Главные вкладки

    Консультация по теме:
    "УЧИМ РЕБЕНКА ОДЕВАТЬСЯ"

    СУРИКОВА ЛИДИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

    УЧИМ РЕБЁНКА ОДЕВАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО
    С 1 года до 3 лет.

    ПЕРВОЕ. Что может ребёнок сделать сам:
    После года малыш может при одевании: подать маме нужную вещь, подать ручку при одевании куртки или кофточки, поднять голову при надевании шапки. Все свои действия в одевании малыша мы обязательно комментируем, привлекаем малыша к разговору. Говорим, что мы сейчас делаем, и что будем делать дальше: «Вот мы и надели носочки. А сейчас наденем сапожки. Где у нас сапожки? Покажи. Вот какие теплые красивые сапожки у Димочки. В них ножки не замёрзнут. Где у Димы правая ножка?»

    Примерно в 1 год 6-7 месяцев малыш может paздеваться с небольшой помощью взрослых. Он может стянуть с себя шапку, валенки, носочки (стянуть за пятку), снять расстегнутые взрослым туфли или ботинки, снять шорты.

    Ближе к 2 годам годам малыш может:
    • поднять обе ручки, когда мама надевает на него свитер, джемпер или платье,
    • просунуть руки в рукава в куртку или пальто, которые держит мама,
    • просунуть ноги в колготки, брюки или носки, которые держит взрослый,
    • самостоятельно снять с себя носки, колготки, ботинки (шнурки расшнурованы), платок (который развязал до этого взрослый), расстегнутое пальто, брюки,
    • самостоятельно снять и надеть шапку,
    • снять расстегнутое пальто и куртку,
    • самостоятельно расстегнуть застежку-молнию.

    После 2 лет ребенок хочет делать всё сам и требует этого от взрослых. Вот тут и приходит очень благоприятное время, чтобы он научился одеваться сам (конечно, одежда должна быть простая для одевания и раздевания). Если мы сейчас отнимем у него эту возможность, и будем сами его одевать и раздевать, то потом приучить его одеваться самому будет очень сложно. В пять лет ребенку уже будет это неинтересно, и научить пятилетнего ребенка одеваться будет гораздо сложнее, чем малыша.

    К 2,5 годам малыш может научиться снять платье, надеть сам брюки, подтянуть колготки.

    ВТОРОЕ. Что такое «микропроцессы» в одевании и почему об этом очень важно знать?

    С 1 года до 3 лет малыш учится одевать конкретные вещи. Ему не по силам самому полностью переодеться после сна, но вполне по силам надеть на себя колготки, брюки и другие вещи полностью самостоятельно или с небольшой помощью взрослых. В дошкольной педагогике это называется — овладение «микропроцессами». То есть если одевание на прогулку — это «целостный процесс», то надевание брюк или надевание майки — это «микропроцессы». Овладев до 3 лет «микропроцессами» малыш будет в состоянии после 3 лет овладеть и «целостным процессом одевания»/переодевания/раздевания, и самостоятельно при небольшой помощи взрослых одеваться и раздеваться — легко, быстро и правильно.
    Чтобы такой маленький малыш одевался сам, нужно знать некоторые педагогические «хитрости» и «умные приемы одевания и раздевания», о которых подробно рассказано ниже. 

    ТРЕТЬЕ: Хитрости и секреты обучения одеванию детей до трех лет

    К 3—3,5 годам малыш в состоянии одеться сам! Если взрослый ему поможет овладеть одеванием и раздеванием. Что для этого нужно:
    Дать малышу очень простые способы действия, которые гарантированно ведут его к 100% успеху в одевании и раздевании (Примечание: Мы, взрослые, можем использовать разные способы одевания одной и той же вещи и обычно не обращаем на них внимание, но малышу нужен один результативный и очень простой способ одевания — «умный способ», которые обеспечивает ему успех и радость за своё достижение. Именно такому способу мы и будем обучать ребенка),

