План самообразования воспитателя младшей группы на тему: «Активизация словаря детей 3–4 лет»
материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Белова Ирина Станиславовна

 Цель:- изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей :

 

1.    Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении; обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;

 

2. Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, качества (сенсорные эталоны, особенности поверхности (гладкая, пушистая и т. д., некоторые материалы и их свойства, местоположение(ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов);

3. Обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет, учить находить между ними сходство и различие;

4. Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. д.); называть части суток, называть предметы определенной лексической категории (животные, детеныши животных, фрукты и т. д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie._aktivizatsiya_slovarya_detey_3-4_let.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя младшей группы на тему: «Активизация словаря детей 3–4 лет»

Белова Ирина Станиславовна.

 
План самообразования воспитателя младшей группы на тему: «Активизация словаря детей 3–4 лет»

ГБОУ Школа №777      1 д.о.

План

самообразования

воспитателя младшей группы № 3 “ Зайчики”.

Образовательная область

«Речевое развитие

на тему: «Активизация словаря

детей 3-4 лет»

Воспитатель : Белова Ирина Станиславовна.

2016-2017 год

План самообразования воспитателя младшей группы

на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"

.

 ТемаАктивизация словаря детей 3-4 лет.

 Сроки реализации: работа начата в сентябре 2016 года, планируется закончить в мае 2017 г.

 Цель:- изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей :

  1. Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении; обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;

2. Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, качества (сенсорные эталоны, особенности поверхности (гладкая, пушистая и т. д., некоторые материалы и их свойства, местоположение(ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов);

3. Обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет, учить находить между ними сходство и различие;

4. Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. д.); называть части суток, называть предметы определенной лексической категории (животные, детеныши животных, фрукты и т. д.)

6. Актуальность темы:

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных.

Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек, транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.

7. Предполагаемый результат:

Расширение словаря детей, умение использовать полученные знания в ходе общения с взрослыми и сверстниками.

8. Форма самообразования: индивидуальная.

9. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой: Активизация словаря детей 3-4 лет.

1. Изучение методичекой литературы по теме;

2. Посещение НОД у воспитателей своего ДОУ

3. Посещение педсоветов, вебинаров, конференций по ФГОС.

4. Самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

5. Подбор методических пособий и дидактических игр по теме ;

10. Отчет о проделанной работе:

1. Сообщение на педагогическом совете;

2. Презентация результатов на педагогическом совете.

3. Методический материал по лексическим темам«Отгадай загадку. Овощи»«Отгадай загадку. Фрукты»«Посуда»«Зимующие птицы»«Животные жарких стран»«Домашние птицы»«Кто где спрятался»«Найди отличия» и др.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ по теме:

1. Самореализация

Период 01.09.2016 -30.05.2017

Практические выходы :

1. Участие в вебинарах, блиц- олимпиадах, онлайн конференциях.

2. Проведение мониторинга

3. Подготовка лексического материала для развития речи по темам

1. «Отгадай загадку»

2. «Овощи»

3. «Фрукты»

4. «Посуда»

5. «Зимующие птицы»

6. «Животные жарких стран»

7.«Домашние птицы»

8.«Кто где спрятался»

9.«Найди отличия» и др.

4. Подбор картотеки словесных и дидактичеких игр по теме.

2. Изучение методической литературы

Период 01.09.2016 -30.05.2017

Практические выходы :

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

3. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. - М., 2005.

4. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В. В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

6. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

7. Н. Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. 2 младшая группа. Интегрированный подход». М.: Скрипторий 2003, 2013 г.

- конспекты занятий по развитию речи;

- результаты мониторинга детей: образовательные области «Социально – коммуникативное развитие»«Чтение художественной литературы»«Познание»;

-картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста.

3. Работа с детьми

Период 01.09.2016 -30.05.2017

Практические выходы :

СЕНТЯБРЬ

Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки»«Лото»«Чей малыш?»,«Большие и маленькие» и т. д.

ОКТЯБРЬ-НОЯБРЬ

Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

ДЕКАБРЬ

Дидактические игры с применением картинок«Зимующие птицы»«Покажи правильно» и т. д.

ЯНВАРЬ

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, пальчикового, на магнитной доске.

ФЕВРАЛЬ

Показ театрализованного представления по сказке «Колобок» детям второй младшей группы.

МАРТ-АПРЕЛЬ

Использование мнемо таблиц в ходе НОД ОО «Коммуникация»«Познание»«Чтение художественной литературы».

МАЙ

Мониторинг.

4. Работа с родителями

Период 01.09.2016 -30.05.2017

Практические выходы :

СЕНТЯБРЬ- ОКТЯБРЬ

1. Индивидуальные беседы с родителями поступивших детей.

2. Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников.

3. Обсуждение темы «Игры, в которые мы играем».

НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ

1. Проведение совместного праздника для детей и родителей «Новый Год».

2. Памятка «Упражнения для развития речевого дыхания»

3. Папка передвижка «Игры для развития словаря дошкольника, или как в домашнихусловиях проводить занятия с ребенком по развитию речи.

ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ

1. Консультация «Учим ребёнка общаться».

2. Сообщение на родительском собрании «Развитие речи детей 3 – 4 лет. Острый слух – правильная речь».

3. Папка передвижка «Речевые игры по дороге в детский сад»

4. Памятка «Речь малыша»

МАРТ-АПРЕЛЬ

1. Анкетирование родителей «Речь моего ребенка. Хорошо ли он говорит?»

