Главные вкладки

    План самообразования воспитателя младшей группы Клочковой Е.В. на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет".
    консультация на тему

    План самообразования воспитателя младшей группы на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"

    Тема: Активизация словаря детей 3-4 лет.
    Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей. 

    Актуальность темы:

    Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных. 

    Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. 

     

    План работы по теме (на один учебный год):

     

     

    Раздел

    Сроки

    Содержание работы

    Практические выходы

    Изучение методической литературы

    Сентябрь - май

    1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

    2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

    3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

    4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

    4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.

    5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

    6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

     

    Работа с детьми

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    image


    участие во всероссийском вебинаре

    «ФГОС ДО

    Сентябрь

     

    Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста.

    Октябрь

    Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т.д.

     

    Ноябрь

    Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

     

    Январь

    Дидактические игры с применением картинок: «Зимующие птицы», «Покажи правильно» и т.д.

     

    imageФевраль

    Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске.

     

     

     

     

     

     

         содержание образовательной деятельности

    в области речевого развития дошкольника»

     

     

    Показ театрализованного представления по сказке «Колобок» детям первой младшей группы.

    Март-апрель

    Использование мнемотаблиц в ходе НОД ОО «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».

     

    Работа с семьёй

    Октябрь

    Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи младших дошкольников.

    Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».

    Ноябрь

    Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама!»

    Папка-передвижка.

    Январь

    Консультация «Учим ребёнка общаться».

     

    Февраль

    Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».

    Театрализованный показ «Наши любимые сказки».

    Март

    Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.

    Памятки для родителей.

    Апрель

     

    Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя «Пересказ «Кто сказал «мяу»?».

    Самореализация

    Октябрь

    НОД по теме «Гости из леса» с использованием метода «живой картинки».

    Открытый просмотр НОД во второй младшей группе.

    Январь

    Сообщение на педсовете по теме: «Активизация речи детей 3-4 лет».

    Выступление на педсовете ДОУ.

    Май

    Отчёт по теме самообразования.

    Выступление на итоговом педсовете.

     

     

    Материал представленный в этой статье будет полезен воспитателям ясельной и младшей группы при подготовке родительского собрания.
    Цель: Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей ясельного возраста.
    Задачи: познакомить родителей с играми, которые способствуют сенсорному развитию детей 2-3 лет; укрепить сотрудничество между родителями и педагогическим коллективом группы.
    Уважаемые родители! Сегодня я бы хотела познакомить Вас с методами и приемами, которые мы используем для развития сенсорной культуры у детей.
    Но для начала немного теории. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие, с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для других видов труда.
    С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – мышление, запоминание, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
    Если мы рассмотрим основные области в дошкольном образование, то в каждой из них необходимо использовать знания об окружающих предметах. Так, например, в изобразительной деятельности, чтобы нарисовать предмет, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Когда мыс детьми гуляем на улице, мы наблюдаем за явлениями природы: говорим о цвете неба, листьев, травы, о том на какую фигуру похожи лужи. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими фигурами, сравнение объектов по величине.
    Важное значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах –общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. В каждом возрасте перед сенсорным восприятием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
    Сейчас вашим ребятишкам два года. В этом возрасте детей надо знакомить с шестью цветами спектра, белым и черны цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник. В этом возрасте не следует требовать запоминания и правильного употребления детьми названий цвета и формы. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними.
    Основными приемами при изучении свойств предметов в этом возрасте являются сравнение, сопоставление и наложение предметов. А так как основным видом деятельности дошкольника является игра, то все обучение сенсорной культуре происходит в игровой форме.
    Сейчас я приглашаю все Вас встать в круг. Забудьте на время, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем.
    Поскорей все встали в круг
    За руки все взялись вдруг
    Будем рядом мы стоять
    Будем глазки закрывать.
    А теперь начнем вращаться,
    В ребятишек превращаться.
    Подарю вам ленточки,
    Подарю вам бантики!
    Быстро наряжаемся
    В поездку собираемся!
    Паровоз давно нас ждет,
    В страну Сенсорики везет!
    Слышится стук колес, родители становятся «паровозиком», воспитатель впереди.
    1. Внимание наш поезд приехал на стацию «разноцветную».

