Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Самовилова Алла Владимировна

Данный материал адресован педагогам и молодым специалистам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oktyabr.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Октябрь, 1-я недели

Лексическая тема «Осень»

Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за осенними изменениями в природе. Формирование умения различать деревья по характерным особенностям ствола, ветвей, листьев, коры. Разучивание упражнения «Осенью».

Упражнение №1

 «Разноцветные листочки». (Пополнение пассивного словаря относительными прилагательными)

Педагог По дороге в детский сад я набрала целую корзинку листьев. Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Выберите по одному листочку, скажите, с какого он дерева, какого цвета.

1 -й р е б е н о к. Это оранжевый лист клена.

Педагог. Правильно. Это оранжевый кленовый лист.

2-й ребенок. А у меня желтый лист березы.

Педагог. Верно. Это желтый березовый листок.

3ребенок. Я взяла красный лист осины.

Педагог. Это красный осиновый листок.

4ребенок. Мне достался коричневый лист дуба.

Упражнение №2

 «Прохлопай слова». [Упражнение в передаче ритмического рисунка слов.]

Педагог предлагает детям встать  в круг.

Педагог. А теперь давайте все вместе прохлопаем слова. Послушайте, как я прохлопаю слово дож-ди. А теперь вы прохлопайте слово кусты.

Дети. Кус-ты.

Педагог. Теперь слово рябина.

Дети. Ря-би-на.

Педагог. И наконец, слово дуб.

 Дети. Дуб.

Упражнение №3

«Четвертый лишний». [Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, связной речи.)

Педагог  помещает на наборное полотно четыре картинки: зонт, резиновые сапоги, спасательный круг, плащ-дождевик.

Сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на картинки и подумайте, которая из них не имеет отношения к осени.

Дети. Лишний спасательный круг.

Педагог. Почему?

Дети. Он нужен летом, на пляже.

Педагог. Верно. А все остальные предметы нужны осенью.

Предварительная работа. Сбор каштанов, желудей, шишек, рябины на прогулке в парке. Рассматривание плодов, подбор определений. Разучивание упражнения «Каштаны».

 Упражнение  № 4

«Прохлопай слова». [Упражнение в передаче ритмического рисунка слов, в делении слов на слоги.]

Педагог. А теперь давайте все вместе прохлопаем слова, разделим их на части. Первое слово шишки.

 Дети. Шиш-ки.

Педагог. Теперь слово желуди.

Дети. Же-лу-ди.

Педагог. И наконец, слово каштаны.

Дети. Каш-та-ны.

Предварительная работа. Сбор листьев на участке детского сада, образование относительных прилагательных от названий деревьев (березовый, дубовый, рябиновый, кленовый, еловый, сосновый). Повторение упражнения «Листья».

Игра № 5

 «Разноцветные листья».

(Учить обра3овывать относительные прилагательные Совершенствовать  грамматический строй речи (образовывать формы существительных в родительном падеже с предлогом  согласование прилагательных с существительными в роде и числе).

Педагог помещает на наборное полотно два листа картона, на которых изображены клен, каштан, рябина, дуб, сосна, ель.

Педагог. Вы узнали деревья, которые растут в лесу? Покажите и назовите их.

Дети по очереди выходят к наборному полотну, показывают и называют деревья. Педагог  раскладывает перед детьми карточки с изображением листьев деревьев. Карточки снабжены «липучками», так же как и кружки, нарисованные около деревьев.

Педагог. А вот и листья этих деревьев. Вы должны отгадать, с какого дерева упал каждый из них, закрепить листок рядом с этим деревом в кружке и вспомнить, какой это листок.

1-й ребенок. Этот листок упал с клена. Кленовый листок.

2-й ребенок. А этот листок упал с рябины. Рябиновый листок.

3-й ребенок. Вот это листок с дуба. Дубовый листок.

4-й ребенок. Эти иголочки с елки. Еловые иголки. 1-й ребенок. А эти иголочки с сосны. Сосновые иголки. Логопед. С какого же дерева упал последний листок? Дети. С каштана.

