Дипломная работа:ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Иванова Юлия Сергеевна

Содержание

Введение

 

3

Глава 1

Технология проектного обучения в системе дошкольного образования

 

 

1.1

Метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ

 

7

 

1.2

Классификация проектов, используемых в работе ДОУ

19

 

1.3

Особенности внедрения проектного метода в ДОУ

20

Глава 2

Опытно-экспериментальная работа по организации проектной деятельности по ознакомлению детей младшей группы с комнатными растениями

 

 

2.1

Описание базы исследования по организации проектной деятельности по ознакомлению детей младшей группы с комнатными растениями

 

 

32

 

2.2

Опытно-экспериментальная работа по организации проектной деятельности по ознакомлению детей младшей группы с комнатными растениями

 

 

33

 

2.3

Результаты опытно-экспериментальной работы по организации проектной деятельности по ознакомлению детей младшей группы с комнатными растениями

 

 

42

Заключение

49

Список источников информации

51

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть знаниями. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектов.

Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Проект в ДОУ - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи, который предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Развитие метод получил в работах В. Килпатрика и Э. Коллингса. Определяя программу школы, работающей по методу проектов, В. Килпатрик писал: «Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат развитию и обогащению целого потока других опытов». Он считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью, соответствует детским интересам, и предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся.

В России метод проектов приобрел широкую популярность с конца девяностых годов прошлого века и постепенно стал одним из ведущих видов деятельности в образовательном учреждении. Однако советская школа познакомилась с ним еще в первые годы советской власти - одновременно с разработками американских педагогов, педагогов привлекала возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Однако потом этот метод был осужден и забыт. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует и то, что он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами и др. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода.

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и др.

Проблема исследования: использование метода проектов в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности?

Кроме того, использование метода проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.

Объект исследования: проектная деятельность в ДОУ.

Предмет исследования: использование метода проектов в процессе знакомства детей младшей группы с комнатными растениями.

Цель исследования: выявление специфики использования метода проектов в процессе знакомства детей младшей группы с комнатными растениями.

Задачи исследования:

1.                 Изучить нормативно-правовую, психолого-педагогическую литературу,  интернет-источники по данной проблеме.

2.                 Изучить метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ.

3.                 Разработать проект знакомства детей младшей группы с комнатными растениями.

4.                 Сделать выводы по результатам реализации проекта.

Гипотеза исследования: целенаправленная организация в ДОУ проектной деятельности по ознакомлению с комнатными растениями будет способствовать познавательному развитию детей младшей группы.

База практики: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 поселка городского типа Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области структурное подразделение детский сад «Берёзка».

Методы исследования:

1. Методы теоретического исследования: анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической литературы,  интернет-источников по теме работы.

2. Методы эмпирического исследования: наблюдение, беседа, проведение диагностики, изучение результатов деятельности дошкольников, формирующий эксперимент.

3. Методы обработки данных: метод количественного и качественного описания.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что представленный в работе материал об организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении систематизирован.

 Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный практический материал может быть использован в работе воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников информации и приложения. Содержит 1 таблицу, 11 рисунков, написана на 53 страницах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Технология проектного обучения в системе дошкольного образования.

1.1 Метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ

Ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), в нем требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап - обучения в школе.

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности. Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектов.

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

В наши дни технология проекта получила новое дыхание. Основываясь на понятиях технологии обучения, Е.С. Полат рассматривает проектную методику «как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта» [2.19].

Исходя из данного определения, рассмотрим дидактическую структуру современной проектной методики. К области методики как частной теории обучения относится изучение цели, содержания, форм, средств и методов обучения по определенному учебному предмету. Метод представляет собой дидактическую категорию как совокупность теории, операций овладения определенной областью практических или теоретических знаний той или иной деятельности. При проектном обучении метод рассматривается как способ достижения поставленной дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

При использовании в учебном процессе технологии проекта решаются важные задачи:

- непосредственно образовательная деятельность не ограничивается приобретением определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия детей, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация;

- получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из книг, но и из других источников. При этом они учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;

- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с преподавателем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом [2.12].

Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий предполагают презентацию этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских методов, творческих по самой своей сути.

Основными требованиями к использованию метода проектов являются:

- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная деятельность;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статических методов, творческих отчетов, просмотров и др.) [2.12].

Особенности содержания.

Наиболее существенными особенностями проектного обучения являются его диалогичность, проблемность, интегративность, контекстность.

Диалог в проектной технологии выполняет функцию специфической социокультурной среды, создающей условие для принятия детьми нового опыта, переосмысления прежних смыслов, вследствие чего полученная информация становится личностно значимой.

Проблемность возникает при разрешении проблемной ситуации, которая обусловливает начало активной мыслительной деятельности, проявлений самостоятельности, вследствие того, что они обнаруживают противоречие между известным им содержанием и невозможностью объяснить новые факты и явления. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату.

Контекстность в проектной технологии позволяет создавать проекты, приближенные к естественной жизнедеятельности, осознавая место изучаемой ими науки в общей системе человеческого бытия.