     

    Игра «Раздай куклам кубики».
    Цель: закреплять у детей умение группировать однородные предметы по цвету.
    Перед вами сидят куклы в нарядах из четырех основных цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Куклы хотят поиграть в кубики. Но куклы хотят играть только в свои кубики. Помогите им.
    В ходе игры дети разбиваются на пары. Договариваемся, кто для какой куклы будет искать кубики.
    Игра « Рассыпалась мозаика».
    Цель: закреплять у детей умение группировать однородные предметы по цвету. Формировать мелкую моторику пальцев рук.
    На столе рассыпана мозаика из четырех или двух цветов. Рядом стаканчики такого же цвета. Надо собрать мозаику по стаканчикам.
    Для данной игры можно использовать любой материал, который есть в группе или дома: карандаши, бусинки и т.д.
    Игра «Найди пару».
    Цель: развитие внимания и реакции детей, закрепление знания цветов.
    Каждому из родителей предлагается одеть накидку одного из четырех цветов. Пока звучит музыка, мы как бабочки летаем и кружимся. Как только музыка закончится каждая бабочка ищет себе пару (два человека в одинаковых накидках).
    Игра « Найди свой домик»

     

    Цель: развитие внимания и реакции детей, закрепление знания цветов.
    Используются все те же накидки и игровое поле с разноцветными кругами для игры « Твистер». Музыка звучит все танцуют. После окончания музыки, каждый должен занять свой «домик», который соответствует поцвету накидке.
    2. Звучит музыка поезд едет дальше.
    Наш поезд приехал на станцию «Фигурная».
    Игра « Уложи фигурки в кроватку».
    Цель: учить соотносить предметы по форме.
    У каждого лист с контурами фигур: треугольник, круг, квадрат – это кроватки. А фигурки – «человечки» устали и хотят спать, каждый в своей кроватке.
    Ну вот наше путешествие подошло к концу. Сегодня вы на практике познакомились с играми, в которые мы играем с детьми. Все эти игры не требуют сложных материалов, предполагают индивидуальную работу с ребенком и поэтому доступны в домашних условиях.

     


    Использованная литература:
    Л.А. Венгер "Воспитание сенсорной культуры ребенка".
    Стихотворение Э.В. Хуснутдиновой.

     

    РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА.

     Игра 1. Попроси правильно
    Цель: закрепить умение называть детенышей животных и действия. Материал: игрушечные бельчонок и котенок.

    Взрослый (подражает мяуканью кошки). Кто это мяукает? Где?
    Выходит вместе с детьми в соседнюю комнату.
    К нам пришли гости! Смотрите, они совсем маленькие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок. Животные хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. Бельчонок, поскачи! Вот как скачет! А котенка можно попросить: котенок, спой! Вот как поет котенок! Кого вы хотите попросить? О чем?
    Дети просят котенка и бельчонка, дают им разные поручения - станцуй, побегай, попрыгай, ляг, сядь, встань и т.д.. После игры животные прощаются с детьми и уходят (уезжают).

     Игра 2.Гуси
    Цель: учить воспринимать глаголы на слух и выполнять действия, которые они обозначают.

    Дети вместе со взрослым декламируют стихотворение, сопровождая декламацию игрой пальцами рук. Слова калмыцкой народной песенки.

    — Где ладошки? Тут? Дети протягивают руки вперед
    _ Тут. ладонями вверх.
    — На ладошке пруд?
    — Пруд.
    — Палец большой — Загибают пальцы от большого
    Это гусь молодой, к мизинцу.
    Указательный — поймал,
    Средний — гуся ощипал.
    Этот палец суп варил,
    Самый меньший — печь топил,
    Полетел гусь в рот, Изображают полет руками.
    А оттуда в живот... Притрагиваются кистями рук
    к животу.
    Вот. 
    Роняют руки вниз и свободно встряхивают ими.

