Консультация для педагогов. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в современном образовательном процессе.
консультация на тему

Бабаян Маргарита Эдуардовна

Новые методы и формы взаимодействия с семьями в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_detskiy_sad.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 1947 (дошкольное отделение)

Консультация для воспитателей в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:

«Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в современном образовательном процессе».

Подготовила: педагог-психолог Бабаян М.Э

Москва,2015

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей. Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому возникла необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.

В основе взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей. Педагогу дошкольного учреждения важно понимать, что сотрудничество предполагает взаимные действия, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимовлияние. Современный детский сад сегодня должен быстро реагировать на изменения, происходящие в обществе, социальном составе родителей, их образовательные потребности и запросы, находиться в режиме развития, а не функционирования. В зависимости от этого должны меняться формы, тематика запланированных мероприятий с семьей. Эффективность процесса воспитания и развития ребёнка, взаимодействия детского сада и семьи зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования считает одним из самых действенных факторов духовно - нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников – повышение педагогической культуры родителей, задачей нового стандарта является и повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Взаимодействие родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:  

  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

  объединение усилий для развития и воспитания детей;

  создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной

 взаимоподдержки;  привлечение родителей к участию в образовательном процессе

 учреждения;  активизация воспитательных возможностей родителей;

  личностное обогащение всех участников взаимодействия посредством деятельности,

 ее преобразования и изменения;  поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях;

  использование опыта семейного воспитания для реализации образовательной

 программы дошкольной организации.

Педагогам дошкольного образования следует обратить внимание на классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями         Т.В. Кротовой

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование группы методов

Цель, назначение использования

Формы проведения общения.

Информационно- аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Способствуют организации общения с родителями, их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения и построение грамотного общения с родителями.

Проведение социологических срезов, опросов «Почтовый ящик», «Индивидуальные блокноты».

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Семинары-практикумы. Тренинги. Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме. Мини-собрания. Игры с педагогическим содержанием. Педагогический брифинг. Устные педагогические журналы. Исследовательско- проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. Педагогическая библиотека для родителей.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Обеспечивают установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми.

Совместные праздники, досуги. Выставки детско-взрослых работ. Кружки, секции, клубы.

Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные, информационно- просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Нацелены на знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

Информационные проспекты. Альманахи. Журналы и газеты, издаваемые для родителей и родителями. Открытые просмотры образовательной деятельности с детьми.

Стенгазеты. Фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, а также аудиозаписи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и др.

        

В современной дошкольной образовательной организации наиболее распространенными остаются:

 - коллективные формы взаимодействия воспитателя с родителями (проведение родительских собраний, игр с педагогическим содержанием, организация Школы молодого родителя);

- групповые (групповые консультации, тренинги, практические занятия);

 - индивидуальные (консультирование, беседа, переписка) формы работы;

- совместные с родителями и детьми досуговые мероприятия, спортивные соревнования.

Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Для того чтобы вызвать у родителей интерес к детскому саду недостаточно прочитать им лекцию или провести простое родительское собрание на интересующие проблемы. Родители должны принимать самое активное участие в жизни детей своей группы и всего детского сада. Поэтому педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. Наглядно-тематические уголки для родителей, выставки, стенды, оформленные в ДОУ, заинтересовывают их современной тематической информацией по вопросам воспитания, здоровья, безопасности детей. В них могут входить:

 - памятки;

- буклеты;

 -газеты и журналы, освещающие жизнь детей в детском саду, транслирующие лучший опыт семейного воспитания, содержащие рубрики: «Это интересно», «Важно знать» и т.д.;

- образовательные маршруты выходного дня, проведения каникул, отдыха на даче;

 - медиатека.

Совместную деятельность педагогов и родителей желательно организовывать через:

 - проектную деятельность;

 - фестивали;

 - акции;

 - творческие гостиные;

 - вечера вопросов и ответов;

 - праздники;

 -собрания-встречи и т.д. Мастер-классы, экскурсии, лекции, семинары, практикумы, клубы способствуют заинтересованности родителей в воспитании детей, повышают их педагогическое образование.