    Приучить малыша и самих себя к четкой последовательности одевания и раздевания, которая постоянно повторяется. Раздеваясь, малыш вместе с вами складывает вещи в определенном порядке на стульчик. Затем он делает это сам. Потом одеваясь, он сможет легко их надеть на себя в обратном порядке. То есть, если ребенок при раздевании последними снял колготки и положил их на стульчик, то он наденет их первыми, так как они лежат сверху всех других вещей на его стульчике.
    Познакомить малыша в 1-2 года с частями одежды. Например, чтобы надеть колготки, нужно сначала найти вместе с ребенком, где у колготок резинка, носок, пятка, два чулка, где один шов (перед), где два шва (задняя часть колготок). А для этого нужно рассмотреть колготки вместе с малышом. Аналогично рассматриваются другие предметы одежды — например, платье (рукава, манжеты, воротник, подол, плечики, карманы и другая отделка).
    Четко определить, что вы будете делать сами, а чему начнете сейчас малыша обучать. Нельзя начать обучать сразу всем способам одевания всех предметов одежды. Нужно выбрать для начала что-то одно. Например, сначала научить самостоятельно надевать маечку. Как только малыш с этим справится — можно переходить к другому микропроцессу, например, к надеванию штанишек. А то, что он сам умеет надевать маечку — это будет уже само собой разумеющимся. Постепенно малыш будет всё более и более самостоятельным, так как постепенно овладеет всеми умениями.

    СПОСОБЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОДЕВАНИЯ-РАЗДЕВАНИЯ
    для самых маленьких

    ЗАДАЧА: cнять колготки.
    Сначала рассмотрите колготки вместе с малышом. Найдите, где у них носок, пятка, чулки, резинка, где один шов (то есть перед колготок), где два шва.
    Что делает ребенок:
    • встает около стульчика спиной к сиденью (покажите, как встать), берет двумя руками колготки за резинку и спускает их ниже колен,
    садится на стул,
    • одной рукой берется за пятку, а другой рукой за носок этого же чулка (покажите, как это сделать), стягивает один чулок колготок. Чтобы направить руку ребенка, можно взять его руку в свою — прием «рука в руке» — и действовать вместе.
    • затем также стягивает другой чулок,
    • кладет колготки на свой стульчик так, чтобы резинка была у спинки стула, а вверху был один шов. Объясняем ребенку: «Где у нас резиночка? Покажи. Вот она! Положи ее к спинке стула. А где один шов? Разве это один? Это два — давай посчитаем — один, два. А где один шов? Вот он! Положи так, чтобы один шов был вверху. Вот умница!». Если малыш ошибся — то исправляем, напоминаем правило. Напоминать придется много раз и каждый день, так как новые умения и навыки образуются не сразу, а постепенно. Никогда не меняйте этот порядок, и малыш его легко усвоит, и еще бабушек и дедушек потом учить будет, что «надо делать по-другому, меня мама научила, как правильно!»

    ЗАДАЧА: снять пальто (шубу, куртку).
    Что делает ребенок:
    • Расстегивает пуговицы — сначала нижнюю, потом верхние (то есть идем снизу вверх), в расстегивании верхних пуговиц может потребоваться помощь взрослых — они часто бывают очень тугие.
    • Приспускает пальто или куртку с плеч. Сначала малышу будет требоваться ваша помощь — придержите пальто или куртку.
    • Выдёргивает одну руку из рукава.
    • Тянет за другой рукав пальто и вынимает другую руку.
    • Вешает пальто или куртку на свой крючок или в свой шкафчик (нужна специальная детская вешалка на уровне роста детей). Может потребоваться сначала ваша помощь — помогите малышу найти петельку, за которую надо повесить пальто или куртку.

    ЗАДАЧА: cнять платье.
    Рассмотрите платья, которые есть у малышки. Найдите у платья подол, рукава, манжеты, определите, где находится застежка — сзади (на спине) или впереди (на груди). Маленьким детям лучше покупать одежду без застежки на спине, чтобы они могли самостоятельно одеваться и раздеваться. И очень хорошо, когда впереди на платье есть кармашки или красивая отделка (аппликация, тесьма, кружево), чтобы дети легко определили, где в их одежде спинка, а где перед.

