Консультация для педагогов
консультация на тему

Велижанина Ольга Сергеевна

"Роль сюжетно-ролевой игры в речевом развитии ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_pedagogov_syuzh-rol_igra.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Мулымская СОШ

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Роль сюжетно-ролевой игры в речевом развитии ребенка»

                                     

                                                                            Подготовила :                                                                                                                                                                           О.С.Велижанина

2016-2017 уч. г

 

     Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область

проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации,

саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через

диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

    Речевое  воспитание  детей  направлено  на  развитие  коммуникативной

компетенции,  способности  налаживать  общение  с  окружающими  людьми

(взрослыми  и  сверстниками)  при  помощи  языковых  (фонетических,

лексических,  грамматических)  и  неречевых  (мимики,  жестов,  поз,  взглядов,

предметных действий) средств.

   Главную роль в развитии речи детей и пополнение словарного запаса играет

воспитатель и его речь, поскольку большую часть дети проводят с ним, начиная

с раннего возраста.

   Активно  развивается  речь  ребенка  в  игре.  Сюжетно-ролевая  игра

способствует развитию речевых навыков и умений. Дети в игре разговаривают

с  игрушками,  подражают  голосам  зверей,  героям  произведений,  гудению

самолета,  поезда  и  т.д.  Все  это  позволяет  развивать  речевую  активность:

овладеть навыками монологической и диалогической речи, развивать звуковую

культуру речи, формировать грамматический строй речи.

   В  раннем  возрасте  сюжетно-ролевые  игры  –  отобразительные.  Они

отображают  ежедневные  бытовые  ситуации,  в  которых  воспитатели

используют  элементы  обучающих  игр:  дидактических,  театрализованных,

пальчиковую  гимнастику,  артикуляционную  и  дыхательную  гимнастики,

которые способствуют развитию речи.

   В  младшем  и  среднем  возрастах  к  сюжетно-отображающей  игре

присоединяются самостоятельные с-р игры, в которых так же используются

обучающие игры, развивающие речевые навыки и умения.

   В старшем возрасте воспитатель создает условия для возникновения новых

самостоятельных игр на основе знакомых. Способствует развитию творческого

воображения  в  игре,  где  развиваются  и  совершенствуются  речевые  умения. Сначала   в  разыгрывании  первоначальных  сюжетов  игр  должен  всегда

присутствовать воспитатель (для развития связной, грамматической речи). А

дальше в самостоятельных играх детей воспитатель корректирует их  речь.

   Детям тяжело грамматически правильно связывать и согласовывать слова в

предложения,  составлять  рассказы.  Для  этого  мы,  воспитатели  используем

сюжетно-ролевую игру, как обучающую форму взаимодействия для развития

речевых навыков, часто используя литературные произведения. Например:

Сюжетно-ролевая игра «Поход в книжный магазин» (младший возраст)

Цель:  расширять  игровые  умения  детей,  используя  знания  литературных

произведений.

Сюжетно-ролевая игра «Автобусная экскурсия с посещением

парка развлечений» (старший возраст)

Цель:  формировать умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми,

самовыражаться в играх, стихах, логоритмических упражнениях.

Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и

усложнению их сюжетов.

• Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки,

телеграммы, приезд и встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса

детей к игре.

• Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.

• Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.

• Проведение экскурсии по теме игры.

• Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка (врача,

медсестры, повара, швеи и т.д.).

• Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых

рассматриванием картинок соответствующих иллюстраций.

• Введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.

• Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.

• Совместная с детьми игра.

• Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.

• Постановка проблемных игровых задач.

• Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.

• Рассказ воспитателя об играх другой группы.

• Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та

или иная профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.• Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.;

обменяться впечатлениями.

• Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно

играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.

• Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.

• Составление с детьми альбома по тематике игры.

• Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.

• Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои

действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).

• Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.

• Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.

             Источники:

• Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности»

• А. «Г.Арушанова Формирование грамматического

строя речи»

• Е.А. Алябьева «Игры-путешествия на участке детского

сада"

http://festival.1september.ru/articles/577554/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....