Конспект интегрированного занятия по духовно- нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Традиции Нижегородской губернии»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Ширшова Марина Евгеньевна
Продолжать формировать интерес у детей к культуре и традициям родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированного  занятия

 по духовно- нравственному воспитанию

для  детей  старшего  дошкольного  возраста

«Традиции Нижегородской губернии»

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 323 «Сказка»

 г. Нижнего Новгорода:  Ширшова М.Е.

Цель:  Продолжать  формировать интерес у детей  к  культуре и традициям родного  края.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами и местами  их  распространения  в  Нижегородской  губернии.  

2. Формировать элементарные  представления  детей  об  истории  человечества  через знакомство  с  предметами  быта,   изделия прикладного  искусства,  реконструкцию  образа  жизни  людей.

3. Обогащать  речь  детей существительными,  обозначающими  предметы  быта,  изделия  народных  промыслов,  названия  элементов  городецкой  росписи,  названия  ремесел;  прилагательными, характеризующими  качества  характера людей.

4. Побуждать  в  речи  использовать  фольклор (пословицы,  загадки, потешки).                            5.Продолжать  расширять  представления  об орудиях и результатах труда ремесленников  (гончара, кузнеца, охотника, плотника).

6.Продолжать знакомить  с  Городецкой  росписью,  ее  цветовым  решением,  спецификой  создания декоративных  цветов.

Развивающие:

1.Развивать у детей умение создавать  узоры  Городецкой  росписи  на  форме  доски.

2.Развивать  у детей интонационную  выразительность  речи  (эпизоды драматизации, стихи).      3.Развивать у детей умение   играть  на  русских  музыкальных  инструментах с использованием  русских  танцевальных движений.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов.

2. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину.

Материалы для занятия:

-Предметы старины для изображения Красной комнаты (иконы, подсвечник, свечи,  лампада, рушник)

- Выставка изделий городецких мастеров, на которой промысел должен быть представлен как можно шире: разделочные доски, блюда, солонки и сахарницы, настенные декоративные панно.

- Имитация среды  деревенской горницы.

- Предметы народного  быта (прялка, веретено, коромысел с ведерками, пяльцы,..)

- Д/и  «Щит  и  меч».

- Материал для рисования Городецкой росписи.                                                                                   – Угощения к чаепитию.

- Музыкальные  народные  инструменты (ложки, трещетки, свистулька, бубен)

- Аудиозапись русских народных песен.

- Карта Нижегородской области. 

- Магниты со схематическим изображением ремесел.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Ход занятия.

Восп – ль:   Сегодня у нас будет много гостей, соберется полна горница!

А я предлагаю встретить их  по старому русскому обычаю: поклоном, да словом добрым.

На Руси принято было при входе в избу перекреститься и  покланяться перед иконами, висящими в самом главном углу дома, который называли – Красным уголком. А вот и наши гости!  (Гости крестятся и кланяются, здороваются)

 - Здравствуйте, гости дорогие!

Гостей принято сажать на самое почетное место в Красном уголке, где стоит стол и стулья.

Реб.:  Много гостей – много новостей.

Реб.:  Для доброго гостя и ворота настежь.

Восп – ль:  По  обычаям российским

Всем поклон мы шлем вам низкий.

С добрым словом и любовью

С хлебом, солью.

И гостям приподносили хлеб да соль!

(дети берут каравай на рушнике и обращаются к гостям)

Реб. (с  хлебом): Примите соль, примите хлеб,

          Живите долго и без бед.

Пусть дом ваш будет полным

Приветливым и хлебосольным (вручают каравай гостям).

Восп – ль: А теперь, честной народ,  заходите в избу, во светелку, да на лавочки       присаживайтесь. Будем беседы вести, да разговоры разговаривать.

                 Загадаю вам загадку, а вы найдите и покажите отгадку:

1.Сесть на нее - сядешь,

   А не везет.

   Внутри огонь горит,

   Из трубы дым валит.

   Кашу варит, блины жарит (печка).

Реб.:  Самое главное в избе – печка.

Затрещит мороз на дворе, завоет ветер, а у печки тепло и уютно.

Русская печка дом отопит, пищу сварит, хлеб испечет, а раньше в ней даже мылись.

2.  Бычок рогат, в руках зажат,

     Еду хватает, а сам голодает  (ухват)

Реб.: Возьмет хозяйка в руки ухват, подденет горшок с молоком и крупой, в печку посадит, а   обратно кашу вкусную достанет (имитирует движения)

3. Оно, ложась на чьи – то плечи,

Носило воду в дом из речки.

Потом в один прекрасный год

В дом провели водопровод.

И вот теперь оно, ребята,

Лежит в музее экспонатом  (коромысло).

Реб. :  Наденет девица ведерки на крючки коромысла, да по воду пойдет. А если тяжело, то можно на два плеча (показывает, как ходили с коромыслом).

Восп- - ль: А это что за предмет? (обращает внимание на корыто и тяпку) Это корытце было всегда под рукой у хозяйки. А мы в нем капустку порубим (пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим»).

Восп – ль:  Богат наш Нижегородский край землями плодородными, лесами богатыми и умельцами народными. В  тех областях, где земля плодородная, занимались люди земледелием и животноводством. Как вы думаете, что это такое земледелие?