    Что делает ребенок:
    • Ребенок стоит за спинкой стула. Берет платье за ворот двумя руками, тянет вперед — вниз, освобождая голову. Снимает платье с головы.
    На этом этапе нужна помощь взрослого:
    а) в расстегивании пуговиц ( если пуговицы очень тугие или застежка находится сзади платья).
    б) в том, чтобы направить голову малышки и ее руки в направлении «вперед — вниз» при стягивании платья и освобождении головы (можно взять ручки малышки в свои руки и направлять движения вперед — вниз)
    • Тянет за рукав (за конец рукава, за манжету, то есть внизу, а не у плеча). Снимает один рукав. Покажите, как это сделать — можете взять ручку ребенка в свою руку и вместе сделать нужное движение — потянуть рукав вниз.
    • Затем снимает второй рукав таким же способом.
    • Развешивает платье на стуле. Подол должен быть внизу. Спинка платья «смотрит» вверх — на потолок. (Тогда когда малышка будет одеваться, и подойдет к стульчику сзади, она точно не перепутает перед платья и не наденет его задом наперед).

    Покажите малышке, как взять платье за плечевые швы («Давай возьмем вот так за плечики»), после этого взмахом аккуратно и бережно положите платьице на стул. Объясните, заем нужно платье не бросать, а красиво вывешивать на стульчик — «Теперь не помнется платье, пока Катюша спит. Красивое у Кати платье».

    ЗАДАЧА: снять рубашку.
    Для мальчиков порядок в их действиях с рубашкой остается тем же, что и при снятии платья у девочек. Сначала расстегиваются верхние пуговицы рубашки, а остальные шаги делаются такие же, как и у девочек (снять через ворот, стянуть рукава, аккуратно повесить на спинку стула).

    ЗАДАЧА: снять обyвь и поставить ее на место (задвинуть под стул, на котором складывается одежда при раздевании).

    Что делает ребенок:
    • Ставит ноги в обуви вместе.
    Наклоняется и отстегивает застежку обуви. Если застежка сложная — помогите малышу.
    • Вынимает одну ногу из обуви и ставит рядом с обyвью снаружи. Потом аналогично вынимает другую ногу. * Пара обуви стоит между ступнями ног ребенка.
    • Рукой (наклонившись вперед) задвигает под стул пару обуви. • Покажите малышу, как это делается — задвигаем одним движением руки. (Обратите внимание: пара обуви сейчас под стулом стоит правильно, ботиночки «смотрят друг на друга». И уже малыш не сможет перепутать ботинки при обувании.

    ЗАДАЧА: надеть обyвь.
    Действия ребенка:
    • Ребенок садится на стул. Он выдвигает обyвь из-под стула (одновременно оба ботинка или сандалии), ставит пару обуви между ступнями ног. (обyвь уже стоит правильно! Невозможно перепутать правый и левый ботинок или туфельку) Обуваясь, приговариваем: «Каждой ножке — свой домик!»
    • Ребенок обувает обyвь, застегивает ее. В случае сложных застежек взрослый помогает малышу (шнурует, застегивает на пряжку и т.д.)

    ЗАДАЧА: надеть платье или рубашку.
    Действия ребенка:
    • Ребенок встает за спинку стула, наклоняется и, не снимая вещи со спинки стула, просовывает голову в ворот платья или рубашки. Взрослый помогает и придерживает подол платья.
    • Затем ребенок выпрямляется, просовывает в рукав одну руку. Затем в другой рукав — вторую руку. Взрослый помогает малышу «попасть» в рукава.
    • По аналогии вы сможете объяснить малышу и рациональные способы одевания других предметов одежды. Например:

    Чтобы самому надеть трусики ребенку нужно:
    взять их за резинку так, чтобы метка была впереди,
    найти отверстие для каждой ножки,
    просунуть одну ножку в отверстие, потом другую («Каждая ножка в свое окошко»),
    подтянуть трусики вверх так, чтобы резинка оказалась на поясе.

    По аналогии — чтобы снять маечку:
    • взяться руками за нижний край маечки,
    • подтянуть маечку вверх к шее,
    • вынуть одну руку (освободить ее), затем другую,
    • снять майку через голову,
    • сложить ее аккуратно на полочку (или повесить на спинку стульчика).
    Очень важно, чтобы от малыша не просто требовали самому одеться, а научили его этим правильным способам действий — мини-шагам, которые обеспечат ему успех и позволят контролировать правильность выполнения.

