Технологические карты
методическая разработка
технологические карты
Скачать:
Предварительный просмотр:
Модель системного мышления
Технологическая карта по усвоению детьми способов систематизации объектов.
Цель: Способствовать формированию у детей основ системного мышления. Умение достраивать информацию и элементарно прогнозировать развитие систем. Создать условия для усвоения обобщенной модели систематизации объектов.
Наглядность:
6 | 3 | 9 |
4 | 1 | 7 |
5 | 2 | 8 |
НАДСИСТЕМА | ||
6 Место обитания объекта в прошлом | 3 Место объекта в настоящем | 9 Место объекта в будущем |
СИСТЕМА | ||
4 Прошлое объекта и его функции | 1 Объект в настоящее время, его функции или какое-либо свойство | 7 Будущее объекта, его функция |
ПОДСИСТЕМА | ||
5 части объекта в прошлом | 2 Части объекта в настоящем | 8 Части объекта в будущем |
Картинки объектов по темам.
- В повседневной жизни обращать внимание детей, на какой-нибудь объект живой природы, который меняется во времени по частям, по свойствам, по месту. Например, комнатное растение (цветущее) – в прошлом бутоны, в настоящем цветы, в будущем цветы высохнут. Место цветка на подоконнике, и этот цветок время от времени нужно поворачивать к солнцу.
- Предложить девятиэкранную таблицу и назвать ее «Волшебный экран». Объектов для систематизации берется из живой природы.
- По мере усвоения мыслительной операции «систематизация» на системном операторе помещаются объекты живой и неживой природы, рукотворного мира.
При систематизации объектов рукотворного мира вводится понятие «противоречие» и осуществляется прогноз развития данного объекта через разрешение противоречия с использованием противоречий.
- Рекомендуется систематизировать образы литературных героев.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта освоения детьми способов классификации объектов
Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу классификации объектов материального мира и сужения поля поиска с помощью отсечения несущественных признаков. Создать условия обобщенной модели сужения поля поиска на основе выявленных признаков.
- Организовать и постоянно пополнять картотеку предметных картинок для самостоятельного рассматривания детьми. Обсуждать с детьми классификационную принадлежность объекта, изображенного не картинке. Например, лопата-рукотворный мир, человек делает ее своими руками, чтобы копать.
- Предложить игру «Мир вокруг нас».
- По мере формирования классификационных навыков игра «Мир вокруг нас» проводиться без наглядности. Ведущий называет объект, а ребенок называет к какой классификационной группе он относится.
Например, объект «курица» - природный мир, живая природа, мир животных, птица.
- Вводится игра «Да-нет», на классификационные признаки объектов.
- С 5-5,5 лет дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, могут научить кого-либо играть в классификационную игру «Да-нет»
Предварительный просмотр:
Технологическая карта освоения детьми способов морфологического анализа
Цель: Способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их созданию с помощью сочетания новых частей. Создать условия для усвоения обобщенной модели комбинаторики.
Наглядность: создать таблицу с некоторым количеством ячеек.
Набор предметных картинок с изображением объектов, явлений. Схемы имен признаков, вопросов, преобразователей.
- Предложить детям МТ с одним вертикальным и четырьмя горизонтальными показателями. На вертикальной стороне какой-либо объект(Тетрадь), на горизонтали –образцы плоскостной формы (треугольник, квадрат, овал). Объект преобразуется по форме и появятся три новых вида тетрадей.
- Можно увеличивать число вертикальных и горизонтальных показателей по запланированным темам. Морфологический анализ проводиться с целью общих частей объектов и созданию фантастических путем добавления новых частей.
- Использование МТ в различных видах интеллектуально-творческой деятельности согласно программе обучения детей.
- С 5-5,5 лет дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя могут научить кого-либо осуществлять элементарный морфологический анализ с помощью МТ.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по освоению детьми способа анализа литературных произведений
Цель: Создать условия для усвоения обобщённой модели анализа литературного произведения. Научить анализировать литературные тексты, исходя из способов решения проблем героями.
- В повседневной жизни детей при чтении сказок обращать внимание на проблемы героев и способы их решения, обсуждать «+» и «-» результаты поступков героев. Фиксировать внимание детей на жизненные правила, которые дарят «герои».
- Предложить детям побеседовать по знакомым сказкам и найти в них правила жизни. Используется таблица:
ГЕРОИ | ГЕРОЙ 1 | ГЕРОЙ 2 | ГЕРОЙ3 | …….. |
Их проблемы | ||||
Желания (цели) | ||||
Действия по реализации цели или решению проблемы | ||||
Помощники | ||||
Результаты («+» или «-») | ||||
Свойства характера героев | ||||
Вывод: совет герою или мудрость жизни, которую он нам «дарит» |
Объединение героев в сказке идет на основе одинаковых целей и действий при решению проблем.
