Технологические карты
методическая разработка на тему

Матвеева Марина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Модель системного мышления

Технологическая карта по усвоению детьми способов систематизации объектов.

Цель: Способствовать формированию у детей основ системного мышления. Умение достраивать информацию и элементарно прогнозировать развитие систем. Создать условия для усвоения обобщенной модели систематизации объектов.

Наглядность:

6

3

9

4

1

7

5

2

8

НАДСИСТЕМА

6 Место обитания объекта в прошлом

3 Место объекта в настоящем

9 Место объекта в будущем

СИСТЕМА

4 Прошлое объекта и его функции

1 Объект в настоящее время, его функции или какое-либо свойство

7 Будущее объекта, его функция

ПОДСИСТЕМА

5 части объекта в прошлом

2 Части объекта в настоящем

8 Части объекта в будущем

Картинки объектов по темам.

  1. В повседневной жизни обращать внимание детей, на какой-нибудь объект живой природы, который меняется во времени по частям, по свойствам, по месту. Например, комнатное растение (цветущее) – в прошлом бутоны, в настоящем цветы, в будущем цветы высохнут. Место цветка на подоконнике, и этот цветок время от времени  нужно поворачивать к солнцу.
  2. Предложить девятиэкранную таблицу и назвать ее «Волшебный экран». Объектов для систематизации берется из живой природы.
  3. По мере усвоения мыслительной операции «систематизация» на системном операторе помещаются объекты живой и неживой природы, рукотворного мира.

При систематизации объектов рукотворного мира  вводится понятие «противоречие» и осуществляется прогноз развития данного объекта через разрешение противоречия с использованием противоречий.

  1. Рекомендуется систематизировать образы литературных героев.


Предварительный просмотр:

Технологическая карта освоения детьми способов классификации объектов

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу классификации объектов материального мира и сужения поля поиска с помощью отсечения несущественных признаков. Создать условия обобщенной модели сужения поля поиска на основе выявленных признаков.

  1. Организовать и постоянно пополнять картотеку предметных картинок для самостоятельного рассматривания детьми. Обсуждать с детьми классификационную принадлежность объекта, изображенного не картинке. Например, лопата-рукотворный мир, человек делает ее своими руками, чтобы копать.
  2. Предложить игру «Мир вокруг нас».
  3. По мере формирования классификационных навыков игра «Мир вокруг нас» проводиться без наглядности. Ведущий называет объект, а ребенок называет к какой классификационной группе он относится.

Например, объект «курица» - природный мир, живая природа, мир животных, птица.

  1. Вводится игра «Да-нет», на классификационные признаки объектов.
  2. С 5-5,5 лет дети самостоятельно  или с небольшой помощью воспитателя, могут научить кого-либо играть в классификационную игру «Да-нет»



Предварительный просмотр:

Технологическая карта освоения детьми способов морфологического анализа

Цель: Способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их созданию с помощью сочетания новых частей. Создать условия для усвоения обобщенной модели комбинаторики.

Наглядность: создать таблицу с некоторым количеством ячеек.

Набор предметных картинок с изображением объектов, явлений. Схемы имен признаков, вопросов, преобразователей.

  1. Предложить детям МТ с одним вертикальным и четырьмя горизонтальными показателями. На вертикальной стороне какой-либо объект(Тетрадь), на горизонтали –образцы плоскостной формы (треугольник, квадрат, овал). Объект преобразуется по форме и появятся три новых вида тетрадей.
  2. Можно увеличивать число вертикальных и горизонтальных показателей по запланированным темам. Морфологический анализ проводиться с целью общих частей объектов и созданию фантастических путем добавления новых частей.
  3. Использование МТ в различных видах интеллектуально-творческой деятельности согласно программе обучения детей.
  4. С 5-5,5 лет дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя могут научить кого-либо осуществлять элементарный морфологический анализ с помощью МТ.


Предварительный просмотр:

Технологическая карта по освоению детьми способа анализа литературных произведений

Цель: Создать условия для усвоения обобщённой модели анализа литературного произведения. Научить анализировать литературные тексты, исходя из способов решения проблем героями.

  1. В повседневной жизни детей при чтении сказок обращать внимание на проблемы героев и способы их решения, обсуждать «+» и «-» результаты поступков героев. Фиксировать внимание детей на жизненные правила, которые дарят «герои».
  2. Предложить детям побеседовать по знакомым сказкам и найти в них правила жизни. Используется таблица:

ГЕРОИ

ГЕРОЙ 1

ГЕРОЙ 2

ГЕРОЙ3

……..

Их проблемы

Желания (цели)

Действия по реализации цели или решению проблемы

Помощники

Результаты («+» или «-»)

Свойства характера героев

Вывод: совет герою или мудрость жизни, которую он нам «дарит»

 Объединение героев в сказке идет на основе одинаковых целей и действий при решению проблем.

  1. По мере усвоения детьми мыслительных операций анализа литературных текстов собирается копилка мудростей (правил поведения). Проводятся сравнения героев по целям-действиям-результатам. Рекомендуется классифицировать проблемы героев и способы их решения. Воспитателем они записываются, иллюстрируются детьми.
  2. Рекомендуется обращать внимание н проблемы героев:

-решал проблем с помощью за счет других и решил проблему и поэтому герою стало хорошо

- решал проблем с помощью за счет других и решил проблему и поэтому всем стало хорошо

-решал проблему самостоятельно и поэтому всем стало хорошо

- кто-то решал за него эту проблему и поэтому ему стало еще хуже

- не увидел сразу проблему и поэтому всем стало плохо

- решал проблему неумело и поэтому всем стало плохо.

     5. Дети самостоятельно объясняют значение пословицы «Сказка ложь, да   в ней   намек-добрым молодцам урок» с примерами из аналитических таблиц.

     6.  С 6 лет дети самостоятельно или с помощью воспитателя могут научить кого-либо анализировать литературный текст.

 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта по освоению детьми способа пересказа текста

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу пересказа текста. Создать условия для усвоения обобщенной модели пересказа.

  1. Обсудить с детьми, что такое пересказ и как правильно это делать.
  2. Повторное чтение и схематизация текста для пересказа. Обыгрывание театральной постановки текста.
  3. Пересказ текста кому-нибудь из взрослых Текст пересказа ребенком записывается.
  4. Повторить этапы пересказа текста с детьми
  5. Дети самостоятельно или с помощью воспитателя объясняют правила пересказа текста.
  6. С 6 лет самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя  могут научить кого-либо пересказывать текст.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...