Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности по лексическим темам
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Самовилова Алла Владимировна

Материал адресован воспитателям групп компенсирующей направленности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oktyabr.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Октябрь, 3-я неделя

Лексическая тема «Насекомые и пауки»

Предварительная работ Наблюдение за насекомыми во время прогулки. Просмотр слайдов с изображениями насекомых. Чтение рассказов и сказок из книги С. Воронина «Необыкновенная ромашка». Разучивание стихотворения упражнения «Жуки» и скороговорки про муху. Упражнение в подборе слов-синонимов и слов с суффиксом -ящ- Чтение рассказов В. Зотова о насекомых из книги «Лесная мозаика». Разучивание упражнения «Стрекоза», скороговорки про жука, стихотворения «Добрый великан». Слушание СD с записью звуков, которые производят насекомые. Рассматривание слайдов с изображениями бабочек. Разучивание игры «Муха в паутине» 

Составление плана рассказа о насекомом на занятии по развитию речи..

22.Игра «У кого больше филея?» [Обогащение экспрессивной речи словами-синонимами.)

Педагог привлекает внимание детей к картине.

Педагог. Давайте попробуем сказать о насекомых, какие они, что они делают. Вспомните упражнение «Уточни». Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете. За правильный ответ получаете по одной фишке. Победит тот, у кого будет наибольшее количество фишек. У бабочки крылья желтые...

1- й ребенок. ...золотые.

Педагог. Бабочка над цветком кружится...

2- й ребенок. ...порхает.

Педагог. Жук громко гудит...

  1. й ребенок. ...жужжит.

Педагог. Шмель собирает нектар...

  1. й  ребенок. ...высасывает его из цветков.

 Педагог. Паук строит паутину...

 1-й ребенок. ...плетет ее. (И т. п.)

23. Игра с мячом «Жил иа свете старый жук». [Обогащение экспрессивной речи существительными с суффиксом ниц-.]

Педагог  берет в руки мяч и предлагает детям встать в круг.

Педагог. Сейчас мы с вами расскажем о жуке-олене. Вспомните, как мы образуем слова, обозначающие очень большие предметы.

Дети. Нога — ножища, рука — ручища.

Педагог. Верно. Я начинаю предложение и бросаю вам мяч. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. У жука не голова, а...

  1. й ребенок. ...головища.

Педагог. У жука не рога, а...

2- й ребенок. ...рожищи.

Педагог. У жука не усы, а...

  1. й ребенок. ...усищи.

Педагог. У жука не спина, а...

  1. й ребенок. ...спинища.

24.Упражнение •Веселые бабочки». [Обогащение экспрессивной речи словами с приставочными глаголами. Совершенствование грамматического строя речи (употребление прелложно-падежных конструкций) )

Педагог приглашает детей к коврографу.,  на котором закреплены плоскостные изображения разноцветных цветов, кустиков травы, берет в руки плоскостные изображения бабочек.

Педагог. Теперь давайте поиграем с бабочками. Я буду помогать им совершать различные действия, а вы будете об этом рассказывать.

Далее взрослый совершает действия с бабочками, а дети их комментируют.

I -й р е б е н о к. Бабочка перелетает с цветка на цветок.

2- й р е б е н о к. Бабочка сначала прилетела на цветок, а потом слетела с цветка в траву.

3- й ребенок. Бабочка вылетела из травы.

4-й ребенок. Бабочка взлетела высоко в небо.

 5-йребенок. Бабочка облетает цветки. (И т. п.)

25. Упражнение «Составь предложение».

 (Совершенствование навыка составления и анализа предложений.)

Взрослый оставляет изображение одной из бабочек на коврографе. Дети садятся на стульчики, стоящие вокруг стола.

Педагог. Посмотрите на эту бабочку и составьте предложения о ней.

1- й ребенок. Бабочка сидит на цветке.

2- й ребенок. Разноцветная бабочка сидит на цветке.

3- й ребенок. Разноцветная бабочка сидит на ромашке.

4- й ребенок. Разноцветная бабочка сидит на белой ромашке.

Педагог. Давайте составим схему последнего предложения.

Педагог . Сколько слов в вашем предложении?

Дети. В предложении шесть слов: разноцветная, бабочка, села, на, белую, ромашку.

Педагог. Какой предлог есть в этом предложении?

 Дети. Предлог на.

Педагог.. Покажите его место в схеме.

26. Упражнение «Назови ласково». [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами). |

Педагог берет в руки маленький мячик.

Педагог. Игра называется «Назови ласково*. Я называю насекомое и качу вам мяч. Вы ловите мяч и называете насекомое ласково. Стрекоза.

  1. й ребенок. Стрекозка.

Педагог . Жук.

  1. й ребенок. Жучок.