- По мере усвоения детьми мыслительных операций анализа литературных текстов собирается копилка мудростей (правил поведения). Проводятся сравнения героев по целям-действиям-результатам. Рекомендуется классифицировать проблемы героев и способы их решения. Воспитателем они записываются, иллюстрируются детьми.
- Рекомендуется обращать внимание н проблемы героев:
-решал проблем с помощью за счет других и решил проблему и поэтому герою стало хорошо
- решал проблем с помощью за счет других и решил проблему и поэтому всем стало хорошо
-решал проблему самостоятельно и поэтому всем стало хорошо
- кто-то решал за него эту проблему и поэтому ему стало еще хуже
- не увидел сразу проблему и поэтому всем стало плохо
- решал проблему неумело и поэтому всем стало плохо.
5. Дети самостоятельно объясняют значение пословицы «Сказка ложь, да в ней намек-добрым молодцам урок» с примерами из аналитических таблиц.
6. С 6 лет дети самостоятельно или с помощью воспитателя могут научить кого-либо анализировать литературный текст.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по освоению детьми способа пересказа текста
Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу пересказа текста. Создать условия для усвоения обобщенной модели пересказа.
- Обсудить с детьми, что такое пересказ и как правильно это делать.
- Повторное чтение и схематизация текста для пересказа. Обыгрывание театральной постановки текста.
- Пересказ текста кому-нибудь из взрослых Текст пересказа ребенком записывается.
- Повторить этапы пересказа текста с детьми
- Дети самостоятельно или с помощью воспитателя объясняют правила пересказа текста.
- С 6 лет самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя могут научить кого-либо пересказывать текст.
Предварительный просмотр:
Итоговое интегрированное занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
«Путешествие в страну Знаний»
Подготовила: Матвеева Марина Анатольевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Цель: закрепление и обобщение полученных за учебный год знаний.
Задачи:
Образовательные: совершенствование порядкового счета в пределах 10, закрепить знания в познавательном развитии (раздел мир природы и человека), упражнять детей в делении слов на слоги, выделении начальных и конечных звуков, умении выполнять звуковой анализ слова.
Развивающие: развивать навыки ориентировки в пространстве, развивать логическое мышление, развивать умение решать примеры в уме или со зрительной опорой, развивать умение преобразовывать геометрические фигуры
Воспитывающие:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать положительной отношение к учебной деятельности, воспитывать навык сотрудничества на занятии.
Коррекционно-развивающие: развитие мыслительной и речевой деятельности, навыков ориентировки в пространстве, речевого слуха, логического мышления.
Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Оборудование: указатели 4 шт.(направо пойдешь в царство математики попадешь, налево пойдешь ум разомнешь, вперед пойдешь портфель соберешь, назад пойдешь слово узнаешь); изображения лягушек 10шт. с цифрами от1-10; лягушки 5шт. с примерами в пределах 10; кадушки 10 шт. с цифрами от 1-10; квадраты по количеству детей, ножницы; схему слова и квадратики звуковые; портфели 3 шт. с цифрами 1,2,3 (либо один набор или на каждого ребенка), изображения: краски, ручка, тетрадь, кисточка, линейка, карандаш; пятерки на каждого ребенка
Ход занятия:
Воспитатель:
- Здравствуйте ребята!
Дети:
-Здравствуйте Марина Анатольевна
- Вы уже заметили, что сегодня у нас в группе гости. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель:
-Вы стали взрослыми, многому научились и много узнали. Все эти знания понадобятся вам в школе. Сегодня мы отправимся в страну знаний. Поможет нам в этом путеводный камень. Ребята посмотрите, на нем указатели.
Воспитатель читает указатели. (на право пойдешь царство математики попадешь, и т.д.)
Воспитатель: Прежде чем отправимся в путь я напомню правила поведения.
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Воспитатель: Чтобы пойти в правильном направлении я должна проверить как вы ориентируетесь в пространстве. Поиграем в игру
Игра: «Встань, где я скажу»
Внимательно слушайте и выполняйте!
___ встает за мной
___ справа от меня
___ слева от меня
___ передо мной
___ между ___ и мной
___встанет перед ___
___ справа от ___
___ встанет за ___
___ встанет перед ___
___ встанет между ___ и ___
___ перед ___
___ слева от ___
Воспитатель:
- Вижу, что не заблудитесь, можно отправляться в путь. Для этого нужно выбрать направление и найти задание. (задания выполняются в зависимости от направления, это не принципиально)
- Выбирайте куда отправимся?
Дети выбирают направление
Воспитатель:
-Отлично, идем.
Дети идут в выбранном направлении и ищут задание.
Последующие задания выполняются в соответствии с выбранным направлением.