      Игра 3. Курочка -рябушечка
    Цель: формировать умение произносить звукоподражания. Материал: шапочка от костюма курочки.

    Можно играть с 1 ребенком (взрослый - курочка, а ребенок - цыпленок) или с группой детей. 
    Из числа играющих выбирают курочку-рябушечку, надевают ей на голову шапочку. По сигналу водящего начинается диалог.

    Дети. Курочка-рябушечка, куда идешь? 
    Курочка. На речку.
    Дети. Курочка-рябушечка, зачем идешь? 
    Курочка. За водой.
    Дети. Курочка-рябушечка, зачем тебе вода? Курочка. Цыплят поить.
    Они пить хотят.
    На всю улицу пищат —
    Пи-пи-пи!

    После слов «на всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ребенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пойманные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором новой  курочки - рябушечки.

     Игра 4. Два брата
    Цель: осваивать способы образования видовых пар глаголов. Материал: два игрушечных медвежонка.

    Жили-были в лесу два брата — два маленьких медвежонка. Звали их Шустрик и Мямлик.
    Взрослый показывает игрушки и делает паузы, дети должны подсказать подходящий по смыслу глагол.

    Шустрик был веселый, послушный и всегда успевал все сделать вовремя. Мямлик был очень медлительный. У него не хватало времени даже на любимые игры, поэтому он всегда грустил, а вот родители считали его непослушным. Как-то рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, а Мямлик еще только... (встает). Шустрик оделся, а Мямлик... (одевается).

    Дети, подскажите Мямлику, как сделаться веселым.

    В этой игре можно использовать самые разные сюжеты: «На прогулке», «В лесу», «На реке», «На утренней гимнастике» и др. Варианты видовых пар глаголов: заправил постель — заправляет, умылся — умывается, почистил зубы — чистит, позавтракал — завтракает, пришел в школу — идет в школу, пообедал — обедает, сделал уроки — делает уроки, собрался на прогулку — собирается, лег спать — ложится и т.д.

     Игра 5. Добавь слово
    Цель: формировать умение находить нужный по смыслу глагол. Материал: кукла Гена.

    Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать.

    К вам в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, вы должны будете сейчас угадать.

    Ген а. Я умею постель... (убирать). Я умею пол... (подметать). Я умею пыль... (вытирать). Я умею посуду... (мыть). Я умею постель... (застилать). Я умею цветы... (поливать). Я помогаю стол... (накрывать). Я помогаю тарелки... (расставлять). Я помогаю вилки... (раскладывать). Я помогаю крошки... (сметать). Я помогаю комнату... (убирать).

    Консультация – рекомендация

    для родителей на тему:

     «Поговори со мною, мама!»

                   Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.

                   Время, какое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.

                   Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым.

                   Играйте, гуляйте с ребёнком тогда, когда вы действительно настроены общаться с ним. Время, проведённое с сыном или дочерью только по родительскому долгу, приносит мало радости обоим. Иногда родителям бывает трудно сообразить, о чём говорить с ребёнком, чем заняться с ним. Если вы уделите ему внимание искренне, то можете не волноваться, он сам за вас решит эту проблему.

      Разговор - самая привычная форма общения взрослых. Дети вообще очень интересуются своими родителями, им хочется узнать, что вы делаете, когда не бываете с ними. Вам, наверное, тоже интересно, что делает ребёнок в детском саду, с кем он дружит, что его волнует, что он думает о жизни.

        Больше разговоров дети любят дела. Вы собрались чем-то заняться вместе с ребёнком. Возможно несколько вариантов:  вы предлагаете ребёнку подключиться к выбранному вами занятию. Участвуя в ваших делах, ребёнок познаёт мир и занятия взрослых. Если вы сумели найти общий язык с ребёнком, согласовать действия, даже самая трудная работа станет для него большим удовольствием. Главное – не задавить ребёнка своим авторитетом, опытом, «мудростью», оставить ему место для инициативы, творчества, возможности ошибаться. Последнее особенно важно, так как упрёки, если он что-то делает не так, как надо, сразу отнимают у ребёнка желание заниматься сообща с вами. Конечно, трудно удержаться от наставничества. Однако вам незачем волноваться из-за несовершенства своего ребёнка. Во–первых, он растёт и развивается, учится на своих ошибках сам. Во–вторых, если он был бы безупречным, он не был бы вашим ребёнком;      вы вместе с ребёнком решаете, что делать, сообща придумываете интересное занятие;      вы подключаетесь к детской деятельности. Например, принимаете роль игрового партнёра ребёнка. Если первые два варианта достаточно часто встречаются в семейной жизни, то о третьем этого не скажешь. Во всех случаях, если ребёнок получает удовольствие от совместного общения, он чувствует, что вы его любите, и сам начинает испытывать к вам более тёплые чувства;       Главным принципом в налаживании отношений с ребёнком должен стать принцип – безусловное принятие: любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребёнка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Подобные знаки безусловного принятия ребёнку нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться.   Не всегда родители следят за своими обращениями к детям. По мере взросления у них прослеживается обида, одиночество, отчаяние. Они рассказывают о том, что родители с ними «не дружат», никогда не говорят «по – человечески», «тычут», «орут», используют только повелительные глаголы: «сделай», «убери», «принеси!» и т. д. В результате многие дети уже не надеются на улучшение обстановки дома и ищут помощи на стороне. Если дело дошло до таких крайностей для обеих сторон, ещё не всё потеряно: родители должны и могут вернуть мир в семью. Но для этого надо начинать с себя. Почему с себя? Потому что у взрослых больше знаний, способности контролировать себя, больше жизненного опыта.

    Помните! Общение со взрослыми – самый мощный источник радостных переживаний для ребёнка! Любите своих детей!

     

     

    Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста

     Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение,засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а       Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.

         Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и фон.

      Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами,  фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.

       Впоследствии  мнемоника на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области практической психологии.

       На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

    ™      Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

    ™ Употребление нелитературных слов и выражений.

    ™ Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

    ™ Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

    ™ Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

    ™ Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

    ™ Плохая дикция.

    Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

     Все мы знаем, как трудно бывает ребёнку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст.

      Какие трудности и почему испытывает ребёнок при построении связного рассказа?

     Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например: «А у волка были большие зубы», «У него была пасть страшная» и т. д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить чувства. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая: дети пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений. То есть, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

    Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

       К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

     Чтобы   помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

     Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

    Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,

    Глухов В. П. – блоками-квадратами,

    Большева Т. В. – коллажем,     Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

       Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

          Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

        Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

         Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

       Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. 

          Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

    - строение рассказа,

    - последовательность рассказа,

    - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

    Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.  С помощью мнемотаблиц педагог может научить дошкольника производить звуковой анализ слова, составить рассказы, читать, писать, отгадывать кроссворды и т.д.

    Мнемотаблица помогает развивать:

    - ассоциативное мышление

    - зрительную и слуховую память

    - зрительное и слуховое внимание

    - воображение

        Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

          Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

         Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов,

    последовательно переходить к мнемодорожкам, и

    позже - к мнемотаблицам. , т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

      Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

    Описательный рассказ.  Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

    Пересказ.  Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

    Творческие рассказы.  Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы

       Еще одна разновидность мнемотехники – это коллаж. Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель  коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

    Из каких этапов состоит работа по использованию мнемотаблиц

    1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

    2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

    3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

        В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно (более подробно описано у Назаровой И. И.). 

         Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д. Вся работа строится, как мы уже говорили,  от простого к сложному.  (Алгоритм обучения детей)

      Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности , так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

      Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

    Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobr.docx46.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    План самообразования воспитателя младшей группы на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"

    Тема: Активизация словаря детей 3-4 лет.
    Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей. 

    Актуальность темы:

    Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных. 

    Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. 

    План работы по теме (на один учебный год):

    Раздел

    Сроки

    Содержание работы

    Практические выходы

    Изучение методической литературы

    Сентябрь - май

    1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

    2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

    3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

    4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

    4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.

    5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

    6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

    Работа с детьми

    участие во всероссийском вебинаре

    «ФГОС ДО

    Сентябрь

    Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста.

    Октябрь

    Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т.д.

    Ноябрь

    Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

    Январь

    Дидактические игры с применением картинок: «Зимующие птицы», «Покажи правильно» и т.д.

    Февраль

    Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске.

         содержание образовательной деятельности

    в области речевого развития дошкольника»

    Показ театрализованного представления по сказке «Колобок» детям первой младшей группы.

    Март-апрель

    Использование мнемотаблиц в ходе НОД ОО «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».

    Работа с семьёй

    Октябрь

    Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи младших дошкольников.

    Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».

    Ноябрь

    Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама!»

    Папка-передвижка.

    Январь

    Консультация «Учим ребёнка общаться».

    Февраль

    Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».

    Театрализованный показ «Наши любимые сказки».

    Март

    Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.

    Памятки для родителей.

    Апрель

    Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя «Пересказ «Кто сказал «мяу»?».

    Самореализация

    Октябрь

    НОД по теме «Гости из леса» с использованием метода «живой картинки».

    Открытый просмотр НОД во второй младшей группе.

    Январь

    Сообщение на педсовете по теме: «Активизация речи детей 3-4 лет».

    Выступление на педсовете ДОУ.

    Май

    Отчёт по теме самообразования.

    Выступление на итоговом педсовете.

    Материал представленный в этой статье будет полезен воспитателям ясельной и младшей группы при подготовке родительского собрания.
    Цель: Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей ясельного возраста.
    Задачи: познакомить родителей с играми, которые способствуют сенсорному развитию детей 2-3 лет; укрепить сотрудничество между родителями и педагогическим коллективом группы.
    Уважаемые родители! Сегодня я бы хотела познакомить Вас с методами и приемами, которые мы используем для развития сенсорной культуры у детей.
    Но для начала немного теории. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие, с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для других видов труда.
    С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – мышление, запоминание, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
    Если мы рассмотрим основные области в дошкольном образование, то в каждой из них необходимо использовать знания об окружающих предметах. Так, например, в изобразительной деятельности, чтобы нарисовать предмет, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Когда мыс детьми гуляем на улице, мы наблюдаем за явлениями природы: говорим о цвете неба, листьев, травы, о том на какую фигуру похожи лужи. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими фигурами, сравнение объектов по величине.
    Важное значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах –общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. В каждом возрасте перед сенсорным восприятием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
    Сейчас вашим ребятишкам два года. В этом возрасте детей надо знакомить с шестью цветами спектра, белым и черны цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник. В этом возрасте не следует требовать запоминания и правильного употребления детьми названий цвета и формы. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними.
    Основными приемами при изучении свойств предметов в этом возрасте являются сравнение, сопоставление и наложение предметов. А так как основным видом деятельности дошкольника является игра, то все обучение сенсорной культуре происходит в игровой форме.
    Сейчас я приглашаю все Вас встать в круг. Забудьте на время, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем.
    Поскорей все встали в круг
    За руки все взялись вдруг
    Будем рядом мы стоять
    Будем глазки закрывать.
    А теперь начнем вращаться,
    В ребятишек превращаться.
    Подарю вам ленточки,
    Подарю вам бантики!
    Быстро наряжаемся
    В поездку собираемся!
    Паровоз давно нас ждет,
    В страну Сенсорики везет!
    Слышится стук колес, родители становятся «паровозиком», воспитатель впереди.
    1. Внимание наш поезд приехал на стацию «разноцветную».

    Игра «Раздай куклам кубики».
    Цель: закреплять у детей умение группировать однородные предметы по цвету.
    Перед вами сидят куклы в нарядах из четырех основных цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Куклы хотят поиграть в кубики. Но куклы хотят играть только в свои кубики. Помогите им.
    В ходе игры дети разбиваются на пары. Договариваемся, кто для какой куклы будет искать кубики.
    Игра « Рассыпалась мозаика».
    Цель: закреплять у детей умение группировать однородные предметы по цвету. Формировать мелкую моторику пальцев рук.
    На столе рассыпана мозаика из четырех или двух цветов. Рядом стаканчики такого же цвета. Надо собрать мозаику по стаканчикам.
    Для данной игры можно использовать любой материал, который есть в группе или дома: карандаши, бусинки и т.д.
    Игра «Найди пару».
    Цель: развитие внимания и реакции детей, закрепление знания цветов.
    Каждому из родителей предлагается одеть накидку одного из четырех цветов. Пока звучит музыка, мы как бабочки летаем и кружимся. Как только музыка закончится каждая бабочка ищет себе пару (два человека в одинаковых накидках).
    Игра « Найди свой домик»

    Цель: развитие внимания и реакции детей, закрепление знания цветов.
    Используются все те же накидки и игровое поле с разноцветными кругами для игры « Твистер». Музыка звучит все танцуют. После окончания музыки, каждый должен занять свой «домик», который соответствует поцвету накидке.
    2. Звучит музыка поезд едет дальше.
    Наш поезд приехал на станцию «Фигурная».
    Игра « Уложи фигурки в кроватку».
    Цель: учить соотносить предметы по форме.
    У каждого лист с контурами фигур: треугольник, круг, квадрат – это кроватки. А фигурки – «человечки» устали и хотят спать, каждый в своей кроватке.
    Ну вот наше путешествие подошло к концу. Сегодня вы на практике познакомились с играми, в которые мы играем с детьми. Все эти игры не требуют сложных материалов, предполагают индивидуальную работу с ребенком и поэтому доступны в домашних условиях.


    Использованная литература:
    Л.А. Венгер "Воспитание сенсорной культуры ребенка".
    Стихотворение Э.В. Хуснутдиновой.

    РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА.

     Игра 1. Попроси правильно
    Цель: закрепить умение называть детенышей животных и действия. Материал: игрушечные бельчонок и котенок.

    Взрослый (подражает мяуканью кошки). Кто это мяукает? Где?
    Выходит вместе с детьми в соседнюю комнату.
    К нам пришли гости! Смотрите, они совсем маленькие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок. Животные хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. Бельчонок, поскачи! Вот как скачет! А котенка можно попросить: котенок, спой! Вот как поет котенок! Кого вы хотите попросить? О чем?
    Дети просят котенка и бельчонка, дают им разные поручения - станцуй, побегай, попрыгай, ляг, сядь, встань и т.д.. После игры животные прощаются с детьми и уходят (уезжают).

     Игра 2.Гуси
    Цель: учить воспринимать глаголы на слух и выполнять действия, которые они обозначают.

    Дети вместе со взрослым декламируют стихотворение, сопровождая декламацию игрой пальцами рук. Слова калмыцкой народной песенки.

    — Где ладошки? Тут? Дети протягивают руки вперед
    _ Тут. ладонями вверх.
    — На ладошке пруд?
    — Пруд.
    — Палец большой — Загибают пальцы от большого
    Это гусь молодой, к мизинцу.
    Указательный — поймал,
    Средний — гуся ощипал.
    Этот палец суп варил,
    Самый меньший — печь топил,
    Полетел гусь в рот, Изображают полет руками.
    А оттуда в живот... Притрагиваются кистями рук
    к животу.
    Вот. 
    Роняют руки вниз и свободно встряхивают ими.

     Игра 3. Курочка -рябушечка
    Цель: формировать умение произносить звукоподражания. Материал: шапочка от костюма курочки.

    Можно играть с 1 ребенком (взрослый - курочка, а ребенок - цыпленок) или с группой детей. 
    Из числа играющих выбирают курочку-рябушечку, надевают ей на голову шапочку. По сигналу водящего начинается диалог.

    Дети. Курочка-рябушечка, куда идешь? 
    Курочка. На речку.
    Дети. Курочка-рябушечка, зачем идешь? 
    Курочка. За водой.
    Дети. Курочка-рябушечка, зачем тебе вода? Курочка. Цыплят поить.
    Они пить хотят.
    На всю улицу пищат —
    Пи-пи-пи!

    После слов «на всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ребенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пойманные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором новой  курочки - рябушечки.

     Игра 4. Два брата
    Цель: осваивать способы образования видовых пар глаголов. Материал: два игрушечных медвежонка.

    Жили-были в лесу два брата — два маленьких медвежонка. Звали их Шустрик и Мямлик.
    Взрослый показывает игрушки и делает паузы, дети должны подсказать подходящий по смыслу глагол.

    Шустрик был веселый, послушный и всегда успевал все сделать вовремя. Мямлик был очень медлительный. У него не хватало времени даже на любимые игры, поэтому он всегда грустил, а вот родители считали его непослушным. Как-то рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, а Мямлик еще только... (встает). Шустрик оделся, а Мямлик... (одевается).

    Дети, подскажите Мямлику, как сделаться веселым.

    В этой игре можно использовать самые разные сюжеты: «На прогулке», «В лесу», «На реке», «На утренней гимнастике» и др. Варианты видовых пар глаголов: заправил постель — заправляет, умылся — умывается, почистил зубы — чистит, позавтракал — завтракает, пришел в школу — идет в школу, пообедал — обедает, сделал уроки — делает уроки, собрался на прогулку — собирается, лег спать — ложится и т.д.

     Игра 5. Добавь слово
    Цель: формировать умение находить нужный по смыслу глагол. Материал: кукла Гена.

    Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать.

    К вам в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, вы должны будете сейчас угадать.

    Ген а. Я умею постель... (убирать). Я умею пол... (подметать). Я умею пыль... (вытирать). Я умею посуду... (мыть). Я умею постель... (застилать). Я умею цветы... (поливать). Я помогаю стол... (накрывать). Я помогаю тарелки... (расставлять). Я помогаю вилки... (раскладывать). Я помогаю крошки... (сметать). Я помогаю комнату... (убирать).

    Консультация – рекомендация

    для родителей на тему:

     «Поговори со мною, мама!»

                   Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.

                   Время, какое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.

                   Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым.

                   Играйте, гуляйте с ребёнком тогда, когда вы действительно настроены общаться с ним. Время, проведённое с сыном или дочерью только по родительскому долгу, приносит мало радости обоим. Иногда родителям бывает трудно сообразить, о чём говорить с ребёнком, чем заняться с ним. Если вы уделите ему внимание искренне, то можете не волноваться, он сам за вас решит эту проблему.

      Разговор - самая привычная форма общения взрослых. Дети вообще очень интересуются своими родителями, им хочется узнать, что вы делаете, когда не бываете с ними. Вам, наверное, тоже интересно, что делает ребёнок в детском саду, с кем он дружит, что его волнует, что он думает о жизни.

