Главные вкладки

    Малая родина - Мытищи
    план-конспект занятия (средняя группа) на тему

    Еремян Рузана Андрониковна

    Полный конспект про малую родину, краткая история.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon malaya_rodina_mytishchi.doc75 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД №45 «СОЛНЫШКО»

    ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЙ В СРЕДНЕ - СТАРШЕЙ ГРУППЕ

    Тема: «Родина моя – Россия ».

    Цель: Воспитание патриотических чувств- любви к Родине,

    уважение к флагу, гербу, гимну России.

    Тема: «Моя малая Родина ».

    Цель: Расширять знания детей о своем городе – Мытищи,

    воспитывать любовь к своему городу.

    Подготовила:

    Воспитатель

    Еремян Р. А.

    г. Мытищи 2016 г.

    Тема: «Родина моя – Россия ».

    Цель: Воспитание патриотических чувств - любви к Родине,

    уважение к флагу, гербу, гимну России.

    Задачи:         Закрепить знания о российском флаге. Познакомить с государственным гербом и гимном         России. Воспитывать уважение к символам страны. Обогащать словарный запас детей. Совершенствовать технику рисования гуашью: заполнять весь контур рисунка краской. Учится вырезать по контуру. Приклеивать детали на рисунок.

    Материал: Карта России; государственный флаг (или его изображение), изображение герба; указка, документы с изображением герба России, аудиозапись государственного гимна. Презентация по теме. На каждого ребёнка – полоска бумаги красного, синего и белого цвета, распечатанный герб, лупа. Лист белой бумаги, гуашь.

    Ход занятия:

    - Вы уже знаете, что на земле существует много стран, больших и маленьких.

    - Какие страны мира вы знаете?

    - Как называется наша страна?

    - А кто знает, какая страна в мире самая большая?  

    - Самая большая страна в мире - наша Родина, Россия.

    - Посмотрите, какую огромную территорию она занимает. (Показывает границы России).

              Как велика моя земля!

             Как широки просторы!

             Озёры, реки и поля,

             Леса, и степь, и горы!

              Раскинулась моя земля

             От севера до юга.

              Когда в одном краю весна-

              В другом снега и вьюга.

    -У каждой страны есть отличительные знаки- государственные символы: флаг, герб и гимн. Есть они и у России. С одним из них – флагом (показывает)- вы уже знакомы.

    - Из каких частей состоит флаг?

    - Какие цвета мы видим на полотнище российского флага?  

    -Что вам напоминает белая полоса?  Синяя полоса?  Красная полоса?  

    -Задание: выложить на столе из полосок бумаги государственный флаг России.  (Сравнивают с образцом).

    - Сегодня мы познакомимся с гербом нашей страны.  

    -На щите красного цвета изображён двуглавый золотой орёл. Это символ государства.

    - Посмотрите внимательно на крылья орла - они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает всюду, так и государство должно на своей территории обо всём знать. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника - это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которым он убивает дракона. Дракон - это символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу над злом. А от слова «копьё» произошло слово «копейка», так как изображение Георгия с копьём издавна чеканили на мелких монетах. В правой лапе у орла- скипетр, в левой - держава. (Показ). Это символы власти, управление государством. Скипетр, жезл - короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает» и «показывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым.

    - Покажите на гербе скипетр. Держава- позолоченный шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать»  его.  

    -Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб?  

    -На пограничных столбах, которые устанавливаются на границах России с другими странами; на важных документах.  (Дети рассматривают различные документы с гербами).

    - Третий отличительный символ, гимн - это торжественная песня страны. Её граждане встают, когда звучит гимн, и слушают его стоя.

    - А кто же самый главный человек в России? Президент. Как зовут президента РФ?

    - Молодцы, а сейчас немножко отдохнем.

                    По родному краю

                    Дружно мы шагаем ( марш на месте)

                    Справа от нас зеленый луг (поворот влево)

                    Слева находится лес (поворот вправо)

                    В таком лесу полно чудес ( удивляемся)

                    Белка с ветки на ветку прыгает скок ( прыгают)

                    Филин машет крыльями. Ух. (машут руками)

                    Аж захватывает дух.

                    Солнце над березами светит нам. (повороты головы)

                    Мы рады ягодам и грибам. (наклоны)

    - Сегодня, я предлагаю вам нарисовать наш российский флаг.  

    - Мы уже с вами знаем, что каждый цвет на флаге что–то обозначает:

                    Белый - мир и чистота совести;

                    синий – небо, вера и правда;

                    красный – огонь и отвага.