Задание Умная разминка
1. Треугольник, круг, квадрат, карандаш?(карандаш)
2.Цыпленок в детстве (яйцо);
3. Какой самый страшный враг леса? (Пожар.)
4. Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора? (по «зебре»);
5. Назовите весенние месяцы (март,апрель,май);
6. Когда мы просыпаемся (утром);
7. Страна, где мы живем? (Россия);
8. Кто старше , папа или дедушка? (дедушка)
9. Соседи числа 4 (3 и 5);
10. Как называется наш город? (Югорск).
11. Растёт ли дерево зимой?(Нет, замирает.)
12. Каша бывает…. (манная, рисовая, гречневая).
13.Назови одним словом: автобус, самолет, трамвай.(транспорт)
Задание от Королевы чисел
Воспитатель: Нужно решить веселую задачку
«У стены стоят кадушки, в каждой кадушке по одной лягушке. Если было 8 кадушек, сколько было в них лягушек? (8)».
Воспитатель:
-Молодцы, на каждой кадушке есть цифра, расставьте их по порядку.
Дети выполняют.
Воспитатель: - Посчитайте их по порядку
Дети пересчитывают кадушки (первая, вторая и т.д.)
Воспитатель:
-Какие по счету кадушки с красной крышкой? (зеленой крышкой, синей крышкой и т.д.)
- Посмотрите лягушки не простые, на каждой лягушке пример, его нужно решить и поселить в кадушку с нужной цифрой. (3-5 примеров )
(Для неговорящих детей можно предложить вариант: собрать животных из геометрических фигур, или разместить лягушек в кадушки с соответствующей цифрой)
Воспитатель:
-Следующее задание на смекалку. Катится по столу колесо разноцветное: один угол у него – красный, другой – зеленый, третий – желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим? (колесо круглое, у него нет углов)
-На столах у вас находится квадрат, как из него можно сделать круг?
Дети:
- Срезать углы (дети срезают углы)
Воспитатель:
-Что у вас получилось?
-Как из круга получить полукруг? Из квадрата треугольник?
(ответы детей)
Задание «Собери портфель в школу» (деление слов на слоги).
На столе лежат изображения школьных принадлежностей. У каждого из вас есть портфель, на котором обозначено количество слогов. Необходимо разложить школьные принадлежности в портфели с таким же количеством слогов. (крас-ки, руч-ка, тет-радь, днев-ник, кис-точ-ка, ли-ней-ка, ка-ран-даш, ре-зин-ка, …) (плохо говорящие дети называют предметы пока дети раскладывают принадлежности по портфелям)
Воспитатель:
-Давайте проверим все ли справились с заданием.
(вместе с воспитателей прохлопывают и проверяют)
- А теперь давайте вспомним, чем отличается звук от буквы? (Звук слышим, произносим. Букву видим, пишем)
- Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
- Какие звуки называются гласными? (которые тянуться, поются, не имеют преград при произношении)
- Какие звуки называются согласными (которые при произношении встречают преграду: губы, зубы, язык)
- Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)
Игра «Узнай слово». Необходимо по заданным звукам из слов составить новое слово. Работа на листах.
Последний звук слова МАЛЫШ
Первый звук слова КРЫША
Последний звук слова ЭСКИМО
Второй звук слова КЛАД
Третий звук слова СКАЗКА
Какое слово у вас получилось (школа)
(воспитатель выкладывает названные буквы)
Сколько слогов в слове школа ( 2)
Воспитатель:
-Молодцы. Возьмите схему слова и сделайте звуковой анализ слова ШКОЛА.
(Дети выполняют самостоятельно звуковой анализ слова)
-Давайте проверим, что получилось.
Рефлексия:
-Вы отлично поработали. Мы нашли путь в страну Знаний, где еще больше новых открытий, знаний и друзей. Давайте вспомним какие задания выполняли?
Какие задания для вас были легкими? Какие трудными?
-Что ж я думаю каждый заслужил оценку пять.
(Воспитатель раздает пятерки)
Приложение 1
Задание Умная разминка
1. Треугольник, круг, квадрат, карандаш?(карандаш)
2.Цыпленок в детстве (яйцо);
3. Какой самый страшный враг леса? (Пожар.)
4. Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора? (по «зебре»);
5. Назовите весенние месяцы (март,апрель,май);
6. Когда мы просыпаемся (утром);
7. Страна, где мы живем? (Россия);
8. Кто старше , папа или дедушка? (дедушка)
9. Соседи числа 4 (3 и 5);
10. Как называется наш город? (Югорск).
11. Растёт ли дерево зимой?(Нет, замирает.)
12. Каша бывает…. (манная, рисовая, гречневая).