Любой проект тесно связан с деятельностью по его выполнению. Причем деятельность осуществляется в условиях свободного обмена мнениями, выбора способов выполнения (в форме сочинения, доклада, графических схем и т.д.), рефлексивного отношения к предмету своей деятельности [2.9].

Построение учебного процесса, ориентированного на выполнение проектов, строится не в логике изучаемого предмета, а в логике деятельности. Отсюда в проектном цикле допускаются информационные паузы для усвоения содержания нового материала, предполагается выполнение проектов в индивидуальном темпе в виде опережающих самостоятельных заданий исследовательского, практического характера.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубления знаний по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков [2.4].

В соответствии с первым признаком - доминирующего метода - различают следующие типы проектов.

Исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов. Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Есть аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта. Обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации. Определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. Обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

Творческие

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной организационной схемы совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата и принятым группой правилам совместной деятельности, соответственно интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и др.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника и пр., плана сочинения, статьи, репортажа и пр. дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.п.

Приключенческие, игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их ограниченной частью, модулем.

 Практико-ориентированные

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировка совместных и индивидуальных усилий, презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

По количеству участников проектов можно выделить три типа проектов.

Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных учебных заведениях, регионах, странах).

Парные (между парами участников).

Групповые (между группами участников) [2.3].

В последнем типе очень важно правильно с методической точки зрения организовать эту групповую деятельность участников проекта. Роль педагога в этом случае особенно велика.

И, наконец, по признаку продолжительности проведения проекты различаются по следующим типам.

Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы).

Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких занятиях по программе одного предмета или как междисциплинарные.

Средней продолжительности (от недели до месяца).

Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на занятиях по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и долгосрочной продолжительности, то такие проекты (обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные) являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они представляют собой программу проектов.

Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих, например одновременно практико - ориентированные и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки всех проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать такую деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При этом и здесь, как и при обучении в сотрудничестве, оценка не обязательно должна выражаться в виде отметок. Это могут быть самые разнообразные формы поощрения. В проектах игровых, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться балльная система (от 12 до 100 баллов). В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты. Но отслеживать работу все равно необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если такая помощь потребуется (но не в виде готового решения, а в виде совета). Другими словами, внешняя оценка проекта (как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов.

Метод проектов, обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько, и корни их не только в сфере собственно педагогики, но главным образом в сфере социальной:

1) необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

2) актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и др.);

3) актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

4) значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Процессуальная характеристика

Проектная технология реализуется в несколько этапов и имеет циклический вид. В этой связи дадим краткую характеристику проектного цикла. Он определяется как отрезок времени, в которой осуществляется совместная жизнедеятельность от постановки проблемы, конкретной цели до фиксированного проявления запланированных результатов в виде конкретного продукта, а также личностных качеств, связанных с реализацией проекта ценностно-смысловой деятельности.

Проектная деятельность осуществляется с учетом последовательно выделенных этапов: ценностно-ориентационного, конструктивного, оценочно - рефлексивного, презентативного.

На последнем этапе представляют не только результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена информация, рассказывают о проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют приобретенные знания, умения, творческий потенциал, духовно - нравственные ориентиры. На данном этапе приобретают и демонстрируют опыт представления итогов своей деятельности. Во время защиты проекта выступление должно быть кратким, свободным. 

 Соотношение уровней и форм педагогического проектирования в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ):

Концептуальный: концепция деятельности ДОУ определенного вида, устав ДОУ, стратегический план развития ДОУ, структурно-функциональная модель какого-либо направления в деятельности ДОУ, проекты инновационной деятельности в ДОУ, договоры совместной деятельности с внешними организациями и т.д.

Содержательный: Положения о какой-либо деятельности в ДОУ: программы (образовательные, исследовательские, развития): годовые планы, проектирование воспитательно-образовательного процесса, технологии, методики: содержание тематического контроля, методических объединений, заседаний круглого стола, мастер - класса, педагогической мастерской: содержание работы педагогического совета ДОУ: направления и планы деятельности Совета педагогов и родительского комитета: обобщение педагогического опыта (собственного и педагогов ДОУ); проекты совместной деятельности педагогов ДОУ, сценарии видеофильмов, доклады, публикации: наполнение предметно-развивающей среды в группах детей раннего и дошкольного возрастов: направления деятельности и содержание методического кабинета и т.д.

Технологический: Должностные инструкции: методические рекомендации: структурно - функциональные модели и организационные схемы управления: технологии и методики: структура методических объединений, заседаний круглого стола, мастер - класса, педагогической мастерской: модели заседаний педагогического совета ДОУ, деятельности Совета педагогов и родительского комитета: алгоритмы действий в различных педагогических ситуациях, расписание занятий, дидактические средства обучения и т.д.

Процессуальный: Образовательные проекты, отдельные педагогические конструкты: планы - конспекты непосредственно образовательной деятельности, сценарии досугов и праздников, консультации и рекомендации для родителей и т.д.

