Главные вкладки

    Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"
    консультация по теме

    Долгушина Анна Жоржовна

    Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога.

    Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции педагога, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

    В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Семинар для педагогов с элементами деловой игры

    «Профстандарт педагога.
    Компетентности педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

     16.12.2016г.

    (СЛАЙД 1,2) С 1 января 2017 года на территории России вводится профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».

    Что такое профстандарт педагога?

    Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

    Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

    Профстандарт с 2017 года будут применяться в качестве:

    1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
    2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
    3. Инструмента роста качества российского образования.
    4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
    5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

    Говоря об оценке результатов педагогического труда, министр подчеркнул, что она должна учитывать образовательные достижения обучающихся. Но неправильно опираться только на них. Каждый педагог работает в реальных социально-экономических условиях с детьми, имеющими свои психологические и интеллектуальные особенности. Для любого ребенка важен его конкретный результат в рамках движения по индивидуальной образовательной траектории. Грамотно и корректно дать оценку этим достижениям сможет лишь само педагогическое сообщество.

    (СЛАЙД 3)

    Содержание Профстандарта педагога

    Педагог должен выполнять трудовые действия:

    • Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС(рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ)
    • Организация и проведение пед. мониторинга освоения детьми образовательной программы
    • Развитие профессионально значимых компетенций
    • Формирование психологической готовности к школьному обучению
    • Организация различных видов детской деятельности

    (СЛАЙД 4)  

    Педагог должен уметь:

    • Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр.
    • Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся,   в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ.
    • Владеть ИКТ-компетентностями.
    • Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты.
    • Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями

    (СЛАЙД  5)

    Педагог должен знать:

    • Приоритетные направления развития образования РФ, законы в сфере образования и прав ребенка.
    • Рабочую программу и методику обучения.
    • Закономерности развития ребенка и детской деятельности.
    • Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования.

    (СЛАЙД 6)

    Новые задачи современного педагога

    Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции педагога, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

    В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

    Поэтому в профстандарте уделяется пристальное внимание работе педагогов по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающимися.

    (СЛАЙД 7)

    Основные педагогические компетентности
    педагогов дошкольной образовательной организации

    (СЛАЙД 8) Методологическая компетентность: Реализация системно-деятельностного подхода. Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребенок). Совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению  совместно выработанных целей и задач. 

    (СЛАЙД 9) Психолого-педагогическая компетентность. Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательного процесса (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательного процесса).

    (СЛАЙД 10) Коммуникативная компетентность.  Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).

    (СЛАЙД 11) Исследовательская компетентность. Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.

    (СЛАЙД 12) Презентационная компетентность. Умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т.д.  

    (СЛАЙД 13) Акмеологическая компетентность. Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

    (СЛАЙД 14) Информационно-коммуникационной компетентности. Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете.

    Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три компонента:

    • Общепользовательский
    • Общепедагогический
    • Предметно-педагогический

    Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

    В каждый из трех компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

    Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность

    • Основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности учителей», 2011 г.
    • Предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта.
    • Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности педагога и анализа ее фиксации в информационной среде.

    Описание профессиональной педагогической ИКТ-компетентности и отдельных ее элементов дается для ситуации, когда выполнены требования ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного процесса. Если те или иные требования ФГОС не выполнены, то элементы ИКТ-компетентности могут реализовываться и оцениваться (проверяться) в соответственно измененном виде. Также как временная мера возможно оценивание элементов ИКТ-компетентности вне образовательного процесса, в модельных ситуациях.

     Общепользовательский компонент

    • Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.
    • Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).
    • Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.
    • Клавиатурный ввод.
    • Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).
    • Навыки поиска в Интернете и базах данных.
    • Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.

    Общепедагогический компонент

    • Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:

    - Планирования и объективного анализа образовательного процесса.

    - Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).

    - Организации образовательного процесса:

    • Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.
    • Организация и проведение групповой деятельности в телекоммуникационной среде.
    • Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.
    • Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.
    • Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса ребенка, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.
    • Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.

    Предметно-педагогический компонент

    После формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.

    • Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
    • Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:
    • литературные тексты и экранизации,
    • исторические документы, включая исторические карты
    • (все предметы).
    • Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения.
    • Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации и т.д..

    В целом профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

    (СЛАЙД 15) Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

    - воспитательно-образовательной;

    - учебно–методической;

    - социально–педагогической.

    (СЛАЙД 16) Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

    • осуществление целостного педагогического процесса;
    • создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

    Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

    • знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
    •  умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

    (СЛАЙД 17) Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

    • планирование воспитательно-образовательной работы;
    • проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

    Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

    • знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
    • умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
    •  владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

    Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

    (СЛАЙД 18) Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

    • консультативная помощь родителям;
    • создание условий для социализации детей;
    • защита интересов и прав.

    Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

    • знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
    • умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

    Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.

    (СЛАЙД 19) Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога:

    • Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации).
    • Работа в методических объединениях, творческих группах.
    • Исследовательская, экспериментальная деятельность.
    • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
    • Различные формы педагогической поддержки.
    • Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах.
    • Обобщение собственного педагогического опыта.
    • Проблемные семинары и вебинары.
    • Работа по самообразованию.

    Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств.

    Деловая игра.

    Цель: создание образа компетентного педагога.

    Задание: педагогам необходимо разделиться на две команды, и каждой команде создать образ компетентного педагога, используя метод «мозгового штурма».


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Профстандарт педагога. Компетентности педагога в условиях реализации ФГОС ДО

    Слайд 2

    Термины и определения применительно к педагогу Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций. Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Профессиональный стандарт педагога : документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации

    Слайд 3

    Содержание Профстандарта педагога Педагог должен выполнять трудовые действия : Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС(рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ) Организация и проведение пед. мониторинга освоения детьми образовательной программы Развитие профессионально значимых компетенций Формирование психологической готовности к школьному обучению Организация различных видов детской деятельности И т.д.

    Слайд 4

    Содержание Профстандарта педагога Педагог должен уметь : Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ. Владеть ИКТ-компетентностями. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты. Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями И т.д.

    Слайд 5

    Содержание Профстандарта педагога Педагог должен знать : Приоритетные направления развития образования РФ, законы в сфере образования и прав ребенка. Рабочую программу и методику обучения. Закономерности развития ребенка и детской деятельности. Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования. И т.д.

    Слайд 7

    Основные педагогические компетентности педагогов дошкольной образовательной организации Методологическая компетентность Психолого-педагогическая компетентность Коммуникативная компетентность Презентационная компетентность Информационно-коммуникационной компетентности Акмеологическая компетентность Исследовательская компетентность

    Слайд 8

    Компетентность Содержание компетентности Методологическая компетентность Реализация системно-деятельностного подхода. Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребенок). Совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач. Содержание педагогических компетентностей педагогов дошкольной образовательной организации

    Слайд 9

    Компетентность Содержание компетентности Психолого-педагогическая компетентность Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательного процесса (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательного процесса). Содержание педагогических компетентностей педагогов дошкольной образовательной организации

    Слайд 10

    Компетентность Содержание компетентности Коммуникативная компетентность Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги). Содержание педагогических компетентностей педагогов дошкольной образовательной организации

    Слайд 11

    Исследовательская компетентность Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы

    Слайд 12

    Презентационная компетентность Умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т.д.

    Слайд 13

    Акмеологическая компетентность Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

    Слайд 14

    Информационно-коммуникационной компетентности Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете.

    Слайд 15

    Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: воспитательно-образовательной деятельности учебно–методической деятельности социально–педагогической деятельности

    Слайд 16

    Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Показатели компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

    Слайд 17

    Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Показатели компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей; умение грамотно интегрировать содержание образования.

    Слайд 18

    Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Показатели компетентности: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

    Слайд 19

    Основные пути развития профессиональной компетентности педагога Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации). Работа в методических объединениях, творческих группах. Исследовательская, экспериментальная деятельность. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий. Различные формы педагогической поддержки. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах. Обобщение собственного педагогического опыта. Проблемные семинары и вебинары. Работа по самообразованию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    районный семинар дошкольных работников "Повышение экологической компетенции педагогов"

    В рамках семинара-практикума провиел брейн-ринг по теме «Повышение экологической компетенции педагогов». приглашенным гостям предстояло выполнить задания, которые помогут выявить знания о природе и пр...

    Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»

    Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...

    Семинар «Профессиональные компетенции педагогов ДОО»

    Презентация к семинару "Профессиональные компетенции педагогов ДОО"....

    Обучающий семинар «Формирование профессиональных компетенций педагога в соответствии с профстандартом «Педагог»»

    Семинар предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. Раскрывает особенности компетенций необходимых педагогу дошкольной организации....

    Семинар "Создание оптимальных условий для повышения компетенций педагогов в охране и укреплении психологического здоровья, сохраняя их индивидуальность, и приобщая их к ЗОЖ"

    Специалисты доказали, что использование разных видов гимнастики до занятий, во время занятий и в конце занятий – крайне эффективное средство обеспечения работоспособности детей и борьбы с утомле...

    Семинар – практикум для педагогов на тему: «Повышение экологической компетенции педагогов».

    Администрация г. КлимовскУправление образованияМУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 5 «Радуга»...

    Семинар для педагогов "Развитие художественно - творческих способностей детей путем повышения компетенции педагогов в изобразительной деятельности"

    Одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе - формирование творческой личности.Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте.Наиболее эффективным средством дос...