ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
консультация на тему

Синиченко Елена Юрьевна

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ: МАДОУ ДС №38 «ДОМОВЁНОК»  ноябрь 2016 №2

 

ТЕМА НОМЕРА«Формирование интеллектуальных способностей детей через кинезиологические упражнения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gazeta_dlya_roditeley.docx387.9 КБ

Предварительный просмотр:

ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ: МАДОУ ДС №38 «ДОМОВЁНОК»  ноябрь 2016 №2

ТЕМА НОМЕРА:  «Формирование интеллектуальных способностей детей через кинезиологические упражнения».

      Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин в качестве важнейших параметров готовности к школьному обучению называли интеллектуальную, личностную и физическую.

      Проблема интеллектуального развития была  и остаётся одной из значимых в детской педагогике и психологии. На современном этапе она приобретает особое значение из-за наметившийся тенденции роста числа детей с отклонениями в умственном развитии, испытывающих в последствии этого трудности в обучении. Кроме задач усвоения ребенком определённой суммы знаний, умений и навыков, которую ставит перед собой детский сад, он должен предполагать создание условий образовательной деятельности, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста.

      Развивающий кинезиологический метод как нельзя лучше справляется с этими задачами, он влияет не только на развитие умственных способностей и физического развития, но и корректирует проблемы в различных областях психики ребенка, что очень актуально в работе с детьми, имеющими  низкий уровень интеллектуальной активности.

      Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Все вышесказанное доказывает актуальность данного направления, т.е. практического применения кинезиологического метода для полноценной подготовки к школе дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Исходя из актуальности, были определены цель, задачи и содержание работы с детьми с ЗПР.

      Цель моей технологии:  формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии, через применение кинезиологического метода, способствующего дальнейшему успешному, личностному развитию и интеллектуальной готовности к школе.

      В соответствии с этой целью я ставила перед собой следующие задачи.

1. Изучить психолого – педагогические и нейробиологические исследования по данной теме.

2. Выявить особенности развития  детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии  межполушарного взаимодействия.

3. Определить содержание, структуру, методы и приёмы работы на основе кинезиологических методов.

4. Составить и апробировать систему работы по формированию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии.    

    Практиковать в своей работе подобные упражнения я стала четыре года назад после знакомства с книгами Хризман Т.П. и Еремеевой В.Д. «Мальчики и девочки. Два разных мира», Сиротюк А.Л. «Обучение детей с психофизиологии». Позже была изучена другая литература и составлена модель системы работы, которая проводится в пять этапов.

  • На первом этапе исходно – диагностическом провожу  диагностические мероприятия.

Цель этого этапа: определение  функциональной ассиметрии полушарий, анализ результатов усвоения программного материала детьми (зона ближайшего развития ребенка).

  • Второй этап организационно – подготовительный.

Цель этого этапа подготовка и развитие тонкой моторики детей с ЗПР.

У всех детей с ЗПР обнаруживаются легкие и латентные формы общедвигательных нарушений тонкой моторики. Эти нарушения тонкой моторики затрудняют полноценное овладение кинезиологическими упражнениями, поэтому для детей с ЗПР необходим подготовительный комплекс. У меня он рассчитан на 3 месяца, далее при необходимости его можно отрабатывать параллельно с кинезиологическими комплексами. В него входят упражнения на самомассаж, на развитие кинетического (система движений, жестикулирование) компонента, динамические упражнения, реципрокные (статические).

  • Третий этап работы информационно – просветительский (он идет параллельно со вторым блоком).                                                                                                  

Цель этого этапа: в доступной форме показать, объяснить значимость этого метода для самих детей и для родителей.

И.Кант сказал «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Для успешного обучения и развития детей в ДОУ и школе одним из основных условий является полноценное развитие мозолистого тела в дошкольном и младшем школьном возрасте т.к. основное развитие мозга происходит до 8.5 и заканчивается в возрасте 12 лет. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

  • Четвертый этап работы как раз и направлен на развитие мозолистого тела т.е. развитие межполушарного взаимодействие. Этот этап основной – коррекционно-технологический (практический), состоит из 4 блоков кинезиологических упражнений,  на основании которых составлены  кинезиологические комплексы.

1 блок: упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, синхронизацию работы двух полушарий.

2   блок: упражнения, направленные на развитие творческого (наглядно-образного) и абстрактно – логического мышления т.е. взаимодействия левого и правого полушария.

3 блок: упражнения, направленные на снятие стресса (антистрессовые), ритмирование полушарий (дыхательные упражнения), глазодвигательные.

4 блок:  упражнения на развитие межполушарного взаимодействия направленные на речевое развитие (движения и речь).

Комплекс кинезиологических упражнений

 для детей подготовительной группы.

Название упражнений

Цель упражнения

Содержание и выполнение упражнений

Примечания

1

«Лезгинка»

Развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой.

После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (шесть-восемь раз).

2

«Зеркальное рисование»

Развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля, эдиминация зеркального восприятия.

Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки.

3

«Оладушки»

Речевое развитие (движения, сочетаемые с речью).

Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене – ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, а левая – ладонью вниз.

По мере усвоения – движения ускорять.

4

«Глазки»

Способствовать снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаз.

Треугольник, круг, квадрат нарисуем мы подряд. Нарисовать глазами геометрические фигуры сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

Движения глаз необходимо совмещать с дыханием.

5

«Самомассаж подушечек пальцев»

Развивать речевое развитие (движения, сочетаемые с речью).

Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая её.

На каждую строку – разминание одного пальца.

6

«Ротик»

Развивать абстрактно-логическое мышление, активизировать работу головного мозга.

Чтобы лучше нам жевать, нужно ротик открывать. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения.

Сначала слева направо, затем наоборот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Работа с родителями ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С.К.Шевченко воспитатель ГППМДОУ ДС ОВ № 38 «Колобок»г.Туапсе МО Туапсинский район...

Выпуск мини-газеты для родителей, как одна из форм педагогического образования родителей.

формы взаимодествия с родителями: мини-газета "Добрая Дорога Детства"...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В нашем детском саду одной из форм пропаганды психолого-педагогических знаний стало создание информационного издания для родителей ДОУ в виде газеты. В ней мы не навязываем своё мнение. Специал...

Логопедическая газета для родителей №11 "Добрые советы родителям: учитесь говорить со своими детьми"

10 слов, которые помогут родителям найти общий язык со своим ребенком...

Логопедическая газета для родителей №14 "Взаимосвязь логопеда и родителей по коррекции звукопроизношения в домашних условиях"

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для его вхождения в мир соц...

Газета для родителей "Игралочка" №1. "Шпаргалка" для родителей. Развивающие игры и упражнения.

Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок умел и любил играть, и не просил без конца одно и то же, а играл бы в самые разнообразные игры. Детям нужны родители. Играйте с ребёнком.А моя рубрика в этом вам п...