Психолого-педагогические основы проблемы внутрисемейных отношений.
статья (старшая группа) на тему

Гурьева Ольга Владимировна

Семья, как определённая  социальная  общность,  волновала  умы  философов, историков,  социологов,  педагогов,  психологов  во  все   времена. Она  играет решающую роль в определении направленности поведения ребенка, именно в ней в процессе межличностных отношений между супругами, родителями и детьми формируется самосознание, личностные особенности, закладываются основы норм и правил нравственности, ценностные ориентации и т.д. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, каков потенциал семьи (структура семьи, образовательный, культурный уровень родителей, социально-бытовые условия жизни семьи, психологический микроклимат, распределение функциональных обязанностей между членами семьи и др.), формируется личность ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические основы проблемы внутрисемейных отношений.

        Семья, как определённая  социальная  общность,  волновала  умы  философов, историков,  социологов,  педагогов,  психологов  во  все   времена. Она  играет решающую роль в определении направленности поведения ребенка, именно в ней в процессе межличностных отношений между супругами, родителями и детьми формируется самосознание, личностные особенности, закладываются основы норм и правил нравственности, ценностные ориентации и т.д. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, каков потенциал семьи (структура семьи, образовательный, культурный уровень родителей, социально-бытовые условия жизни семьи, психологический микроклимат, распределение функциональных обязанностей между членами семьи и др.), формируется личность ребенка. В настоящее время психологическая наука обладает данными о тех психологических параметрах семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирования их личностных качеств в данной среде (А.А. Бодалев,          А.И. Захаров, А.Е. Личко, А.С. Спиваковская, В.В. Столин).

С первых месяцев жизни ребенок осознает себя через отношения с другими людьми. А.Н. Леонтьев писал, что ребенок испытывает свою зависимость от непосредственно окружающих его людей; он должен считаться с требованиями, которые окружающие люди предъявляют к его поведению, ибо это реально определяет собой его интимные, личные отношения с ними. От этих отношений не только зависят его успехи и неудачи, в них самих заключены радости и огорчения, они имеют силу мотива.В психологическом словаре межличностные отношения определены как «субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения — это система установок, ориентации, ожиданий и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга»

Специфичность межличностных отношений — в их эмоциональной основе. Г.М. Андреева отмечает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Поэтому в социальной психологии межличностные отношения рассматривают как фактор психологического климата группы .

Набор чувств, которые могут определять характер межличностных отношений, весьма разнообразен. Г.М. Андреева сводит их в две большие группы — конъюнктивные (чувства, сближающие и объединяющие людей) и дизъюнктивные (чувства, разъединяющие людей).

Большой вклад в понимание проблемы отношений внесли известные отечественные психологи Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, И.Н. Обозов.

В.Н. Мясищев сформулировал одно из важнейших в психологии принципиальных положений теории личности: система общественных отношений, в которую оказывается включенным человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности [1].

Рассматривая проблему отношений личности, Б.Г. Ананьев  показал важность категории общения среди других детерминант, определяющих развитие психики человека. Он подчеркивал, что в своем повседневном бытии человек связан с другими людьми, среди которых наиболее значимыми являются родители и близкие родственники ребенка, то есть его семья.

Проблема семейных отношений в зарубежной психологической литературе изначально разрабатывалась в русле психоаналитического и гуманистического направления.

Одной из самых первых теорий, внесших значительный вклад в изучение отношений между детьми и родителями, была психоаналитическая теория З. Фрейда, которая дала начало многим последующим концепциям детского развития (А. Адлер, Д. Боулби                     К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.).

Приверженцы  психоаналитического направления в центре анализа ставят личность ребенка, родители же выступают в роли носителей определенных исторических ценностей и культурно - закрепленных норм, а также объектов потребностей и желаний ребенка. Их индивидуально  психологические черты не оказывают специфического влияния на развитие личности ребенка. (А. Адлер, 3.Фрейд, К. Роджерс, X. Салливен, К. Хорни, Э. Эриксон).

Главная  функция семьи - обеспечить базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования (А. Адлер,               К. Роджерс, К. Хорни)

А. Адлер         впервые исследовал проблему стилей родительского воспитания. Он  описал неблагоприятные ситуации детства, связанные с родительским воспитанием, на основе которых ребенок формирует ошибочные представления о жизни. Стиль родительского отношения оказывает непосредственное влияние на формирование стиля жизни ребенка .

В гуманистической теории личности ребенок рассматривается как уже

сложившаяся и самодостаточная личность со своими переживаниями, потребностями и неисчерпаемым внутренним потенциалом. Задача взрослого - помочь ребенку реализовать этот потенциал и актуализировать эти переживания, не навязывая своего воздействия и не ломая личность ребенка.

Здесь необходима чувствительность к интересам и переживаниям ребенка, понимание его проблем и следование за ним во всем. (Р. Рохнер, Э.Фромм, Э. Эриксон и др.).

Анализ проблемы детско-родительских отношений в зарубежной психологии позволил выделить несколько основных подходов:

  • концепции фиксированных родительских отношений, где в центре  анализа стоит ребенок, его личность; родители выступают в роли носителей исторических и культурно - закрепленных норм, а также объектов потребностей и желаний ребенка;
  • подходы, определяющие влияние личностных качеств родителя на формирование жизненной позиции ребенка.

В отечественной психологии традиционно признается роль взрослого в психическом развитии ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский,                И.В. Дубровина, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин).

В отечественной психологической школе основы проблематики отношений были заложены Л.С. Выготским [9,10]. Он показал, что в силу моторной, физиологической и психической незрелости младенца, путь ребенка к удовлетворению своих потребностей всегда проходит через отношение к близкому взрослому. Взаимодействие матери с младенцем с самых первых дней опосредует отношение ребенка к внешнему миру.

Целый ряд исследователей (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Лисина М.И., Божович Л.И., и другие) анализируют основные переживания ребенка на первом году жизни, и в качестве важнейшего новообразования в этот период выделяют формирование доверительного отношения ребенка к миру и чувство безопасности в нем. Это отношение раскрывается через появление новых форм социальной и предметно-ориентированной активности ребенка.

Большинство  исследователей признает взаимоотношение матери и ребенка важнейшим условием формирования доверительного отношения ребенка к миру.

Таким образом, одним из ключевых аспектов проблемы развития ребенка является определение параметров и характеристик оптимального материнского отношения.

В предшкольном возрасте ребенка (младенчество, раннее детство) роль отца незначительна, и родительское отношение определяется целиком матерью. В дошкольном возрасте роль отца в развитии ребенка возрастает, однако взаимоотношение с матерью сохраняет для ребенка ведущее значение.

На  каждом возрастном этапе для успешного развития ребенка необходимо присутствие взрослых людей, самым позитивным будет тот случай, когда в процессе формирования личности будут принимать участие близкие и значимые для него люди - мать и отец.

Анализируя работы отечественных психологов, были выделены несколько  направлений исследования родительского воспитания:

  • изучение структуры семейного воспитания (А.А. Бодалев,                       А.Я. Варга, А.И. Захаров, Е.Т.Соколова, А.С. Спиваковская,                      В.В. Столин);
  • типы и тактики семейного воспитания (А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер);
  • влияние способов воздействия или типов семейного воспитания на развитие личности ребенка (А.Я. Варга, А.С. Спиваковская).

В отечественной психологии говорится об изначальной активности ребенка (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин). Согласно работам этих авторов активность ребенка влияет на родительское поведение и отношение; на формирование той или иной родительской позиции влияют врожденные особенности нервной системы ребенка.

Современная психология представляет воспитание двусторонним процессом. С одной стороны, ребенок усваивает готовый социальный опыт, с другой стороны он сам активно включается в социальную среду. Такое отношение Л.С. Выготский назвал «социальной ситуацией развития, которая во многом определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности».

Дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила, но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей.

Известно, что ребенку необходимо общение. Однако само наличие живого общения ребенка с взрослыми еще не достаточно для его гармоничного психического развития, для полноценного созревания его личности. Большое значение имеют количество и качество общения.

Последствия недостаточного общения ребенка с взрослым для его психического развития показаны в работах, исследующих феномены психической депривации в детском возрасте.

       Если рассмотреть семью как систему конкретных межличностных отношений и общений, то ее социальная ориентация обнаружит себя в следующих основных коммуникативных установках.

       Первую из этих установок можно назвать "условным принятием": принятие любого проявления индивида в такой семье возможно лишь на вполне определенных условиях. Коммуникации в социо-центрированных семьях всегда имеют следующий подтекст: "Если ты..., то я...".

       Вторая установка характеризует систему эмоциональных связей между членами семьи. В социо-центрированных семьях эмоциональные отношения и состояния постоянно варьируют в следующем континууме: "идентификация - симпатия - антипатия - ненависть". Динамика эмоциональных состояний в рамках данного континуума отражает динамику условного принятия членами семьи друг друга. Полное принятие означает здесь отождествление с другим человеком, утрату себя; полное непринятие, напротив, проявляется как утрата партнера по общению, как превращение этого "партнера" во врага. В тех случаях, когда партнер лишь частично соответствует выставляемым условиям общения, он может быть либо симпатичен (как соблюдающий большинство условий), либо антипатичен (как игнорирующий большинство этих условий).

       Третья коммуникативная установка характеризует отношение члена семьи к самому себе, его аутокоммуникацию. Доминирование социальной ориентации в семье неизбежно связано с вытеснением индивидом из своего самосознания (Я-концепции) всего, что так или иначе расходится с содержанием его персоны. Иначе говоря, самопринятие человека также оказывается условным: чем более частично заданной оказывается персона человека, тем больше своих качеств ему приходится вытеснять из сознания и тем больше становится его "тень" (К.Юнг, C.Zweig, J.Abrams).

       Все эти три коммуникативные установки можно суммировать в одной характеристике общения в рамках социо-центрированной семьи - это интерперсональное общение, т.е. общение, осуществляющееся между персонами, принадлежащими разным членам социо-центрированной семьи.

       Доминирование социальной ориентации характерно для т.н. традиционной семьи или для семьи, по преимуществу являющейся структурным элементом традиционного общества. Такая семья представляет собой закрытую и статичную систему фиксированных и взаимодействующих по особым правилам персон (масок и ролей). Развитие такой семьи выступает как усложнение комплекса взаимодействующих персон, как персонализация ее членов и как комплексирование разыгрываемых ими ролей. Иерархия в такой семье определяется и задается ролями, а границы семьи определяются как внепсихологические (правовые).

 Разные установки и обращения с ребенком в семье влияют на формирование индивидуально-личностных особенностей ребенка и его поведения.