Психологические основы стандартов дошкольного образования
консультация на тему

Ступакова Валентина Ивановна

  ФГОС  ДО  - определяет "присмотр и уход" как условие обеспечения полноценного образовательного процесса совсем не случайно. В этом возрасте "присматривать - ухаживать" почти всегда означает "воспитывать-обучать". Для ребенка детский сад - не учреждение, а расширенное "личное пространство", наполненное жизненными смыслами, которые предстают в любимых игрушках, друзьях, играх, во всём том, что нельзя забрать "навсегда"с собой домой, чему место только в детском саду. Это взрослые "образуют" детей, используя целый арсенал своих педагогических изобретений, а дети просто живут. И чем меньше они замечают наши педагогические усилия, тем естественнее принимают дары нашего педагогического мастерства. Не надо учить детей-дошкольников, а надо делать так, чтобы ребенок захотел научиться, не надо их воспитывать, а надо жить вместе с ними интересной, содержательной жизнью. 

Надеюсь, этот материал будет полезен старшим воспитателям для консультативной работы с педагогами.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Подготовила: Ступакова В.И., старший воспитатель ГБДОУ № 85

Слайд 2

О «ПСИХОЛОГИЗАЦИИ» ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС ДО – определяет «присмотр и уход» как условие обеспечения полноценного образовательного процесса совсем не случайно. В этом возрасте «присматривать –ухаживать» почти всегда означает «воспитывать-обучать». ( Независимо от того, учат ребёнка завязывать шнурки перед прогулкой или безопасному поведению на самой этой прогулке, ключевым при этом всегда будет оставаться «воспитание-обучение») Для ребёнка детский сад не учреждение, а расширенное «личное пространство», наполненное жизненными смыслами, которые предстают в любимых игрушках, друзьях, играх, во всём том, что нельзя забрать «навсегда» с собой домой, чему место только в детском саду. Это взрослые «образуют» детей, используя целый арсенал своих педагогических изобретений, а дети просто живут. И чем меньше они замечают наши педагогические усилия, тем естественнее принимают дары нашего педагогического мастерства.

Слайд 3

Становление восприятия , воображени я, мышления, начальных форм произвольности (умения быть себе хозяином ), эмоциональной регуляции деятельности и т.д. – это фундаментальные линии психического развития поддержка которых и является основной задачей дошкольного образования. « Психологизация » – необходимое условие внедрения ФГОС ДО, в то время как дошкольный ФГОС – не столько стандарт развития, сколько попытка задать само развитие как «норму жизни» детей и взрослых в ДОУ.

Слайд 4

Что же приобретают дети в детском саду? (должны приобретать) С психологической точки зрения можно ответить одним словом: ОБЩЕНИЕ . Ребёнок в детском саду должен учиться : * взаимодействовать с разными взрослыми и детьми ; * согласно законам психического развития, научиться общаться, освоив разные позиции и роли в процессе общения; * приобрести опыт совместной и коллективной деятельности; Всё это строится на уже сложившейся индивидуальной деятельности ребёнка. На определённом этапе развития индивидуальная деятельность трансформируется в совместную деятельность детей и их общение. Именно общение обеспечивает ребенку культурное развитие , которое свойственно только человеку.

Слайд 5

Культурный человек – это человек, умеющий управлять самим собой. Обучение, нацеленное на формирование способности управлять собой, всегда будут иметь развивающий характер. Такое обучение с самого начала предполагает, что его основным результатом является развитие , а не знания, умения и навыки . ( а для этого должны быть созданы условия) Поэтому в стандарте (а следовательно и в Программе ДОУ), предусмотрены требования к условиям , в которых должен развиваться ребёнок.

