ПОВЕСТКА: практического семинара- коучинга для педагогов «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетенции педагогов групп компенсирующей направленности по организации взаимодействия с детьми ОВЗ)
материал

Парфёнова Лия Айратовна

В соответствии с планом работы муниципального центра сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на 2023-2024 учебный год администрация МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 41 «Росинка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОВЕСТКА

практического семинара- коучинга для педагогов «Навстречу друг другу»

(формирование профессиональной компетенции педагогов групп компенсирующей направленности по организации взаимодействия с детьми ОВЗ)

Дата проведения: 30 ноября 2023 года

Время проведения: 13.00-14.00

Место проведения: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»

                                  город Нижневартовск, улица Северная, дом 9а

                                  музыкальный зал.

Количество участников: 10 - 15 человек

Руководитель: Р.А.Ротова, заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»

Куратор: Посадова Юлия Владимировна, начальник дошкольного отдела департамента образования администрации города Нижневартовска

Категория участников: воспитатели коррекционных групп ДС №№ 5, 9,25,67  

1

13.00-13.03

(3 минуты)

Регистрация участников заседания

2

13.03-13.06

 ( 3 минуты)

Приветственное слово участникам заседания

(Ротова Рамзия Агзамовна)

3

13.06-13.10

( 4 минуты)

Ознакомление с планом работы на 2023-2024 учебный год  (Ротова Рамзия Агзамовна)

4

13.10-13.15

( 5 минут)

Формирование профессиональной компетенции педагогов по организации взаимодействия с детьми ОВЗ (Касаткина Светлана Евгеньевна)

5

13.15-13.20

( 5 минут)

Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ (Чичерина Елена Юрьевна)

6

13.20-13.55

(35 минут)

Практическая часть (Чичерина Елена Юрьевна, Парфёнова Лия Айратовна)



Предварительный просмотр:

СЦЕНАРНЫЙ ХОД

Практический семинар- коучинг для педагогов коррекционных групп

«Формирование профессиональной компетенции педагогов по организации взаимодействия с детьми ОВЗ»

 

 Дата проведения акции: 30 ноября 2023 года

Время проведения акции: 13.00-13.50

Место проведения: МАДОУ г.Нижневартовска  ДС №41 «Росинка»

                                  город Нижневартовск, улица Северная, дом 9а

Количество участников: 10 - 15 человек

 

 

№ п/п

Время

Содержание

Ответственный

13.00-13.03

(3 минуты)

Приветственное слово

Приветственное слово заведующей Р.А. Ротовой.

        Наше учреждение открылось в 2008 году, в декабре нам исполнится 15 лет. Мы первыми в округе стали автономным учреждением, в 2013 году наш детский сад  первым прошел процедуру  реорганизации, путем присоединения другого детского сада, в 2019 году также путем реорганизации присоединилось третье здание.

     В соответствии с утвержденным муниципальным заданием наш детский сад посещают 801 ребенок,    в  детском саду 46 группы, из них  22 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и 1 группа с множественными тяжелыми нарушениями в развитии. Учреждение посещают 8 детей-инвалидов, для которых созданы условия и организована индивидуальная работа в рамках образовательного маршрута.      

   Функционирует логопедический пункт для детей с нарушениями звукопроизношения, ежегодный охват составляет  более 140  воспитанников.

  В 2018 году учреждение удостоилось гранта Министерства Просвещения Российской Федерации по теме «Модель консультационного центра
«Мы вместе» по ранней помощи.

С 2019  года учреждение входит в реестр площадок регионального "Инклюверсариума"  по направлению «Система раннего выявления и ранней комплексной помощи детям от рождения до 3-х лет, имеющим нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также их семьям».

С 2023 года учреждение имеет статус «Муниципальный инклюзивный центр по работе с детьми  ОВЗ и инвалидами».  

13.03-13.06

 ( 3 минуты)

Знакомство с планом работы Центра

Р.А. Ротова , заведующий,

ознакомление с планом работы: на 2023-2024 учебный год, обсуждение с участниками семинарыа формы проведения, целевые ориентиры.

Мы проводим 2 городских мероприятия направленных на применение инновационных   подходов и технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для их успешного обучения, воспитания и социализации.

1 заседание- 30.11.2023Ю семинар -коучинг проводится с целью повышения профессиональной компетенции педагогов по организации психологического и педагогоического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями

2 заседание в февраль 2024 года, детский тимбилдинг - технологии сплочения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи,  совместно с МАДОУ г.Нижневартовска ДС № 29 «Елочка».