Определение уровней позволило нам соотнести формы проектирования с должностями педагогов дошкольного образования, а именно: воспитателю детей дошкольного возраста необходимо владеть процессуальным уровнем проектирования; руководители (заведующий ДОУ, педагог - организатор, методист) должны владеть всеми уровнями педагогического проектирования. В связи с этим формирование умений педагогического проектирования у будущих специалистов дошкольного образования приобретает особую значимость в процессе профессиональной подготовки. Под умениями педагогического проектирования мы понимаем обобщенные, универсальные, сквозные и интегральные умения педагога, формирующиеся в проектировочной деятельности.

В педагогике существуют различные классификации педагогических принципов:

- принципы обучения и воспитания (Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый);

- общие (стратегические) и частные (тактические) принципы (Е.В. Бондаревская);

- принципы организации учебно-воспитательного процесса (Б.Г. Лихачев, В.А. Сластенин);

- принципы ориентации на ценности и ценностные отношения, субъектности, целостности (П.И. Пидкасистый) и др. [2.20, 214]

Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы (В.И. Андреев, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, И.П. Подласый, Е.Н. Шиянов, Е.Н. Щуркова и др.), мы выделяем следующие принципы взаимодействия:

- единство воспитательных взаимодействий;

- опора на положительное в воспитании;

- личностный подход;

- принцип субъективности;

- гуманизация межличностных отношений.

Таково наше представление о проявлении всеобщих законов, закономерностей, принципов процесса взаимодействия [2.20].

 Таким образом, метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий предполагают презентацию этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских методов, творческих по самой своей сути.

Применительно к детскому саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Таким образом, без внедрения новых идей и технологий в работе ДОУ невозможно реформирование всей системы дошкольного образования. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества.

1.2           Классификация проектов, используемых в работе ДОУ

В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:

- исследовательско-творческие.

Дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.);

- ролево-игровые - проект с элементами творческих игр.

Используется метод вхождения в образ персонажа сказки, рассказа. Метод эмпатии. Дети по-своему решают поставленные проблемы. Например: день игры; неделя игры; используются сценарии с ролевыми играми, игротренинги; алгоритмы сюжетных игр; сценарии игр - путешествий и т.д.

- информационно-практико-ориентированные.

Дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её. Итогами проекта могут стать: рисунки детей – выставка, альбом с фотографиями, коллаж, рассказ, алгоритм, мнемотаблица, экскурсия и т.д. Итоговый продукт деятельности зависит от тематики проекта.

- творческие.

Как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Проект основан на совместной творческой деятельности участников проекта. Деятельность намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату и интересам участников проекта. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».

Значимы и следующие виды проектов, в том числе:

- комплексные, например «Любимые мультфильмы», «Агния Барто – детям!», «Эхо столетий»;

- межгрупповые, например «Веселая математика», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

- групповые, например «Сказки о дружбе», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

- индивидуальные, например «Моя дружная семья», «Родословная моей семьи», «Сказочная птица».

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие - монопроектами.

По продолжительности они бывают:

- краткосрочными (одно или несколько занятий - 1-2 недели);

- средней продолжительности (2-3 месяца);

- долгосрочные (на учебный год).

Другим признаком классификации являются состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты, например «Любимые игрушки», «Витаминная семья» и др.

1.3 Особенности внедрения проектного метода в ДОУ

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

- непосредственно образовательная деятельность (далее НОД) с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

- блочно-тематические НОД;

- интеграция: частичная или полная;

- метод проектов, как форма организации образовательного пространства и как метод развития творческого познавательного мышления.

Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.

Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, так как научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Поэтому внедрение в практику работы проектного метода начинается с организации работы с педагогическими кадрами. Это могут быть следующие методы и формы работы: семинары, консультации, коллективный просмотр НОД, деловые игры, методические выставки, мастер-класс; беседы, диспуты, практикумы, тренинги, круглые столы, работа с методическими материалами, дни взаимопосещений, презентации проектов.

Основной целью внедрения проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Цель позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Ребёнку метод проектов даёт возможность:

- экспериментировать, синтезировать полученные знания;

- развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему в дальнейшем успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. При этом, при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап - подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Так, в младшем дошкольном возрасте задачами являются:

- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

- приобщать детей к процессу познания;

- формировать различные представления;

- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

- побуждать к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

- формирование эмоциональной заинтересованности;

- знакомство с предметами и действиями с ними;

- развитие мышления и воображения;

- речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

- осознание поставленной цели;

- овладение различными способами решения поставленных задач;

- способность предвосхитить результат, основываясь на прошлом опыте;

- поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности в младшем дошкольном возрасте по направлениям.

«Физическое развитие»:

- стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

- формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (например, ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

- социальное развитие: формирование способов общения (например, вернисаж «Моя дружная семья», индивидуальные семейные проекты «Моя родословная»).

«Познавательное развитие»:

- обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

- расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

- сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (например, математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы).

«Художественно-эстетическое развитие»:

- развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;

- овладение художественной деятельностью (например, комплексные проекты «Мир театра», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки» и др.).

