Культурно-гигиенические навыки
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Наталья Викторовна Белова

Культурно-гигиенические навыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturno-gigienicheskie_navyki.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

(младший дошкольный возраст)

КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

В этом возрасте следует:

  • Формировать у детей умение самостоятельно и правильно мыть руки с мылом после прогулки, игр и занятий, туалета (закатывать рукава, смачивать кисти рук водой, 1-2 раза намыливать их до образования пены с последующим смыванием); постоянно следить за их чистотой; мыть лицо, сухо его вытирать; обучать детей аккуратно пользоваться туалетом, туалетной бумагой, не забывать спускать воду из бачка для слива, быть опрятными;
  • При приеме пищи приучать детей пользоваться ложкой, салфеткой, тщательно пережевывать пищу; полоскать рот после приема пищи питьевой водой;
  • Побуждать детей обращать внимание на свой внешний вид; самостоятельно устранять беспорядок в одежде, в прическе, пользуясь зеркалом, расческой; учить пользоваться носовым платком.

При обучении детей навыкам самообслуживания хороший результат дает чтение потешек, небольших стихотворений. «Буль-буль-буль, журчит водица, все ребята любят мыться» или «Льется чистая водица, мы умеем сами мыться» - приговаривает воспитатель, показывая приемы умывания. Увлечь детей деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у них интерес к предмету. Например, во время умывания, воспитатель дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть его, рассмотреть, понюхать: «какое гладкое мыло, какое душистое! А как, наверное, это мыло хорошо пенится! Давайте проверим!». Действенным приемом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, театра бибабо и др. Сюжеты воспитатель может придумать сам: «Как Хрюша умывается», «Зайка учит Мишку красиво и правильно мыть руки» и т.п.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

        Со второго полугодия детям разрешают дежурить в столовой. Готовят их этому постепенно, начиная с первой младшей группы. Путем поручений у малышей формируют умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например, сначала их учат ставить на стол салфетницы и хлебницы, затем раскладывать ложки. После того, как они освоят эти действия, их учат расставлять тарелки. На первоначальных этапах обучения взрослый накрывает стол вместе с детьми, в дальнейшем они это делают сами с незначительной помощью воспитателя. Дети дежурят за теми столами, за которыми сидят. Дежурные должны быть в униформе (фартуки, колпаки и т.п.). Маленьким детям и форма, и само дежурство доставляют радость. Не всегда им удается сообразить, сколько тарелок, ложек, чашек необходимо поставить, но это не главное. Важно, что дети, которым поручили «ответственное» дело, ощущают себя значимыми. Они очень гордятся тем, что «престижную» работу дежурных доверили именно им. Для закрепления приобретённых умений используются дидактические игры: «Накроем стол для кукол», «День рождения Мишки» и др.

 (средний дошкольный возраст)

КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

В задачи педагога входит:

  • Совершенствовать ранее приобретенные детьми навыки; расширять у детей объем знаний и представлений о здоровом образе жизни; одеваться по погоде; регулярно гулять; заниматься зарядкой, не нарушать режим;
  • Содействовать выработке полезных привычек, следить за чистотой тела (напоминать ребёнку о необходимости мыть руки после пребывания на улице, после посещения туалета, перед едой; ежедневно мыть лицо, шею, ноги), следить за опрятностью одежды, прически);
  • Следить за порядком и чистотой мест для занятий, игр, прогулки;
  • Приучать детей принимать и сохранять правильную, удобную позу за столом.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

        Постепенно содержание труда детей расширяется. Большое внимание уделяется формированию исполнительности, умения доводить начатое дело до конца: одеваться, раздеваться, есть, не отвлекаясь. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приемов и систематическом контроле за действиями детей. Например, перед мытьем рук воспитатель говорит малышам: «Сегодня Буратино пришел учиться у вас мыть руки. Он не верит мне, что вы умеете мыть руки чисто, что на полотенцах нет и следа от грязи. Хочет убедиться в этом сам». Если у детей руки и лица грязные, педагог напоминает им стихотворные строки: «Кран откройся! Нос умойся! Глаз, купайся, сдавайся!» (Э. Мошковская «Приказ»)

        В этом возрасте ребёнок один сервирует свой стол, так как пока детям трудно согласовывать свои действия с действиями сверстника. Со второй половины года дежурный может сервировать уже два стола. Убирать посуду, кроме чашек (их дети сами относят в раковину), должен взрослый.

