Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями.
статья на тему

Николаева Маргарита Леонидовна

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина».

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» (Д.С.Лихачёв). Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. Родители имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_rod._po_patriot.docx51.04 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями.

                                             

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». 

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» (Д.С.Лихачёв). Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. Родители имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей.

 Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников.  В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.

К Международному дню семьи дети старшей или подготовительной групп дома вместе с родителями рисуют схему своей родословной, оформляют фотоальбомы и фотогазеты о любимых занятиях своей семьи. 

 Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории. Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети познакомятся с достопримечательностями, культурно-историческими памятниками родного города. В любом городе есть свои старинные здания со своеобразной архитектурой, лепниной или резьбой по дереву. Много старинных зданий связано с историческими событиями, проживанием знаменитых писателей, художников, учёных. Родители  могут рассказать о жизни и деятельности известных людей, познакомить с их творчеством.  С целью формирования интереса к людям разных профессий можно провести интересные экскурсии в школу, на почту, в магазин,  в городской краеведческий музей, в картинную галерею. Эти экскурсии помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений, формируют у дошкольников представление о разнообразных потребностях людей, о том, кто и как заботится о жителях города. Наблюдая за трудом взрослых,  каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. О народных промыслах ребенок обязательно узнает в детском саду. Но как будет приятно детям, когда об этом рассказывает папа или мама. Рассказ родителей должен быть эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, родители сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих музеях, на выставках декоративно-прикладного искусства.

При ознакомлении с историей малой родины, прежде всего, должна быть организована поисковая деятельность: дети могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях микрорайона, на специальных занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствует уточнению и дополнению знаний детей. [4] Можно оформить папки-раскладушки и консультации с историческими сведениями об улицах города, памятных местах, трудовых буднях горожан, истории создания герба и флага родного города; подобрать библиотеку познавательной литературы для родителей об истории и культурных ценностях города. Совместно с родителями организовать фотовыставки, провести  викторину «Знатоки родного города», а также выставки детских работ, выполненных в сотворчестве с родителями: “Мой любимый город”, “Город глазами ребёнка”. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам

Большим интересом детьми совместно с родителями может быть составлена схема микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице [5].

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники [6]. 

Ознакомление детей  с историей и культурой родного города – только часть большой и долговременной работы по патриотическому воспитанию детей. Системный подход к воспитанию детей в дошкольном учреждении позволяет осуществлять эту работу во всех видах деятельности. Чувство любви к своей малой родине будет вырастать на фундаменте разностороннего развития детей. Эти чувства сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности, формируют индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь. Любовь к миру, к людям, к самому себе – это открытие. А радость открытия ведет к творчеству.

                                         Литература

 

  1. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92
  2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991
  3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
  4. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980
  5. Полякова Т. В. Знакомим детей с малой Родиной. http://ap2004.alledu.ru/document/380/839
  6. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. http://www.portal-slovo.ru
  7. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.

        

Картотека игр по ознакомлению с родным городом

Название

Цель игры

Материал

«Заколдованный город»

Закрепить у детей знания о достопримечательностях родного города; способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города.

 

Карты с силуэтным изображением архитектурных зданий и памятников Ульяновска, цветные изображения этих достопримечательностей

«Достопримечательности Ульяновска»

Вызвать у детей интерес к истории исторических памятников города, прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города Ульяновска.

Цветные изображения исторических памятников Ульяновска.

«Узнай и назови герб Ульяновска»

Закреплять знания детей о гербе г. Ульяновска, его отличительных особенностях; закреплять умение находить общее и отличное в многообразии гербов

гербы городов и районов Ульяновской области

«Символика Ульяновска и Ульяновской области»

Познакомить детей с символикой Ульяновска и Ульяновской области (флаг и герб); помочь детям запомнить символические изображения на гербе и флаге г.Ульяновска, районов Ульяновской области их расположение, значение.

Карточки с изображением флагов и гербов Ульяновска, Ульяновской области и районов области

«Транспорт родного города»

Закрепить представления о транспорте, выпускаемом в Ульяновске (автомобиль УАЗ, самолет Руслан), способствовать возникновению чувства гордости за свой город.

Пазлы (разрезные картинки) с изображением автомобиля УАЗ и самолета Руслан

«Предприятия города Ульяновска»

Познакомить с предприятиями Ульяновска, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

Карточки с изображением продукции различных предприятий города.

«Чей логотип»

Закрепить знания о предприятиях Ульяновска, познакомить с логотипами этих предприятий; воспитывать у детей чувство уважения к людям труда.

Карты с изображением логотипа предприятия в центре, маленькие карточки с изображениями продукции предприятий.

Большим интересом детьми совместно с родителями может быть составлена схема микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице [8].