Второй этап - развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап - творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста:

- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

- развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;

- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

- произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

- потребности в создании собственной картины мира;

- навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

- выявить проблему;

- самостоятельно искать нужное решение;

- выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

- самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте по направлениям:

«Социально-коммуникативное развитие»:

- развитие самопознания и положительной самооценки;

- овладение способами внеситуативно-личностного общения;

- высокий уровень коммуникативной компетентности;

- осознание функций речи (например, проект «Моя семья», групповые проекты «Познай себя»).

«Физическое развитие»:

- развитие осознанного отношения к своему здоровью;

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (например, ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

«Познавательное развитие»:

- систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

- развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (например, клуб любителей книги «Волшебная страна»; групповые проекты «Подводный мир», «Весёлая астрономия»; межгрупповой проект «Времена года»).

«Художественно-эстетическое развитие»:

- углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

- овладение различными видами художественной деятельности;

- развитие способностей к эстетической оценке.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?».

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Обобщив опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы работы над проектом:

Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

         Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Выполнение проекта - практическая часть.

Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Охарактеризуем кратко основные этапы внедрения проекта.

Первый этап - Выбор темы.

Задача педагога - осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов»:

- Что знаю?

- Чего хочу узнать?

- Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

Последовательность работы педагога на данном этапе следующий:

- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

- вовлекает дошкольников в решение проблемы;

- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

- обсуждает план с семьями на родительском собрании;

- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

- вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;

- собирает информацию, материал.

Второй этап - Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Уникальность применения метода проектов в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет:

- проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы,

- использования операций сравнения и сопоставления,

- проблемного изложения информации педагогом,

- организации опытов и экспериментов.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

- проводит НОД, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),

- даёт домашние задания родителям и детям;

- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

Третий этап - презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:

- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

- подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).

         Четвёртый этап - рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Этапы работы над проектом кратко представлены в таблице 1.

Таблица 1. Этапы работы над проектом

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). Определяется продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу.

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

1. Помогает в решении задачи.

2. Помогает спланировать деятельность.

3. Организует деятельность.

1. Объединение детей в рабочие группы.

2. Распределение амплуа.

3 этап

1. Практическая помощь (по необходимости).

2. Направляет и контролирует осуществление проекта.

1. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

1. Подготовка к презентации. 2.Презентация.

1. Продукт деятельности готовят к презентации.

2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

 

 

 

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыследеятельность педагогов, что позволяет:

- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;

- освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

- объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.

Методические рекомендации для педагогов по разработке проекта показаны в Приложении 1.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности. Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по организации проектной деятельности по ознакомлению детей младшей группы

с комнатными растениями.

2.1 Описание базы исследования по организации проектной деятельности по ознакомлению детей младшей группы с комнатными растениями

Экспериментальное исследование проводилось на базе 2 младшей группы «Чебурашка» ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Безенчук Самарской области структурного подразделения детский сад «Берёзка» в период с 22 сентября 2016 года по 19 октября 2016 года.

Цель проводимого исследования подтверждение гипотезы о том, что целенаправленная организация в ДОУ проектной деятельности по ознакомлению с комнатными растениями будет способствовать познавательному развитию детей младшей группы.

Основная функция ДОУ – состоит в предоставлении качественных услуг дошкольного образования в соответствии требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В структурном подразделении детский сад реализуется «Основная общеобразовательная программа – образовательная программа Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы поселка городского типа Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области структурного подразделения детский сад «Берёзка» с опорой на примерную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

 Так же реализуются парциальные программы:

 - «Основы безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, О. П. Князевой, Р. Б. Стеркиной;

- «Юный эколог» С.Н. Николаевой.

Исследование проводилось во 2 младшей группе, количественный состав группы 26 человек. Для организации эксперимента все участники исследования были поделены на две группы (контрольную и экспериментальную) в количестве 15 человек каждая группа. Из них в экспериментальной группе: 8 мальчиков и 7 девочек, так как дети приблизительно одного возраста 3-4 лет, посещают 2 младшую группу.

В основе исследовательской работы лежит формирующий эксперимент, состоящий из 3 этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.

2.2 Опытно-экспериментальная работа по организации проектной деятельности по ознакомлению детей младшей группы

с комнатными растениями

Цель констатирующего этапа эксперимента - выявление уровня сформированности представлений  о комнатных растениях у детей на начало эксперимента.

Уровень сформированности знаний о комнатных растениях у детей младшей группы можно определить, воспользовавшись методикой Половинкиной И.М.

Задание «Растительный мир».

Цель: выяснить знания детей о растительном мире, знают ли отличия живого от неживого.

Материал: картинки  с изображением разных растений, в том числе и комнатных (можно предложить комнатные растения из уголка природы).

1.     Расскажи, что ты видишь на картинке.

2.     Назови растения, которые ты знаешь.

3. Живое ли растение?  Как  догадался, что живое?

4. Что будет если растение не поливать?