Педагог. Мы назовем его лист каштана. Каштановый лист не принято говорить. А теперь представьте, какого цвета листья деревьев осенью, и расскажите мне про каждый из них. Послушайте, как я расскажу про еловые иголки. Это — зеленые еловые иголки.

1 -й р е б е н о к. Красный кленовый листок.

2-й ребенок. Оранжевый рябиновый листок.

3-й ребенок. Коричневый дубовый листок.

4-й ребенок. Зеленые сосновые иголки.

1-йребенок. Желтый лист каштана.

 Упражнение № 6 «Подбери слова». [Формирование навыка слогового анализа слов.]

Педагог помещает на магнитную доску предметные картинки.

Педагог. Что вы видите на картинках?

Дети. Кусты, шишки.

Педагог. На прошлых занятиях мы разделили эти слова на части. Сделайте это еще раз. Дети. Кус-ты, шиш-ки.

Педагог. По сколько частей в каждом из этих слов?

Д е т и. По две части.

Логопед помещает под каждую картинку по две желтые фишки.

Педагог. Подберите слова, в которых тоже будут две части. Дети. Ту-чи, дож-ди, лу-жи, о-сень.

Октябрь, 2-я неделя

Лексическая тема «Овощи. Огород».

Предварительная работа. Экскурсия на рынок, рассматривание овощей, приготовление овощного салата, беседа о пользе овощей. Разучивание пальчиковой гимнастики «Хозяйка однажды с базара пришла».

Игра  №7 «В огороде у козы Лизы» [Расширение и активизация словаря по теме «Огород. Овощи».]

педагог. Коза Лиза тоже убирает урожай у себя в огороде и зовет нас на помощь. Давайте поможем козе Лизе.

Педагог раскладывает на столе предметные картинки с изображениями овощей.

Педагог. Вы должны взять картинку, рассказать о том, какой это овощ, и закрепить картинку рядом с козой Лизой.

1 -й р е б е н о к. Это круглый красный помидор.

2-й ребенок. Это длинная оранжевая морковка.

3-й ребенок. Это зеленая хрустящая капуста.

4-й ребенок. А это сладкий сахарный горошек.

1 -й р е б е н о к. Вот это зеленые хрустящие огурцы.

2-й ребенок. А это толстый фиолетовый баклажан.

3-й ребенок. Это красная сочная редиска.

4-й ребенок. Это горький белый чеснок.

Педагог. Молодцы. Перечислите, какие еще овощи растут в огороде у козы.

Дети. Картошка, салат, свекла, лук, укроп, репа, перец, петрушка,

знаете так много названий овощей и так хорошо рассказали, какие они.

 Игра  №8

«Чего не стало?» [Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе).]

Педагог. А сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?» Посмотрите на картинки. Что на них изображено?

Дети. Баклажан, салат, свекла, укроп.

Педагог. Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы должны будете сказать, чего не стало.

Педагог убирает одну из картинок.

Педагог. Чего не стало?

Дети. Баклажана.

Педагог. Верно.

Воспитатель помещает на доску следующий комплект.

Педагог Что на картинках изображено?

Дети. Картошка, перец, петрушка, горох.

Воспитатель убирает одну из картинок.

Педагог. Чего не стало?

Дети. Петрушки.

Педагог. Правильно.

Воспитатель помещает на доску еще один комплект картинок.

Педагог. А что на этих картинках изображено?

 Дети. Огурцы, репа, лук, чеснок.

Воспитатель убирает одну из картинок.

Педагог. Чего не стало?

Дети. Огурцов.

Игра № 9

«Что привез грузовик?» [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме винительного падежа). Совершенствование навыков составления и чтения слов. Закрепление навыка цветоразличения.]

Педагог  помещает на магнитную доску плоскостное изображение грузовика, в кузове которого закреплены плоскостные изображения овощей.

Педагог. Посмотрите, что привез нам грузовик.

Дети. Это овощи.

Педагог. Сейчас каждый из вас выберет по два овоща одного цвета и расскажет, какие овощи он взял.

1-й ребенок. Я взяла красный помидор и красную редиску.

2-й ребенок. Я взял желтый лук и желтую морковку.

