 2 .Изготовление кокошника для праздничных мероприятий в ДОУ; 3 .Закрепление приемов изготовления кокошника своими руками; 4 .Развивать креативность, прививать чувство сплоченности в коллективе воспитателей. 5 .Познакомить с технологией изготовления кокошника из подручных материалов. 6 .Развивать творческое мышление и желание творить своими руками. 7 .Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование данного приёма в своей практике

Слайд 3

Кокошник иногда называют «забытой короной русских красавиц». Это действительно так: он давно стал национальным символом России, как кимоно у японских барышень, как задорные яркие венки у украинских девушек.

Слайд 4

В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность. Если обратиться к справочникам, кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма. Женщины полностью прятали волосы под головным убором, так как по старинным обычаям показывать их было нельзя. В старину кокошник носили только замужние женщины. Часто поверх кокошника накидывали платок или фату. Примерно как здесь:

Слайд 5

Но девушкам тоже обижаться не приходилось — их головные уборы были не менее богатыми и красивыми. При этом коса — девичья краса и часть макушки всегда оставались открытыми . Ф. Будкин . Девушка у зеркала

Слайд 6

История кокошника полна тайн и загадок. Кокошник известен со времен Древней Руси. Однако точное время его возникновения неизвестно. Уже в погребениях Новгорода, относящихся к X-XII веку, встречается некое подобие кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей.

Слайд 7

В Новое время вплоть до 1920-х кокошник сохранялся как часть традиционного обрядного убора невесты (девичья прическа торжественно заменялась кокошником или кикой). Жемчужный кокошник молодая надевала на свадьбу после венчания, носила его до появления первого ребенка, а затем — только по праздникам и особо торжественным случаям. Небогатым семьям приходилось заказывать кокошник бисерный, но появиться в таком, скажем, в день свадьбы считалось зазорным и приходилось на время торжества занимать у соседей «жемчужный».

Слайд 8

В старину девицы молились о своем замужестве в день Покрова такими словами: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком , золотым подзатыльничком !» . В некоторых местностях кокошник носили только новобрачные в течение трех дней после свадьбы — это было характерно для тех местностей, где кокошники уже исчезали, заменяясь простыми платками или же городскими шляпками В XIX в. он бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в боярской среде. Русская красавица. Автор: Константин Маковский

Слайд 9

Рогатая кичка – головной убор крестьянок Рязанской губернии конец XIX - начал о XX Андрей Ремнёв «Кичка рогатая» 2007 Праздничный головной убор замужней женщины (преимущественно северно-русский). Впервые «чело кичное » упоминается в документе 1328 года. Рогатые кики носились ещё в древности, их особенная форма была связана с существующими в то время поверьями. Позже кика стала атрибутом наряда новобрачной и замужней женщины, так как она, в отличие от девичьего «венца» полностью скрывала волосы. В связи с этим кика стала именоваться «короной замужества». Ки́ка, кичка

Слайд 10

Но если кичка была чисто крестьянским убором , то в городах и крестьянки, и мещанки, и купчихи носили кокошник. Фотография начала XX века

Слайд 11

Изготавливался кокошник на заказ профессиональными мастерицами — « кокошницами », владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с фабричными тканями, которые обычно работали в больших сёлах, в городах или при монастырях. Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями, поэтому кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству из поколения в поколение

Слайд 12

Впервые само название "кокошник" встречается в документах XVI века и происходит от древнеславянского слова " кокош ", означающего курицу-наседку или петуха Характерной чертой этого головного убора является гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и Владимирской землях кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В Симбирской же губернии женщины носили кокошники полумесяцем. В других местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок», «наклон», « злотоглав », « рогачка », « кокуй », «сорока».

Слайд 13

1. Каргопольский . 2. Однорогий костромско -ярославский. 3. Владимирско -ярославский. 4. Псковский с шишками. 5. Новгородская «кика». 6. Моршень . 7. Московская «кичка». 8. Моршень . 9. Шеломок . (рис. Н.Е. Федорченко) Существовало несколько видов и форм кокошников: однорогий, двурогий, конусообразный, цилиндрический, седлообразный и другие

Слайд 14

Диалектические названия кокошника: кокошка , кокуй , златоглав, головка, шеломок , ряска, каблучок

Слайд 15

В каждой области правила и традиции ношения кокошников были особенные

Слайд 16

Владимирско -Нижегородский кокошник Средина 19-го века. 17.8 x 104.1 см. Шёлк, стекло, металлическая нить, полудрагоценные камни, жемчуг, хлопок (Из коллекции Н.Л. Шабельской Калужский кокошник . Средина 19-го века. 21.6 x 105.4 см. Шёлк, жемчуг, металлическая нить, хлопок, бумага. (Из коллекции Н.Л. Шабельской )

Слайд 17

Архангельская область Олонецкая губерния

Слайд 18

Вологодская губерния Курская область

Слайд 19

Ткань для кокошника вышивали золотом, серебром и жемчугом, а затем натягивали ее на твердую (берестяную, позже картонную) основу. Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Кокошники были очень разнообразны по конструкции и характеру украшений. Они имели матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями — сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна — низко спадающие на плечи нити жемчужных бус. Кокошники считались большой семейной ценностью . К.Е. Маковский Боярышня у окна с прялкой

Слайд 20

Особое внимание уделялось орнаменту, украшавшему кокошник. В середине, как правило, располагалась стилизованная "лягушка" – символ плодородия. по бокам - S-образные фигуры лебедей - символов супружеской верности. Тыльная часть была особенно богатой. На ней традиционно вышивали стилизованный куст, который символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение. А на этом «кусте» были и птицы, и плоды с семенами и много других символических знаков. Таким образом, кокошник был ещё и оберегом.