13.06-13.10

( 4 минуты)

Формирование профессиональной компетенции педагогов по организации взаимодействия с детьми ОВЗ

Выступление С.Е. Касаткиной, заместитель заведующего  (приложение 1).

13.10-13.15

Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ

Выступление Чичериной Е.Ю., заместитель заведующего (приложение 2).

13.15-13.20

Упражнение «Любящий родитель» (проигрываем с воспитателями)

Чичерина Е.Ю.,  заместитель заведующего.

13.20-13.30

Упражнение «Альтернативный футбол» (пространственная адаптация); Направлено на умение действовать по инструкции, сразу видны проблемы в поведении. Развиваем устойчивость взгляда и руки. 

Чичерина Е.Ю. ,  заместитель заведующего Бондар К.В., педагог-психолог.

13.30-13.35

Упражнение «Бумага» (тренировка тактильной чувствительности);

Развитие эмоциональной сферы, волевого усилия, отражение эмоций.

Чичерина Е.Ю. ,  заместитель заведующего Бондар К.В., педагог-психолог.

13.35-13.40

Упражнение «Стакнчики» (развитие тактильной чувствительности, умение работать в группе);

Обучение действовать по инструкции, коммуникация, социализация.

Чичерина Е.Ю. ,  заместитель заведующего Бондар К.В., педагог-психолог.

13.40-13.45

Упражнение «Паучок» (кинезеологические упражнение , массаж головного мозга, концентрация внимания, профилактика стрессовых ситуаций, подготовка руки к письму);

Чичерина Е.Ю. ,  заместитель заведующего Бондар К.В., педагог-психолог.

13.45-13.55

Фрагмент занятия с детьми

Парфёнова Л.А, воспитатель коррекционной группы показ занятия (видеоролик)                        с детьми имеющими особенности в развитии, комментарии по ходу видеоролика, ответы на возникшие вопросы у воспитателей дошкольных.

13.50-14.00

Упражнение «Ключи» (рефлексия)

Чичерина Е.Ю., заместитель заведующего.

Притча

Подведение итогов

Чичерина Е.Ю., заместитель заведующего.

Ротова Р.А., заведующий.

приложение 1

 

Формирование профессиональной компетентности педагогов по организации взаимодействия с детьми ОВЗ

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема изучения формирования разнонаправленных компетенций у педагогов, работающих в обычных общеобразовательных организациях. Данная проблема не является случайной, поскольку, внедрение новых стандартов образования, а также разработка и реализация различных инновационных программ обучения, предполагает овладение педагогами, независимо от возраста и стажа работы, не только определённым уровнем теоретических знаний о тех или иных особенностях, свойственных для обучающихся разного возраста с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью (слепота, глухота, тяжёлые нарушения речи, заболевания опорно-двигательного аппарата), но и развитием многоаспектных компетенций .

 В условиях инклюзии педагог оказывается в новом психологическом и педагогическом пространстве.

Это пространство требует целенаправленно и последовательно развивать навыки гибкого реагирования на особые потребности детей с ОВЗ и использовать альтернативные формы коммуникации с ними.

Эти навыки приобретаются с помощью специальной подготовки. Специальную подготовку для обучения детей с ОВЗ дают курсы, ресурсные центры и стажировочные площадки, реализующие инклюзию, научно-практические конференции и семинары.

Мы сегодня проведем семинар в рамках которого педагоги ознакомятся с новыми технологиями позволяющими развить потенциальные возможности детей с ОВЗ, планировать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей, вести психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ.

Профессионально подготовленные педагоги способны воспринимать нестандартные ситуации, связанные с поведенческими и психологическими особенностями воспитанников своей группы,  эффективно на них реагировать, избегая как отстранения  таких детей, и так и гипервнимания к ним.

Отечественные специалисты (С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова, В. И. Лопатина, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, О.С Кузьмина) выделили три основных блока профессиональных качеств педагогов работающих в системе инклюзии

Блок № 1

  1. Мотивационно-ценностные качества

-Знать сущность инклюзивного образования, его цели и задачи, основные условия, барьеры и ресурсы.

