Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»
статья (младшая группа) по теме

Важничина Наталья Ивановна

Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родителями в процессе работы семейного клуба   «Капелька» МАДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 7» г.  Магадана. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа родительского клуба «Капелька» направлена на обогащение психолого-педагогическими знаниями и практическими умениями родителей в воспитании детей через их привлечение к сотрудничеству с педагогами, развитие дружеских отношений с другими семьями для успешного освоения дошкольниками основной общеобразовательной программы.

Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что её содержание отвечает требования обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, педагоги  ДОУ создают оптимальные условия для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности их участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребёнка.

Практическая значимость работы родительского клуба выражается в том, что её реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; развитию психолого-педагогической компетентности родителей, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования инновационных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и возрастает степень доверия и уважения к работникам ДОУ, которая ведёт к повышению имиджа детского сада.

В работе семейного клуба «Капелька» основываемся и широко используем методику Марии Монтессори в развитии детей раннего возраста.

Педагогика Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания. Ребенку дают возможность развиваться самостоятельно, помощь взрослого оказывается при необходимости. В основном эта помощь заключается в том, что взрослые организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам. Создать развивающую среду самостоятельно ребенок не может, так как он еще маленький. Основная задача педагогов, действующих по этой системе – организация развивающей предметно-игровой среды..

 Актуальность и практическая значимость  Монтессори — системы состоит в следующем:

- эта система предоставляет ребенку свободу выбора;

- позволяет ребенку развиваться самостоятельно в его собственном темпе, соответственно его способностям и возможностям;

- использует в основе уникальную, подготовленную педагогическую среду, включающую специально разработанные  монтессори-материалы развивающего и исследовательского характера;

- помогает педагогу и родителю понять реальные потребности ребенка и определить, в каком «чувствительном» периоде он находится;

- помогает раскрытию  потенциала каждого ребенка.

Благодаря обучению по методике Монтессори,  дети осознают, что ошибка позитивна и является жизненным опытом, поэтому терпимы к чужим ошибкам. Они умеют договариваться, принимают помощь, если сами не могут с чем-то справиться. Они много умеют и хотят этим поделиться. Дети, которые занимаются по системе Монтессори,  становятся более самостоятельными и лучше приспособлеными к жизни, что очень важно для того, чтобы добиться в жизни счастья.

Игры по методу Монтессори просты и эффективны. Многие игры-пособия Монтессори рассчитаны на работу детских пальчиков, а развитие мелкой моторики, как известно, напрямую влияет на развитие речи и интеллекта ребенка. Ниже представлены несколько примеров игр совместно с родителями.

 «Разложим по порядку»

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

«Волшебное сито»

Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

«Выловим из воды»

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.

«Не просыпь и не пролей»

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это для него треднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

«Лепим колобки, колбаски и блинчики»

Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать «колобки» (скатывать шарики), «колбаски» и «блинчики». Потом из этих «заготовок» можно «собрать» фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию – победите соблазн лепить вместо него.

«Открой и закрой»

Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.

«Была лужа – и нет ее»

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа – пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

«Смети, но не просыпь!»

Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно – тогда на пол ничего не просыпется.

«Ну-ка, вылови»

Поставьте на поднос две тарелки: слева – глубокую, а справа – мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду – собрать губкой.

«Пересыпаем ложкой»

Поставьте на поднос две чашки: слева – чашку с крупой, а справа – пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

«Готовим лекарства»

Дети любят размешивать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда получается: движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай выплескивается. Помогите малышу, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребенку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь окрашивают ее. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку. С этим упражнением можно связать много игр: приготовление лекарств, еды и т.п. Чтобы ребенок хорошо освоил действия с ложкой, совмещайте это упражнение с пересыпанием ложкой.

«Посыпаем дорожки»

Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их «щепоткой»), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать «сахаром» песочный «торт» и т.п.



Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ № 7

_________Н.В.Козлова

Приказ №____от_______201  г

План 

работы детско-родительского клуба «Капелька»

 для семей с детьми раннего возраста МАДОУ № 7

Сентябрь

№ п/п

Форма работы, тема

Дата

1

«Адаптируемся вместе». Знакомство с группой.

2

«Мы - молодые родители»        

 Анкетирование, изучение спроса на проблемные темы среди участников

Октябрь

1

«Страна детства»        

 Развлекательно-познавательное путешествие, экскурсия по детскому саду. Посещение сенсорной комнаты.

2

Разучивание с родителями потешек.

Семейная копилка:  детские песенки, потешки  и прибаутки для формирования культурно-гигиенических навыков (совместные действия)

3

Консультация:

«Значение и организация утренней гимнастике в семье».

Совместное проведение комплекса утренней гимнастики с родителями.

Ноябрь

1

Проведение совместного занятия по физической культуре.

2

«Папа, мама, поиграйте со мной!»        

Влияние игры на всестороннее развитие личности ребёнка.

Как организовать и поиграть в

совместные игры взрослого и ребёнка.

3

«Игры для сенсорного развития детей дома»

        

Декабрь

1

«Папы и мамы, начните общаться со своим ребёнком!»        

Советы, которые  помогут родителям научиться общаться со своим ребёнком и развить его речь!

2

Словесные игры для малышей

и их родителей.

Январь

1

«Здоровье малыша в ваших руках!». Формирование у родителей практических умений в  применении здоровьесберегающих технологий.

Совместное проведение оздоровительных мероприятий в группе.

Посещение родителей совместно с детьми комнат ароматерапии и галотерапии

2

«Играем вместе» (дидактические, речевые, подвижные, пальчиковые, коммуникативные  игры).