    Обучение способам действий идет последовательно:
    • Этап первый. Показ взрослого (демонстрация и объяснение малышу способа действия).
    • Этап второй. Совместные действия с ребенком. Взрослый действует вместе с малышом (иногда направляя руки ребенка, держа их в своих ладонях), напоминает, повторно показывает-демонстрирует. Как только мы видим, что малыш понял, как действовать, и у него начало получаться, ребенок начинает выполнять действие самостоятельно. А взрослый приходит на помощь, только если есть трудности, предоставляя малышу возможность делать самому. Мы обязательно хвалим малыша за его попытки сделать самостоятельно и за все, даже мелкие, успехи.
    • Этап третий. Малыш выполняет действие полностью самостоятельно. Помощь взрослого не нужна. А значит, пришла пора переходить к освоению нового действия. «Старое» действие освоено и скоро будет выполняться правильно автоматически, без усилий.

    Итак, что же умеет ребенок к 3 годам, если его учили самостоятельно одеваться:
    • самостоятельно надеть и снять одежду, обyвь, шапочку, аккуратно ее повесить,
    • не путать правый и левый ботинок, в случае неправильного их • надевания замечать ошибку и ее исправлять самостоятельно,
    • различать одежду и обyвь для дома от одежды и обуви для улицы. При входе в дом переобуваться в домашнюю обyвь,
    • застегивать пуговицы на рубашке или кофточке, не пропуская отверстий (каждую пуговку — в свой «домик»). В случае пропуска и перекоса видеть его и исправлять свою ошибку.
    • отличать лицевую и изнаночную сторону своей одежды, при ошибке исправлять ее самостоятельно,
    • видеть неполадки в одежде близких людей и помогать их исправлять (помочь братику надеть обyвь, правильно застегнуть ему пуговки, заметить у вас расстегнувшуюся пуговицу и т.д.)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл УЧИМ РЕБЕНКА ОДЕВАТЬСЯ19.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    УЧИМ РЕБЁНКА ОДЕВАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО
    С 1 года до 3 лет.

    ПЕРВОЕ. Что может ребёнок сделать сам
    После года малыш может при одевании: подать маме нужную вещь, подать ручку при одевании куртки или кофточки, поднять голову при надевании шапки. Все свои действия в одевании малыша мы обязательно комментируем, привлекаем малыша к разговору. Говорим, что мы сейчас делаем, и что будем делать дальше: «Вот мы и надели носочки. А сейчас наденем сапожки. Где у нас сапожки? Покажи. Вот какие теплые красивые сапожки у Димочки. В них ножки не замёрзнут. Где у Димы правая ножка ? «

     Он может стянуть с себя шапку, валенки, носочки (стянуть за пятку), снять расстегнутые взрослым туфли или ботинки, снять шорты.

    Ближе к 2 годам ребенок  может:
    • поднять обе ручки, когда мама надевает на него свитер, джемпер или платье,
    • просунуть руки в рукава в куртку или пальто, которые держит мама,
    • просунуть ноги в колготки, брюки или носки, которые держит взрослый,
    • самостоятельно снять с себя носки, колготки, ботинки (шнурки расшнурованы), платок (который развязал до этого взрослый), расстегнутое пальто, брюки,
    • самостоятельно снять и надеть шапку,
    • снять расстегнутое пальто и куртку,
    • самостоятельно расстегнуть застежку-молнию.

    После 2 лет ребенок хочет делать всё сам и требует этого от взрослых. Вот тут и приходит очень благоприятное время, чтобы он научился одеваться сам (конечно, одежда должна быть простая для одевания и раздевания). Если мы сейчас отнимем у него эту возможность, и будем сами его одевать и раздевать, то потом приучить его одеваться самому будет очень сложно. В пять лет ребенку уже будет это неинтересно, и научить пятилетнего ребенка одеваться будет гораздо сложнее, чем малыша.

    К 2,5 годам малыш может научиться снять платье, надеть сам брюки, подтянуть колготки.

    ВТОРОЕ. Что такое «микропроцессы» в одевании и почему об этом очень важно знать.

    С 1 года до 3 лет малыш учится одевать конкретные вещи. Ему не по силам самому полностью переодеться после сна, но вполне по силам надеть на себя колготки, брюки и другие вещи полностью самостоятельно или с небольшой помощью взрослых. В дошкольной педагогике это называется — овладение «микропроцессами». То есть если одевание на прогулку — это «целостный процесс», то надевание брюк или надевание майки — это «микропроцессы». Овладев до 3 лет «микропроцессами» малыш будет в состоянии после 3 лет овладеть и «целостным процессом одевания»/переодевания/раздевания, и самостоятельно при небольшой помощи взрослых одеваться и раздеваться — легко, быстро и правильно.
    Чтобы такой маленький малыш одевался сам, нужно знать некоторые педагогические «хитрости» и «умные приемы одевания и раздевания», о которых подробно рассказано ниже.  

