КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ФОНОВАЯ МУЗЫКА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
статья на тему

Ионова Ольга Васильевна

Использование фоновой музыки является одним из доступ­ных и эффективных методов психолого-педагогического воз­действия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образователь­ного процесса. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ФОНОВАЯ МУЗЫКА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Все первые звуки, включая музыку и ритмы, играют очень важную роль для развития мозга. Положительному эффекту музыки на мозг посвящено много исследований, Но, несмотря на то, что люди с удовольствием пользуются музыкой как средством воздействия на мозг, мы должны быть осторожны, не преувеличивая ее значения для развития мышления. Исследования на эту тему ведутся давно. Уже очевидно, что музыка может улучшать память, обострять внимание, помогать обучению. Музыка снимает стрессы, активизирует работу правого и левого полушарий мозга и хорошо влияет на развитие художественных способностей.

Наиболее известное и значимое воздействие музыки на головной мозг:

  •  Музыка «возбуждает молекулярную систему человека» (Джин Хьюстон). Делает это она с помощью своей волны на длинных частотах. Когда музыка резонирует с ритмами человеческого тела, это сильно влияет на скорость нашего восприятия, способность к учебе. Большая часть классической музыки совпадает с ритмами нашего тела.
  •  «Музыкальные ритмы, мелодии, контрасты и различные тональности кодируют любую новую информацию». Ученые (Дуглас и Терри Вэбб) считают, что музыка - верное средство сохранить информацию в памяти.
  •  «Музыка повышает настроение» (Скартелли). Любимые песни стимулируют эндокринную систему, что благотворно влияет на внимание и память.
  •  «Классическая музыка больше подходит к пульсу человека, чем рок» (Клайс).
  •  Игра на фортепиано способствует пространственно-временной ориентации (Грациано, 1997). У четырехлетних детей, которые полгода брали уроки игры на фортепиано, она выше на 30 %, чем у детей, которые брали уроки пения или осваивали компьютер.

Ученые выяснили, что наш мозг биологически восприимчив к определенной музыке. Они считают, что слушание музыки в первые три года жизни человека помогает мозгу формировать представления об окружающем мире. Мозг легко приспосабливается в ранние годы, поэтому необходимо расширять музыкальный репертуар.

Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития ребенка-дошкольника.

Психофизиологические исследования влияния музыки на деятельность нервной и дыхательной систем, системы кровообращения, на электрическую активность головного мозга начаты еще такими известными русскими учеными, как В. М. Бехтерев, И. Р. Тарханов, И. М. Догель и др. Научно доказано, что музыка, воздействуя на человека, оздоравливает его.

Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия музыки, интонационного запаса.

Одним из вариантов использования потенциала музыкального искусства является фоновая музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях.

Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса. Какие же?

  1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.
  2.  Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение активности.
  3.  Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.
  4. Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости, утомляемости.
  5. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Используя музыку на занятиях по развитию речи, математическому развитию, ручному труду, конструированию, рисованию, воспитатель должен ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми.

При активном восприятии педагог намеренно обращает внимание детей на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности.

При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности.

Так, на занятии по формированию математических представлений с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания звучание музыки является фоновым.

Во время режимных моментов: утренний прием детей, подготовка к образовательной деятельности,  ко сну, подъем с дневного сна - фоновое звучание музыки создает у детей эмоционально положительное состояние, комфорт, положительный микроклимат в группе.

Примерное расписание звучания фоновой музыки в режиме дня.

07.30. - 08.00. - прием детей - звучит радостная, спокойная музыка.

08.40. - 09.00. - завтрак, подготовка к образовательной деятельности - уверенный, активный темп музыки.

12.20. - 12.40. - обед, подготовка ко сну - умиротворенный, нежный фон.

15.00. - 15.15. - подъем детей - оптимистичный, просветленный, спокойный характер музыки.

Воздействуя на нравственное, эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие, музыка является основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Фоновая музыка в жизни дошкольного учреждения»

Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные у...

Консультация для педагогов «Фоновая музыка в жизни детского сада»

Музыка в детском саду должна сопровождать детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные цен...

Консультация для педагогов «Фоновая музыка в жизни детского сада»

Музыка в детском саду должна сопровождать детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные цен...

Консультация для педагогов "Фоновая музыка в жизни детского сада"

Консультация для педагогов "Фоновая музыка в жизни детского сада"...

Консультация для педагогов "Фоновая музыка в жизни детского сада"

Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с...