Познакомить родителей как использовать в своем общении с детьми данные игры.

Февраль

1

«Мы играем и поём, вместе весело живём» Семейная копилка: музыкальные игры для детей в  группе и в семье.

2

 Консультация

«Игры с песком и водой в домашних условиях с малышами». Совместная игра с детьми «Рыболов».

Март

1

«Веселые превращения» (развитие мелкой моторики с помощью песочной терапии). Практикум.

2

«В царстве упрямства и капризов, или Кризис трех лет»

3

 Проект «Как читать детям сказки»

Апрель

1

«Рисуем вместе с мамой» (развитие художественного творчества). Практикум.

2

Видео проект «Игра в жизни ребенка раннего возраста»

Май

1

«Как мы в садике своём очень весело живём!». Видеоархив.

2

Экскурсия в парк с родителями.

Рекомендации «Как провести с ребенком лето».

График работы детско-родительского клуба «Капелька»

в сенсорной комнате МАДОУ № 7

Часы работы

День недели

Подгруппа

Ответственный

17.00 - 17.30

Вторник

1-я подгруппа:

воспитатель Важничина Н.И.

18.00 – 18.30

Вторник

2-я подгруппа

воспитатель Важничина Н.И.

Часы работы

День недели

Подгруппа

Ответственный

17.00 - 17.30

Четверг

1-я подгруппа:

воспитатель Важничина Н.И.

18.00 – 18.30

Четверг

2-я подгруппа

воспитатель Важничина Н.И.

План работы

детско-родительского клуба «Капелька»

для семей с детьми раннего возраста

по развитию сенсорных эталонов и мелкой моторики рук МАДОУ № 7

Сентябрь

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Занятие        

Цель

Дата занятий

1

« Букет цветов» Рисование пальчиками

Познакомить детей с красками. Учить детей рисованию пальчиками, развитие мелкой моторики рук, координации движений.

2

«Кап-кап дождик»

Рваная аппликация

Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон вместе с мамой.

3

«Пересыпание ложкой».

Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность.

4

«Урожай яблок»

Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, придавая округлую форму.

Октябрь

1

«Назови геометрическую фигуру».

Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.        

Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

2

«Божья коровка»        

Аппликация с использованием пластилина

Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.

3

«Шнуровка».

Развитие мелкой моторики рук, координации движений.

4

«Прыг – скок по дорожке».

Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.        

Развитие координации движений.

Ноябрь

1

«Найди предмет такой же формы».

Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры        

2

«Оладушки для мишки»        

Лепка

Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, выкладывание на импровизированную тарелочку.

3

«Огоньки ночью».

Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания.        

4

«Угости маленького и большого зайца морковкой».

Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.        

Декабрь

1

«Забавные прищепки»

Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)        

Развивать у детей мелкую моторику рук.        

2

«Зажигаем огоньки»

Рисование

Учить наносить яркие мазки на темный фон.

3

«Подбери по форме».

Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал        

Блоки-вкладыши на каждого ребёнка.        

4

«Шарики»        

Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета.

Январь

1

«Золушка».        

Учить детей сортировать предметы по цвету, по форме, развивать мелкую моторику рук.        

2

«Новогодний подарок»        

Лепка

Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, изображающего конфеты и печенье, выкладывание на импровизированную тарелочку.

3

Пальчиковые игры с грецкими орехами

Развивать у детей мелкую моторику рук, вращение орехов между ладонями, катание по столу в разные стороны.        

Февраль

1

«Золушка»

Учить детей сортировать предметы по цвету, форме. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание.  

2

«Пальчиковые игры с природным материалом»

Развивать мелкую моторику рук, вращение предметов между ладонями, катание по столу в разные стороны.

3

«Угостим зайку чаем»

Учить культуре поведения за столом, развивать память, внимание, усидчивость.

4

«Шумящие коробочки»

Развивать слуховое восприятие. Учить составлять пары одинаковых звуков.

Март

1

«Игры с мозайкой, палочками»

Учить детей выкладывать различные фигуры, развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление.

2

«Собери картинку» (разрезные картинки)

Закрепить умения собирать целую картинку из разрезанных частей. Развивать мышление, внимание, мелкую моторику.

3

«Куклы – неваляшки»

(лепка)

Закрепить умения собирать целую картину из разрезанных частей. Развивать мышление, внимание, мелкую моторику.

4

«Цветы для мамы»

Закрепить знания о цвете предметов, рисовать кисточкой. Развивать мышление, интерес.

Апрель

1

«Распустились первые листочки» (аппликация пластилином)

Развивать умения создавать овальную форму из пластилина, приклеивать на готовую форму. Развивать моторику рук.

2

«Строим башню»

Обучать соотносить по величине четыре предмета. Развивать внимание, мышление, память.

3

«Ткани для куклы Тани»

Развивать у детей осязание, внимание, память. Стимулировать речевую активность, называть ткани.

4

«Что лежит в мешочке»

Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Май

1

«Сделаем кукле бусы»

Закрепить умения группировать предметы по цвету, нанизывать на нитку (шнурок). Развивать координацию движений, моторику рук.

2

«Башня из кубиков»

Закрепить умения сравнивать несколько предметов по величине и располагать их по убывающей величине.

3

Диагностика знаний, умений детей

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на конец учебного года.

План работы разработан на основе элементов примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» 2013 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни»

Цель данной работы:раскрытие возможностей дидактических игр в формировании сенсорной культуры детей третьего года жизни....

Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»

Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...

Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»

Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...

Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни

Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни.Маленький ребенок познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа. Обследуя окружающий мир,...

Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни

Статья.Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимис...

Проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Марии Монтессори».

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – сенсорное развитие детей по методике Монтессори....