    - А также знаем, в какой последовательности расположены цвета.

     -Перед вами лежит заготовка флага и гуашь для выполнения  работы.

    - А пока гуашь сохнет, мы вырежем герб, а потом приклеим на флаг.

    (После выполнения  работы выставка флагов и обсуждение.)

    Конспект  занятия в средней группе

    Тема: «Моя малая Родина ».

     

    Цели: Познакомить детей с историей названия города Мытищи, его гербом и гимном – основными символами города, дать представление о том, что Мытищи является частью Московской области;

    Закрепить знания детей об основных достопримечательностях города: Дворец Культуры, Парк отдыха, Ледовый Дворец, Городской Детский кукольный театр и др.;

    Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному городу, бережное отношение к природе и памятным местам города;

    Закрепить правила культуры поведения; вызвать чувство восхищения и гордости красотой города; уважительное отношение к памяти нашим землякам, защищавшим Родину;

    Воспитывать чувство гордости за Мытищи, чувство сопричастности к её судьбе, поддерживать интерес к его прошлому;

    Обогащать словарный запас у дошкольников по данной теме;

    Развивать диалогическую речь у дошкольника, умение строить свой диалог, использую мимику и пантомимику;

    Продолжать учить детей понимать и чувствовать картины русских художников

    Словообразование: Волок, волоком, мыт, мытарь, купец, ладья

    Оборудование: Проектор, ноутбук, колонки, макет избы, макет корабля, русские платки, кокошники, сабли (мечи), шкатулки, кружочки с цифрами от 1 до 5 (деньги), цилиндры (бревна для корабля)

    Ход занятия:

    Воспитатель:         Много мам живет на свете,

                            Всей душой их любят дети,

                            Только мама есть одна,

                            Всех дороже мне она!

                            Кто она? Отвечу я:

                            Родная мамочка моя!

    Вопрос: Какая мамочка? – Родная!

    Давайте повторим нежно и ласково: «родная мамочка»

    А как вы понимаете значение слова родная?

                                   

                                        Мытищи.

    Город мой опоясан цветами.

    Храмы, речка. Над нею – мосты.

    Символ вечной любви – рядом с нами.

    Здесь сбываются наши мечты.

    Красота у ДК – поражает!

    И величие дышит во всем!

    Пусть Мытищи всегда побеждают!

    Хорошеют пускай с каждым днем!

    Сегодня я расскажу вам о нашем любимом городе, о его истории. Мы познакомимся с символами нашего города. У любого города, как и у страны тоже есть свои символы. Какие символы страны вы знаете?

    (Герб, флаг, гимн)

    - Вот и нашего города есть свой герб, флаг и гимн. Сегодня я познакомлю вас с гербом и мы вместе с удовольствием споем гимн нашего города. Чтобы понять греб нашего города, надо заглянуть в историю Мытищ. Приглашаю вас на прогулку по Мытищам.

    Включается экран

    СЛАЙД 1

    Есть город в Подмосковье, уютный, небольшой

    Расположился рядом с красавицей Москвой

    Здесь проходил когда-то торговый, шумный путь

    Под липами могли вы присесть и отдохнуть.

    Город Мытищи – наша малая родина. Наш родной город. На этой фотографии вы видите.

    (Башня с часами. Здесь и далее приводятся наиболее частые ответы детей, так как данное занятие проводится в нашем ДОУ в течение 6 лет.)

    - Эта башня находится над зданием Администрации города Мытищи. Там работают люди, которые решают проблемы нашего города, заботятся о людях. Там работает и глава нашего города.

    (Железнодорожный вокзал!)

    СЛАЙД 2

    - Что это?

    (Ледовый дворец!

    - Я туда хожу на хоккей!

    - А я хожу на фигурное катание!

    - А мы с мамой и папой катаемся там на коньках!)

    - Да, это любимое место мытищинцев. Там мы занимаемся спортом, и смотрим игру нашей любимой команды...

    (Атлант!)

    СЛАЙД 3

    (- О, это наша парк! Мы там гуляем! Там фонтаны! )

     - Мытищинский парк культуры и отдыха – любимое место отдыха горожан, особенно детей.

    - А фото внизу, что это? (А это наш вокзал!)

    СЛАЙД 4

    (Это наш храм!)

    - Да это наш храм Рождества Христова, который находится в центре города

    (А я туда в воскресную школу хожу!)