Кроме этого, на данном этапе нравственно-патриотического воспитания возможно проведение семейных викторин и конкурсов на знание истории родного города, его достопримечательностей, памятников, а также происхождения названий улиц и площадей.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники [13].

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

 Список литературы

 

Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92

Бордовская., Н.В. Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер",2000

Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети., М., 1985

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991

Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.

Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980

Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990

Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. http://ap2004.alledu.ru/document/380/839

Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007

Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 1999. - 232 с.

Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. Лаврентьева М. В. http://www.portal-slovo.ru

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. http://www.portal-slovo.ru

Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.

Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.»: Харвест; Минск; 1998

Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.

. Картотека игр по ознакомлению с родным городом

Название

Цель игры

Материал

«Заколдованный город»

Закрепить у детей знания о достопримечательностях родного города; способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города.

 

Карты с силуэтным изображением архитектурных зданий и памятников Ульяновска, цветные изображения этих достопримечательностей

«Достопримечательности Ульяновска»

Вызвать у детей интерес к истории исторических памятников города, прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города Ульяновска.

Цветные изображения исторических памятников Ульяновска.

«Узнай и назови герб Ульяновска»

Закреплять знания детей о гербе г. Ульяновска, его отличительных особенностях; закреплять умение находить общее и отличное в многообразии гербов

гербы городов и районов Ульяновской области

«Символика Ульяновска и Ульяновской области»

Познакомить детей с символикой Ульяновска и Ульяновской области (флаг и герб); помочь детям запомнить символические изображения на гербе и флаге г.Ульяновска, районов Ульяновской области их расположение, значение.

Карточки с изображением флагов и гербов Ульяновска, Ульяновской области и районов области

«Транспорт родного города»

Закрепить представления о транспорте, выпускаемом в Ульяновске (автомобиль УАЗ, самолет Руслан), способствовать возникновению чувства гордости за свой город.

Пазлы (разрезные картинки) с изображением автомобиля УАЗ и самолета Руслан

«Предприятия города Ульяновска»

Познакомить с предприятиями Ульяновска, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

Карточки с изображением продукции различных предприятий города.

«Чей логотип»

Закрепить знания о предприятиях Ульяновска, познакомить с логотипами этих предприятий; воспитывать у детей чувство уважения к людям труда.

Карты с изображением логотипа предприятия в центре, маленькие карточки с изображениями продукции предприятий.

Средняя группа

1.Знакомить дошкольников с терминами и отношениями родства.

2. Воспитывать у ребенка любви и привязанности к своей семье.

Совместное составление и презентация на групповом собрании фотоальбома, газеты «Моя семья» с представленной родословной, привычками и семейными традициями

Старшие группы

1. Знакомить детей с понятием «родословная», учить детей принципам составления восходящей родословной («от себя».

2.Воспитывать интерес к своим корням, родословной.

Совместное с родителями составление восходящей родословной, презентация ее на групповом собрании

Октябрь, «Мой город»

Средняя группа

1.Продолжать знакомство детей с родным городом, закрепить знание домашнего адреса и адреса детского сада.

2.Воспитывать интерес к родному району.

Совместное с родителями создание макета своего дома, составление объемной модели микрорайона, где расположен детский сад.

Старшие группы

1.Продолжать знакомить с районом, где находится детский сад, его особенности и достопримечательности.

2. Познакомить с историей возникновения Калининского района.

3.Воспитывать уважение к труду взрослых по благоустройству района.

Работа с картой города, выделение на карте родного района, сада, домов воспитанников и их маршрутов до садика, выделение (моделями) места работы родителей, достопримечательностей города, района, знакомых или значимых для детей группы.

Совместный выход на работу по благоустройству родного района, сада, двора.

Ноябрь, «Природные и культурные объекты города»

Средняя группа

1.Познакомить детей с особенностями расположения города, расширить представление о значении рек и мостов в жизни города.

2.Прививать интерес к профессиям, связанным с водным транспортом.

Продолжать работу с макетом: обозначить реки, мосты.

Экскурсия с родителями по реке на экскурсионном водном транспорте.

Подготовить фоторепортаж с отчетом об экскурсии для показа на родительском собрании группы.

Старшие группы

1. Познакомить с памятником, площадью, историей возникновения и названия площади.

2. Познакомить с биографией знаменитости района.

3. Уточнить знания о том, как в городе увековечена память о тех, кто его прославил.

Продолжать работу с картой: обозначать (моделями) памятники, площадь с историей которых познакомились.

Экскурсии к памятнику.

Подготовить презентацию с отчетом об экскурсии с материалами об истории возникновения памятника, площади для показа на родительском собрании группы.

Декабрь, «Транспорт, промышленность нашего города»

Средняя группа

1. Углубить представления детей о транспорте города, научить классифицировать транспорт по назначению, среде передвижения (наземный, водный, воздушный).

