«Режиссёрская игра дошкольников: педагогические условия для её организации и развития».
методическая разработка на тему

Исайкина Светлана Петровна

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходят качественные изменения в творческой деятельности.

Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isaykina_mmo_-_14.11.2016_g.docx32.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальноеметодическое объединение

для воспитателей ДОУпо теме:

«ФГОС дошкольного образования:

опыт построения развивающей предметно-

пространственной среды для организации

сюжетно-ролевых и режиссерских игр»

«Режиссёрская игра дошкольников: педагогические условия для её организации и развития».

Исайкина Светлана Петровна,

воспитатель

МАДОУ детский сад № 65                                                                              

Ноябрь 2016 г.


Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходят качественные изменения в творческой деятельности.

Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы).В режиссерские игры ребенок играет, как правило, один. Эту игру он затевает с некоторым числом игрушек, которые и наделяет ролями, а себя в игровой сюжет чаще не включает, находясь вне разыгрываемой ситуации. По ходу игры ребенок действует от лица каждой из игрушек-персонажей и одновременно «режиссирует» общее действие, придумывая и тут же воплощая на игрушках разыгрываемый сюжет. В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам. Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной ему книги, рассказов других людей (режиссерская игра в школу под влиянием рассказов старшей сестрички). Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий. В режиссерской игре речь - главный компонент. Часто она звучит как «дикторский текст за экраном». Помимо описательных высказываний используются и оценочные. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность и т.д. В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Для развития сюжетно-ролевой игры немаловажное значение имеет умение посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций. Именно таким образом глазами разных персонажей ребенок видит событие, отображаемое в режиссерской игре, потому что исполняет не одну роль, а несколько. Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма.

Во-первых, ребенок в этой игре сам, один создает сюжет, сценарий своей игры. Конечно, эти сюжеты очень просты. Они могут состоять из одного-двух предложений. Но они принадлежат самому ребенку - его воле, его желанию, его замыслу.

Второе, что делает ребенок в этой игре, и что роднит его с настоящим режиссером, это то, что он придумывает, чем что будет. Ребенок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети шестого-седьмого года жизни могут использовать в играх предметы - заместители. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений, позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Так, в игре старшего дошкольника кубики могут быть и машинками, и человечками, и кирпичиками и просто кубиками. Большая игрушечная собака может быть медведем, а маленькая - зайчиком; кусок серой ткани - волком и т. д.

Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает мизансцены, то есть представляет в пространстве кто, где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на «сцене».

Четвертый момент, это то, что ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

Преимущества игры

  • Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.
  • В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.

Значение режиссёрской игры.

  • Дети самореализуются;
  • У детей активизируются речь, воображение, мышление;
  • У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности), артистические способности.

Учёные показывают, что режиссёрская игра типична для детей: не посещающих дошкольное учреждение, часто болеющих, с выраженным дефектом речи, замкнутых и малоактивных, детей плохо адаптирующихся в дошкольном учреждении. Такие дети склонны к уединению, а потребность в игре выражается через режиссёрскую игру.

Педагогические условия развития режиссерской игры:

Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего им интимного характера. Поэтому важнейшее условие для развития режиссерских игр являются:

  • Создание детям индивидуального пространства,обеспечение места и времени для игры.

Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей, взрослых): прячется под стол, стул. Просто необходимы:различные ширмы (готовые и сделанные своими руками – в виде занавеса, книжки-раскладушки), коробки.

Игровое пространство должно быть удобным и понятным для ребёнка, давать возможность играть самому.

  • Опосредованное руководство деятельностью ребенка.

Взрослый просит пояснить те или иные действия, помогая найти интересное занятие, что служит толчком к режиссерской игре. Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»), наводящего вопроса («Не пора ли Мишутке ложиться спать?»).Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, что бы не разрушить ее.

  • Умелый подбор игрового материала.

Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К таким игрушкам относятся, например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, игрушечные животные, посуда и мебель, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр.

Другой вид игрушек - прототипические - лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом и лепным париком или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.

Третий вид игрушек - предметы-заместители, т.е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как палочки, кубики, шарики, детали от конструкторов и пр. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения.

  • Целесообразное вовлечение детей в сотворчество с педагогом.

«Я начну сказку, а ты ее продолжишь…»; «Я расскажу историю, а ты ее покажешь» и т.п. Такие педагогические приемы способствуют появлению у ребенка желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов.

Режиссерская игра – неотъемлемая часть жизни ребёнка – дошкольника, «хрупкое творение» малыша, которое при неправильной позиции взрослого может в мгновение  исчезнуть, оставив у него в душе разочарование.

Поэтому педагогу так необходимо тщательно продумывать и учитывать все условия для развития этого вида игр. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игры дошкольников в условиях семьи. (Консультация для воспитателей).

Консультация окажет помощь воспитателям в организации игровой деятельности родителями в семье....

«Режиссёрская игра дошкольника»

Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок выступает в роли режиссера, строя и развивая сюжет, управляя игрушками , предметам...

«Развитие опыта трудовой деятельности старших дошкольников в условиях Дошкольной образовательной организации».

Актуальность темыТруд − основное средство удовлетворения человеческих потребностей, без него невозможна сама жизнь. Трудом человека созданы материальные и духовные ценности на Земле. Однако форм...

Режиссёрская игра дошкольников

1.Оказать квалифицированную поддержку родителям.2.Помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду....

Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улицах и дорогах.

Статья на тему: "Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улицах и дорогах." Дети дошкольного возра...

РАЗНООБРАЗИЕ ВЫБОРОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Проблема развития познавательного интереса – одна из самых актуальных и имеет особую значимость. Познавательный интерес – избирательная направленность, которая характеризуется постоянным с...

Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации педагогического процесса по подготовке дошкольников к безопасному поведению на дорогах.

Актуальность  проблемы подтверждается едиными Федеральными государственными требованиями к содержанию образовательной области «Безопасность», которые направлены на достижение целей фо...