    СЛАЙД 5

    (Здесь обычно бурные эмоции детей, рассказывающих о том, что они видели в театрах и когда туда ходили)

    - Да, ребята это наши любимые театры. Наверху фотография кукольного театра...

    (Огниво!)

    - А внизу... (Театр ФЭСТ!)

    СЛАЙД 6

    - Перед вами… (Дворец Культуры!Я туда хожу на танцы. Я на рисование. Я в хор! Я там занимаюсь карате!)

    - Во Дворце культуры не только разные кружки и студии, там часто проходят концерты, вечера встреч, и конечно же любимая Новогодняя Елка. Были там на елке?(Да!)

    СЛАЙД 7

    Рядом с Дворцом Культуры находится памятник и вечный огонь. В честь кого горит вечный огонь у памятника (Это тем, кто воевал на войне с фашистами)

    - Да, это дань уважения землякам-мытищинцам, защитившим нашу Родину. Мы чтим их память. Помните, как каждый год в мае, мы приносим цветы к памятнику в знак уважения к тем, кто дал нам свободу

    СЛАЙД 8

    - Вот такой он красивый, спортивный, творческий и современный наш любимый город Мытищи.

    Откуда же взялось название города – такое нестандартное, но родное нам слово – Мытищи

    Заглянем в его историю!

    СЛАЙД 9

    Давным-давно на месте нашего города находилось небольшое поселение на берегу реки Яузы. По Яузе плыли купеческие караваны из Москвы. Кто такие купцы?

    (Это те, кто покупал и продавал)

    Купцы покупали товары в разных городах и везли их в Москву. В Мосвке народу много жило. И всем что-то нужно. Кому наряды, кому утварь кухонную, а кому и саблю молодецкую. Узнают купцы, кому что нужно, снарядят корабли и по реке Яузе отправлялись в путь.

    СЛАЙД 10

    А на кораблях они отправлялись, потому что так было дешевле, поставят парус и несет кораблик по волнам, да безопаснее, разбойников в лесах под мно-о-о-го было.

    Плыть-то они плывут, да вот беда, по Яузе куда надо не доплывешь. А надо им было в богатые волжские города, что располагались на реке Волге. Яуза в Волгу не впадает. А вот речка Клязьма впадает в реку Оку, а затем в Волгу.

    Думали-думали купцы и придумали вот какую штуку.

    СЛАЙД 11

    Нашли купцы место, где между Яузой и Клязьмой самое маленькое расстояние, (показываю на карте место, отмеченное стрелочками) всего семь километров. Как раз напротив небольшого села. Вырубили в лесу трассу и решили отправить корабли по земле. Ребята, но ведь корабль водный транспорт, разве можно его по земле везти

    (Нет, нельзя)

    Действительно, корабль по земле не поедет. И тогда потащили корабли на бревнах вот так:

    СЛАЙД 12

    Просмотр анимационного фрагмента (Здесь, чтобы показать, как двигался корабль, необходимо нажать правой кнопкой мыши “Объект Презентация” - “Показать”)

    Посмотрите, корабль тащили по круглым бревнам. Это называется волоком. Повторите это слово (Волоком)

    Затем спускали на воду. (Повторный просмотр фрагмента)

    СЛАЙД 13

    Трудная и тяжелая это была работа- тащить корабли по земле. Посмотрите на картину нашего художника Николая Рериха “Волокут волоком”. Мы видим, как тяжело мужчинам тащить корабли, а вдали уже покачиваются спущенные на воду корабли, и труженики, притащившие этот корабль отдыхают. А что можно было сделать, чтобы корабль стал более легким? Конечно, его можно разгрузить!

    СЛАЙД 14

    Посмотрите на картину нашего мытищинского художника С.С. Королева. На переднем плане мы видим, как мужички разгружают корабль, вынося тюки и мешки, а на заднем плане, чуть правее можно увидеть, как, уже освободившийся корабль стаскивают в воду. Тюки погрузят на лошадей, а корабль люди тащат сами. На чем будет передвигаться корабль? (На бревнах)

    Как это называется, тащить на бревнах? (Волоком)

    За такой тяжелый труд платили деньги, которые назывались мыт. Повторите это слово (Мыт)

    Принимал деньги – мытарь. Расплачивался с купцами, нанимал мужичков для работы. Мытарь сидел в мытной избе.

    Был по суше путь не долог

    И опять водой омыт

    Проходил торговый волок

    И с купцов взимал мыт

    И с тех пор пошло Мытищи

    Да, Мытищи навсегда

    Кораблю омыла днище

    Речки Яузы вода.