5. Посмотри на картинку и ответь, чем одно растение отличается от другого?

6. Покажи на картинке части растения (лист, стебель, цветок).

Инструкция к проведению:

Перед каждым ребёнком индивидуально выкладываются картинки или выставляются 2-3 комнатных растения, ему необходимо рассказать, что он видит, назвать растение, как он догадался, что это растение.

Критерии оценки:

Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.

Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.

Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

По окончании диагностической работы с детьми на констатирующем этапе эксперимента мы получили следующие результаты.

image

Рисунок 1. Результаты сформированности представлений о комнатных растениях у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента

 

image

Рисунок 2. Результаты сформированности представлений о комнатных растениях у детей контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента

Далее мы сравнили результаты экспериментальной группы и контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента.

image

Рисунок 3. Сравнительные результаты сформированности представлений о комнатных растениях у детей экспериментальной группы и контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента

Анализ результатов показал, что в основном дети интересуются данной темой, но общие знания и представления детей о комнатных растениях не устойчивые. Более полными ответы были в основном о нескольких комнатных растениях. При этом они их называли и не затруднялись ответить, что это. Вызывали у детей затруднения назвать способы ухода за комнатными растениями. В большей степени затруднения вызывали задание сравнить два комнатных растения.

Таким образом, мы сделали вывод о том, что необходимо использовать наиболее эффективные методы для знакомства детей с комнатными растениями в уголке природы.

Следующим этапом нашей работы был формирующий эксперимент.

Цель формирующего этапа – применить метод проектов в ознакомлении детей 2 младшей группы с комнатными растениями.

В ходе формирующего эксперимента мы реализовали проект «Комнатные растения – наши друзья!».

Актуальность:

Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу.

Значение природы в жизни людей очень велико и многообразно. Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений, вызывает чувство радости и даёт огромное наслаждение.

Природа играет огромную роль в создании ценностей искусства. Природа – могучий источник познания. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем больше мы начинаем любить её.

Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

 Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, труду, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.

Непременным условием успешного усвоения дошкольниками знаний является одновременное овладение и практическими действиями. Например, недостаточно дать знания о том, какие комнатные растения есть в группе; необходимо научить детей различать, узнавать наиболее распространённые из них по характерным признакам.

Великий педагог К.Д. Ушинский придавал огромное значение осознанному усвоению знаний и считал, что обучение даёт детям полноценные знания только тогда, когда оно отличается ясностью, систематичностью и последовательностью. Доказывая необходимость наглядного обучения, он разработал теорию наглядности. Он подчёркивал, что наблюдения над явлениями природы и их обобщения должны быть основными источниками знаний.

Далее он отмечал, что педагог обязан научить детей сначала наблюдать, затем делать умозаключения. Он считал, что непосредственные наблюдения в природе имеют огромное воспитательное значение для развития детей, что с ними трудно соперничать слову педагога.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе дошкольного учреждения ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи детей должно уделяться особое внимание.

В нашем детском саду, в каждой группе, очень много комнатных растений. Они подобраны в соответствии с возрастом детей. Имея такое разнообразие комнатных растений, в ознакомлении с ними мы решили применить метод проекта. Так и был разработан проект «Комнатные растения – наши друзья!».

  Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о комнатных растениях.

Задачи проекта:

Образовательные:

ü    Расширять представления детей о комнатных растениях в уголке природы.

ü    Создать условия в группе для изучения комнатных растений.

ü    Формировать сознательное отношение к комнатным растениям.

ü    Познакомить детей со способами ухода за комнатными растениями в уголке природы.

Развивающие:

ü    Расширять словарный запас детей о мире живой природы.

ü    Объединить усилия педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с комнатными растениями и их способами ухода за ними.

ü    Приобретение пособий, разработка наглядных материалов, оказывающих развивающее воздействие  и познавательную стимуляцию на детей.

Воспитательные:

ü    Воспитывать предпосылки экологической культуры.

ü    Воспитывать  потребность в бережном отношении к растениям.

Методы реализации проекта:

Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями можно разделить на несколько этапов:

 1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).

2. Уточнение представлений детей о комнатных растениях, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики).

3. Изучение методических источников по вопросам ознакомления детей с комнатными растениями.

          Проект реализуется по двум направлениям:

ü    совместная деятельность с детьми;

ü    взаимодействие с родителями.   

Совместная деятельность с детьми проводится в несколько этапов: подготовительный, практический и итоговый.

Для знакомства дошколят с комнатными растениями в группе проводились наблюдения, непосредственно образовательная                                                                                                                 деятельность, дидактические игры и др.

Для закрепления знаний используются наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и пр.

Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников.

Работа с родителями по формированию у детей знаний о комнатных растениях включает следующие мероприятия:

ü    оформление информационных стендов, папок-передвижек, буклетов, рекомендаций и др.;

ü    участие родителей в оформлении уголка природы с комнатными растениями;

ü    тематическое родительское собрание;

ü    заочные и очные консультации;

ü    анкетирование.

Условия реализации проекта:

Руководитель: воспитатель 2 младшей группы и Иванова Юлия Сергеевна.

