Индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Екатерина Александровна Смирнова

Индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_individualnoe_razvitie.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе.

По ФГОС ДО программа дошкольного образовательного учреждения должна быть направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. А содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

А т.к. процесс психофизического развития у каждого ребенка имеет свои особенности. Он оказывает влияние на усвоение навыков и умений, на отношение ребенка к окружающему миру. Именно поэтому обучение и воспитание детей должно основываться на принципе индивидуального подхода, который обеспечивает максимальное развитие всех способностей.

Индивидуальная работа с детьми в нашей группе заключается в конкретизации общих целей воспитания и обучения с возрастными и индивидуальными особенностями, в гибком использовании методов и форм воспитания и обучения, а также организация оптимальных условий для развития каждого отдельного ребенка.

В соответствии с индивидуальными особенностями всех детей группы и в целях удобства планирования и организации индивидуальной работы с детьми мы для себя условно разделили детей на несколько подгрупп.

К первой подгруппе  отнесли тех детей, у которых замечается большая активность и интерес к занятиям, а также творческий характер применения полученных знаний и умений. Таким детям предоставляется возможность шире проявлять свой интерес, и развивать его. Для этого им даются более сложные задания, предъявляются к их ответам повышенные требования.

Ко второй подгруппе отнесли тех детей, активность которых внешне не проявляется. Они не поднимают рук, но, так как всегда внимательны, отвечают правильно и умеют найти верное решение в поставленном вопросе. С этой подгруппой детей проводятся игры и занятия по развитию инициативы, поощряются начинания ребят, тем самым укрепляется уверенность в своих силах.

Третью подгруппу составляют дети, у которых замечается ложная активность. Индивидуальная работа с такими детьми приносит положительные результаты, если дети систематически упражняются в полученных навыках и умениях в группе. При работе с такими детьми мы стараемся привлечь и родителей для повторения и закрепления знаний и умений в повседневной жизни.

Почти все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, но у игр есть возможность формировать новые знания. Дидактические игры также способствуют расширению представлений об окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т. д. В дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитывать сосредоточенность, внимание, усидчивость. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.

Еще один важный момент это занимательность в индивидуальной работе. Он тоже решается при помощи дидактической игры, т.к. в игре присутствуют игровые элементы, тем самым дети с удовольствием применяют полученные знания и умения.

Таким образом, в игровой деятельности заложены большие возможности для эффективной индивидуальной работы с детьми.

Для индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений мы используем следующие дидактические игры:

  1. Игры с цифрами и числами. Для закрепления счета в прямом и обратном порядке. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей» дети учатся свободно оперировать числами и сопровождать словами свои действия. Эти игры помогают отстающим детям усвоить программный материал.
  2. Игры – путешествия во времени. Для закрепления знаний детей о времени, днях недели, название месяцев года. Такие игры, как «Живая неделя», «Назови скорее», «Сколько времени?», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев» помогают детям быстро усвоить временные понятия.
  3. Игры на ориентирование в пространстве. Игры, направленные на ориентирование в пространстве. Задачей этих игр является научить или закрепить умение детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи этих игр дети овладевают умением определять словом положения того или иного предмета по отношению к другому. Это игры «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате». Играя в эти игры, дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.
  4. Игры с геометрическими фигурами. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата, прямоугольника и овала. Это: «Какую геометрическую фигуру напоминает …?», «Составь квадрат», «На что похожи?», «Составь прямоугольник, треугольник», «Танграм», «Геометрическая мозаика».
  5. Игры на логическое мышление. Данные игры формируют у детей умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры, как «Найти нестандартную фигуру, чем отличаются?», «Мельница». Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

В индивидуальной работе по развитию речи мы используем:

  1. Словесные игры.  Игры построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны самостоятельно находить признаки сходства и различия предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, отгадывать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В эту группу входит большое количество народных игр типа  «Краски», «Черное и белое» и др.
  2. Настольно-печатные игры. Эти игры направлены на уточнение представлений об окружающем мире, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.). 
  • Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.
  • Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. д. Игры в лото уточняют знания детей по той или иной теме, обогащают словарь.
  • Домино. Принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т.д.
  • Разрезанные   картинки и складные кубики. Игры направлены  на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.
  • Игры типа «Лабиринт». Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.
  1. Игры с предметами. В них можно использовать как игрушки, так и реальные предметы. Играя в такие игры, ребенок сравнивает предметы, устанавливает их сходство и различие, последовательность, учится классифицировать. Такие игры очень важны, потому что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов (цветом, формой, величиной), узнают свойства предметов (мягкий - жесткий, мокрый - сухой и т.д.). Это игры с народными дидактическими игрушками, мозаикой, бирюльками, природными материалами (листьями, семенами, цветами). К народным дидактическим игрушкам относятся матрешки, шары, грибки, бочонки, деревянные конусы из колец и т.д.
  2. Мнемотаблицы, мнемотаблицы – схемы. Мнемотаблицы - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти у детей путем образования дополнительных ассоциаций.

В индивидуальной работе по художественно – эстетическому развитию:

  1. Игры с предметами. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Например, «Составь букет», «Создай портрет», «Занимательная палитра», «Лесная полянка».
  2. Настольно-печатные игры. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
  3. Словесные игры. Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории.  В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

В своей работе мы используем такие игры: «Что бывает круглое в природе?», «Что бывает желтое в природе?», «Что это такое?», «Так бывает или нет?», «Это правда или нет?» и др.

Таким образом, вся индивидуальная работа по средствам дидактических игр способствует активному участию детей в этих играх. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.