Педагог . Муха.

  1. й ребенок. Мушка.

Педагог. Муравей.

  1. й  ребенок. Муравьишка.

27. Игра с мячом «Закончи предложение». [Развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что).]

Педагог берет в руки мяч и предлагает детям встать в круг.

Педагог. Я предлагаю вам поиграть в знакомую игру «Закончи предложение». Я бросаю мяч и начинаю предложение. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. Ваша часть предложения начинается со слов потому что. Закончив предложение, вы повторяете его целиком. Бабочка красивая...

I -й р еб е н о к. ...потому что у нее расписные крылышки. Бабочка красивая, пот Логопед. Пчела мне нравится...

2-й ребенок. ...потому что она производит мед. Пчела мне нравится, потому что она производит мед.

Педагог. М не не нравится комар...

3-й ребенок. ...потому что он кусается. Мне не нравится комар, потому что он кусается.

 Мне нравится стрекоза...

4-йребенок. ...потому что она похожа на вертолет. Мне нравится стрекоза, нагому что она похожа на самолет.

28. Упражнение «Расскажи о насекомом». [Развитие связной речи (составление рассказа по заранее составленому плану). |

Педагог. Сегодня мы закончим разговор о насекомых, и в заключение занятия я предлагаю вам составить рассказы о них по плану, который вы составили с воспитателями.

Педагог помещает на наборное полотно предметные картинки с изображениями насекомых

  1. План рассказа о насекомом

1. Как называется насекомое?

2. Почему оно вам нравится?

3. Где оно обитает?

4. Какие части тела есть у насекомого?

Дети по очереди составляют рассказы.

1-йребенок. Это пчела. Пчела мне нравится, потому что она опыляет растения и производит мед. Живут пчелы в ульях на пасеках. Дикие пчелы строят свое жилище в дуплах деревьев в лесу. У пчелы полосатое мохнатое тело, овальная голова с большими глазами и маленькими усиками, две пары прозрачных крылышек, шесть мохнатых лапок. (И т. п.)

Октябрь, 4-я неделя

Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы».

Предварительная работа. Наблюдение за птицами во время прогулок в парк и за город, просмотр слайдов с изображениями перелетных птиц, прослушивание СО с записью голосов перелетных птиц. Чтение рассказа В. Бианки «Птичий год — осень». Чтение сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди». Разучивание упражнения «Лебеди учатся летать*. Слушание и обсуждение «Осенней песни» на музыкальном занятии. Разучивание стихотворения «Одинокий лебедь» одним из детей. Разучивание подвижной игры «Будь внимательным!» Повторение упражнения «Кленовые листья». 

Разучивание пальчиковой гимнастики «Птички». Наблюдение за изменениями в природе поздней осенью; за тем, что листья опали, цветы и травы засохли, насекомые исчезли, птицы улетели, воздух стал холодным, дни короткими, а ночи длинными. Разучивание стихотворения Е. Благининой «Улетают, улетели...».

29.Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?» (Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).]

Логопед предлагает детям образовать круг и берет в руки мяч.

Логопед. А теперь уже знакомая игра «Чей? Чья? Чье?» Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, вы ловите мяч и отвечаете на него. Шея лебедя — чья шея?

1- йребенок. Лебединая шея. Логопед. Ноги журавля — чьи ноги?

2- й ребенок. Журавлиные ноги. Логопед. Клюв утки — чей клюв?

3- й ребенок. Утиный клюв. Логопед. Крыло гуся — чье крыло?

4- й ребенок. Гусиное крыло.

30. Упражнение «Составь схему». (Совершенствование навыка анализа предложений. |

Педагог ставит перед детьми контейнер с материалами для анализа предложений.

Педагог. Еше раз повторите предложение о том, что делают птицы, которые поднялись в осеннее небо.

Дети. Птицы прощаются с озером и лесом.

Педагог. Сосчитайте слова в этом предложении и составьте его схему.

Дети выполняют задание и выкладывают схему.

Педагог. Сколько слов в вашем предложении?

Дети. В предложении шесть слов.

Педагог. Назовите слова по порядку.

1-йребенок. Птицы.

2- й ребенок. Прощаются*

3- й ребенок. С.

4- й реб е н о к. Озером.

1- й ребенок. И.

2- й р е б е н о к. Лесом.

31. Упражнение «Кто лишний [Развитие синтаксической стороны речи (употребление сложноподчиненных предложений), зрительного восприятия и внимания, мышления.]

Педагог помещает на наборное полотно предметные картинки с изображениями перелетных птиц: ласточки, грача, лебедя, кукушки, снегиря и журавля.

Педагог. Посмотрите внимательно и подумайте, какая картинка здесь лишняя. Почему? Постарайтесь ответить на вопрос, построив предложение со словами потому что.