Тип проекта: информационный, групповой, долгосрочный.

Срок выполнения: 1 месяц (сентябрь – октябрь 2016 года).

Участники проекта: дети 2 младшей группы «Чебурашка».

Партнёры: воспитатели, родители.

Ресурсное обеспечение:

Уголок природы  в  групповой комнате.

Дидактические игры, плакаты, детская художественная литература, энциклопедии о растениях; анкеты для родителей.

Материалы для родительского уголка (стенгазеты, информационный стенд, папки-передвижки, памятки)

Мультимедийное оборудование, проектор, ноутбук, видеомагнитофон.

Предполагаемые (ожидаемые) результаты проекта:

- создание коллекции комнатных растений в группе;

- создание модели строения и функций частей комнатных растений;

- создание модели потребностей комнатных растений для роста;

- составление картотеки комнатных растений;

- разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с комнатными растениями;

- обогащение словарного запаса детей;

- разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с комнатными растениями;

- вовлечь родителей в педагогический процесс.

Работа в рамках проекта «Комнатные растения – наши друзья!» осуществлялась поэтапно.

Основные этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный

2 этап: основной

3 этап: заключительный

1 этап: подготовительный..

На данном этапе были созданы условия для реализации проекта:

- подобраны комнатные растения по возрасту детей группы;

- оборудование по уходу за растениями;

- приобретены и изготовлены дидактические игры и пособия;

- разработан план реализации проекта (Приложение 2).

2 этап: основной.

На данном этапе ежедневно мы организовывали наблюдение за комнатными растениями в уголке природы. Дети наблюдали за действиями воспитателя по уходу за ними.

Были организованы непосредственно образовательная деятельность, беседы, дидактические игры и т.д.

Так же было организовано взаимодействие с родителями в разных формах.

3 этап: заключительный.

Так как проект долгосрочный с перспективой на следующий учебный год, то мы провели промежуточную диагностику результатов реализации проекта.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

-                     Продолжение работы над проектом в следующем учебном году в средней группе, углубляя знания детей о комнатных растениях (разнообразии, пользе для человека, способах ухода и т.д.).

-                     Ознакомление педагогов ДОУ с данным проектом, его внедрение в рамках своего детского сада. Проект также может быть использован в других ДОУ.

-                     Пополнение уголка природы.

Таким образом, проект «Комнатный растения – наши друзья!» – попытка организовать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по ознакомлению с комнатными растениями и воспитания у них бережного к ним отношения. Мы убедились, что такая система работы дает, несомненно, положительные результаты, самое главное в нашем проекте, то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой.

Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей,  а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по экологическому образованию детей младшей группы.

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по организации проектной деятельности по ознакомлению детей младшей группы

с комнатными растениями

Цель констатирующего этапа эксперимента - выявление уровня сформированности представлений  о комнатных растениях у детей на начало эксперимента.

Уровень сформированности знаний о комнатных растениях у детей младшей группы можно определить, воспользовавшись методикой Половинкиной И.М.

Задание «Растительный мир».

Цель: выяснить знания детей о растительном мире, знают ли отличия живого от неживого.

Материал: картинки  с изображением разных растений, в том числе и комнатных (можно предложить комнатные растения из уголка природы).

3.     Расскажи, что ты видишь на картинке.

4.     Назови растения, которые ты знаешь.

3. Живое ли растение?  Как  догадался, что живое?

4. Что будет если растение не поливать?

5. Посмотри на картинку и ответь, чем одно растение отличается от другого?

6. Покажи на картинке части растения (лист, стебель, цветок).

Инструкция к проведению:

Перед каждым ребёнком индивидуально выкладываются картинки или выставляются 2-3 комнатных растения, ему необходимо рассказать, что он видит, назвать растение, как он догадался, что это растение.

Критерии оценки:

Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.

Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.

Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

По окончании диагностической работы с детьми на констатирующем этапе эксперимента мы получили следующие результаты.

image

Рисунок 4. Результаты сформированности представлений о комнатных растениях у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента

image

Рисунок 5. Результаты сформированности представлений о комнатных растениях у детей контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента

Далее мы сравнили результаты экспериментальной группы и контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента.

image

Рисунок 6. Сравнительные результаты сформированности представлений о комнатных растениях у детей экспериментальной группы и контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента

Анализ результатов показал, что в основном дети интересуются данной темой, но общие знания и представления детей о комнатных растениях не устойчивые. Более полными ответы были в основном о нескольких комнатных растениях. При этом они их называли и не затруднялись ответить, что это. Вызывали у детей затруднения назвать способы ухода за комнатными растениями. В большей степени затруднения вызывали задание сравнить два комнатных растения.

Таким образом, мы сделали вывод о том, что необходимо использовать наиболее эффективные методы для знакомства детей с комнатными растениями в уголке природы.

После завершения формирующего этапа эксперимента мы приступили к контрольному.

Цель контрольного этапа - определить эффективность проделанной работы.

