Модель взаимодействия педагогов групп компенсирующей направленности в процессе организации индивидуально-дифференцированного подхода
методическая разработка

Коняшова Елена Владимировна

В материале представлен опыт работы по построению  взаимодействия педагогов групп компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_vzaimodeystviya.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

    Содержание коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО направлено на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении  основной  общеобразовательной программы ДО, коррекцию недостатков в психическом развитии, их социальную адаптацию.

   Адаптированная   образовательная программа МБДОУ, реализуемая в группах компенсирующей направленности,  написана на  основе образовательной  программы «ОТ рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Гербовой, 2017, примерной адаптированной основной образовательной программы, программы С.Г.Шевченко, Триггер, Капустиной, 2007г, хотя в литературе – это методическое пособие, предназначенное для работы учителей - дефектологов в группах компенсирующей направленности. Пособие содержит методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего воспитания и подготовки  к школе детей с ЗПР.

   Во 2 книге пособия  представлены примерное тематическое планирование по данным разделам. Темы  являются сквозными на весь период дошкольного обучения. Они развиваются, формируются, расширяются и уточняются в процессе разнообразных видов деятельности. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных образовательных областях: в социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом, и даже,  в физическом развитии. Часть проводится учителем-дефектологом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы. Для обеспечения разностороннего развития детей с ЗПР, в содержание обучения и воспитания введено 30 - 32 темы, в зависимости от возраста детей. Их подбор осуществляет учитель-дефектолог (темы перечислены в рабочих программах педагогов и специалистов) и их расположение определено такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Темы расположены в том порядке, как  предлагают авторы методических пособий.

К реализуемому в группах компенсирующей направленности   УМК  из  серии КРО авторов Морозовой, Пушкаревой нами  было выбрано вариативное пособие Л.Г. Петерсон «Игралочка». Пособие рассчитано на 2 года обучения. Имеет перспективный план на год, подробные конспекты 29 занятий. В комплект входят  альбомы – тетради для индивидуальной работы. Тетради яркие, с интересными картинками. Данное пособие реализуется в соответствии с рекомендациями пособия С.Г. Шевченко, т.е. на одном занятии в тетради выполняется только 1 задание, другие рекомендуются для выполнения дома. Занятия в пособии описаны с позиций преемственности с начальной школой, содержание их помогает дошкольникам накопить первичный опыт  математической деятельности по всем линиям школьного курса математики.

                              В разделе программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»  нами реализуется пособие серии  КРО И.А. Морозовой «Ознакомление с окружающим миром». Данное методическое пособие содержит конспекты занятий  по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей 5-6 лет с ЗПР. Предлагаемые конспекты разработаны с учетом методических рекомендаций С.Г. Шевченко. Система работы предполагает комплексный подход к изучаемой теме в течение недели, что дает возможность многократно повторять изучаемый материал, учитывая психические особенности данной категории детей и обеспечивает более прочное усвоение. Темы данного пособия органично вписываются в комплексно-тематический план ДОУ.

    Одно из важнейших условий реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же содержания за короткий промежуток времени. В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

   Непосредственную реализацию коррекционно-образовательной программы осуществляют следующие педагоги под общим руководством старшего воспитателя:

  • учитель-дефектолог (ведущий специалист),
  • педагог-психолог,
  • воспитатель,
  • инструктор по ФИЗО,
  • музыкальный руководитель.

   В нашем ДОУ  модель коррекционно - развивающей деятельности представляет собой целостную систему, где старший воспитатель, являясь координатором взаимодействия, осуществляет методическое сопровождение как через учителя-дефектолога, так и непосредственно взаимодействуя с педагогами

   Старший воспитатель обеспечивает организацию воспитательно-образовательного процесса в детском саду в соответствии с образовательной программой дошкольной образовательной организации, обеспечивает организацию деятельности специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР, обеспечивает повышение профессиональной компетенции педагогов, а также организует взаимодействие с консилиумом образовательной организации, семьями детей с ЗПР и различными социальными партнерами.