Данные мероприятия усиливают семейные воспитательные позиции и обязывает родителей к чему-то большему, нежели просто отдать ребёнка утром в детский сад, а вечером забрать из детского сада. Родители начинают понимать:

- в чем состоят образовательные задачи детского сада;

- что его делает «образовательным учреждением;

- детский сад – особое образовательное учреждение, в котором ребенок проживает особый отрезок своей жизни;

 - чем должен быть наполнен этот отрезок, прежде всего;

- а самое главное – свою миссию в совместном воспитании ребёнка, расширение спектра возможностей семейного воспитания, взаимодействия с педагогическим коллективом детского сада.

ФГОС дошкольного образования предполагает выстраивание личностно- ориентированного образования: изучение психолого - физиологических особенностей каждого ребёнка, особенностей его семьи для выстраивания активного конструктивного взаимодействия. Основная идея заключается в пробуждении желания у взрослого и ребёнка узнавать и открывать самого себя в процессе взаимодействия во время праздников и развлечений, становлении и обогащении собственной картины мира, умении воспринимать основную идею торжества. Получая истинную радость и свободу от праздника, происходят глубинные переживания, обогащение нравственно- эстетических чувств, осмысление его содержания. Необходим уход от стереотипа в проведении праздников и развлечений, как ранее подготовленной деятельности к естественному, искреннему проживанию праздничного действа, где все (родители, дети, педагоги) субъекты этого процесса. Праздник - узловое событие в жизни дошкольной образовательной организации. Он ценен своим переживанием. Причём таким переживанием, которое можно разделить: со своими родителями, а родителям со своим ребёнком, с родителями других детей, с воспитателями, с другими детьми. Сила и полнота переживания во многом зависит от активности участников. Это относится не только к детям, но и к родителям, а также к членам администрации и всем присутствующим. Если ты поёшь и пляшешь, если ты в центре внимания, тебя меньше тянет к «объективным» оценкам, потому что переживания - дело сугубо субъективное. Поэтому ключевой составляющей организации и проведения праздника является установка на активное участие всех (взрослых и детей)

Ожидаемыми результатами сотрудничества ДОУ с родителями могут быть:

 создание детско-взрослого сообщества (семейный клуб);

  активное участие родителей в образовательном процессе ДОУ;

  обобщение опыта ДОУ по взаимодействию с семьями и опыта семейного воспитания;

  укрепление и обновление материально-технической базы;

  эффективная реализация образовательной программы;

  организация дополнительных образовательных услуг

Таким образом, выделяются преимущества сотрудничества педагогов с родителями:

- положительный эмоциональный настрой субъектов на совместную работу по воспитанию детей; - учёт индивидуальности ребёнка;

 - родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии ребёнка, которое считают нужным, беря на себя, таким образом, ответственность за воспитание ребёнка;

 - возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс»

   С 1 сентября  2013 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт, который должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребенку. ...

Основные формы взаимодействия педагога дополнительного образования с семьями воспитанников детского сада

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное р...

Проект «Организация взаимодействия ДОУ и семей воспитанников в современных формах»

Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах планирования, организации разнообразных форм сотрудничества с семьями воспитанников....

Нетрадиционные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников в коррекционно-образовательном процессе

Для достижения положительной динамики развития ребёнка с нарушением речи необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей ребёнка в процессе коррекции речи. Причём это не...

Консультация для воспитателей: «Взаимодействие педагогов детского сада с семьями воспитанников по формированию навыков безопасного поведения дошкольников»

В детском саду работа с родителями по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста выстроена через различные формы....

Консультация для педагогов «Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников»

Консультация для  педагогов  «Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников»...

Речь педагога как средство популяризации русского языка в современном образовательном процессе

Русский язык является одним из основных стержней нашей культуры и национального идентитета. Это язык, который учим с самого раннего детства, и он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. В сов...