За основу была взята диагностика из констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности представлений о комнатных растениях у детей 2 младшей группы.

Нами были получены следующие результаты.

image

Рисунок 7. Результаты сформированности представлений о комнатных растениях у детей экспериментальной группы

на контрольном этапе эксперимента

Далее приводятся результаты диагностики уровня развития художественного творчества у детей контрольной группы.

image

Рисунок 8. Результаты сформированности представлений о комнатных растениях у детей контрольной группы

на контрольном этапе эксперимента

          Далее мы сравнили результаты контрольного эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.

image

Рисунок 9. Сравнительные результаты сформированности представлений о комнатных растениях у детей экспериментальной группы и контрольной группы на контрольном этапе эксперимента

          Сравнение результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе.

image

Рисунок 10. Сравнительные результаты сформированности представлений о комнатных растениях у детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента

          Сравнение результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапе эксперимента в контрольной группе.

image

Рисунок 11. Сравнительные результаты сформированности представлений о комнатных растениях у детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента

Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:

1) Высокий уровень сформированности представлений о комнатных растениях выявлен у 25%  детей экспериментальной группы, что выше показателей констатирующего эксперимента на 10%.

2) Средний уровень сформированности представлений о комнатных растениях выявлены у 48%, что выше показателей констатирующего этапа эксперимента на 7%.

3) Низкий уровень сформированности представлений о комнатных растениях выявлен у 27% детей экспериментальной группы, что ниже показателей констатирующего эксперимента на 17%.

При сравнении результатов диагностики можно говорить о том, что реализуемый проект «Комнатные растения – наши друзья!» действительно способствует формированию представлений о комнатных растениях у детей младшей группы.

На этапе контрольного эксперимента перед нами стояла задача проверить, насколько эффективными оказались меры по повышению уровня сформированности представлений о комнатных растениях у детей младшей группы.

Подводя итог диагностическому исследованию, можно говорить о том, что действительно организация проектной деятельности оказывает влияние на формирование представлений о комнатных растениях у детей младшей группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.

Во время опытно-экспериментальной работы по внедрению метода проектов в воспитательно-образовательный процесс нами был реализован исследовательский проект «Комнатные растения – наши друзья!».

Результаты контрольной диагностики показали, что у детей повысился уровень познавательной активности.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

 Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза о том, что целенаправленная организация в ДОУ проектной деятельности по ознакомлению с комнатными растениями будет способствовать познавательному развитию детей младшей группы, подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников информации

1.     Нормативно-правовые акты

1.1

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Приказ Минобразования Российской Федерации от      17.10.2013 г., № 1155.

 

1.2

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 02.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013).

 

1.3

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»//Постановление Главного санитарного врача РФ № 26 от 15 мая 2013 года.

 

2.Литература

2.1

Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология// Детский сад от А до Я. - 2011. - № 3. - С. 6.

2.2

Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых//Развитие личности. - 2013. - № 1. - С. 24 – 36.

2.3

Боровлева А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования//Управление ДОУ. - 2014. - № 7 . – С. 76-83.

2.4

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.- 112 с.

2.5

Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 208 с.

2.6

Горлицкая С.И. История метода проектов//Компьютерные инструменты в образовании – 2012. - №5. - С. 4-6.

2.7

Дошкольная педагогика/С.А.Козлова, Т.А.Куликова. М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.

2.8

Дьюи, Джон. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку: пед. ст. / Д. Дьюи. - М.: Карапуз, 2011. - 348 с. 

2.9

Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: Учитель, 2014. – 302 с.

2.10

Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.

2.11

Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем//Дошкольное воспитание – 2015. - №3. – С. 15-25

2.12

Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения - М.: АРКТИ, 2015. – 96 с.

2.13

Козлова С.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2013. – 416c.

2.14

Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ/под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - Пермь: Меркурий, 2013. – 258 с.

2.15

Морозова Л.Д. Учимся проектировать вместе или что такое «детское проектирование»? Родительская академия: организация семейного досуга и создание детско-родительских проектов: Методическое пособие для родителей. В 2-х ч. Ч.2. – М.: МГПИ, 2012. - С. 40 – 49.

2.16

Патранова И. М. Проектный метод//Дошкольное воспитание. - 2013. - № 3. - С. 81.

2.17

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2013. – 157 с.

2.18

Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2014. -№4. – с. 23.

2.19

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования – М.: Просвещение, 2012. – 153 с.

2.20

Проектная деятельность в ДОУ. Проект – это игра всерьез. - М.: «Наша новая школа». – 2013. – С. 5-28.

2.21

Сапранова С.И. Проектная деятельность//Воспитатель ДОУ. - 2012. - №2. – С. 65.

2.22

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий. - 2013. - 288 с. 

2.23

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр Академия, 2012. – 336 с.

2.24

Флегонтова Н. П. "Метод проектов " в педагогике Джона Дьюи, [1852-1952 гг.]//Ребенок в детском саду. - 2013. - N 4. - С. 39-43.

2.25

Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.//Управление ДОУ. 2014. - № 4. - С. 99-101.

