Программа кружка «Наши пальчики играют"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Кудряшова Татьяна Вениаминовна

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического здоровья ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Наши пальчики играют"

 

Пояснительная записка.

Кружок «Наши пальчики играют» проводится на базе младшей группы ДОУ в свободное от образовательной деятельности время 1 раз в неделю, в среду, 15.55 – 16.10 по подгруппам.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.  

Наши отечественные  физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.  Известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоровляющий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три.

Актуальность  работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического здоровья ребенка

           

Цель и задачи кружка

Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

  • развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;
  • формировать добрые взаимоотношения между детьми;
  • развивать речь, внимание, память и способность сосредотачиваться

Краткая характеристика программы

Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и  своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и  навыков ручной умелости.

Формы работы

  • пальчиковые игры;
  • игры с предметами и материалами;
  • массаж рук.

 

            Организация кружка

Кружок организуется с детьми  младшей группы один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью 15 минут)

Предполагаемый результат

  • Усовершенствована предметно – развивающая среда;
  • Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка 

Тематическое  планирование кружка

«Наши пальчики играют»

Месяц

Тема

Сентябрь

 Подготовительная работа (подбор литературы, планирование)

Октябрь

1.Пальчиковая гимнастика «Топ-топ – пять шагов»

   Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом

2. Пальчиковая игра «Пирог»

   Лепка из соленого теста (пироги, блины)

3. Пальчиковая игра «Мы листики осенние»

    Игра «Дары осени» (обвести и раскрасить овощи и фрукты)

4. Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики»
   Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой

Ноябрь

1. Пальчиковая игра «Сколько пальчиков у нас»

   Нанизывать бусы, шарики на шнурок

2. Пальчиковая игра «Потягушки»

   Самомассаж камушками – катать по очереди каждым           пальчиком камушки

3.Упражнение «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко     по сигналу

  Самомассаж мячиками (ежиками)

4. «Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки.

    Пальчиковая игра «Кошки- мышки»

5.Пальчиковая игра «Гуси»

   Обвести и раскрасить птиц

Декабрь

1.Пальчиковая игра «Снежок»

   Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги)

2.«У кормушки птички»

   Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой

3.  «Весёлый Снеговик»
     Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом

4. Пальчиковая игра «Ёлочка» 
    Рисование «Маленькой елочке холодно зимой»

        

        Январь

1. «Ёлочка пушистая, нарядная».

    Массаж рук мячиком- ежиком «Колкие иголки»

2. Пальчиковая игра «Веселые гномы»

    Катание карандаша между ладонями

3. Пальчиковая игра «Моя семья»

    Выкладывание из счетных палочек

4. Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

    Игры с маленькими машинками

Февраль

1.Массаж рук мячиком- ежиком «Мячик»

   Пальчиковая гимнастика «Мебель»

2.Пальчиковая игра «Посуда»

   Раскраска «Красивая посуда»

3.«Цветочек для папы»
   Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом

4.Пальчиковая гимнастика «Новый домик»

   Игры с прищепками

Март

1.Помогаем маме -  сортируем бобы, фасоль, горох 
   Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»
2. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

   Пальчиковая гимнастика «Одежда»

3. Пальчиковая гимнастика «Обувь»

    Вырезание из бумаги по контуру «Сапожки для кошки»
4. Пальчиковая игра «Наши алые цветы»

    Рисование «Мимоза для мамы»

Апрель

1.Пальчиковая игра «Солнышко»

   Выкладывание лучей из палочек.
2. Пальчиковая игра «Весна»

    Пальчиковый бассейн
3. Рисование «Солнышко»

    Пальчиковая игра «Наши алые цветы»
4. «Жили у бабуси два весёлых гуся»
    Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

Май

1.Пальчиковая игра «Семья»
   Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом
2. Пальчиковая игра «Замок»
    Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки на палочку).
3. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»
    Нанизываем бусы на шнурок
4. Пальчиковая игра «На море»

    Рисование «Лето пришло»

Дидактический материал

Мелкие игрушки;

шнуровки;

бусы;

пальчиковый бассейн;

игры с прищепками;

различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые), бумага, раскраски, карандаши;

картотека пальчиковых игр;

картотека художественного слова (стихи, загадки);

фонотека (классические произведения, детский репертуар).

Методическое обеспечение

1. Абрамова Л.П. «Бушки – барашки. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2003.

2. Агаян Г.Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.

3. Шмелева Е.Б. «Пальчиковые игры», Ювента, 2008

4.Шанина С.А. ГавриловаА.С. «Играем пальчиками – развиваем речь». Москва, 2008