здоровьесберегающие технологии
учебно-методический материал на тему

Сидорова Евгения Александровна

Здесь описаны некоторые приемы, используемые мной а музыкальных занятиях. При разработке данного материала я опиралась на работу музыкального руководителя -  Ясыревой  Надежды Ивановны.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

 на музыкальных занятиях в ДОУ

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Как всем известно, первоочередной задачей государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание, является воспитание здорового подрастающего поколения граждан России.

К сожалению, в современном обществе растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с рождения, раннего или дошкольного возраста. Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Поэтому главной задачей всего персонала детского сада является сохранение здоровья ребенка. Опыт показывает, что только совместная работа педагогов и медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый эффект.

 Музыка-это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. Как показывает практика, музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.                                              

          Именно это заключение и послужило толчком для создания опыта работы, соединяющей музыкальные занятия в детском саду с оздоровительными мероприятиями.

Можно выделить несколько задач музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении:

  • укрепление психического и физического здоровья;
  • развитие музыкальных и творческих способностей;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни.

 В результате работы над данной проблемой была создана система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. В рамках системы музыкально-оздоровительной работы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий.

Новизна: На музыкальных занятиях необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Это благоприятно отражается и на качестве самих занятий: ребенок устает от одного вида деятельности, поэтому игровая минутка позволяет ему расслабиться и настроиться на дальнейшие действия. А так же привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.

Результативность: Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (координация, ориентирование в пространстве, пластичность); совершенствование вокальных навыков и умений.

 Основа данного опыта базируется на программах и методических пособиях:

по музыкальному воспитанию: «Праздник каждый день» И.Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, Программа «Ритмическая мозаика», «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной; технологии Е.Железновой «Пальчиковые игры», «Ритмика для малышей», «Развивающие музыкальные игры», Т. Лобановой «развивающие игры, как здоровьесберегающая основа», А.П.Зарина «Музыка и движения в коррекционной работе».

Оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ в связи с тем, что здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.


Результатами  этой  работы являются: 
1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)
3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
4. Повышение уровня речевого развития
5. Стабильность физической и умственной работоспособности.

Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в нашем детском саду созданы все необходимые условия: музыкальный и физкультурный зал, спортивные площадки, групповые музыкальные уголки  оснащены соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям. 
         Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование комплекса  здоровьесберегающих упражнений. В которые входят:

  • песенки-распевки;
  •  дыхательная гимнастика;
  •  артикуляционная гимнастика;
  •  игровой массаж;
  •  пальчиковые и речевые игры;
  •  музыкотерапия.

Некоторые технологии хотелось бы обсудить подробнее.

Песенки- распевки  – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.



Доброе утро!
Доброе утро! /Машем ручками перед собой
Улыбнись скорее! /Улыбаемся
И сегодня весь день /Хлопают в ладоши
Будет веселее.

Мы подгладим лобик /Движения по тексту
Носик и щечки,
Будем мы красивыми /девочки держатся за платьица, кружатся; мальчики хлопают в ладоши
Как в саду цветочки / выполняют «фонарики»

Разотрем ладошки /Движения по тексту
Сильнее, сильнее
А теперь похлопаем 
Смелее, смелее.

Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем
Улыбнемся снова 
Будьте все здоровы!


     Такие песенки я использую на всех занятиях, они благоприятно воздействуют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии.
       К сожалению, в нашем детском саду встречается много детей с нарушениями речи, поэтому перед тем как петь, мы выполняем дыхательные упражнения.  Они играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению ЦНС, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

       Работа над дыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, несложно научить детей дышать  правильно..


   В работе с дошкольниками я использую несложные упражнения Александры Николаевны Стрельниковой, разработавшей известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления. Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох.


«Насос»

(по А.Н.Стрельниковой)

По шоссе летят машины-

Все торопятся, гудят.

Мы накачиваем шины,

Дышим много раз подряд.

(Встаем прямо, слегка расставлены, руки опущены свободно. Чуть наклоняемся вперед, округляя спину. Шея расслаблена, голова свободно опущена вниз. При наклоне делаем краткий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка. На выдохе выпрямляемся. Делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем).

      Еще один интересный элемент музыкально-оздоровительной работы в  нашем детском саду –игроритмические упражнения. Это специальные упражнения для согласования движений с музыкой, подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей.
Лужи
Шлеп-шлеп-шлеп - /Дети ритмично постукивают
Иду по лужам. / ладонями по ногам.
Хлюп-хлюп-хлюп — / Ритмично притопывают ногами.
Вода в ботинках.
Кап-кап-кап — /Поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами —
Мне зонтик нужен. с /одновременным движением рук сверху вниз.
Оп-оп-оп — /Скрещивают руки на груди и
Вода по спинке. / ритмично похлопывают по предплечьям.
Буль-буль-буль — /Выполняют ритмичную пру-
Упала шапка. / жинку.
Ой-ой-ой, / Качают головой, руки к голове.
Кругом вода.
Да-да-да, / Ритмично кивают головой.
Себя так жалко.
Одевайтесь в дождь всегда!
          Я использую в своей работе  элементы 
игрового массажа.  Многие знают, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций поднимает настроение и улучшает самочувствие человека.  Ребенок может легко научиться этому в игре.  На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются  (или же используется ритмодекламакция), или же музыка звучит просто фоном.

Использование игрового массажа А.Уманской, М. Картушиной повышает защитные свойства всего организма. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

 ДУБ (дети встают «паровозиком»)
(1) Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит,
(2) Ищет под корой жучков и съедобных червячков.
(3) Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом,
(4) Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло.

1 — положить ладонь на спинку и постукивать указательным пальцем
2 — слегка пощипать
3 — на слово «гром» хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами
4 — попытаться сунуть руку за шиворот или подмышку


         Важное  место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры.  Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизмы речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. В своей работе я применяю пальчиковые игры  Е. Железновой, О. Узоровой, которые проводятся под музыку. Несложная, легко запоминающаяся мелодия  и доступные движения позволяют включать пальчиковые игры в занятия с трехлетнего возраста (вторая младшая группа). Тексты для этих игр должны быть довольно-таки простыми -  русские народные песенки, потешки, считалки, короткие стихотворения. Вот пример пальчиковых игр:
ЗАМОК

На дверях висит замок.            Пальцы в замочек, слегка покачивать
Кто его открыть бы смог?        "замочком" вперед - назад
Мы замочком повертели,          Повертеть "замочком"
Мы замочком покрутили           Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.
Мы замочком постучали,           Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.
Постучали, и открыли!               Показать ладошки.

               Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует  коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдом М.Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

           Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы  с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи  физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.  Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. 

       Следует отметить, что успех проводимой  музыкально-оздоровительная работы зависит не только от работы педагогического коллектива ДОУ, но и от отношения к данной проблеме в семье. С целью просвещения родителей по этому вопросу проводятся консультации, открытые занятия, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...