Слайд 21

Изгнанный из высших слоев общества при Петре Великом, который запретил боярышням носить кокошник указом, кокошник был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, воскресившей моду a la russe в понимании XVIII века и вернувшей его в маскарадный костюм. Проявляется внимание и к женскому боярскому и царскому костюму Московской Руси XVII в. В 1812-14 годах в моду вошли красные и синие русские «сарафаны» с ампирной талией и филигранными пуговицами впереди. Так одевались и русские императрицы .

Слайд 22

Война с Наполеоном, всколыхнув небывалую волну русского патриотизма, вернула интерес ко всему национальному. На портретах того грозного времени в них запечатлены и англичанки, и императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, и даже француженки. Прорусское движение в моде вернуло в светское общество некое подобие старинных кокошников. Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Елизавета Федоровна Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Мария Павловна

Слайд 23

В 1834 году Николай I издал указ, вводив­ший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки с шлейфом. Кокошники в сочетании с придворным декольтированным платьем оставались в гардеробе фрейлин до революции.

Слайд 24

Во 2-й половине ХIХ века взлет стиля историзм вылился, в частности, в коллекционирование русской старины и вызвал всплеск интереса к русскому костюму. В царствование Александра II и Александра III создавалось множество произведений в псевдорусском и неорусском стиле, кроме того, пышные театрализированные постановки на тему русской истории демонстрировали роскошь костюма. Пиком этой моды стал Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, гости которого были одеты по моде XVII века, в частности, в «часто утрированные в «оперном» стиле русские кокошники».

Слайд 25

Кокошники, в которых блистали аристократки на этом балу, впоследствии послужили образцами для копирования в кустарных работах русской эмиграции, поскольку многие участники этого события стали беженцами. Стоит ли теперь удивляться, что, отправляясь в вынужденное изгнание, часть аристократии захватила с собой именно предметы псевдорусской моды — придворные платья и кокошники, что рассеяны теперь по музеям мира. Невозможно перечислить всех знаменитых невест мира, выходивших замуж в 20-е годы в подобиях русских княжеских кокошников.

Слайд 26

Невозможно перечислить всех знаменитых невест мира, выходивших замуж в 20-е годы в подобиях русских княжеских кокошников . Достаточно упомянуть, что английская королева Мария, бабушка королевы Елизаветы II, венчалась в уборе, напоминавшем русский кокошник.

Слайд 27

Кокошник оставался элементом русского сценического костюма. Он был неким символом России на протяжении долгих лет. Кокошники можно было увидеть и в кабаре, и на концертных представлениях. Особую роль играл Государственный хореографический ансамбль танца «Берёзка», сценические костюмы которого воплотили в себя все идеи предшествующих веков — от Екатерины до советских костюмеров-сказочников.

Слайд 28

А прекраснейшие кокошники на актрисах в советских сказках! Это и Царевна-лебедь, и Снежная королева, и Царевна Насмеяна , Хозяйка медной горы. Такие изумительные костюмы могли придумать только мастера-костюмеры, основываясь на истории кокошника, имея перед глазами самые изящные образцы этого головного убора. Кащей Бессмертный

Слайд 29

«Василиса Прекрасная»

Слайд 30

«Садко»

Слайд 31

И даже в современной моде кокошник обыгрывают законодатели мод

Слайд 32

Один из костюмов принцессы Амидалы («Звёздные войны») — золотой дорожный костюм — основан на русском народном костюме с кокошником.

Слайд 33

В современной культуре кокошник является атрибутом новогоднего костюма Снегурочки .

Слайд 34

В общем, кокошник – это аксессуар, который переживал взлеты и падения. Из головного убора простолюдинок он превратился в роскошные тиары, которые носили принцессы, королевы и императрицы. Пожалуй, это единственный элемент русского костюма, который смог пройти сквозь эпохи и остаться популярным. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое развитие по декоративному рисованию на тему:” Маски и кокошники для кукол” в средней группе детей дошкольного возраста

Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, интерес к изобразительной деятельности. Закреплять приёмы и способы рисования кистью точек, мазков, колец, прямых линий,уме...

мастер-класс: "Кокошник"

Мастер-класс: "Кокошник" - это подробная и доступная инструкция к изготовлению кокошника. Она предназначена как для начинающих педагогов, так и для детей. В наше время особенно актуально изготовление ...

"Короны и кокошники"

Конструирование из бумаги на основе цилиндра...

Конспект занятия по ИЗО деятельности (аппиликация) "Русский кокошник"

Занятие направлено на ознакомление  детей со своеобразием русского национального женского костюма и головных уборов. Научит узнавать на иллюстрациях предметы женской русской одежды и головные убо...

Презентация: Русский головной убор - КОКОШНИК.

Русский головной убор КОКОШНИК.СЛАЙД 1«..Национальная одежда дает человеку ощущения единства со своим народом, устанавливает связь через века с прошедшими и грядущими поколениями, вплетает личность в ...

Конспект НОД "Украшение кокошника русским народным орнаментом с использованием нетрадиционной техники пластилинографии

Тема: «Украшение кокошника русским народным орнаментом с использованием нетрадиционной техники пластилинографии» Цель: закрепить знания детей о русском народным орнаменте, ...