        Больше разговоров дети любят дела. Вы собрались чем-то заняться вместе с ребёнком. Возможно несколько вариантов:  вы предлагаете ребёнку подключиться к выбранному вами занятию. Участвуя в ваших делах, ребёнок познаёт мир и занятия взрослых. Если вы сумели найти общий язык с ребёнком, согласовать действия, даже самая трудная работа станет для него большим удовольствием. Главное – не задавить ребёнка своим авторитетом, опытом, «мудростью», оставить ему место для инициативы, творчества, возможности ошибаться. Последнее особенно важно, так как упрёки, если он что-то делает не так, как надо, сразу отнимают у ребёнка желание заниматься сообща с вами. Конечно, трудно удержаться от наставничества. Однако вам незачем волноваться из-за несовершенства своего ребёнка. Во–первых, он растёт и развивается, учится на своих ошибках сам. Во–вторых, если он был бы безупречным, он не был бы вашим ребёнком;      вы вместе с ребёнком решаете, что делать, сообща придумываете интересное занятие;      вы подключаетесь к детской деятельности. Например, принимаете роль игрового партнёра ребёнка. Если первые два варианта достаточно часто встречаются в семейной жизни, то о третьем этого не скажешь. Во всех случаях, если ребёнок получает удовольствие от совместного общения, он чувствует, что вы его любите, и сам начинает испытывать к вам более тёплые чувства;       Главным принципом в налаживании отношений с ребёнком должен стать принцип – безусловное принятие: любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребёнка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Подобные знаки безусловного принятия ребёнку нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться.   Не всегда родители следят за своими обращениями к детям. По мере взросления у них прослеживается обида, одиночество, отчаяние. Они рассказывают о том, что родители с ними «не дружат», никогда не говорят «по – человечески», «тычут», «орут», используют только повелительные глаголы: «сделай», «убери», «принеси!» и т. д. В результате многие дети уже не надеются на улучшение обстановки дома и ищут помощи на стороне. Если дело дошло до таких крайностей для обеих сторон, ещё не всё потеряно: родители должны и могут вернуть мир в семью. Но для этого надо начинать с себя. Почему с себя? Потому что у взрослых больше знаний, способности контролировать себя, больше жизненного опыта.

    Помните! Общение со взрослыми – самый мощный источник радостных переживаний для ребёнка! Любите своих детей!

    Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста

     Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение,засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а       Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.

         Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и фон.

      Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами,  фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.

       Впоследствии  мнемоника на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области практической психологии.

       На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

    ™      Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

    ™ Употребление нелитературных слов и выражений.

    ™ Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

    ™ Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

    ™ Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

    ™ Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

    ™ Плохая дикция.

    Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

     Все мы знаем, как трудно бывает ребёнку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст.

      Какие трудности и почему испытывает ребёнок при построении связного рассказа?

     Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например: «А у волка были большие зубы», «У него была пасть страшная» и т. д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить чувства. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая: дети пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений. То есть, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. 

    Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

       К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

     Чтобы   помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

     Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

    Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,

    Глухов В. П. – блоками-квадратами,

    Большева Т. В. – коллажем,     Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

       Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

          Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

        Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

         Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

       Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. 

          Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

    - строение рассказа,

    - последовательность рассказа,

    - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

    Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.  С помощью мнемотаблиц педагог может научить дошкольника производить звуковой анализ слова, составить рассказы, читать, писать, отгадывать кроссворды и т.д.

    Мнемотаблица помогает развивать:

    - ассоциативное мышление

    - зрительную и слуховую память

    - зрительное и слуховое внимание

    - воображение

        Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

          Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

         Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов,

    последовательно переходить к мнемодорожкам, и

    позже - к мнемотаблицам. , т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

      Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

    Описательный рассказ.  Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

    Пересказ.  Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

    Творческие рассказы.  Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы

       Еще одна разновидность мнемотехники – это коллаж. Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель  коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

    Из каких этапов состоит работа по использованию мнемотаблиц

    1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

    2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

    3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

        В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно (более подробно описано у Назаровой И. И.). 

         Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д. Вся работа строится, как мы уже говорили,  от простого к сложному.  (Алгоритм обучения детей) 

      Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности , так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

      Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

    Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. 

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План самообразования воспитателя по теме: "Воспитание культурно -гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

    Материал предназначен для воспитателей групп раннего и младшего дошкольного возраста...

    ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»

    ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»Цель работы - разв...

    План самообразования воспитателя младшей группы на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"

    Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей....

    План самообразования воспитателя младшей группы на тему: «Активизация словаря детей 3–4 лет»

    Цель:- изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей : 1....