КОНКУРС. Проект театрализованной деятельности "Театр и дети"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Седельникова Галина Викторовна

Театральная деятельность это самый распространенный  и универсальный вид детского творчества.  Она выполняет, одновременно, познавательную, коррекционную, воспитательную и развивающую функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_teatr_i_deti.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по театрализованной деятельности

«ТЕАТР и дети»

Паспорт проекта

Автор проекта: 

Седельникова Галина Викторовна  –  воспитатель МБДОУ № 3 «Фонарик»

Вид проекта:

- долгосрочный;

- групповой;

- творческий;

- воспитательный

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Возраст детей: 4-5 лет.

Образовательные области:

- речевое развитие;

- познавательное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие;

- социально-коммуникативное развитие.  

Актуальность темы.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Мне, как педагогу, очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией новыми технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Большие резервы в деле приобщения детей дошкольного возраста к миру духовной красоты скрыты в детской театрально-игровой деятельности, с ее радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, развитием творческой инициативы.

Театральная деятельность это самый распространенный  и универсальный вид детского творчества.  Она выполняет, одновременно, познавательную, коррекционную, воспитательную и развивающую функции. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой, а потребность в игре у детей, несомненно, велика.

Но самое главное, что театральная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

Цель проекта:

Формирование художественного творчества, чувства прекрасного, умения понимать и ценить окружающий мир и способность к взаимодействию с ним. Приобщение детей к театральной культуре.

Задачи:

  • последовательное знакомство детей с видами театра;
  • совершенствование артистических навыков детей;
  • раскрепощение ребенка;
  • работа над речью, интонацией;
  • коллективные действия, взаимодействия; пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.
  • составить цикл интегрированных занятий

Задачи по центрам активности.

Игровая деятельность:

  • разыгрывать литературные сюжеты, используя различные виды театра;
  • передавать характер персонажей;
  •  учить передавать различные эмоциональные состояния через мимику, жест, движение;
  • учить сочетать движение и речь;
  • формировать интонационно – образную речь;
  • развивать инициативу и фантазию.

Речевое развитие.

Учить:

  • понимать основную идею произведения и выделять единицу сюжета;
  • давать словесную характеристику персонажам, используя эпитеты, сравнения, образные выражения;
  • использовать выразительные средства интонационно – образной речи;
  • пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках;
  • развивать диалогическую и монологическую речь, их форму.

Математическое развитие:

  • ориентироваться в пространстве;
  • различать геометрические фигуры и формы;
  • пользоваться условной меркой при измерении расстояний;
  • развивать представление о составе числа;
  • учить пользоваться моделями;
  • формировать представление о количественной характеристике числа.

Социализация:

  • расширять представления детей об окружающей действительности;
  • уточнять представления о предметах, игрушках, декорациях;
  • воспитывать бережное отношение к реквизиту, игрушкам, куклам, костюмам, декорациям, уважение к труду взрослых и детей;
  • закреплять представление о различных видах кукольных театров.

Изобразительная деятельность:

  • учить рисовать эскизы (рисунки), отражающие основные действия спектакля;
  • развивать умения создавать по эскизу и словесной инструкции персонажей и декорации из различных материалов ( бумага, соленое тесто, ткань и др.)
  • создавать на плоскости композицию, соответствующую мизансценам.

Конструирование и ручной труд:

  • Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в ручных инструкциях;
  • Учить различать геометрические объёмные фигуры (куб, цилиндр, конус);
  • Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом.
  • Развивать умение работать иголкой, нитками, ножницами.

Принципы:

1. Импровизационность.

2. Гуманность.

3. Систематизация занятий

4. Учет индивидуальных способностей каждого ребенка.

Гипотеза:

Я предположила, что театрализованная деятельность будет положительно влиять как на эмоционально-личностную сферу ребенка, а именно на способность различать и дифференцировать эмоции, так и на развитие речи детей.

Ожидаемые результаты:

1. Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.

2. Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.

3. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.

Формы работы:

  • организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
  • организация совместных с родителями мероприятий;
  • организация театральных вечеров (показ сказок и представлений);
  • организация посещений культурных мероприятий.

Формы работы с родителями:

1. Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.

2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.

3. Открытые показы занятий и театральных представлений.

4. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.

5. Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.

Этапы разработки и реализации проекта

Этапы

Содержание

              Срок

1 этап – подготовительный

- выбор тематики проекта;

- вовлечение детей и воспитателей в работу над проектом;

- подбор материала для проекта;

- планирование основныхмероприятий

         

        Август- сентябрь

2 этап – основной

1. Реализация плановых мероприятий

         Учебный год

3 этап – заключительный

1. Подведение итогов.

2. Презентация проекта на педагогическом совете.

          Май

Реализация проекта через разные виды детской деятельности

Вид деятельности

Формы и методы работы

Коммуникативная

Беседы:

- «Что такое театр?»

- Виды театра и средства его выразительности. Кукольный театр».