Земледелие -  обработка земель для получения урожая.

              

             А что такое животноводство?

Животноводство -  разведение  животных  для своей  пользы  (мясо,  шкуры,  шерсть,  яйца, пух).

Восп – ль: А  в  тех  местах, где земля была бедная, да леса были непроходимые занимались люди разными ремеслами. Какие ремесла вы знаете?

 

По ходу называния ремесел воспитате ль на карте Нижегородской области  значками обозначает те места, где это ремесло наиболее  было развито.

Плотник.  Что же он делал?  Чем занимался? (избы строил, мебель делал да разные диковинные вещицы из дерева выдалбливал, выстрагивал) Какой инструмент ему помогал? (верстак, молоток, гвозди, пила, топор, рубанок) А что получалось у него в работе найдите и приложите к мастеру. (дети выкладывают картинки с предметами ремесла плотника). Деревня ЕЛХОВКА.

Охотник. Чем же он занимался? (охотился на зверей, добывал мясо, шкуру на одежду). А  какие  инструменты  ему  были  нужны? (ружье,  лук  и  стрелы,  сети).  Выберите картинки  на кого охотился охотник. (дети выбирают и прикладывают картинки с животными).  ЗАВОЛЖЬЕ

Гончар.  Чем гончар занимался? (из глины делал, мастерил посуду, игрушки, свистульки).  А  что  ему  было  необходимо  для  его  работы? (глина,  песок, гончарный  станок,  печь  для  обжига).   Выложите картинки с теми предметами, которые мог сделать гончар. (выкладывают).  ПОЧИНКИ.

Кузнец.  Чем же кузнец занимался? (ковал из железа оружие, инструменты, предметы быта). (Дети  прикладывают картинки).  ПАВЛОВО.

Восп – ль:   (показывая на народ. муз. инструменты) Какой мастер сделал эти муз. инструменты?  (плотник, гончар, художник)  Мы их в руки возьмем да подыграем песне веселой.

Р.н.песня «Посею лебеду на берегу» .

Восп – ль:  А холодными зимними вечерами собирались девицы во светелке, да рукоделием занимались.

Реб.: С овечки шерсть состригали, потом ее чесали, грязь из нее убирали, да на прялку одевали, брала девица веретено, да ниточку на него скручивала.

Реб.: А я пяльцы возьму , иголкой да ниткой вышивать начну .

Восп – ль:  Девицы пряли, ткали, вязали, вышивали.  БАЛАХНА  прославилась  кружевоплетением.  Девушки – мастерицы  и  посуду  расписывали так,  что  диву  все  давались.   А чтобы не скучать песни распевали. На такие посиделки и парни приходили со своей работой.

Реб.:  Лапти  плели, ложки  да  матрешки  вытачивали, сбрую конскую делали,  игрушки  мастерили.   СЕМЕНОВ ,  БОГОРОДСК.

Восп – ль:  Восемь  кукол  деревянных,

Круглолицых  и  румяных

Всех  матрешками  зовут

В  разноцветных  сарафанах

На  столе  у  нас  живут.

Реб.:  А я  валенок возьму, да подошву подошью,  чтобы к милой на свидание не холодно бежать.  КОВЕРНИНО.

Восп – ль:   А  по  ходу дела и сказки рассказывали. А какие  отгадайте.

(Эпизоды – драматизации из рус. нар. сказок: «Колобок», «Волк и 7козлят», «Лиса и волк», «Маша и медведь»).

Восп – ль:  Не только сказки сказывали, но и весело плясали.

Пляска под рус.нар. песню (по показу)

Восп – ль:  А теперь глаза закроем, где же мы оказались?

 Если взглянешь на дощечки, то увидишь чудеса!

 Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит — вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают, и кувшинки расцветают.

Распускаются букеты, ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя!

                                                                           (в мастерской г. Городца)  

И превратились в мастеров городецкой росписи.

Роспись Городецкой доски.

(По ходу воспитатель напоминает о приемах создания нужного цвета, технике оживки,  названии элементов,  расположении композиции,  техники рисования концом кисти).

Восп – ль:  Нашим доскам подсохнуть надо. А как подсохнут, отвезет их купец на Ярмарку.  А  пока мы доски расписывали, самовар  вскипел,  к чаепитию приглашает.

Чаепитие у самовара.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Традиции, быт народов саха.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в кризисе экономики, не в смене политической системы,...

Проект "ДУховно-нравственное воспитание дошкольников. Традиции русского народа."

Формирование духовно-нравственных представлений детей 5-6 лет по средствам приобщения их к традициям русской народной культуры. Срок реализации   проекта– 1 год (сентябрь 2014 года...

ПРОЕКТ "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА"

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое...

Духовно нравственное воспитание. Рождественские традиции. Ярмарка идей (обмен опытом).

Наша страна — многонациональная, однако основной религией является христианство. Именно христианство сформировало многие обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Сейчас в ...

Проект "Духовно - нравственное воспитание дошкольников. Традиции русского народа"

Цель проекта: разработка методических условий и содержания воспитательно – образовательного процесса для формирования духовно – нравственного развития воспитанников посредством ознакомлени...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...