  • Учитель-дефектолог для осуществления эффективного коррекционного обучения детей с задержкой психического развития  отбирает содержание и методы образовательной деятельности по профессиональной коррекции недостатков развития у дошкольников разных возрастных групп;  учитывает  индивидуальные особенности детей;

Он осуществляет:

  • - психолого-педагогическое изучение детей в начале, в середине и в конце учебного года; составляет развернутые психолого-педагогические характеристики детей; оформляет диагностико-эволюционные карты;
  • - на основе анализа результатов обследования и с учетом программных требований осуществляет планирование работы, составляет рабочую программу;
  • - проводит анализ динамики развития каждого ребенка и текущий мониторинг в процессе коррекционно-развивающего обучения;
  • - взаимодействует со специалистами консилиума образовательной организации при определении образовательного маршрута; для получения дополнительных рекомендаций по работе с воспитанником с ОВЗ (особенно в условиях инклюзии);
  • - организует работу с родителями: проводит групповые и индивидуальные консультации, родительские собрания, открытые занятия.

Педагогу-психологу отводится особая роль. Он осуществляет психопрофилактическую, диагностическую, коррекционно-развивающую, консультативно-просветительскую работу. Обязательно включается в работу ППк (консилиума), привлекается к анализу и обсуждению результатов обследования детей, наблюдению за их адаптацией и поведением. При поступлении детей с ЗПР в группы компенсирующей направленности педагог-психолог участвует в обследовании каждого ребенка, осуществляя скрининг-диагностику для выявления детей, нуждающихся в специальной психологической помощи. Воспитанники включаются в малые группы для проведения психокоррекционных занятий. Сложность психологической структуры задержки психического развития в дошкольном возрасте обусловливает широкий спектр задач коррекционной работы с детьми. Учитывая то, что учитель-дефектолог в своей работе основное внимание уделяет развитию познавательной сферы детей, психологу основной акцент следует сделать на коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы, формировании произвольной регуляции поведения, коммуникации, развитии социальных компетенций и представлений, межличностных отношений. Таким образом, в коррекционной работе психолога приоритеты смещаются на эмоционально-личностную сферу. Перед психологом стоят задачи преодоления недостатков социально-коммуникативного развития, гармонизации внутреннего мира ребенка, оказания психологической помощи детям и их родителям.

  • Особую роль в реализации коррекционно-педагогических задач принадлежит инструктору по физической культуре и музыкальному руководителю. Это связано с тем, что психомоторное развитие детей с ЗПР имеет ряд особенностей. Большинство из них отстают по показателям физического развития, у них замедлен темп формирования двигательных навыков и качеств, многие дети соматически ослаблены. Инструктор по физической культуре проводит работу по развитию общей и мелкой моторики, координационных способностей, развитию правильного дыхания, координации речи и движения.
  • Музыкальный руководитель обеспечивает развитие темпа, ритма, мелодики, силы и выразительности голоса, развитие слухового восприятия.
  • Чтобы обеспечить единство в работе всех педагогов и специалистов, можно предложить следующую модель их взаимодействия:
  • 1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом, учителем-логопедом и педагогом-психологом изучают особенности психоречевого развития и освоения основной общеобразовательной программы. Педагогическим коллективом группы обсуждаются достижения и образовательные трудности детей, намечаются пути коррекции.
  • 2. Совместно изучается содержание ПрООП ДО для детей с ЗПР и разрабатывается собственная АООП для образовательной организации (группы) или АОП для индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР в условиях инклюзии.
  • Специалисты должны знать содержание не только тех разделов программы, по которым они непосредственно проводят работу, но и тех, по которым работает воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов деятельности, которые осуществляют специалисты.
  • 3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные мероприятия. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив совместно с музыкальным руководителем.
  • 4. Педагогический коллектив тесно взаимодействует с родителями воспитанников (законных представителей).

Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР тесно взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, что позволяет комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организации.     Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиций индивидуально дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности каждого ребенка, с другой — особенности группы в целом. Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями

и проблемами, уровнем развития и механизмом нарушения. С учетом данного принципа происходит объединение детей в малые группы и их обучение.