13.Назови одним словом: автобус, самолет, трамвай.(транспорт)
Приложение 2
Задание от Королевы чисел
Воспитатель: Нужно решить веселую задачку
«У стены стоят кадушки, в каждой кадушке по одной лягушке. Если было 8 кадушек, сколько было в них лягушек? (8)».
Воспитатель:
-Молодцы, на каждой кадушке есть цифра, расставьте их по порядку.
Дети выполняют.
Воспитатель: - Посчитайте их по порядку
Дети пересчитывают кадушки (первая, вторая и т.д.)
Воспитатель:
-Какие по счету кадушки с красной крышкой? (зеленой крышкой, синей крышкой и т.д.)
- Посмотрите лягушки не простые, на каждой лягушке пример, его нужно решить и поселить в кадушку с нужной цифрой. (3-5 примеров )
(Для неговорящих детей можно предложить вариант: собрать животных из геометрических фигур, или разместить лягушек в кадушки с соответствующей цифрой)
Воспитатель:
-Следующее задание на смекалку. Катится по столу колесо разноцветное: один угол у него – красный, другой – зеленый, третий – желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим? (колесо круглое, у него нет углов)
-На столах у вас находится квадрат, как из него можно сделать круг?
Приложение 3
Задание «Собери портфель в школу» (деление слов на слоги).
На столе лежат изображения школьных принадлежностей. У каждого из вас есть портфель, на котором обозначено количество слогов. Необходимо разложить школьные принадлежности в портфели с таким же количеством слогов. (крас-ки, руч-ка, тет-радь, днев-ник, кис-точ-ка, ли-ней-ка, ка-ран-даш, ре-зин-ка, …) (плохо говорящие дети называют предметы пока дети раскладывают принадлежности по портфелям)
Приложение 4
Игра «Узнай слово». Необходимо по заданным звукам из слов составить новое слово. Работа на листах.
Последний звук слова МАЛЫШ
Первый звук слова КРЫША
Последний звук слова ЭСКИМО
Второй звук слова КЛАД
Третий звук слова СКАЗКА
Какое слово у вас получилось (школа)
(воспитатель выкладывает названные буквы)
Сколько слогов в слове школа ( 2)
Воспитатель:
-Молодцы. Возьмите схему слова и сделайте звуковой анализ слова ШКОЛА.
(Дети выполняют самостоятельно звуковой анализ слова)
-Давайте проверим, что получилось.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
Выполнила: воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» Матвеева Марина Анатольевна
Тема: «В мире загадок»
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Образовательная область: речевое развитие
Цель НОД: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления загадок.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять умение составлять образные характеристики предметов с помощью модели составления загадок.
Развивающие:
- Развивать творческую речевую деятельность, умение анализировать.
-Развивать логическое и наглядно-образное мышление.
-Развивать умение выделять характерные признаки объекта, сравнивая их со значением этого признака у другого объекта.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к фольклору через использование малого жанра – загадок.
- Воспитывать дружеское отношение друг к другу, умение слушать своих товарищей.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Оборудование:
Наглядные пособия: Дидактическое пособие «Царица загадок» на каждого ребенка-8 шт., раздаточный материал-имена признаки, картинки различных объектов (шишка, цыпленок, морковь, ёж-2 комплекта)
Этап занятия | Задачи этапа | Деятельность воспитателя | Деятельность обучающихся | Методы, формы, приемы деятельности | Результат |
I.Вводная часть Организационный момент - | Положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, организация направленного внимания, формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах | - Предлагаю вам поздороваться необычным способом, не со всеми сразу, а по очереди. Те, кто считает, что я поздоровалась с ними должен встать и сказать: «Здравствуйте». «Те, кто выспался сегодня, здравствуйте», «Те, у кого хорошее настроение, здравствуйте», «Те, кому грустно сегодня, здравствуйте», «Те, кто хочет умным быть, здравствуйте», «Те, кто хочет заниматься, здравствуйте» -Ребята, когда я сегодня пришла в нашу группу, то увидела на столе книгу. Открывать ее не стала, так как подумала, что вам тоже будет интересно посмотреть, о чем она. Давайте ее откроем. Здесь что-то написано и больше в ней ничего нет. Как же узнать, о чем была написана книга? -Давайте прочитаем то, что написано может это поможет нам узнать, о чем была книга. | -Здравствуйте! (Здороваются те дети, к кому это относиться.) -Нужно ее прочесть. | Психогимнастика, игровой момент и сюрпризные моменты, беседа, создание проблемной ситуации. | Психологическая и формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания, внутренняя мотивация на деятельность. |
