План самообразования воспитателя первой младшей группы на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Храмова Олеся Валерьевна

План самообразования воспитателя первой младшей группы №2 «Василёк»

 на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя первой младшей группы

 на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"

Актуальность темы:

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду- обучение родному языку, одна из главных.

Словарь дошкольника на третьем году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.

Цель: 

  • обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;
  • расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;
  • изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста;
  • объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей;

Задачи:

  • развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник и т.д), особенности поверхности (гладкая, пушистая и т.д.), некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов);
  • обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет), учить находить между ними сходство и различие;
  • развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.д.); называть части суток, называть предметы  определенной лексической категории (животные, детеныши животных, фрукты и т.д.)

 Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:

  • изучение литературы по теме;
  • посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и р-на;
  • посещение педсоветов, семинаров, конференций;
  • самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
  • совместная работа с родителями (проведение совместного проекта: создание «Моей первой энциклопедии» (лексические темы), организация тематических выставок «Мастерская Деда Мороза», «День Космонавтики», «Моя семья», «Мои друзья»;
  • подбор методических пособий и дидактических игр по теме.

Отчет о проделанной работе:

  • сообщение на педсовете;
  • слайд – презентация по НОД;
  • презентации по лексическим темам: «Отгадай загадку. Овощи», «Отгадай загадку. Фрукты», «Угости соком…», «Новогодний калейдоскоп», «Зимующие птицы», «Зима, зимние забавы, Олимпиада 2014», «23 февраля для малышей», «Домашние животные».
  • знакомство с «Моей первой энциклопедией».

 

 Ожидаемый результат:

 Расширение словаря детей, умение использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками.

Содержание работы по теме:

Форма работы педагога

Срок реализации

Содержание работы

  1. Самореализация

09.09.2015 – 20.05.2016г.

  • показ открытых мероприятий (занятия, игры, развлечения, праздники);
  • выступление с опытом работы на педсовете «Активизация речи детей 3 – 4 лет»;
  • участие в семинарах, конференциях  на уровне ДОУ и района;
  • отчёт по теме самообразования;
  • выступление на итоговом педсовете.

Изучение методической литературы

09.09.2015 – 20.05.2016г

  • Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
  • Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
  • Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.
  • Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.
  • Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
  • Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.
  • В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
  • Н.Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. 1младшая группа. Интегрированный подход». М.: Скрипторий 2003, 2013 г.

Работа с детьми

09.09.2015 – 20.05.2016г

  • конспекты занятий по развитию речи;
  • использование созданной «Моей первой энциклопедии» в работе с детьми (НОД, беседы);
  • результаты мониторинга детей: образовательные области «Социально – коммуникативное развитие», «Чтение художественной литературы», «Познание»;
  • картотека игр (см. приложение 1).

 Работа с родителями

01.10.2015 – 20.05.2016г

ОКТЯБРЬ

  • Индивидуальные беседы с родителями поступивших детей.
  • Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи младших дошкольников.
  • Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».

 

НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ

  • Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику.
  •  Создание «Моей первой энциклопедии» (у всех разные лексические темы).
  • Проведение совместного праздника для детей и родителей в помещении группы «Новый  Год к нам идет».

 

ЯНВАРЬ – ФЕВРАЛЬ

  • Консультация «Учим ребёнка общаться».
  • Сообщение на родительском собрании «Развитие речи детей 3 – 4 лет. Острый слух – правильная речь».
  • Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».
  • Театрализованный показ «Наши любимые сказки» (видеосъемка).

 

МАРТ

  • Анкетирование родителей «Речь моего ребенка. Хорошо ли он говорит?»
  • Проведение праздника 8 Марта: поздравляем мам и бабушек, моем песни и читаем стихи.
  • Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.
  • Памятки для родителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Активизация словаря детей 3-4 лет».

Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при названии многих предметов обих...

План самообразования воспитателя первой младшей группы

Представлен план самообразования воспитателя первой младшей группы по теме "Использование нестандартного физкультурного оборудования с детьми 2-3 лет"...

План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы на 2021-2022год. Тема «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тон...

План самообразования воспитателя второй младшей группы- «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности...

План по самообразованию во второй младшей группе «Активизация словаря детей 3-4 лет через дидактические игры» на 2023-2024 учебный год

Цель: обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям через использование разнообразных дидактических игр;Задачи:* изучить способы, методы и п...