3-й ребенок. Я взяла зеленый укроп и зеленые огурцы.

4-й ребенок. Я взял фиолетовый баклажан и фиолетовые бобы.

Игра №1О

с мячом «Что делать?» [Развитие ловкости, координации движений. Активизация словаря глаголов.]

Педагог. Сейчас вы представите себя поварами. Я бросаю вам мячи называю овощ, а вы ловите мяч и рассказываете, как вы будете этот овощ готовить. Капуста.

1-йребенок. Буду нарезать, солить, тушить.

Педагог. Картошка.

2-й ребенок. Буду чистить, нарезать, жарить, солить.

Педагог. Морковь.

3-й ребенок. Буду чистить, резать, тереть, делать сок.

Педагог. Огурец.

4-й ребенок. Буду мыть, укладывать в банки, мариновать.

№11

Составление рассказов-описаний об овощах по схеме. [Развитие связной речи, мышления.]

Рис.2

1. Ках он называется?

2. Это фрукт или овощ?

3. Где он растет?

4. Какой он по форме?

5. Какой он по цвету?

6. Какой он на ощупь?

7. Какой он на вкус?

8. Что из него можно приготовить?

Октябрь, 3-я неделя

Лексическая тема «Сад. Фрукты».

Предварительная работа. Рассматривание фруктов, подбор определений, приготовление салата из фруктов, разучивание подвижной игры «Яблоня».

Игра №12

«Поможем клоуну».[Дифференциация овощей и фруктов по месту произрастания. Совершенствование грамматического строя речи {согласование прилагательных с существительными в роде и числе). Развитие зрительного внимания и восприятия.]

.

Педагог. Это клоун Рома. Он выступает в цирке, жонглирует овощами и фруктами. Он просит вас помочь ему разложить овощи и фрукты по разным коробкам. В желтую коробку нужно сложить фрукты, а в красную овощи. Подходите к клоуну, берите овощ или фрукт из зеленой коробки, рассказывайте, какой он, и кладите в нужную коробку.

Дети выбирают картинки, описывают овощи и фрукты и раскладывают их изображения по коробкам. Например:

1 -й р е б е н о к. Это круглый оранжевый апельсин. (Кладет его в желтую коробку.)

2-й ребенок. Это овальный желтый лимон. (Кладет его в желтую коробку.)

3-й ребенок- Это длинная оранжевая морковка. (И т. п.)

 Упражнение №13

 «Прохлопай слова». [Упражнение в передаче ритмического рисунка слов, в делении слов на слоги.]

Педагог. А теперь давайте все вместе прохлопаем слова — названия фруктов, разделим их на части. Первое слово лимон.

Дети. Ли-мон.

Педагог. Теперь слово груша.

Дети. Гру-ша.

Педагог. И наконец, слово мандарин.

Дети. Ман-да-рин.

Игра   №14

«Что изменилось?» [Развитие зрительного внимания, фразовой речи. Совершенствование грамматического строя речи. ]

\

Педагог. Посмотрите внимательно на фрукты, которые лежат на столе. Закройте глаза.

Воспитатель  убирает сливу и кладет на ее место грушу.

Педагог. Откройте глаза. Посмотрите внимательно. Чего не стало? Что появилось?

Дети. Не стало сливы, а появилась груша.

Педагог. Правильно. Запомните, как лежат фрукты на столе. Закройте глаза.

Воспитатель меняет местами апельсин и банан.

Педагог. Откройте глаза. Что изменилось?

Дети. Вы поменяли местами апельсин и банан.

Игра с мячом

№15 «Поможем ежику». [Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных с суффиксом -ое-).]

Педагог.  Давайте  поиграем  в новую игру «Поможем ежику».

Ежик трудился все лето в саду.

Фруктов три тонны собрал, на беду.

Соки из фруктов делает ежик,

Но их названия вспомнить не может.

Н  Нищева

Давайте поможем ежику вспомнить, как называются соки из разных фруктов. Я бросаю вам мяч и называю фрукт, а вы ловите мяч, говорите, какой сок из него получается, и бросаете мяч мне. Например: айва — айвовый сок. Слива.