3. Интернет-ресурсы

3.1

Проектная деятельность в ДОУ: сайт [Электронный ресурс]. - www.maam.ru/stati/konspekty.html (дата обращения 20.03.2016).

3.2

Применение метода проектов в ДОУ: сайт [Электронный ресурс]. – www.nsportal.ru/detskii-sad (дата обращения 15.04.2016).

3.3

Современные интерактивные технологии в ДОУ [Электронный ресурс]: http://ia-vospitatel.taba.ru (дата обращения 12.09.2016).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_vkr._ivanova_yulya.ppt600 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ Выполнила: Иванова Юлия Сергеевна, студентка 406 группы IV курса Специальности 050144 Дошкольное образование

Слайд 2

Актуальность исследования метод проектов упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами и др. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода.

Слайд 3

Проблема исследования использование метода проектов в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности?

Слайд 4

Объект исследования: проектная деятельность в ДОУ. Предмет исследования: использование метода проектов в процессе знакомства детей младшей группы с комнатными растениями.

Слайд 5

Цель исследования выявление специфики использования метода проектов в процессе знакомства детей младшей группы с комнатными растениями.

Слайд 6

Задачи исследования Изучить нормативно-правовую, психолого-педагогическую литературу, интернет-источники по данной проблеме. Изучить метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ. Разработать проект знакомства детей младшей группы с комнатными растениями. Сделать выводы по результатам реализации проекта.

Слайд 7

Гипотеза исследования целенаправленная организация в ДОУ проектной деятельности по ознакомлению с комнатными растениями будет способствовать познавательному развитию детей младшей группы.

Слайд 8

Методы исследования 1. Методы теоретического исследования : анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической литературы, интернет-источников по теме работы. 2. Методы эмпирического исследования : наблюдение, беседа, проведение диагностики, изучение результатов деятельности дошкольников, формирующий эксперимент. 3. Методы обработки данных : метод количественного и качественного описания.

Слайд 9

База исследования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 поселка городского типа Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области структурное подразделение детский сад «Берёзка»

Слайд 10

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.

Слайд 11

Этапы перехода ДОУ на проектный метод непосредственно образовательная деятельность с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.; - блочно-тематические НОД; - интеграция: частичная или полная; - метод проектов, как форма организации образовательного пространства и как метод развития творческого познавательного мышления.

Слайд 12

Этапы формирующего эксперимента 1 этап констатирующий. 2 этап формирующий. 3 этап контрольный.

Слайд 13

Цель констатирующего этапа выявление уровня сформированности представлений о комнатных растениях у детей на начало эксперимента.

Слайд 14

Результаты сформированности представлений о комнатных растениях у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента

Слайд 15

Результаты сформированности представлений о комнатных растениях у детей контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента

Слайд 16

Сравнительные результаты сформированности представлений о комнатных растениях у детей экспериментальной группы и контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента

Слайд 17

Цель формирующего этапа применить метод проектов в ознакомлении детей 2 младшей группы с комнатными растениями.

Слайд 18

Проект «Комнатные растения – наши друзья!» Цель проекта : создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о комнатных растениях.

Слайд 19

Цель контрольного этапа определить эффективность проделанной работы.

Слайд 20

Результаты сформированности представлений о комнатных растениях у детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента

Слайд 21

Результаты сформированности представлений о комнатных растениях у детей контрольной группы на контрольном этапе эксперимента

Слайд 22

Сравнительные результаты сформированности представлений о комнатных растениях у детей экспериментальной группы и контрольной группы на контрольном этапе эксперимента

Слайд 23

Сравнительные результаты сформированности представлений о комнатных растениях у детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента

Слайд 24

Сравнительные результаты сформированности представлений о комнатных растениях у детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента

Слайд 25

Гипотеза о том, что целенаправленная организация в ДОУ проектной деятельности по ознакомлению с комнатными растениями будет способствовать познавательному развитию детей младшей группы, подтвердилась.

Слайд 26

Теоретическая значимость работы заключается в том, что представленный в работе материал об организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении систематизирован. Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный практический материал может быть использован в работе воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

Слайд 27

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с домашним животным-кошка.

Проект содержит: дидактический игры, мнемотаблицы, работы детей по аппликации и пластилинографии, модель ухода человека за кошкой, список художественной литературы, этапы проекта....

Проект по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста домашними животными "Наши младшие друзья"

Данный материал содержит подробный пла по ознакомление детей с домашним животным- кошкой...

Система методов и приемов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с потешками

методическая разработка по использованию потешек в работе с детьми  младшего дошкольного возраста...

Конспект интегрированного занятия для детей младшего дошкольного возраста «Мир комнатных растений».

Конспект интегрированного занятия для детей младшего дошкольного возраста «Мир комнатных растений».Цель: Расширять представление детей о комнатных растениях.Задачи:Образовательные: учить у...

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Рассматривание комнатного растения герань (пеларгония)»

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО – познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Познавательное развитие:Формирова...

Сообщение из опыта работы " Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

quot; Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"...