    ТРЕТЬЕ: Хитрости и секреты обучения одеванию детей до трех лет

    К 3—3,5 годам малыш в состоянии одеться сам! Если взрослый ему поможет овладеть одеванием и раздеванием. Что для этого нужно: дать малышу очень простые способы действия, которые гарантированно ведут его к 100% успеху в одевании и раздевании (Примечание: Мы, взрослые, можем использовать разные способы одевания одной и той же вещи и обычно не обращаем на них внимание, но малышу нужен один результативный и очень простой способ одевания — «умный способ», которые обеспечивает ему успех и радость за своё достижение. Именно такому способу мы и будем обучать ребенка.

    Приучить малыша и самих себя к четкой последовательности одевания и раздевания, которая постоянно повторяется. Раздеваясь, малыш вместе с вами складывает вещи в определенном порядке на стульчик. Затем он делает это сам. Потом одеваясь, он сможет легко их надеть на себя в обратном порядке. То есть, если ребенок при раздевании последними снял колготки и положил их на стульчик, то он наденет их первыми, так как они лежат сверху всех других вещей на его стульчике.
    Познакомить малыша в 1-2 года с частями одежды. Например, чтобы надеть колготки, нужно сначала найти вместе с ребенком, где у колготок резинка, носок, пятка, два чулка, где один шов (перед), где два шва (задняя часть колготок). А для этого нужно рассмотреть колготки вместе с малышом. Аналогично рассматриваются другие предметы одежды — например, платье (рукава, манжеты, воротник, подол, плечики, карманы и другая отделка)
    Четко определить, что вы будете делать сами, а чему начнете сейчас малыша обучать. Нельзя начать обучать сразу всем способам одевания всех предметов одежды. Нужно выбрать для начала что-то одно. Например, сначала научить самостоятельно надевать маечку. Как только малыш с этим справится — можно переходить к другому микропроцессу, например, к надеванию штанишек. А то, что он сам умеет надевать маечку — это будет уже само собой разумеющимся. Постепенно малыш будет всё более и более самостоятельным, так как постепенно овладеет всеми умениями.

    СПОСОБЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОДЕВАНИЯ-РАЗДЕВАНИЯ
    для самых маленьких

    ЗАДАЧА:   cнимать  колготки.
    Сначала рассмотрите колготки вместе с малышом. Найдите, где у них носок, пятка, чулки, резинка, где один шов (то есть перед колготок), где два шва.
    Что делает ребенок
    • встает около стульчика спиной к сиденью (покажите, как встать), берет двумя руками колготки за резинку и спускает их  ниже  колен,
    садится на стул,
    • одной рукой берется за пятку, а другой рукой за носок этого же чулка (покажите, как это сделать), стягивает один чулок колготок. Чтобы направить руку ребенка, можно взять его руку в свою — прием «рука в руке»
    • затем также стягивает другой чулок,
    • кладет колготки на свой стульчик так, чтобы резинка была у спинки стула, а вверху был один шов. Объясняем ребенку: «Где у нас  резиночка ? Покажи. Вот она! Положи ее к спинке стула. А где один шов? Разве это один? Это два — давай посчитаем — один, два. А где один шов? Вот он! Положи так, чтобы один шов был вверху. Вот умница!». Если малыш ошибся — то исправляем, напоминаем правило. Напоминать придется много раз и каждый день, так как новые умения и навыки образуются не сразу, а постепенно. Никогда не меняйте этот порядок, и малыш его легко усвоит, и еще бабушек и дедушек потом учить будет, что «надо делать по-другому, меня мама научила, как правильно!