    Мыт да мыт, да мытная изба на берегу, так и стало сельцо называть как? (Мытищи!)

    СЛАЙД 15

    Перед вами – мытная изба. Она не сохранилась до наших времен. В том метсе, шде она предположительно была установлена ладья. Узнаете это место

    (Да, это около ДК)

    II часть - интерактивная

    А сейчас предлагаю вам поближе познакомиться с тем, что я вам рассказала

    (размещение детей по плану №1)

    План расположения детей для игры “Как купец за товаром ездил”

    Условные обозначения:

    Из детей по желанию выбираются “москвичи” (4-5 чел), мытарь и его работники (4 чел), купцы (4-5 чел.), купец. У “москвичей” и “купца” деньги. Далее педагог рассказывает текст, а дети его проигрывают:

    Рассказ воспитателя Действия детей. Цель:

    - В славном городе жили да поживали красавицы-девицы (показываем на девочек), да молодцы-богатыри.

    - Задумали они как-то товаров себе прикупить. Зовут они купца

    Дети изображают красавиц и богатырей посредством мимики

    “Москвичи” зовут купца.

    - Пришел к ним купец, поклонился, да и они поздоровались.

    Начали они ему товары заказывать

    - Начните со слов “Привези-ка ты мне купец...”

    Дети здороваются:

    - Здравствуй, купец!

    - Здравствуй красавица(богатырь)!

    На противоположной стороне зала стоят столы с товарами “волжских купцов”. Дети заказывают исходя из предложенного товара

    - Умение выстроить диалог по образцу

    - Поклонился им купец, запомнил все, что ему заказывали, сел на корабль и поехал        “Купец” везет корабль по ткани до “Мытной избы”        Развитие слуховой памяти

    - Подъезжает к мытной избе, зовет Мытаря.        Дети здороваются        Формирование навыков речевого этикета

    - Просит купец мытаря, чтобы помог он ему корабль перетащить из Яузы в Клязьму        Дети разыгрывают диалог        - Умение выстроить диалог самостоятельно

    - А мытарь денег просит. Заплатил ему купец, сколько он просил. Кликнул мытарь мужичков и велел им корабль перетащить.        NB: Здесь и далее усвоение детьми основ экономики. Поэтому важно запомнить сколько “купец” дал “мытарю” и “волжским купцам”, чтобы потом помочь ребенку определить стоимость товара.        Формирование навыков речевого этикета

    - Взялись мужички за кораблик, да и потащили        , дети подкладывают бревнышки под кораблик и таким образом перекатывают его.         Закрепление понятия “волок”

    - Притащили корабль к речке Клязьме и поплыл купец дальше. Из Клязьмы в Оку, из Оки в Волгу, приплыл купец в торговые места.

    - А там его купцы, да купчихи ждут-дожидаются. Товары-то у них дешевы да хороши. Начал купец покупать у них все, что ему заказали.

    Дети изображают купцов посредством мимики и разыгрывают диалог формирование пространственных представлений, умение воспроизвести услышанное умение самостоятельно выстроить диалог.

    Нагрузил купец корабль, да и отправился в дальний путь        Педагог повторяет вместе с детьми обратный маршрут “купца”. Волга/Ока - Клязьма-Яуза и по Яузе в Москву. Развитие слуховой памяти

    Подъехал он к месту стоянки на реке Клязьма, и снова зовет мытаря. А тот опять с него денег просит.        Дети разыгрывают диалог, вновь повторяется перенос корабля по бревнам.        Закрепление понятий мытарь, мыт

    Приехал купец в славный город Москву и начал продавать свои товары.        Поочередно дети спрашивают, сколько стоит заказанный ими товар, “купец” отвечает и получает деньги

    Необходимо напомнить “купцу”, что он потратил деньги не только на товар, но и на оплату “мытарю”, поэтому стоимость товара возрастет

    Формирование основ экономики у дошкольников. Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

    Дети рассаживаются по местам.

    Включается “Презентация Мытищи”

    СЛАЙД 16

    - Росло да богатело село Мытищи. И хоть стала Яуза мельче, и не ходили больше по ней купеческие караваны, а обнаружилось в Мытищах еще одно богатство. Была в Мытищах чистая, вкусная вода. А брали ее из ключей. Что такое ключи?

    (Когда вода из земли бьет)

    - Да, это родник чистой воды, бьющий из-под земли. А надобно вам сказать, что вода в Москве была неважная. И вот тут выручили мытищинцы матушку-Москву.

    СЛАЙД 17

    - Стали возить воду из Мытищ в Москву. Как называются те, кто возит воду?