1-й ребенок. Здесь лишний снегирь, потому что снегирь — зимующая птиц

а, а все остальные птицы — перелетные.

32.Упражнение «У кого кто?» | Развитие грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат-, -ят-).]

Логопед просит детей встать в круг и берет в руки мяч.

Логопед. Давайте вспомним в игре с мячом, как называются птенцы других перелетных птиц. У скворца — ...

  1. й ребенок. ...скворчата.

Педагог. У грача — ...

  1. й ребенок. ...грачата.

 Педагог. У гуся — ...

  1. й ребенок. ...гусята.

 Педагог. У утки — ...

4-й ребенок. … утята.

33. Игра с мячом «У кого кто?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат-, -ят-). 

Педагог. А теперь игра «У кого кто?» Я называю взрослую птицу и бросаю вам мяч. Вы ловите мяч и называете ее птенцов. У грача —...

  1. й ребенок. ...грачата.

Педагог. У скворца — ...

  1. й ребенок. ...скворчата.

Педагог. У ласточки —...

  1. й ребенок. ..ласточата.

Педагог. У журавля...

4- й ре бе но к« ...журавлята.

34.Игра «Найди место». (Закрепление представлений о перелетных и водоплавающих птицах. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).]

Педагог помещает на наборное полотно игровое поле, а на столе перед детьми раскладывает плоскостные изображения перелетных и водошавающих птиц (лебедь, журавль, кулик, утка, грач, скворец, кукушка, ласточка). На игровом поле изображен уголок леса с водоемом и наклеены «липучки». На плоскостных изображениях птиц с обратной стороны тоже наклеены «липучки».

Педагог. Я предлагаю вам сыграть в игру «Найди место». Найдите место для каждой из птиц на картине и расскажите о том, где она находится. Отметьте, какие предлоги есть в вашем предложении.

I -й р е б е н о к. Лебедь плавает по озеру. Предлог по.

2- й ребенок. Журавль стоит в воде около берега. Предлог в.

3- йребенок. Ласточка поднялась высоко в небо. Предлог в.

4- й ребенок. Грач сидит на березе. Предлог на.

1- йребенок. Утка сидит в гнезде в камышах. В этом предложении два предлога в.

2- й ребенок. Кулик ходит по берегу возле воды. Предлог по.

3- й ребенок. Скворец сидит возле скворечника на рябине. Предлог на.

4- й р е б е и о к. Кукушка сидит в кусте орешника. Предлог в. 7. 35.Упражнение «Составь схему». [Совершенствование навыка

анализа предложений.]

Педагог.  Повторите последнее предложение про кукушку, сосчитайте, сколько слов в нем, составьте схему предложения. Дети выполняют задание и выкладывают схему.

Педагог. Сколько слов в вашем предложении?

 Д е т и. В предложении пять слов.

 Педагог. Назовите слова по порядку.

1- й р е б с н о к. Кукушка.

2- й ребенок. Сидит.

3- й ребенок. В.

  1. й ребенок. Кусте.

1-йребенок. Орешника.

36. Отгадывание загадок. (Развитие связной речи, мышления.)

Педагог Вы узнали очень многое о перелетных и водоплаваюших птицах, поэтому вам не составит труда отгадать загадки о них и объяснить, как вы это сделали.

Кто без нот и без свирели Лучше всех заводит трели. Голосистее, нежней? Кто же это?

Дети. Соловей. Он самый хороший певец из всех перелетных птиц.

Педагог. Вдоль по речке, по водице Плывет лодок вереница. Впереди корабль идет. За собою всех ведет.

Дети. Это утка с утятами. Утка большая и по форме похожа на корабль, а утята маленькие, их можно сравнить с лодочками.

Педагог. У меня ходули —

Не страшит болото. Лягушат найду ли — Вот моя забота.

Дети. Это цапля. У нее длинные ноги, похожие на ходули. Она питается лягушками.

37 Упражнение «Кто чем питается 

Педагог раздает детям сюжетные картинки с изображениями перелетных птиц.

Педагог. Рассмотрите картинки и составьте предложения о том, чем питаются изображенные на них птицы.

1- й ребенок. Ласточка ловит мелких насекомых.

2- й ребенок. Цапля питается лягушками.

3- й ребенок. Грач ищет земляных червей.

4- й ребенок. Скворец собирает гусениц с листьев бере


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по лексической теме «Деревья»

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по лексической теме «Деревья»...

Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Данный материал адресован педагогам и молодым специалистам...

Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Данный материал адресован педагогам групп компенсирующей направленности и молодым специалистам...

Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Материал    адресован воспитателя групп компенсирующей направленности (старшая группа)...

Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Материал адресован педагогам групп  компенсирующей напрвленности  и молодым специалистам...