    ЗАДАЧА: снять пальто (шубу, куртку).
    Что делает ребенок:
    • Расстегивает пуговицы — сначала нижнюю, потом верхние (то есть идем снизу вверх), в расстегивании верхних пуговиц может потребоваться помощь взрослых — они часто бывают очень тугие.
    • Приспускает пальто или куртку с плеч. Сначала малышу будет требоваться ваша помощь — придержите пальто или  куртку.
    • Выдёргивает одну руку из рукава.
    • Тянет за другой рукав пальто и вынимает другую руку.
    • Вешает пальто или куртку на свой крючок или в свой шкафчик (нужна специальная детская вешалка на уровне роста детей). Может потребоваться сначала ваша помощь — помогите малышу найти петельку, за которую надо повесить пальто или куртку.

    ЗАДАЧА:  cнимать платье.
    Рассмотрите платья, которые есть у малышки. Найдите у платья подол, рукава, манжеты, определите, где находится застежка — сзади (на спине) или впереди (на груди). Маленьким детям лучше покупать одежду без застежки на спине, чтобы они могли самостоятельно одеваться и раздеваться. И очень хорошо, когда впереди на платье есть кармашки или красивая отделка (аппликация, тесьма, кружево), чтобы дети легко определили, где в их одежде спинка, а где перед.

    Что делает ребенок
    • Ребенок стоит за спинкой стула. Берет платье за ворот двумя руками, тянет вперед — вниз, освобождая голову. Снимает платье с головы.
    На этом этапе нужна помощь взрослого
    а) в расстегивании пуговиц:  если пуговицы очень тугие или застежка находится сзади платья).
    б) в том, чтобы направить голову малышки и ее руки в направлении «вперед — вниз» при стягивании платья и освобождении головы (можно взять ручки малышки в свои руки и направлять движения вперед — вниз)
    • Тянет за рукав (за конец рукава, за манжету, то есть внизу, а не у плеча). Снимает один рукав. Покажите, как это сделать — можете взять ручку ребенка в свою руку и вместе сделать нужное движение — потянуть рукав вниз
    • Затем снимает второй рукав таким же способом
    • Развешивает платье на стуле. Подол должен быть внизу. Спинка платья «смотрит» вверх — на потолок. (Тогда, когда малышка будет одеваться, и подойдет к стульчику сзади, она точно не перепутает перед платья и не наденет его задом наперед

    Покажите малышке, как взять платье за плечевые швы («Давай возьмем вот так за плечики»), после этого взмахом аккуратно и бережно положите платьице на стул. Объясните, заем нужно платье не бросать, а красиво вывешивать на стульчик — «Теперь не помнется платье, пока Катюша спит. Красивое у Кати платье?.

    ЗАДАЧА: снять рубашку.
    Для мальчиков порядок в их действиях с рубашкой остается тем же, что и при снятии платья у девочек. Сначала расстегиваются верхние пуговицы рубашки, а остальные шаги делаются такие же, как и у девочек (снять через ворот, стянуть рукава, аккуратно повесить на спинку стула

    ЗАДАЧА: снять обyвь и поставить ее на место (задвинуть под стул, на котором складывается одежда при раздевании).

    Что делает ребенок:
    • Ставит ноги в обуви вместе.
    Наклоняется и отстегивает застежку обуви. Если застежка сложная — помогите малышу
    • Вынимает одну ногу из обуви и ставит рядом с обyвью снаружи. Потом аналогично вынимает другую ногу. * Пара обуви стоит между ступнями ног ребенка
    • Рукой (наклонившись вперед) задвигает под стул пару обуви. • Покажите малышу, как это делается — задвигаем одним движением руки. (Обратите внимание: пара обуви сейчас под стулом стоит правильно, ботиночки «смотрят друг на друга». И уже малыш не сможет перепутать ботинки при обувании.

    ЗАДАЧА: надеть обyвь.
    Действия ребенка
    • Ребенок садится на стул. Он выдвигает обyвь из-под стула (одновременно оба ботинка или сандалии), ставит пару обуви между ступнями ног. (обyвь уже стоит правильно! Невозможно перепутать правый и левый ботинок или туфельку) Обуваясь, приговариваем: «Каждой ножке — свой домик !»
    • Ребенок обувает обyвь, застегивает ее. В случае сложных застежек взрослый помогает малышу шнурует, застегивает на пряжку и т.д.