Слайд 6

1-й вариант построения системы образования. Главный субъект образовательного процесса – общество. Для ребёнка – это взрослый человек, который знает, чему надо учить ребёнка, что он должен знать и уметь на разных ступенях образования. Взрослые «тянут» ребенка за уши, чтобы он скорее вырос и развился. Результат таких усилий – ребёнок остаётся маленьким, а уши у него становятся большими. (Разница в том, как отвечает, что знает и что использует в своей жизнедеятельности : - знает состав числа 5, но не может разделить между двумя детьми 5 игрушек ; - знает как построить устойчивую постройку, но на деле – действует по другому; - уверенно говорит правильные слова, использует взрослые термины; - уверенно пользуются сложной бытовой техникой). Вывод взрослых – современные дети стали более развитыми . Вывод исследования , проведённого с целью составления психологического портрета современного ребёнка дошкольного возраста – дети не только не стали более развитыми в психологическом плане, но и по большинству важнейших показателей отстают в развитии от своих сверстников конца XX века .

Слайд 7

2-й вариант построения системы образования связан с созданием особых условий , в которых ребёнок может не только реализовывать свой уровень актуального , уже состоявшегося развития (то, что может сам ребёнок – самостоятельная деятельность) , но и быть выше самого себя (хотя бы на какое-то время). Это возможно тогда, когда ребёнка «не тянут за уши», а он как бы сидит на плечах взрослого. В этом случае он находится в зоне своего ближайшего развития, т.е. то, что сегодня ребёнок делает при помощи взрослого (совместная деятельность), завтра он сумеет сделать самостоятельно. Таким образом, развитие системы дошкольного образования предполагает создание развивающей образовательной среды.

Слайд 8

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. ЦЕЛОСТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РЕБЁНКЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей знаниям, умениям и навыкам , во многих случаях не ведёт к психологическому и личностному развитию. Дети, которых рано научили читать, не любят этот вид деятельности и становятся читателями с большим запозданием. Поэтому, формирование у детей навыков или умений важно строить на основе целостного представления о ребёнке и с учётом психологических закономерностей развития в данном возрастном периоде. Целостное представление непосредственно связано с психологическими особенностями и характеристиками детей этого возраста. Дошкольное образование качественно отличается от школьного и не должно ему уподобляться.

Слайд 9

2 . ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛОСТНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА Систему дошкольного образования нельзя ограничивать только семьёй или только детским садом, нельзя строить будни, не обращая внимания на организацию и проведение праздников и выходных, нельзя организовывать занятия, игнорируя досуг и свободные виды деятельности дошкольников. Любой человек, особенно ребёнок дошкольного возраста учится не только и не столько на занятиях . Поэтому развитие системы дошкольного образования предполагает учёт самых разных аспектов жизнедеятельности малыша. ( в качестве иллюстрации – стихотворение А.Барто о мальчике, который был «воспитанным» и, «отняв у младших мячик, он их благодарил». Это результат обучения, вырванного из целостной жизнедеятельности ребёнка дошкольного возраста)

Слайд 10

Дошкольное образование должно охватывать всю жизнедеятельность ребёнка , а не сводиться к традиционному набору деятельностей и занятий. Сюда входят: * долгая и непростая работа с родителями; * организация жизни ребёнка в детском саду; * ориентация ДОУ на взаимодействие с другими учреждениями образования и культуры: библиотеки, школы, дома детского творчества и т.д. В жизни детей должно быть много сюрпризных моментов на протяжении каждого дня, а не только во время праздников. (как готовятся и проводятся праздники?) Это будет способствовать тому, чтобы дети захотели поиграть в то, что случилось, нарисовать то, что впечатлило, обсудить, рассказать родителям.

Слайд 11

3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЯХ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТЯХ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Дошкольники так же не похожи друг на друга, как и взрослые, и их непохожесть далеко не всегда надо объяснять отсутствием способностей, болезнью, избалованностью или другими подобными причинами. Чем больше проявляется и развивается индивидуальность детей, тем более эффективна система дошкольного образования. То, что хорошо для одного ребёнка, не годится для другого.

