«Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе экологического воспитания»
методическая разработка (средняя группа) по теме

Курбатова Юлия Александровна

Современное общество нуждается в  личности, способной к познавательной деятельности, к проявлению   инициативности и творчества.

Проблема развития  дошкольника, подготовки его к школе,  сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников.

Это одна из самых актуальных проблем в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его интересу, инициативности и деятельности,  является  предпосылкой формирования интеллектуальных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_ekologii.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка-детский сад № 5 «Ромашка»

«Развитие познавательного интереса

у детей среднего дошкольного возраста»

«Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе экологического воспитания»

Подготовила воспитатель: Курбатова Ю.А.

 

Актуальность проблемы. Современное общество нуждается в  личности, способной к познавательной деятельности, к проявлению   инициативности и творчества.

Проблема развития  дошкольника, подготовки его к школе,  сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников.

Это одна из самых актуальных проблем в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его интересу, инициативности и деятельности,  является  предпосылкой формирования интеллектуальных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.

Дошкольник среднего возраста проявляет инициативу, наблюдает, стремится разузнать, интересуется явлениями живой и неживой природы.

Познавательные интересы, внимательное рассматривание, самостоятельный поиск информации, стремление узнать у воспитателя ответы на все интересующие вопросы - типичная особенность этого возрастного периода.

Значительным средством развития познавательного интереса  дошкольников среднего возраста является образовательная деятельность.

В своей работе я использую комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы», экологическое воспитание согласно образовательной программе ДОУ дополнено парциальной программой «Наш дом-природа» Рыжовой.

При проведении познавательных занятий использую элементы занимательности, игру, все необычное, неожиданное. Это вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания.

В процессе образовательной деятельности, проводимой в игровой форме, дети  осуществляют различные упражнения, где им приходится сравнивать предметы, выискивать общее и отличное в строении, свойствах объектов, делать логические выводы и умозаключения.

Использую игровые технологии, развивающие любознательность, наблюдательность и познавательный интерес.

Экологические игры: «Отгадай, какая птица»,  «Живая и неживая природа» «Угадай, что в мешочке». Использую приемы «Чего не хватает?», поиск информации по книгам, фотографиям, обмен информацией «Я сегодня узнал».

Организация самостоятельной познавательной деятельности детей


В рамках реализации этого блока развиваю творческую активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Каждый ребенок получает возможность самореализации. Важное значение имеет развивающая среда в группе и на территории детского сада. Среда наполнена различными объектами для наблюдения: «Птичий город», «Озеро фламинго» с рыбами, лягушками, головастиками и водными растениями, «Поляна сказок», альпийская горка, питомник для растений, различные деревья,  кустарники, цветы и травы,  уголок «нетронутой» природы.

«Экспериментирование и опыты»

В группе создана мини-лаборатория, наполненная материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, а также позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях.

Дети учатся сравнивать, экспериментировать, моделировать.

Мы коллекционируем разнообразные объекты: камни, семена, пуговицы,  бусинки и др.

Проектный метод как вариант интеграции образовательного процесса

 Для обеспечения познавательной активности детей использую проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей.
Проектная деятельность обогащает ребят новыми знаниями, развивает речь и учит самостоятельно добывать нужную информацию. Эту работу провожу в тесной связи с родителями.

Мы уже успешно завершили краткосрочные проекты:

«Огород на окне», где дети выращивают травку для зимующих птиц, рассаду, проводили опытническую работу, учились делать простые умозаключения, убедились в том,  какую роль играют свет, вода, тепло в жизни растений;

«Спасем птиц» во время этого проекта дети узнавали условия жизни знакомых птиц, роли человека в жизни зимующих птиц.

«В поисках невидимки»- мы исследовали простейшие свойства воздуха.

 Экологические праздники 

Особенно дети любят праздники и развлечения.

«День Нептуна», «В гостях у Лесовичка», «Спасем птиц», «День воды», «Чудо-дерево».

Я не утверждаю, что мне полностью удалось решить проблему развития познавательного интереса и наблюдательности у детей, но уже сегодня можно утверждать, что у большинства моих воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира.

Работу продолжим в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов. Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая...

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой»

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов....

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой.

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов.Познавательное отношение к природе как задача экологического воспитания детей.Методы и приемы воспитания у детей...

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой"...