    ЗАДАЧА: надеть платье или рубашку.
    Действия ребенка
    • Ребенок встает за спинку стула, наклоняется и, не снимая вещи со спинки стула, просовывает голову в ворот платья или рубашки. Взрослый помогает и придерживает подол платья
    • Затем ребенок выпрямляется, просовывает в рукав одну руку. Затем в другой рукав — вторую руку. Взрослый помогает малышу «попасть» в рукава
    • По аналогии вы сможете объяснить малышу и рациональные способы одевания других предметов одежды. Например:

    Чтобы самому надеть трусики ребенку нужно:
    взять их за резинку так, чтобы метка была впереди,
    найти отверстие для каждой ножки,
    просунуть одну ножку в отверстие, потом другую («Каждая ножка в свое окошко»),
    подтянуть трусики вверх так, чтобы резинка оказалась на поясе.

    По аналогии — чтобы снять маечку:
    • взяться руками за нижний край маечки,
    • подтянуть маечку вверх к шее,
    • вынуть одну руку (освободить ее), затем другую,
    • снять майку через голову,
    • сложить ее аккуратно на полочку (или повесить на спинку стульчика).
    Очень важно, чтобы от малыша не просто требовали самому одеться, а научили его этим правильным способам действий — мини-шагам, которые обеспечат ему успех и позволят контролировать правильность выполнения.

    Обучение способам действий идет последовательно:
    • Этап первый. Показ взрослого демонстрация и объяснение малышу способа действия
    • Этап второй. Совместные действия с ребенком. Взрослый действует вместе с малышом (иногда направляя руки ребенка, держа их в своих ладонях), напоминает, повторно показывает-демонстрирует. Как только мы видим, что малыш понял, как действовать, и у него начало получаться, ребенок начинает выполнять действие самостоятельно. А взрослый приходит на помощь, только если есть трудности, предоставляя малышу возможность делать самому. Мы обязательно хвалим малыша за его попытки сделать самостоятельно и за все, даже мелкие, успехи
    • Этап третий. Малыш выполняет действие полностью самостоятельно. Помощь взрослого не нужна. А значит, пришла пора переходить к освоению нового действия. «Старое» действие освоено и скоро будет выполняться правильно автоматически, без усилий.

    Итак, что же умеет ребенок к 3 годам, если его учили самостоятельно одеваться
    • самостоятельно надеть и снять одежду,  обyвь,  шапочку, аккуратно ее повесить,
    • не путать правый и левый ботинок, в случае неправильного их • надевания замечать ошибку и ее исправлять самостоятельно,
    • различать одежду и обyвь   для дома от одежды и обуви для улицы. При входе в дом переобуваться .
    • застегивать пуговицы на рубашке или кофточке, не пропуская отверстий (каждую пуговку — в свой «домик»). В случае пропуска и перекоса видеть его и исправлять свою ошибку
    • отличать лицевую и изнаночную сторону своей одежды, при ошибке исправлять ее самостоятельно,
    • видеть неполадки в одежде близких людей и помогать их исправлять (помочь братику обуться , правильно застегнуть ему пуговки, заметить у вас расстегнувшуюся пуговицу и т.д.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Учим ребёнка одеваться самостоятельно"- консультация для родителей

    Обучить родителей самостоятельному одеванию детей до 3 лет....

    Учим малыша одеваться

    Как научить кроху одеваться...

    " УЧИМ РЕБЕНКА ОДЕВАТЬСЯ "

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11522310","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"120","width":"307"}}]]ПЕРВОЕ. Что может ребёнок сделать сам: После года малыш м...

    Консультация для родителей "Учите малыша одеваться самостоятельно"

    В консультации раскрывается подход к обучению малышей навыкам самообслуживания. Нехитрые приемы помогут родителям обучить малышей раннего и младшего дошкольного возраста одеваться без слез....

    УЧИМ РЕБЕНКА ОДЕВАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО

    Младший дошкольный возраст – особый период в жизни ребёнка. В возрасте 3-4 лет у ребёнка начинает складываться сознательное управление своим поведением. Значительно повышается активность, а стре...

    Учим ребенка одеваться самостоятельно

    ПЕРВОЕ. Что может ребёнок сделать сам:После года малыш может при одевании: подать маме нужную вещь, подать ручку при одевании куртки или кофточки, поднять голову при надевании шапки. Все свои действия...

    Консультация для родителей "Учим маленького ребенка одеваться самостоятельно"

    Консультация для родителей " Учим маленького ребенка одеваться самостоятельно"...