-Принять философию инклюзии, ее целевые и ценностные установки. Это признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности ребенка с ОВЗ в целом, а не только на его результаты в образовании; осознание своей личной ответственности как носителя культуры для ребенка с ОВЗ; понимание творческих принципов обучения детей с ОВЗ; готовность к большим духовным, эмоциональным и энергетическим затратам.

-Иметь способность к эмпатии, корректно и адекватно воспринимать детей с ОВЗ.

-Уметь вести психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ на принципах гуманизма.

-Обладать деликатностью и тактичностью, соблюдать конфиденциальность информации о здоровье и личных тайнах «особого» ребенка и его семьи.

Обладать педагогическим оптимизмом по отношению к детям с ОВЗ, веря в их продвижение в обучении но не ожидая результатов, превышающих их возможности.

-Уметь формировать у здоровых детей толерантное отношение к ровесникам с ОВЗ.

Блок №2

2. Операционно-деятельностные качества.

-Знать психолого-педагогические закономерности и особенности возрастного и личностного развития детей с ОВЗ.

-Выявлять образовательные потребности детей с ОВЗ, делать предварительные прогнозы их развития с помощью психолого-педагогической диагностики и определять основные направления коррекционной работы.

-Правильно отбирать и эффективно применять в процессе организации совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ современные методы и технологии.

-Профессионально применять методы организации коррекционно-развивающей работы, соблюдая принцип                               «Не навреди».

-Использовать различные формы совместной деятельности здоровых детей и детей с ОВЗ. Игры и упражнения на развитие сенсорики, моторики, психических процессов и произвольной психической деятельности.

-Планировать занятия  учитывая индивидуальные особенности восприятия, мышления, и работоспособности каждого ребенка.

Блок № 3

3. Рефлексивно-оценочные способности

-Разрабатывать, создавать и применять индивидуальные адаптрированные образовательные программы для детей с ОВЗ.

-При подготовке заданий для детей с ОВЗ планируемым в свободной деятельности или на занятии важно включить  сначала ведущую систему восприятия, а затем остальные анализаторы ребенка. ( Например: если у ребенка ведущая система восприятия тактильная, то спрячьте в мешочек игрушку или предмет, дайте возможность включиться в процесс восприятия предмета сначала руки, а только затем слух и зрение.)

-Уметь работать междисциплинарной команде, обеспечивающей единый подход к ребенку.

 

Приложение 2

Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ

Детские сады посещают две категории детей — это дети — инвалиды и дети со статусом ОВЗ. Родителей этих детей можно разделить на две категории:

Внимательные родители, принявшие ситуацию «особого» ребенка в семье и хорошо адаптирующие его в обществе.

Родители, не признающие особых потребностей детей. Они говорят: «У меня все хорошо, это воспитатели непрофессиональные и не могут с ним справиться», «У меня нормальный ребенок, нам не нужны никакие специалисты».

Вторая категория родителей встречается довольно часто. И педагогам необходимо развивать особые коммуникативные навыки для взаимодействия с такими родителями. Ведь без совместной согласованной работы педагогов с родителями процесс будет менее эффективен.

Для того чтобы начать взаимодействие с родителями детей с ОВЗ, необходимо разобраться, почему они часто «Не видят «проблем в поведении, развитии, здоровье ребенка, и не прислушиваются к рекомендациям педагогов. Задача последних, установить с ними прочный контакт.

Родители не сразу обращают внимание на то, что у ребенка есть проблемы. Они прибегают к различным объяснениям этих «надуманных педагогом проблем»:

  • Ребенок в четыре года разговаривает отдельными аморфными словами, не связывая их во фразу. (Мама оправдывается: «Папа тоже поздно заговорил, но сейчас-то он очень успешный человек».)
  • Ребенок часами один молча катает машинки в углу. (Реакция мамы: «Он такой самостоятельный, долго может сам себя занять…»)
  • Ребенок вырывает на прогулке у ровесников понравившиеся ему игрушки с криками и падениями на землю и их не отдаёт. (Сожаление   мамы: «С ним никто не хочет играть…»)
  • В возрасте трёх лет ребенок пьёт из бутылочки и не переходит на твёрдую пищу. (Мама, с улыбкой «Он у нас такой ленивый, весь в папу…»)

Вышеперечисленные и многие другие примеры из педагогической практики показывают, что родители бывают не готовы получить помощь специалистов для решения проблем ребенка.

Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои стадии. В детский сад могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет  вам рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.

Какие стадии проходят родители до момента принятия конструктивных решений?