Слайд 12

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА Когда в связи с неблаговидным поступком взрослые справедливо сердятся на детей и даже наказывают их, дети совершенно искренне уверяют, что больше никогда так делать не будут, но через непродолжительное время снова совершают то, за что были наказаны. Это проявления детской непосредственности и характерной для их возраста ситуативности, связаны с тем, что дети не осознают внутренние свои состояния и эмоции и умеют управлять ими. В процессе дошкольного образования ребёнок должен научиться управлять своими эмоциями.

Слайд 13

Условия достижения этой цели : 1. Участие семьи. Родители должны стать активными участниками жизни в ДОУ. Это позволяет создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимую ребёнку. Это позволяет родителям взглянуть на мир глазами ребёнка, лучше понимать его. 2. Особенности обучения детей дошкольного возраста. Ребёнок учится тому, что считает нужным и интересным. Взрослый придумывает такие ситуации, в которых у ребёнка появляется мотив обучения. (Н-р, игрушечный мишка, с которым ребёнок хотел поиграть вдруг исчезает и оставляет записку…)

Слайд 14

3. Становление и развитие детской игры – ведущей деятельности в дошкольном периоде . игра создает условия для целенаправленного развития воли и эмоций ; Как только человек , в том числе маленький, что-то осознал, он этим овладел, т.е. научился управлять (эмоциями). ( В игре в Несмеяну или в рассказе В.Осеевой «Честное слово»). Помимо эмоциональной сферы, игра развивает волевые качества личности ребёнка. Ребёнок сам решает, играть ему или не играть, реализовывать свои желания и стремления или подчинять их законам и правилам игры. Желая принять участие в игре, ребёнок соглашается вести себя и действовать не так, как хочется, а так, как предписывают правила.

Слайд 15

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ И СИТУАЦИЙ, В КОТОРЫХ РЕБЁНОК МОГ БЫ ПРОЯВИТЬ ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ. * Решая за ребёнка трудные задачи или находя выход из проблемных ситуаций, взрослый не помогает малышу, не делает его более счастливым. Ребёнок по-настоящему радуется тогда, когда сумел преодолеть себя. Поэтому ориентация в дошкольном возрасте на то, что ребёнку нравится – не годится. Как правило, то, что нравится, не требует усилий. Поэтому надо заниматься как раз тем, что не получается, что трудно, помогая ребёнку тем самым осмысливать свои волевые усилия. (Том Сойер и забор, палочки в тетради и т.д.) * Развитие воображения – психологическая закономерность дошкольного возраста. Оно возникает, реализуется и развивается в игре (смысловое), а так же в продуктивных видах деятельности (объективное и предметное): рисовании, конструировании, аппликации, экспериментировании, лепке и т.п.

Слайд 16

игра в дошкольном детстве – особая деятельность и форма организации жизнедеятельности. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения , обеспечивает те условия, которые необходимы для становления и развития психики и личности ребёнка. В противном случае мы можем получить детей, которые умеют читать, но не могут успешно учиться в школе, не умеют общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и т.п. поэтому надо не учить, а делать так, чтобы ребёнок захотел научиться, не надо их воспитывать, а надо жить вместе с ними интересной, содержательной жизнью.

Слайд 17

Строить взаимодействие с детьми раннего и дошкольного возраста, проводить диагностику их развития, мониторинг условий созданных и создаваемых необходимо с учетом психологического содержания возрастных периодов. Каждому периоду психологического развития присущи несколько видов деятельности, одна из них ведущая – игровая. Чтобы оценить развитие ребёнка достаточно понаблюдать как и во что он играет и какие вопросы задает.

Слайд 18

Каждый возрастной этап может быть охарактеризован с точки зрения специфической социальной ситуации развития, т.е. той конкретной формы отношений, в которую вступает ребёнок со взрослыми в данный период. (Речь идёт о возрастных кризисах, которых в возрасте от 0 до 7 – четыре).