- «Театральные термины».

- «Их знают в лицо. Известные артисты театра и кино России и Мордовии».

- «Театры Мордовии» (общая беседа)

- «Правила поведения в театре»

Конкурс чтецов «Зеленый абажур»

Вечер загадок

Театральная викторина «Из какой сказки отрывок?»

Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках.

Продуктивная, музыкально- художественная

1. Выставка детских рисунков

«Театральная палитра».

«Любимые сказки».

2. Аппликация: «Театр зверей»

3. Рисование:

«Рисование красками «Наряд для Золушки»,

«Я рисую сказку»

4. Лепка:

Лепка по мультфильму «Пластилиновая ворона»,

 «Любимый герой мультфильма»

5. Музыкальные импровизации (песенные, инструментальные, танцевальные)

6. Игра-конструирование

- Сооружение из строительного материала театра.

- Сооружение из строительного материала сцены, партера, гримерной.

7. Ручной труд

- Изготовление афиш и пригласительных билетов

- Коллективная работа «Старые игрушки на новый лад»

- «Театральная маска»

- «Изготовление из природного и бросового материала персонажей для настольного и пальчикового театра»

Сюжетно - ролевые игры

Сюжетно- ролевые игры:

 «В гримерной»

«Театр»

«Как мы расколдовали Немой театр» (комплексное занятие).

«Артист/Актриса»

Дидактические игры «Что перепутал Незнайка?», «Найди одинаковые декорации», «Что лишнее?», «Что изменилось?» и др.

Чтение художественной литературы

Чтение художественной литературы:

К.Чуковский «Мойдодыр»,

А. Кутафин "Вовкина победа",

А.Барто «Девочка Чумазая»,

Остер Г. «Вредные привычки»,

русские народные сказки,

Сказки народов мира

Сказки А.С.Пушкина

В.Степанов «Профессии» и др.

Игровая

Артикуляционная гимнастика

«Назойливый комар»

«Хомячок»

«Рожицы»

Упражнения для губ

«Улыбка – хоботок»

«Часы»

«Веселый пятачок»

«Шторки»

Упражнения для языка

«Уколы»

«Змея»

«Самый длинный язычок»

« Чаша»

«Коктейль»

«Львёнок и варенье»

«Жало змеи»

«Конфетка»

«Колокольчик»

«Язык на ребро»

Этюды

«Органическое молчание» «Беспредметное действие»

«Свяжи этюд».

«Ожидание»

«Новый финал»

Игра «Оркестр»

Упражнение «Передай маску»

Упражнение «Передай хлопок»

Взаимодействие с родителями

Консультации:

«Театр – помощник в воспитании детей»

«Как устроить домашний театр для детей »

«Сказочные герои глазами детей »  «Роль художественной литературы в развитии речи детей »

«Пальчиковый театр своими руками»

Конкурс «Театральная кукла»

Анкетирование родителей на тему «Театр и дети»

Совместная деятельность детей и родителей

Фотовыставка «В театре всей семьей»

Театрализованные представления с участием детей и родителей

Изготовление стенда «Театральный уголок»

Оформление альбомов:

«Артистами не рождаются»,

«Театры города Саранска»,

«Детям о театре»,

«Их знают в лицо».

РЕЗУЛЬТАТ:

В реализации проекта приняли участие:

- дети старшей группы (21 человека);

- родители;

- воспитатель.

Были получены следующие результаты:

- участие в проекте 80% семей группы;

- родители и дети познакомились с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания;

- при проведении опроса в конце проекта «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?» - желание родителей заниматься театрализацией дома с детьми намного возросло;  

- увлечённое использование театрального уголка детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей 5-6 лет;

- цикл инсценировок детских сказок  для детей младшей группы;

- презентация проекта в виде фото отчета «Мы и театр».

Обеспечение:

Литература

1. Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.

2. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.

3. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.

4. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.

5. Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.: 2012г.

6. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

7. Ю.Алянский «Азбука театра» М.:1998г.

8. Н. Ф Сорокина. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.

9. Е.В.Мигунова «Театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации. М.: 2009г.

10. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду», М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010

11. А.Г. Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНКУРС. Картотека театрализованных игр для детей

Подборка театрализованных игр для детей разного дошкольного возраста...

Проект театрализованной деятельности для детей - « Играем в сказку».

Театральная деятельность- самый распространенный вид детского творчества .Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в природе, потому , что связана с игрой .Занятие театральной деятельности и выступ...

Проект театрализованной деятельности для детей - « Играем в сказку».

Театральная деятельность- самый распространенный вид детского творчества .Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в природе, потому , что связана с игрой .Занятие театральной деятельности и выступ...

проект Театрализованная деятельность для детей младшего возраста

Проект по теме: «Театрализованная деятельность для детей младшего возраста»Вид проекта: краткосрочный  (январь-февраль 2023г),¬ творческий, игровой.Участники проекта:¬-воспита...