В МБДОУ, согласно п. 3.2.3. ФГОС ДО, проводится оценка индивидуального

развития детей с ОВЗ в рамках психолого-педагогической диагностики специалистами и воспитателями. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются педагогами для решения следующих коррекционно-образовательных задач:

1) индивидуализации и дифференциации образования (в том числе поддержки ребёнка с ОВЗ, построения его образовательной траектории и (или) профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Педагогические мероприятия по оценке индивидуального развития воспитанников организуются на основе Положения о ПМПк, предполагают в начале и конце каждого учебного года проведение комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка (в индивидуальной форме) в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении за деятельностью ребёнка, оценку уровня и особенностей психического развития для

определения его образовательных потребностей. Диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь, май) и промежуточный в январе.

На первом этапе в рамках деятельности ПМПк специалисты МБДОУ в первые две недели пребывания ребенка с ОВЗ знакомятся с социальным окружением ребенка, данными о нервно-психическом и соматическом состоянии ребенка (на основании медицинской карты), осуществляют первичное диагностическое обследование.

Основная задача деятельности специалистов на данном этапе оценка уровня и особенностей развития ребенка в соответствии с возрастом. Каждый специалист оценивает состояние психофизического развития в соответствии со своей специализацией.

Педагог-психолог оценивает уровень развития сенсорно-перцептивной сферы и эмоционально-личностное развития ребенка. Особенности элементарных математических представлений, речевого развития, запас знаний и представлений об окружающем мире, выявляются учителем-дефектологом. Воспитатели оценивают сформированность навыков самообслуживания и гигиены, социально-бытовую ориентировку. Особенности развития общей моторики оценивает инструктор по физической культуре.

Второй этап - коллегиальное обсуждение полученных результатов в ходе

обследования ребенка, на котором специалисты оценивают состояние психофизического развития ребенка, дают прогноз его возможностей в плане воспитания, обучения, и социальной адаптации в рамках своей деятельности. Результаты коллегиального обсуждения заносятся аналитическую справку.

Далее  обсуждаются пути дальнейшего развития и коррекционные мероприятия, которые будут способствовать социальной и образовательной адаптации ребенка в соответствии с его возможностями и особенностями, координация и согласованность последующего взаимодействия специалистов с ребенком. Определяется последовательность включения различных специалистов в работу с ребенком, т.е. составляется индивидуальный образовательный маршрут ребенка в соответствии с непосредственной образовательной деятельности в группе. Где указывается направление

работы, количество занятий и время их проведения по данному направлению в определенный период времени, используемые программы и технологии, форма проведения занятия (индивидуальная, подгрупповая, групповая), Ф.И.О. специалиста ответственного за направление работы.

 Специалисты сопровождения в зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяют содержательную направленность коррекционно-образовательной работы, т.е. составляют индивидуальные планы работы с ребенком.

На третьем этапе учитель-дефектолог составляет индивидуальный образовательный маршрут.

Таким образом, нами представлен один из подходов к организации индивидуально - ориентированной помощи ребенку с ОВЗ, посещающему детский сад, всеми специалистами ДОУ. Разработка индивидуального образовательного маршрута позволяет создать условия для качественной индивидуализации образовательного процесса различных категорий детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов группы компенсирующей направленности и учителя - логопеда.

Еженедельные задания педагогам для выполнения с детьми....

Доклад тема: « Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности»

Рассмотрим личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и младшего дошкольника в процессе игровой деятельности с таких позиций:- позиция общения- дистанция общения- пространство общения- э...

Перспективный план взаимодействия педагогов группы компенсирующей направленности с детьми с ТНР с семьями воспитанников

В данном материале представлен перспективный план на год по взаимодействию педагогов логопедических групп с семьями воспитанников....

Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Данный материал адресован педагогам и молодым специалистам...

Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Данный материал адресован педагогам групп компенсирующей направленности и молодым специалистам...

Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Материал    адресован воспитателя групп компенсирующей направленности (старшая группа)...

ПОВЕСТКА: практического семинара- коучинга для педагогов «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетенции педагогов групп компенсирующей направленности по организации взаимодействия с детьми ОВЗ)

В соответствии с планом работы муниципального центра сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на 2023-2024 учебный год администрация МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 41 «Росинка&ra...