II. Основная часть Актуализация знаний Динамическая пауза Самостоятельная работа III Рефлексия | Развивать умение выделять характерные признаки объекта, сравнивая их со значением этого признака у другого объекта. Развивать творческую речевую деятельность, умение анализировать. Воспитывать интерес к фольклору через использование малого жанра – загадок. Закреплять умение составлять образные характеристики предметов с помощью модели составления загадок. Развивать логическое и наглядно-образное мышление. | (Воспитатель читает, что написано в книге) «По веткам скачет, как птица, -Кто это? (Далее воспитатель зарисовывает значение и имя признака) -Скачет по веткам-это значение какого имени признака? -Рыжая-значение какого имени признака? -Что еще нужно для того чтобы составить загадку? -Какой объект имеет такое же значение имени признака-скачет по веткам? -Кто по цвету такой же рыжий? - Мы назвали объекты, которые имеют такие же признаки. Что получилось? -Правильно, получилась модель составления загадки. Давайте ее вместе прочитаем. (Воспитатель вместе с детьми по схеме читает загадку.) - О чем была эта книга? -Жаль, что она пустая, наверно там было очень много интересных загадок. Ребята, мы можем помочь книге и составить новые загадки? Прежде чем приступить к составлению загадок, повторить признаки. «Признаки» Вместе дружно на опушке Живут признаки в избушке Действие, много оно выполняет Помоет полы и белье постирает Раньше был мир грустным, унылым Цвет постарался и сделал красивым Часть очень важный признак на свете Нужен он всем и взрослым, и детям Он помогает все разобрать, а если нужно, то и собрать Части мы наши сейчас повторим, Чтоб закрепить из чего состоим: Руки, ноги и голова Живот, спина и глаза Ушки, лобик, щечки и вот Это рот- там звук живет Ну а теперь пора нам опять Снова с ними поиграть. -Посмотрите, у вас на столах приготовлен домик загадок и признаки. Они нам понадобятся для составления загадок. Вам нужно будет выбрать объект наугад и пройти за стол. (Воспитатель держит карточки картинкой вниз) - Используя домик загадок составьте загадку про тот объект какой вы выбрали. Загадки, которые у вас получились мы запишем в книгу загадок. -Все составили свои загадки? -Что нам для этого понадобилось? -Для чего мы использовали имена признаков? -Что еще нужно, чтобы составить загадку? -Я думаю, что наши загадки будут рады поселиться в этой книге. | - Белка -Имя признака действие. -Имя признака цвет. -Сравнить с другими объектами, найти такие же признаки у других объектов. -Птица -Лисица -Загадка (Дети читают по схеме загадку) -О загадках. -Да, можем. (Дети выполняют все по тексту) Дети выбирают себе карточку с объектом. Дети в парах самостоятельно составляют загадки используя модель «Царицу загадок» -Да -Домик загадок, признаки, объект. -для того чтобы назвать самое главное у объекта. - Найти, что бывает таким же. | Беседа, наглядность. Определение имени признака по его значению Нахождение этих значений имен признаков в других объектах, заполнение модели составления загадки. Поддержание познавательного интереса. заполнение модели составления загадки. Закрепление использования модели составления загадок. | Воспроизведение информации, необходимой для закрепления пройденного материала. Психологический настрой на продолжение работы. Эмоциональное удовлетворение от проделанной работы. |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
по теме: «Звук Т, буква Т»
Выполнила воспитатель: Матвеева Марина Анатольевна
Цель: Ознакомление детей с буквой и звуком «Т»
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить со звуком Т, как глухим согласным.
-Упражнять в умении определять место звука в слове.
-Упражнять в написании печатной буквы Т, сначала по точкам, а затем самостоятельно.
Развивающие:
-Способствовать развитию звуко - буквенного анализа, фонематического восприятия.
- развитие мелкой и общей моторики
Воспитательные:
- Прививать навык работать в определенном темпе.
- Воспитывать интерес к родному языку
Форма организации:
-групповая
-индивидуальная
Оборудование: Четыре домика (1- с красной крышей,2- с синей,3-с зеленой,4- с сине-зеленой), паровоз с тремя вагонами и слова (интеректив), картинки с чистоговорками,
пропись, песня про паровоз.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну, которой нет на нашем глобусе. В этой стране живут необычные жители.
-Вы готовы?
Ответы детей:
-Да
Воспитатель: Я знаю, что их по количеству всего 33. Вы наверно уже догадались как их называют?
Ответы детей: -Буквы
Воспитатель: -Молодцы, я хочу познакомить вас с одной из них. Чтобы узнать, что это за буква отгадайте загадку.
Вниз черту проводим снова.
Сверху шляпка и — готово.
Знают все ее вокруг,
Буква …(Т) — наш новый друг.
Совершенно верно это буква и звук «Т» и она зовет нас отправится с ней в путешествие.
Нам поможет транспорт, чьи колеса говорят: «Тук –тук, тук-тук»
Ответы детей: -это поезд
Воспитатель: -В путь (Звучит песня про поезд, дети на месте имитируют поездку в поезде)
-Первая остановка «Звуковая»
-в стране каждый звук живет в своем домике, а вот наш звук [Т] не может выбрать в какой дом ему поселиться. Давайте ему поможем.
(Дети селят звук в свой дом.)
Почему вы поселили звук Т именно в этот дом?
(ответы детей)
Правильно, потому что он согласный звук и бывает и твердым, и мягким.
(Звенит колокольчик)
Ребята, скажите почему прозвенел колокольчик?
(Ответы детей)
Возможно мы что забыли рассказать еще про этот звук. Какими еще бывают звуки?
(ответы детей)
Правильно звонкими и глухими. Как определить наш звук звонкий или глухой?
(Ответы детей)
Молодцы, пора отправляться в путь. (Звучит песня про поезд)
Остановка «Цветочкино»
Предлагаю выйти и размяться.
Физминутка:
Наши алые цветки распускают лепестки,
(медленно разжимают кулачки)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(покачивание кистями вправо и влево)
Наша алые цветки закрывают лепестки
(медленно сжимают кулачки)
Головой качают, тихо засыпают
(садятся на корточки и засыпают)
Воспитатель: - Ой, что это кажется наш поезд отправляется. Пора занять свои места.
(на экране паровоз с цифрами 1,2,3 и слова где звук т находиться в начале в середине и конце)
- Ребята, с нами решили отправить в путешествие и слова, но они не знают в какой вагон им сесть. Давайте им поможем.
(Игра «Пассажиры»)
Все расселись по местам, теперь можно отправляться в путь
(Звучит песня про поезд)
Воспитатель: Мы приехали на станцию «Болталкино»
Давайте поиграем со звуком Т.
Повторяйте за мной:
Так часы стучат –тик-так, тик-так
Так колеса стучат –тук-так, тук-так
Так стучит молоток-тук-ток, тук-ток
Так стучит каблучок –так-чок, так-чок
(Чистоговорки)
Та - та - та - у нас дома чистота. Ты - ты - ты - сметану съели всю коты. То - то - то - стали мы играть в лото. Ат - ат - ат - берем с собой самокат.
Теперь пора отправляться дальше.
(Звучит песня про поезд)
Воспитатель: - вот мы приехали на конечную станцию «Писалкино». Здесь вас ждет последнее задание, выполнив которое вы станете с буквой Т самыми лучшими друзьями.
(индивидуальная работа с прописью)
Воспитатель: - молодцы вы справились со всеми заданиями. Давайте еще раз повторим -Звук Т относиться к гласным или согласным звукам?
-Этот звук может быть твердым или мягким?
-Как определить какой звук по звонкости? Наш звук какой по звонкости?
-Теперь звук Т стал нашим лучшим другом.
Предварительный просмотр:
Выполнила: Матвеева М.А. воспитатель
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Пояснительная записка
Одним из направлений программы развития МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» – является внедрение технологии ОТМС-ТРИЗ – РТВ. Поскольку опыт направлен на формирование основ системного мышления дошкольников, как одной из составляющих готовности ребенка к обучению в школе, он отражает актуальные требования ФГОС ДО и направления развития системы образования города Югорска и Ханты-Мансийского автономного округа- Югры.
Конспект НОД по теме: «Насекомые» составлен в соответствии с задачами примерной основной образовательной программой дошкольного образования «Радуга». В соответствии с календарно – тематическим планом по образовательной области
«Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с окружающим» НОД по вышеуказанной теме проводится на 3-ей неделе сентября месяца. Конспект составлен для старшей группы (5-6 лет) по познавательному развитию. При подготовке к занятию была проведена предварительная работа по формированию представлений о насекомых через: отгадывание загадок, чтение стихотворений, сказок, прослушивание песен, рассматривание иллюстраций с изображением насекомых, проведение НОД - аппликации по теме «Насекомые», наблюдение в природе за насекомыми.
С целью формирования основ системного мышления дошкольников при организации НОД применяю адаптированные методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), общей теории сильного мышления (ОТСМ) и комплекса методов развития творческого воображения (методы РТВ).
Для формирования представлений воспитанников об объектах живой природы, в частности о насекомых, мной использованы такие методы технологии ОТСМ-ТРИЗ – РТВ как: системный оператор, линейная игра «Да-Нет». Эти методы позволяют формировать последовательность мыслительных действий и создают предпосылки к формированию самостоятельности в интеллектуально - творческой деятельности.
Научить детей сужать поля поиска в линейном ряду, закрепить понятия «середина»,
«слева», «справа», а также закрепить название представителей насекомых организовано через игру - линейная «Да-Нет».