 (старший дошкольный возраст)

КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

И дома, и в дошкольном учреждении у детей продолжают воспитывать потребность в чистоте. Дети знают, когда и как надо мыть руки, но некоторые делают это наспех, поэтому необходим контроль за выполнением процесса со стороны воспитателя. Воспитатель должен:

  • Контролировать выполнение детьми основных правил личной гигиены: своевременное мытьё рук, умывание, полоскание рта после приема пищи и др.;
  • Дети этого возраста уже умеют пользоваться вилкой. Их обучают умению есть аккуратно, красиво, не разговаривать с набитым ртом;
  • Поддерживать совершенствование у детей навыков самостоятельности; формирование и закрепление у них полезных привычек, способствующих хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни (заниматься гимнастикой, играть в подвижные игры, с удовольствием выполнять закаливающие процедуры и т.п.)

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

        Дежурства по столовой, по уголку природы трудностей у детей этого возраста не вызывают, но формы организации меняются. Каждые три дня можно объединять дежурных в одно звено, отвечающее за все виды дежурства, предоставив детям возможность самим договариваться о том, кто какую работу сегодня будет выполнять. В течение дня воспитатель обращается к дежурным как к своим помощникам, дает советы. Важно, чтобы дети понимали: они выполняют нужную работу, требующую от них определенных усилий.

 ( подготовительная группа)

КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Воспитателю необходимо создавать условия для успешного применения детьми полученных гигиенических знаний и опыта в повседневной жизни; развивать у них способность к самоконтролю при выполнении действий по самообслуживанию и соблюдению гигиенических норм и правил (мыть руки с мылом по ере необходимости, полоскать рот, отворачиваться от других при кашле, чихании, пользоваться носовым платком, индивидуальной расческой, полотенцем и др.). Воспитателю от случая к случаю необходимо напоминать детям о целесообразности той или иной процедуры, раз за разом внушая им, что небрежность в выполнении тех или иных действий может привести к печальным результатам.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

        Дежурства по столовой, по уголку природы трудностей у детей этого возраста не вызывают, но формы организации меняются. Каждые три дня можно объединять дежурных в одно звено, отвечающее за все виды дежурства, предоставив детям возможность самим договариваться о том, кто какую работу сегодня будет выполнять. В течение дня воспитатель обращается к дежурным как к своим помощникам, дает советы. Важно, чтобы дети понимали: они выполняют нужную работу, требующую от них определенных усилий.

 ( первая младшая группа)

КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

        В этом возрасте следует:

  • Закреплять умение правильно мыть руки (намыливать до образования пены), насухо их вытирать, есть самостоятельно; правильно и по назначению пользоваться чашкой, ложкой, салфетками; учить тщательно и бесшумно пережевывать пищу;
  • Приучать детей полоскать рот питьевой водой после каждого приема пищи;
  • Формировать у детей навыки самостоятельно одеваться и раздеваться; умения аккуратно складывать одежду; застегивать молнию, пуговицу, завязывать шнурки; помогать друг другу;
  • Побуждать детей осмысленно пользоваться предметами индивидуального назначения: расческой, стаканом для полоскания рта, полотенцем, носовым платком.

Формирование тех или иных навыков самообслуживания показа действия, сопровождаемого объяснением. Затем воспитатель выполняет действия вместе с детьми. Например, обучая их мыть руки, он заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после одежды, намыливает руки, трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности. При этом педагог старается создать у детей хорошее настроение, используя стихотворения, потешки, песенки, например: «Чистая водичка моет Вове личико, Танечке – ладоши, а пальчики – Антоше».

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

        Ознакомление детей с новой трудовой операцией следует начинать в совместной со взрослым деятельности. Сначала воспитатель обращается к малышу с просьбой помочь, например, протереть стол. Затем рассказывает и показывает, что и как нужно делать: «Сегодня Таня поможет мне протереть столы влажными тряпочками. Вот тряпочки! Тряпочку нужно сложить вот так и протирать стол – и середину, и края. Хорошо помогала Таня. Мне бы одной без нее было трудно, долго бы пришлось работать!». Такая совместная деятельность помогает установить контакт между ребёнком и взрослым. Дети очень хотят быть значимыми. Они с гордостью выполняют «почетные» поручения – расставляют салфетницы (без салфеток), хлебницы (без хлеба). Если при этом им позволят надеть, к примеру, белые фартуки, впечатлений хватит на весь день.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...

Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков» Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков»Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка...

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет

Перспективное планирование на год  воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...