Слайд 19

1. Кризис новорожденности . Ребёнок начинает жить в других условиях. Продолжительность – 4-6 недель , в течение которых идёт перестройка работы организма. (почему крестят после 40 дней?) 2. Кризис 1 года Связан с прямохождением . Продолжительность – 2-3 месяца. Дети рождаются с горизонтальным положением внутренних органов. Когда ребёнок встаёт на ноги, органы постепенно встают вертикально. Двигательная активность необходима в этом возрасте. Ранние успехи (пошёл, зубы прорезались и т.д.) приводят к проблемам в будущем. К этому может привести и раннее сохранение плода, расширенный перечень совместимых с жизнью отклонений. – инклюзия.

Слайд 20

3. Кризис 3-х лет. Может начаться в 2,6 лет, в 2,8 лет. Продолжительность – до полугода. Отличительные признаки: - упрямство; - частое употребление слов «нет», «не хочу», «не буду»; - проявление строптивости, бунтарства; - обесценивание взрослого «»ты плохая», «я тебя не люблю» и т.д.; - истерия (с паданием, плеванием и т.д.) - «я сам» стёрто, не ярко выражено.

Слайд 21

Развитие истерии и выход из неё. ПИК ИСТЕРИИ 3-7-10 МИНУТ ДО 20 МИН. – ЕЩЁ НОРМА. ПОТОМ - НЕТ ПРОБЛЕМА РЕАКЦИЯ ВЗРОСЛОГО: РАССКАЗАТЬ СИТУАЦИЮ РЕБЁНКУ, ОН ЕЁ НЕ ПОМНИТ. ПОЖПЛЕТЬ, «ПРИНЯТЬ» РЕБЁНКА: КАКОЙ ТЫ МОЛОДЕЦ, ЧТО УСПОКОИЛСЯ, КАК Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ, ЧТО ТЫ ТАКОЙ. ПОСТЕПЕ ННЫЙ ВЫХОД ИЗ ИСТЕРИИ (смог успокоиться )

Слайд 22

4. Кризис 7-ми лет Самый трудный для ребёнка. Продолжительность – от 6, 5 до 9-ти месяцев. Признаки : - повышение уровня тревожности; - уровень критичности ( я – принцесса (царь) или занижается самооценка ); эффект горькой конфеты ( он большой, скоро в школу, нов то же время такой маленький и от него ничего не зависит); - начинают сомневаться в себе ( я не умею, помогите мне); - острое переживание страха смерти (могут говорить об этом, могут нет, но могут ходить как приклеенные, спрашивать: меня мама заберёт? Поэтому любят монстров и других непривлекательных персонажей); - мальчики и девочки интересуются друг другом;

Слайд 23

В наше неспокойное время кризисов и социальных перемен появляется всё больше детей, нуждающихся в психологической поддержке. Реальным инструментом для этого может послужить «психологический уголок», с таким наполнением как : - уголок для уединения; - фотоальбом с групповыми и семейными фотографиями; - поролоновая подушка «для битья» (выплеск агрессии); - набор бумаги для разрывания; - коврик злости (потопай по коврику и злость пройдёт); - стул для размышлений (для того, чтобы вспомнить правила поведения); - волшебный пластилинчик (для успокоения); - цветные клубочки (сматывая и разматывая – успокаиваются; - мешочек настроений («грустный» и «весёлый»); - коврик дружбы (помогает примириться);

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образован

Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основ...

Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования (подготовительная группа, 6-7 лет) составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования (подготовительная группа, 6-7 лет) составлена на основе примерной основной образовател...

ПРОЕКТ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Примерная основная  общеобразовательная программа дошкольного образования  (далее - Программа) является документом, на основании которого дошкольные образовательные учреждения Российск...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА МБДОУ№41 с учетом федеральных государственных общеобразовательных стандартов дошкольного образования (подготовительная группа) составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От ро

Рабочая программа составлена с учетом интеграции образовательных областей, содержанием детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, расчитанную на один учебный год....

Рабочая программа педагога ДОО с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования первая младшая группа от 1,5 до 3 лет на 2019-2020 учебный год на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От

Рабочая программа педагога ДОО с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования первая младшая группа от 1,5 до 3 лет на 2019-2020 учебный год на осн...