Основные стадии переживания ситуации в семье: (  слайд)

1. Шок -  (непонимание ситуации, ступор,  а затем паника);

2. Отрицание – (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет) ;

3. Агрессия или пассивность – (включается эмоциональные реакции, злость . Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?» . Другой вариант-пассивность, бездействие);

4.Торги - (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования);

5. Переживание и признание проблемы ( стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период);

6.Принятие и возрождение  (болезнь ребенка воспринимается как част жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать – значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).

Упражнение «Любящий родитель» (проигрываем с воспитателями)

Упражнение «Ключи» рефлексия.

В этом упражнении используйте большую связку ключей. Ключ в руке человека, который говорит о своих целях, придает ему уверенность и одновременно с этим символически выражает возможность что-то открыть или, наоборот, закрыть для себя.

Инструкция:  В нашей встречи мы расстаемся со многими представлениями, как бы «запираем на ключ» ошибочные предположения, иллюзии, отслужившие взгляды, устаревшие задачи и т. п.

И в то же время мы многое открываем для себя: приобретаем новый взгляд на вещи, обращаемся к новым темам, задачам, людям. Все это будет символизировать связка ключей.

Я предлагаю участникам коучинга выбрать себе ключ и поделиться с присутствующими причиной своего выбора.

Зеленый: понравился, хотели бы еще продолжить встречи.

Желтый: понравилось, но надо подумать

Красный: нет, не интересно, все знаю.

Приложение 3

Притча

В завершение семинара я бы хотела поделиться с вами одной историей.

«Как-то один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу: — Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!». И вдруг человек услышал: «Кое-что я предпринял — послал ему навстречу тебя».

Ф.И.О., должность______________________________

______________________________________________

ДОУ__________________________________________

Ваши ожидания от семинара

1._____________________________________________2._____________________________________________3._____________________________________________4._____________________________________________5._____________________________________________

Что из полученной информации (материала)будете применять в работе.

1._____________________________________________2._____________________________________________3._____________________________________________4._____________________________________________5._____________________________________________

Отзыв о семинаре

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД  ОКРУЖНОГО  ЗНАЧЕНИЯ  НИЖНЕВАРТОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА  ДЕТСКИЙ САД  №41 «РОСИНКА»

(МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»)

628616, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нижневартовск, улица Северная, дом 9а

Телефоны: 8 (3466) 263898, 8 (3466) 448061, телефон/факс: 8 (3466) 448061, e-mail: MADOYNV-41@yandex.ru

от  24.11. 2023 №_________

Руководителю

дошкольной организации

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №№ 5,9,25, 67

Уважаемые коллеги!

         В соответствии с планом работы муниципального центра сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на                      2023-2024 учебный год администрация МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 41 «Росинка» проводит практический семинар-коучинг для педагогов «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетенции педагогов групп компенсирующей направленности по организации взаимодействия с детьми ОВЗ) для воспитателей работающих в компенсирующих группах.  

Мероприятие состоится 30 ноября 2023 года, 13.00 до 14.00,                             по адресу: ул. Северная, д. 9 «а» ( музыкальный зал). Каждое учреждение  направляет 3-х педагогов.

         Заведующий                                                                  Р.А. Ротова

 

        

Исполнитель:

заместитель заведующий

Чичерина Елена Юрьевна

тел.8(902)858-84-54


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...

Обучающий семинар «Формирование профессиональных компетенций педагога в соответствии с профстандартом «Педагог»»

Семинар предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. Раскрывает особенности компетенций необходимых педагогу дошкольной организации....

Семинар - практикум для педагогов "Навстречу друг другу".

Материал посвящен проблеме развития инклюзивного образования в России....

Практический семинар - коучинг для педагогов ДОУ «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетентности педагогов по организации взаимодействия с детьми с ОВЗ).

Семинар -коучинг проводится с целью формирования повышения профессиональной компетентности педагогов по  организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потре...

Квест с педагогами по формированию профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций

Компетентность в области построения вариативного развивающего образования;Компетентность в области поддержки детской индивидуальности и инициативы детей....

Модель взаимодействия педагогов групп компенсирующей направленности в процессе организации индивидуально-дифференцированного подхода

В материале представлен опыт работы по построению  взаимодействия педагогов групп компенсирующей направленности...

Семинар-практикум для педагогов "Навстречу друг другу" в рамках проекта "Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка сограниченными возможностями здоровья"

Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах ...