Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детского художественного творчества.
статья по рисованию на тему

Куницына Марина Петровна

  Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детского художественного творчества.

  Характеристика творческой деятельности. Психолого-педагогический аспект.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_psikhologo.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

  Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детского художественного творчества.

  Характеристика творческой деятельности. Психолого-педагогический аспект.

Детство – пора жизни, имеющая высокую самостоятельную ценность. Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения – такое определение дала психолог Л.Ф. Обухова . Она пишет, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. Детство является наиболее благоприятным для развития творчества ребёнка.

Педагоги и психологи считают, что дошкольный возраст – это тот  период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одарённых, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребёнка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и   способности.

Обще известное выражение С.В. Михалкова: «Всё начинается с детства» применимо в данном случае. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном возрасте чреват невосполнимыми потерями в развитии личности в последние годы. Именно воображение – одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст сензетивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и  воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творческости – одна из главных задач дошкольного воспитания.

 В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного процесса было предложено Л.С. Выготским. Такое понимание воображения имеет принципиальное значение для решения вопроса о развитии этого психического процесса с возрастом, позволяя критически отнестись к позициям некоторых авторов (Д. Дьюи, В. Штерн), рассматривающих воображение ребёнка как более богатое и оригинальное по сравнению с творчеством взрослого. Л.С. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая своё дальнейшее развитие в самых различных видах деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной и т.п.).

По мнению специалистов, развитие творческого потенциала личности  осуществляется с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность, и, прежде всего рисование. В процессе рисования у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, эстетический вкус, творческие способности, умение доступными средствами создавать красивое.

Изобразительная деятельность ребёнка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения.

Изучению своеобразия детского творчества в педагогике посвящён ряд педагогических и психологических исследований.

В конце  Х1Х в. детское творчество начало привлекать к себе внимание учёных всех направлений, как в России, так и за рубежом.

     Творчество – это сознательное, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества.

     Многие психологи давали свои определения творчества, но все они сводились к тому, что творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое, оригинальное.

     Л.С.Выготский считал, что деятельность человека может быть разделена на 2 вида:      - воспроизводящую (репродуктивную)

                    -  комбинирующую (творческую)

     Репродуктивная деятельность связана с нашей памятью, она воспроизводит, воскрешает следы из прежних впечатлений, а комбинирующая – это такая деятельность, когда человек представляет, что было бы, если… Творческая деятельность психологии  называется воображением или фантазией.

     По мнению Л.С.Выготского, всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, но есть тек же орган комбинирующий, творческий перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новое положение и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась только одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем его настоящее.

     Обычно под воображением имеется ввиду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково появляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

     «Всякое изобретение,- говорит Рибо, - крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».

          По мнению Л.С. Выготского воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Если человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, ни видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.

     В литературе имеются самые разные определения воображения. Л.С.Выготский  дал такое определение творческой деятельности: «Творческой деятельностью мы называем всякую такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будит ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

     Л.С. Выготский говорил,  что творческая деятельность свойственна всем людям.     Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.

Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

Педагоги выделяют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.

По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации.

Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.

Имеется способ – агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.

Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).

Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).

Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

Прием замещения – это замена одних элементов другими.

Существует еще прием аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности психологи подчеркивают, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.

Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения.

Л.С Выготский выявил, что базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого. На этом деятельность творческого воображения основе не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

Л.С Выготский определил, что творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определённых условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.

В работах Л.С. Выготского раскрыты основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности. 

Непроходящее значение имеют замечание ученого о том, что детское воображение развивается относительно независимо от рассудка и потому не достаточно контролируется ребенком. Неприхотливость детской фантазии создает ложное впечатление его богатства. А о бедности детского воображения и одновременной яркости, большом влиянии его на «неокрепшую душу ребенка», говорил еще К.Д.Ушинский. [3; c.114] Л.С.Выготский также отмечал, что образы воображения строятся из элементов, взятых из действительности, из опыта человека. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого. Поскольку опыт ребенка мал, поэтому детское воображение беднее, чем у взрослого. Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого.  В тоже время он отмечал и объяснял яркость, свежесть, эмоциональную  насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребенка к продуктам своего воображения.

          Сравнивая детское воображение с воображением взрослых, он подчеркивал, что не только материал для образов у ребенка беднее, но и качество, и разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослого. Говоря о специфики механизмов детского воображения, Л.С.Выготский отмечал, что выполнение комбинаторных действий при создании образа происходит во внешнем плане. Он также отметил такое качество образа детского воображения, как субъективность. Л.С.Выготский выделил два типа воображения: - пластическое (объективное)

                        -эмоциональное (субъективное)

В первом образе строится главным образом из материалов внешних впечатлений, а эмоциональное -  из элементов, взятых изнутри. В связи с этим интересны и важны  для понимания детского творчества рассуждения Л.С.Выготского о динамике воображения. Он говорит, что воображение развивается у человека всю жизнь. Но в кризисные, переходные периоды, в частности в детстве, происходит «глубокое преобразование воображение: постепенно из субъективного оно превращается в объективное».

     Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Как доказано исследователями, именно к концу дошкольного возраста ребенок хочет и может изобразить что-то доступное пониманию другими людьми. Все это они объясняют взаимосвязанным развитием личности и интеллекта ребенка, а также воображения, чувств, восприятия, сознания.

          В исследованиях современных психологов раскрываются новые аспекты воображения.

          Большой интерес вызывают идеи В.В.Давыдова. Он замечал, что определение воображения как способности человека видеть целое раньше частей (Э.В.Ильенков) не получило в психологии должной конкретизации. Опираясь на современные данные в психологии о воображении, он описывал психологический аспект этой человеческой  способности, прослеживал ее возникновение и развитие в дошкольном возрасте.

          В.В.Давыдов говорил о том, что воображение нельзя путать с гибкостью и динамикой репродуктивных представлений. В воображении главное – перенос определенных свойств с одного образа на другой. Перенесенное свойство – главенствующая целостность, которая определяет формирование других частей нового образа. «Схватывание» и «удерживание целого раньше его частей является существенной особенностью воображения».

          В.В.Давыдов подчеркивал, что именно в замысле ребенка обнаруживается одна из важных особенностей воображения, - умение «видеть» целое раньше частей. «Замысел – это некоторая общая целостность, которую нужно раскрыть через многие части. Такое раскрытие осуществляется в процессе реализации и воплощения замысла».

          Психологи и педагоги признают, что именно в художественной деятельности и в игре происходит в первую очередь развитие воображения. Оно проявляется в придумывании, а затем в реализации замысла.

          Большой интерес вызывают современные позиции ученых в понимании истоков воображения. Так, развитие воображения в онтогенезе В.В.Давыдов рассматривал в связи с положением о генетической связи воображения и восприятия предметов, выдвинутым известным философом Э.В.Ильенковым.

          В.В.Давыдов отмечал, что «Сознание невозможно без воображения, а само воображение «организует» восприятие. Все они вместе служат основой  творческой деятельности человека, порождающей его личность. …один из существенных источников этого (творческого) потенциала следует искать в едином развитии восприятия, воображения и сознания человека» [

          Научные исследования показали, что в отличие от художника, обладающего большими познаниями, в том числе и неосознанным опытом, который высветляется интуицией, у ребенка опыт мал, а представления еще недостаточно четкие. Поэтому и воображение у дошкольника беднее по сравнению с воображением взрослых (К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский и др.). Однако, как показали психологические исследования (Л.С.Выготский др.),  воображение как познавательная способность приходит на помощь тогда, когда однозначный ответ на вопрос найти трудно (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, Г.Д.Кириллова и др.). Поэтому продуктивное воображение активно работает в ситуации неопределенности, при решении задач, названных психологами задачами открытого типа. Эти задачи не имеют одного решения, а предполагают несколько вариативных. Как доказано исследователями у дошкольника существует большой познавательный интерес к окружающему (если он не подавляется, а поддерживается взрослыми). Однако знаний, чтобы удовлетворить его, у ребенка еще  недостаточно. Воображение дошкольника и разрешает это противоречие.

          Педагоги и психологии отмечают, что с одной стороны, отсутствие опыта снимает ограничения сознания, «подсказывающего» известные способы решения задачи, стимулирующего репродуктивные образы и способы действия. Это дает ребенку большую свободу в поиске решений, чем опытному взрослому, свободу, не ограничиваемую знанием. С другой стороны, у ребенка относительно большой запас неосознанного опыта, который при большой его заинтересованности, повышенной эмоциональности актуализируется и дает материал для необычных, оригинальных находок.

          Ребенок – своеобразный исследователь, он ставит вопросы, выдвигает гипотезы и проверяет их. Способность художника отстраниться от привычного восприятия обыденных вещей, подмечать необычное в обычном характерна для детей. Детское восприятие отличается свежестью, непредвзятостью именно потому, что опыт мал, а интерес к миру велик.

          При всем этом свобода детского воображения не беспредельна. Д.В.Запорожец отмечал реализм детского воображения. В.В.Давыдов  отмечал, что это объясняется изначально взаимосвязанным развитием воображения, восприятия, сознания.

          Творчество художника стимулируется глубиной чувств. Воображение и чувства в творческом процессе тесно взаимосвязаны, чувства стимулируют работу воображения, образы воображения рождают чувства. У ребенка чувства неглубокие (хотя и яркие), недостаточно осознанные. Детские чувства отличаются искренностью, непосредственностью.

          Большой интерес вызывают работы О.М.Дьяченко. Она установила, что воображение имеет два компонента: порождение общей идеи решения задачи и составления плана реализации этой идеи. Общая идея (или замысел) создается по-разному. Дети от 3 до 5 лет в качестве центральной части образа используют элементы реальности, а у детей 6-7 лет эти элементы занимают второстепенное место, новый образ создается путем свободного оперирования представлениями.

          По данным О.М.Дьяченко, дети подразделяются по признаку преобладания того или иного вида воображения. Одни дети предпочитают изображать предмет, ситуацию более подробно, детально, последовательно, проявляя при этом творчество, другие – так же творчески фиксируют в изображении в основном свои переживания, отношения.

          О.М.Дьяченко выявила, что при любом содержании рисунка, если у ребенка доминирует «познавательное» воображение, он будет стремиться, более детально изображать предмет и сюжет, а если доминирует «эмоциональное» воображение, дошкольник может удовлетвориться и более схематичным изображением.

          Ученые выявили, что показатель оригинальности выше у детей с «эмоциональным», чем у детей с «познавательным» воображением.

          Как показали исследования О.М.Дьяченко, уровень оригинальности детской продукции выше в младшей и подготовительной группах, а в средней и старшей несколько снижается.

          Педагоги и психологи придерживаются того, что в любом возрасте создание оригинальных образов возможно при наличии свободы, поощрения смелости, отсутствия жестких регламентирующих оценок, тогда ребенок смело варьируют свой опыт, экспериментирует, находит новое в темах, замыслах, способах исполнения.

          По данным О.М.Дьяченко, дети с «познавательным» воображением более успешно планируют свою деятельность и более самостоятельны при выполнении  задания. А ребенок с «эмоциональным» воображением действует более беспорядочно и нуждается в эмоциональной поддержке взрослого, чаще обращается за помощью.

         Таким образом, из выше изложенного мы видим, что педагоги и психологи внесли большой вклад в изучение о воображении. Л.С.Выготский выявил механизм творческого воображения, связал действительность и воображение, выявил особенности детского воображения. Педагоги и психологи указывали, что главное заблуждение в том, что у ребёнка воображение не богаче, но беднее, чем у взрослого, а на самом деле воображение свободнее, эту свободу мы и принимаем за богатство; в процессе развития ребёнка  развивается воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека. Анализируя работы исследователей нужно отметить, что у ребёнка должно быть обогащение опыта, т.к. чем больше, богаче опыт, тем богаче воображение, а от этого будет богаче, творческая деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме математического развития детей дошкольного возраста

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме математического развития детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Анализ учебно – методической литературы по проблеме формирования основ безопасности в дорожно – транспортной среде».

Данная статья содержит анализ  учебно – методической литературы по проблеме формирования основ безопасности в дорожно – транспортной среде. Будет полезна для работы воспитателей занимающихся данн...

"Проблема и условия развития детского художественного творчества"

В данной статье поднимаются вопросы художественно-эстетического воспитания детей, правильного развития творческих способностей дошкольников....

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыраженииЗадачи:– развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепк...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению как условие эмоционального благополучия...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений об объектах живой и неживой природы у детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – очень значимый этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладываются ...

Консультация психолога для родителей: «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе» Психолого-педагогические рекомендации по решению проблемы школьной дезадаптации

Консультация психолога для родителей: «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе»Психолого-педагогические рекомендации по решению проблемы школьной дезадаптации...