2. Проведение праздника 8 Марта: поздравляем мам и бабушек, поем песни и читаем стихи.

3. Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.

4. Памятка «Игры для развития пассивного словаря» .

Публикации по теме:

Доклад по самообразованию «Активизация словаря детей второй группы раннего возраста»

Доклад по самообразованию «Активизация словаря детей второй группы раннего возраста»

В настоящее время в системе дошкольного воспитания одним из главных приоритетов является воспитание и развитие ребенка раннего возраста, так как этот возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.

Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Для развития словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком.

Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и всецело зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка.

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития у ребенка дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения ребенка в дальнейшем.

Педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным, поэтому для повышения своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности, мною была выбрана тема самообразования «Активизация словаря детей второй группы раннего возраста». Это является основной целью программы.

Задачи:

-Проанализировать свои педагогические возможности, творческий потенциал, умение искать эффективные способы взаимодействия с воспитанниками.

-Изучить и выбрать для собственной деятельности инновационные технологии по проблеме эффективного взаимодействия с детьми.

-Создание системы работы по внедрению в образовательный процесс технологии педагогического проектирования.

-Обобщить свой педагогический опыт для выявления возможных трудностей и перспектив дальнейшей деятельности.

Мною был составлен план самообразования, который сочетался с задачами ДОУ.

 Собственный уровень знаний повышался путём изучения статей в журналах«Дошкольное воспитание»«Ребёнок в детском саду»«Воспитатель в ДОУ»«Обруч»; участие во всероссийских  интернет-конкурсах.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:

 Алексеева М. М. Яшина В. И. «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников»:Учеб. пособие. -М, Издательский центр «Академия», 2006г. ,

Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999,

 Левина Л «Развиваем речь для детей 2-3 лет» М. пресс 2008г. ,

Ф. А. Сохина «Развитие речи детей дошкольного возраста»/Пособие для воспитателя детского сада /Москва, Просвещение 2004,

 В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей» Москва: Мозайка - синтез 2000г.

Изучение темы начала с раздела:

Алексеева М. М., Яшина В. И. «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников»: Учеб. пособие. - М, Издательский центр«Академия», 2006г.

Разработала картотеку игр по речевому развитию для детей раннего дошкольного возраста.

В октябре продолжила изучение темы с раздела: Леонтьева А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999. С помощью родителей были приобретены

настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки»«Лото»«Чей малыш?»,«Большие и маленькие», которые я активно использовала с детьми в утренние и вечерние часы.

Мною был проведен семинар-практикум «Игры, в которые мы играем», на котором были представлены родителям речевые игры и упражнения, используемые в детском саду для формирования речи младших дошкольников.

В ноябре продолжила изучение темы с раздела: Левина Л. «Развиваем речь детей 2-3 лет» М. пресс 2008г.

Мною был разработан и реализован проект по «речевому развитию» «В гостях у сказки».

Была изготовлена папка-передвижка «О чем рассказывает сказка».

В декабре продолжила изучение темы с раздела: Ф. А. Сохина «Развитие речи детей дошкольного возраста»/Пособие для воспитателя детского сада /Москва, Просвещение 2004.

Активизировала словарь детей в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

Проводила индивидуальные беседы с родителями на тему «Развитие речи детей раннего возраста».

В январе продолжила изучение темы с раздела: В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

Проводила дидактические игры с применением картинок, например «Зимующие птицы»,«Покажи правильно» и другие.

Для родителей подготовила консультацию «Учим ребёнка общаться».

В феврале продолжила изучение темы с раздела: Арушановой А. Г. «Речь и речевое общение детей» Москва: Мозайка - синтез 2000г.

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске.

Подготовила консультацию для родителей «Как организовать домашний театр».

В марте в работе с детьми использовала тематические папки «Лейпбук» в ходе проведения РОД по ОО «Речевое развитие»«Познавательное развитие».

Подготовила рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 2-3 лет.

В апреле разработала картотеку пальчиковых игр, которые и использовала в работе с детьми.

Подготовила консультацию «Пальчиковые игры, как средство развитию речи детей»

В процессе работы было тесное сотрудничество с воспитателями других групп и родителями. Наиболее трудными и в тоже время интересными в процессе работы были вопросы касаемые проблем развития монологической речи детей дошкольного возраста. Ее невозможно развить без систематической словарной работыСловарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

В результате изучения темы: «Активизация словаря детей второй группы раннего возраста», сделала следующие выводы, что работа должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая опыт детей. Однако следует помнитьактивизация словаря детей раннего дошкольного возраста должна производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Перспективы на следующий год:

- продолжить работу по теме: «Активизация словаря детей раннего дошкольного возраста».

- продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

- изучить новинки методической литературы

- в работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, посиделки, организации совместных праздников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя первой младшей группы на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"

План самообразования воспитателя первой младшей группы №2 «Василёк» на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"...

План самообразования воспитателя младшей группы на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей....

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Активизация словаря детей 3-4 лет».

Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при названии многих предметов обих...

План самообразования воспитателя средней группы на тему "Активизация словаря детей 4-5 лет"

План самообразования воспитателя средней группы на тему "Активизация словаря детей 4-5 лет"Тема: Активизация словаря детей 4-5 лет.Актуальность темы:Актуальность темы состоит в том, что...