    (Водовоз)

    - Днем и ночью в любую непогоду отправлялись водовозы с таким важным грузом.

    Привезет водовоз в Москву и развозит ее по домам. Очень ту воду берегли, только для питья ее использовали.А ежели кто отправлялся в путь, то обязательно останавливался в Мытищах, чтобы попить под липами вкусного, душистого чаю. Остановился там как-то и художник Василий Перов. И вот какую картину он увидел?

    СЛАЙД 18

    - В ней художник изобразил грустную композицию, на переднем плане которой стоит накрытый узорной скатертью садовый столик со стоящим на нём самоваром, сухарями и чайничком, за столом сидит откормленный монах, медленно попивающий чай с блюдца.

    - За монахом ухаживает, пытающаяся ему угодить, девушка. Справа с потянутой рукой к столу подошёл со своим босоногим и неопрятно одетым малолетним поводырём просящий подаяния слепой, одноногий нищий солдат. На груди у него медаль, значит он ветеран войны. Был ранен и потерял ногу. Все что у него осталось, это ходить по ворам и просит милостыню. Хозяйка, обслуживающая служителя церкви, небрежно отталкивает беднягу, чтобы тот не надоедал её дорогому гостю.

    - Эта картина служит нам уроком милосердия и терпения к ближним.

    (Здесь небольшая пауза, чтобы дети могли не только рассмотреть картину, но и понять свои чувства)

    СЛАЙД 19

    - Екатерина II попробовав как-то раз Мытищинской водички, повелела построить водопровод, чтобы москвичи могли пить вкусную воду вволю. Здесь вы видите саму императрицу, а в ее память установлен вот этот бюст у Мытищинского водопровода

    СЛАЙД 20

    По ее приказу был построен водопровод, по которому вода шла самотеком. Задумайтесь, что значит самотеком?

    (Сама течет)

    Правильно, Мытищи находились выше Моксвы, и достаточно было просто проложить трубы, чтобы вода потекла сама. Весь водопровод не сохранился. Но сохранилась лишь ее часть- Ростокинский акведук. На картине вверху вы можете видеть как выглядел Ростокинский акведук раньше и как он выглядел сейчас. Видели вы его?

    (Да, мы видели, когда ехали на машине в Москву.-А мы там зимой на санках катаемся!)

    СЛАЙД 21        

    В память Мытищинского водопровода у нас в городе установлен памятник Мытищинскому водопроводу

    Есть местечко такое – Мытищи

    Мытный двор, а потом городище

    На речушке спокойной, на Яузе

    Всей душою к Мытищам привязан я

    Здесь водой ключевою поили

    По-мытищински щедро дарил

    По кремлевские стольные своды

    От Мытищ повели водоводы

    СЛАЙД 22

    - Вот и мы подошли к главной цели нашего урока. Перед вами герб нашего города

    - Мне думается, что вы сами сможете теперь рассказать, что означают на гербе: корабль на бревнах на зеленом поле, синий цвет, белые столбы акведука.

    - Наверху герба изображен Георгий Победоносец. Это святой покровитель Московских земель. Мытищи – это Подмосковье, Московские земли. Значит Георгий Победоносец охраняет и нас жителей Мытищ.

    Где вы видели это герб?

    (У нас в группе, в Доме Культуры, в театре, и т.д.)

    Теперь, когда вы увидите этот герб, вы будет знать, что это не только символ, это история нашего города. История о том, как тащили корабли волоком по бревнам из Яузы в Клязьму, как делились мытищинцы чистой водой с москвичами, потому что были мытищинцы не только сильными, но и добрыми людьми. Будьте и вы достойны своей Родины.

    А сейчас я хочу, чтобы вы услышали гимн города Мытищ, который написал наш земляк-мытищинец Александр Косенков.

    Звучит гимн Мытищ

    - Сегодня мы узнали о истории нашего города. Какими словами мы бы его охарактеризовали? Какой он наш город?

    (Сильный, добрый, красивый, щедрый)

    - Наше занятие окончено, будьте достойны своего города, будьте достойными горожанинами.

    На прощание детям раздаются картинки с изображение герба Мытищ, чтобы они раскрасили сами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

    История нашей малой Родины -Мытищи

    Расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историейвозникновения города, с достопримечательностями,воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине....

    Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

    Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

    Педагогический проект «Малая Малышевка моя малая Родина»

    Цель проекта :     Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию своего народа, создание условий и интеллектуальный пот...

    Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

    Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

    Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

    Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...