1-йребенок. Сливовый сок.

Педагог. Гранат.

2-й ребенок. Гранатовый сок.

Педагог. Персик.

3-й ребенок. Персиковый сок.

Педагог. Абрикос.

4-й ребенок. Абрикосовый сок.

Октябрь, 4-я неделя

Лексическая тема «Лес. Грибы. Ягоды».

Упражнение №16  «Раздели на слоги». [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]

1 -й р е б е н о к. Бо-ро-вик.

 2-й ребенок. Му-хо-мор.

3-й ребенок. По-до-си-но-вик.

4-й ребенок. Ли-сич-ка.

Педагог. Молодцы. Вы справились и с этим заданием. А у кого из вас было самое длинное слово?

Педагог. Давите прохлопаем его все вместе.

Дети. По-до-си-но-вик.

Педагог. Сколько слогов в этом слове?

Дети. Пять слогов.

Упражнение №17 «За грибами». [Развитие речевого слуха, памяти, элементарных математических представлений (совершенствование навыков счета в пределах пяти).]

Педагог  помещает на коврограф плоскостные изображения грибов, которые выбрали дети.

Воспитатель . Осенний лес дарит нам много грибов. Какие еще грибы вы знаете?

Дети. Подберезовик, сыроежка, волнушка, груздь.

Педагог  помещает плоскостные изображения названных грибов на коврограф.

Педагог . Посмотрите внимательно на изображения грибов. Какой гриб здесь лишний и почему?

Дети. Здесь лишний мухомор, потому что он ядовитый, несъедобный, его нельзя даже трогать руками.

В3рослый убирает изображения грибов.

Педагог. А какие еще несъедобные грибы вы знаете?

Дети. Бледная поганка, желчный гриб, ложные опята.

Упражнение №18

«У кого сколько?» [Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе в именительном падеже).]

Педагог. Сосчитайте грибы у себя в корзинках и расскажите, что вы собрали в лесу. Постарайтесь составить красивое предложение.

1-йребенок. Я нашел три подберезовика.

2-й ребенок. Ау меня два груздя.

3-й ребенок. Я нашла четыре волнушки.

4-й ребенок. А я нашла пять лисичек.

Упражнение №19 «Соберем семейку». [Совершенствование грамматического строя речи {образование однокоренных слов).]

Педагог. Давайте подберем слова одной семейки к слову гриб. Будем бросать мяч друг другу и подбирать слова. Как ты назовешь маленький гриб?

1-йребенок. Грибок.

Педагог. А как можно назвать очень большой гриб?

2-й ребенок. Грибище.

Педагог. Как называют суп из грибов?

3ребенок. Грибной.

Педагог. Как называют человека, собирающего грибы? 4-й ребенок. Грибник.

Педагог. Как называются тонкие переплетенные нити, которые спрятаны в земле и на которых вырастают грибы? 1-йребенок. Грибница. Педагог. Как можно ласково назвать гриб? 2-й ребенок. Грибочек.

[Совершенствование грамматического строя речи {согласование числительных с существительными).]

Игра №2о «Сосчитай ка»

Педагог   На3овите какие грибы у вас на карточках? По сколько грибов у каждого из вас? Начинайте ответ со слов у меня...

1-йребенок. У меня один мухомор.

2-й ребенок. У меня три боровика.

3-й ребенок. У меня четыре лисички.

4-й ребенок. У меня пять опят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Данный материал адресован педагогам групп компенсирующей направленности и молодым специалистам...

Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Материал    адресован воспитателя групп компенсирующей направленности (старшая группа)...

Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности по лексическим темам

Материал адресован воспитателям групп компенсирующей направленности...

Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Материал адресован педагогам групп  компенсирующей напрвленности  и молодым специалистам...

ПОВЕСТКА: практического семинара- коучинга для педагогов «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетенции педагогов групп компенсирующей направленности по организации взаимодействия с детьми ОВЗ)

В соответствии с планом работы муниципального центра сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на 2023-2024 учебный год администрация МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 41 «Росинка&ra...