Использование метода ОТСМ-ТРИЗ – РТВ «Системный оператор» позволяет рассмотреть развитие живого объекта во времени. Системный оператор - это девятиэкранная схема, позволяющая сформировать основы системного мышления по отношение к любому объекту. В представленной НОД по отношению к насекомому - бабочке. Каждая клетка экрана имеет свое значение, что позволяет обучать воспитанников системному анализу объектов:
Надсистема | ||||||
6. Место прошлом | объекта | в | 3. Место настоящем | объекта | в | 9. Место объекта в будущем |
Система | ||||||
4. Прошлое объекта | 1. Объект в настоящее время, для не живых объектов - его функция или какое-либо свойство, для живых объектов – что умеет делать, кто друзья | 7. Будущее объекта | ||||
Подсистема | ||||||
5. Части прошлом | объекта | в | 2. Части настоящем | объекта | в | 8. Части объекта в будущем |
С целью воспитания творческой, способной к самовыражению личности, а также для развития воображения, творческого, нестандартного подхода к решению задач считаю целесообразным осуществить интеграцию образовательной области
«Познавательное развитие» с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» через включение в заключительную часть НОД нетрадиционной техники рисования: монотипия.
При организации НОД выделяю следующие этапы:
- Мотивационный этап.
Водная часть предполагает: обеспечение психологической готовности и мотивации к предстоящей деятельности, организацию направленного внимания детей для принятия задач и вхождения в проблему.
- Содержательный этап.
Основная часть предполагает: актуализацию имеющихся знаний у детей, создание ситуации в которой возникает необходимость в получении новых представлений, знаний, решение задач НОД за счет использования разнообразных форм и методов, создание условий для разнообразной активной деятельности детей. Тем самым педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Также в данной части используется физминутка.
- Рефлексивный этап
Заключительная часть (рефлексия) направлена на подведение и обобщение итогов образовательной деятельности, оценку ее результатов с привлечением детей к самооценке. Эта часть также направлена на мотивацию детей перспективы НОД. В этот этап допускается включение продуктивной деятельности.
В результате проведения НОД воспитанники знают существенный признак насекомых, нескольких представителей насекомых, линию развития одного из представителей насекомых (бабочки). Умеют ориентироваться в пространстве, создавать творческие работы на заданную тему, оценивать свою деятельность, задавать вопросы на сужение поля поиска объектов. Данный конспект представлен на всероссийских конкурсах и достигнуты следующие результаты - призёр Всероссийского конкурса для педагогов «Росконкурс», направление «Основы педагогического мастерства»], Лауреат X Всероссийского конкурса разработок учебных занятий «Мастерская гения».
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»
Тема: «Насекомые»
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Образовательная область: познавательное развитие Цель НОД: Формировать представление о насекомых. Задачи:
Образовательные:
- учить отличать насекомых от других животных, выделяя их существенный признак;
- продолжать формировать умение ориентироваться в пространстве через закрепление понятий «середина», «слева», «справа»;
- закрепить название представителей насекомых;
- сформировать представление о развитии объекта природного мира во времени;
- формировать умения задавать вопросы.
Развивающие:
Развивать:
- основы системного мышления: умение сравнивать, анализировать и делать выводы;
- воображение;
- связную речь, обогащать словарный запас;
- навыки работы с акварельными красками.
Воспитательные: Воспитывать:
- интерес к познанию окружающего мира;
- бережное отношение к животной природе.
- способствовать формированию дружеских отношений между детьми.
Форма организации: групповая, индивидуальная
Интеграция областей: познавательное развитие, раздел: формирование ЭМП; речевое развитие; социально – коммуникативное развитие.
Оборудование: доска или мольберт; цветные изображения бабочки, кузнечика, пчелы, жука, мухи, муравья, стрекозы, комара, божьей коровки; девятиэкранная схема - системный оператор (размер одного экрана 20 х 20 см, размер всей таблицы 60 х 60 см). Таблица изготовлена на картонной основе, экраны представляют собой прозрачные карманы из плотного полиэтилена, игровое пособие «Да-Нет».
Раздаточное: акварельные краски, кисточки, альбомный лист формата А4, баночки с водой, тряпочки, клеёнки.
Этап занятия | Задачи этапа | Деятельность воспитателя | Предполагаемая деятельность обучающихся | Методы, формы, приемы деятельности | Результат |
I.Вводная часть Психологи ческий и организаци онный момент - 3 мин. | Положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, организация направленного внимания, формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах. | Здравствуйте, мои дорогие, И маленькие и большие! Вижу, как вы подросли, До чего же хороши! -Здравствуйте ребята.
Воспитатель осматривается вокруг. Ребята, а на поляне кроме нас никого нет, наверное, тут никто не живет.
Не звери и не птицы, То ползут, то могут в небо взвиться, То жужжат, то молчат, То кусают, то сидят, У них есть 3-и пары ног, и они нам знакомые Кто это, …. (насекомые)
-А кто из насекомых поселится на этой полянке нам поможет узнать игра «Да-Нет» Игра «Да-Нет» представляет собой полотно с кармашками для картинок. В соответствии с задаваемыми вопросами, воспитатель | - Здравствуйте Марина Анатольевна! Дети проходят на полянку, осматривают полянку. | Игровой прием, поддержание интереса к деятельности | Готовность к предстоящей деятельности. |
Учить отличать насекомых от других животных, выделяя их существенный признак | Дети слушают и анализируют, соотносят текст загадки с имеющимися знаниями | Беседа, отгадывание загадки | Знают существенный признак насекомых. | ||
II. Содержате льный этап 18 мин. Актуализа ция знаний | Продолжать формировать умение ориентироваться в пространстве через закрепление понятий: | Дети осознают и принимают поставленную задачу. |
Динамичес кая пауза – 2 мин. | «середина», «слева», «справа». Закрепить название представителей насекомых. Формировать умения задавать вопросы. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | закрывает ту часть, в которой не находится загаданный объект. Первый этап начинается с поиска середины. -Я хочу вам напомнить правила игры. Я загадываю объект, вы его отгадываете, задавая мне вопрос, а я отвечаю только да или нет. -Я загадала объект.
Следующий этап проводится снова с поиска середины. -Нет, этот объект не находится по середине. Как называется насекомое, которое находиться по середине? -Нет, этот объект не находиться слева от мухи.
-Да, этот объект муравей. Игра проигрывается еще 3-и раза. По этому принципу находят других насекомых: кузнечика, пчелу и бабочку.
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево.) | -Этот объект находиться посередине? -Жук -Этот объект находится слева от жука? -Этот объект находится справа от жука? -Этот объект находиться посередине? -Муха -Этот объект находится слева от мухи? -Этот объект находится справа от мухи? -Этот объект муравей? Дети выполняют движения за воспитателем. | Игровой прием, беседа | Знают нескольких представителе й насекомых, линию развития бабочки. Умеют ориентировать ся в пространстве, задавать вопросы на сужение поля поиска объектов. Снято напряжение: эмоционально |
Сформировать представление о развитии объекта природного мира во времени. | Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружится, вьется. (покружиться)
Воспитатель размещает куколку на системном операторе в центре.
Кокон — это будто сейф, который защищает тело насекомого, когда оно изменяет свою форму.
-Какие части есть у куколки?
-Какие части есть у гусеницы?
| -Куколкой.
Не может передвигаться
вместе с другими яйцами.
| Применение технологии ТРИЗ- модель системного мышления или «системный оператор» | е и физическое. Получен новый игровой опыт Умеют отвечать полным ответом |
Развивать основы системного мышления: умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Обогащать словарный запас Развивать связную речь Учить отличать насекомых от других животных, выделяя их существенный признак. |
-А теперь с помощью нашего волшебного экрана расскажите, как появляется бабочка? -Ребята, а я-что- то забыла, чем же насекомые отличаются от остальных живых объектов? -А у каких насекомых 3-и пары ног? -Вы правы, у всех насекомых по 3-и пары ног, этим они отличаются от других живых существ |
крыльев помогает бабочке прятаться от врагов.
насекомые. Предлагается детям рассказать этапы развития бабочки друг другу. И по желанию одному ребенку рассказать всем с использованием пособия «Системный оператор»
| Составление рассказа используя полученные знания с помощью «системного оператора» | Могут составлять связный рассказ Знают существенный признак насекомых. | |
III. Заключите льный этап Рефлексия - 4 мин. | Подведение итогов НОД, обобщение полученных знаний, развитие навыков работы с | - Молодцы, я хочу поблагодарить вас за помощь насекомым. Они поселились на поляне, а чтобы их окружали друзья, я предлагаю вам их нарисовать. Воспитатель задает вопросы индивидуально. | Дети обобщают полученные знания, оценивают свою деятельность | Беседа, обсуждение, фронтальная и индивидуальна я работа | Умеют оценивать свою деятельность. |
акварельными красками, интереса к творческой деятельности |
-Что для вас было самым трудным во время нашей встречи? Воспитатель предлагает детям занять места за столами, помогает, если возникают трудности в рисовании этой техникой. | Дети рисуют насекомых в нетрадиционной технике рисования монотипия, с которой они знакомы. | Продуктивная деятельность | Создали творческие работы, владеют техникой монотипия. Выставка детских рисунков. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»
Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»
Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»
Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»
Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)
Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)...

Технологическая карта НОД по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры с Машей» Ольга Макарова Технологическая карта НОД по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры с Машей»
Тема: «Пальчиковые игры с Машей»Возраст детей: 3-4 года (вторая младшая группа)Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познават...