2. Познакомить детей с транспортом на маршруте от дома к детскому саду.

С помощью родителей сделать интерактивную презентацию «Маршрут от дома к детскому саду».

Старшие группы

1. Познакомить с промышленностью города (тяжелой, пищевой).

2. Научить дифференцировать продукцию предприятия (тяжелой, легкой, пищевой промышленности).

3.Развивать интерес к труду взрослых, связанному с промышленным производством.

Продолжать работу с картой: при помощи моделей обозначить предприятия тяжелой и пищевой, легкой промышленности, расположенные в районе, либо на которых работают родители.

Репортаж (фото, видео) с работы родителей, работающих на этих предприятиях.

Январь, «Архитектура нашего города»

Средняя группа

1. Научить дифференцировать здания по назначению (детские сады, школы, магазины, больницы, театры и т.д.).

2. Познакомить с разными формами архитектурных сооружений (многоэтажные дома, особняки, коттеджи, кинотеатры, Дворцы культуры и спорта и т.д.).

3. Научить взаимосвязи между назначением здания и его архитектурой.

Подготовить репортаж с воскресной прогулки с видами разных домов, особняков, кинотеатров и т.д. родного района.

Старшие группы

1.Закрепить представления детей об архитектуре современных зданий.

2.Познакомить с главным памятником архитектуры района.

3.Воспитывать интерес и уважение к труду людей строительных профессий.

Групповая экскурсия с родителями к памятнику, фоторепортаж с экскурсии.

Февраль, «Воинская слава России»

Средняя группа

1. Познакомить детей с памятником защитникам Отечества района.

2. Сформировать представление об армии (о родах войск, о службе в мирное время).

3. Познакомить с российским флагом.

4.Воспитывать уважение к защитникам Отечества и гордость за страну.

Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями.

Открытые занятия с родителями, проходившими и служащими в настоящее время в Вооруженных Силах РФ.

Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества.

Старшие группы

1.Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время.

2.Познакомить с памятниками защитникам Отечества.

3.Познакомить с историей российского флага.

4. Воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну, гордость за исторические подвиги соотечественников.

Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями.

Открытые занятия с родителями, проходившими и служащими в настоящее время в Вооруженных Силах РФ.

Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества.

Март, «Народные промыслы»

Средняя группа

1. Продолжать знакомство детей с народными промыслами России.

2. Научить различать их и сравнивать.

3. Воспитывать интерес к народным промыслам родного края.

Ярмарка-выставка совместных изделий (родители и дети) по мотивам народных промыслов.

Старшие группы

1. Закрепить знания детей о народных промыслах.

2.Познакомить с историей возникновения народных промыслов, воспитывать к ним интерес.

Апрель, «Природа родного края»

Средняя группа

1. Продолжать знакомство детей с природой ближайшего окружения.

2. Научить различать реки и озера в разные времена года; знакомить с правилами поведения на воде.

3.Научить понимать и ценить красоту природы родного края.

С помощью родителей подготовить и провести беседу-презентацию по обучению детей правилам поведения на воде.

Старшие группы

1.Продолжать знакомство детей с местом отдыха – парковой зоной, с особенностями ландшафта.

2.Расширить и уточнить представления детей о водных просторах города, о водном транспорте, научить сравнивать реки, озера, моря.

3.Воспитывать чувство уважения к труду людей, которые заботятся о красоте мест отдыха в городе.

4.Дать представление о неповторимой красоте просторов родного города.

Экскурсия по лесопарковым и водным зонам района, города, фоторепортаж с экскурсии.

Оформление газеты «Природа родного края» с материалами по истории лесопарковых и водных зон, особенностями флоры и фауны, фотографиями с экскурсии.

Май, «Достопримечательности нашего города»

Средняя группа

1. Продолжать знакомство детей с достопримечательностями города, района.

2. Познакомить с гербом города Санкт-Петербурга.

3. Развивать чувство любви к родному городу.

Экскурсия по достопримечательностям района, фоторепортаж с экскурсии

Старшие группы

1.Познакомить детей с памятниками героям Великой Отечественной войны в Калининском районе.

2.Познакомить с историей государственного герба России.

3.Дать знания о том, как люди чтят память о героях, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны.

Экскурсия к памятнику героям Великой Отечественной войны в Калининском районе.

Семейная викторина « Памятники нашего города».

Сбор и анализ информации об оценке эффективности процесса патриотического воспитания проводится в начале работы, в середине года и по окончании учебного года. Естественно, что для сопоставимости диагностических показателей их набор должен оставаться в течение эксперимента неизменным. Методика обработки и интерпретации результатов на протяжении всего периода исследовательской работы тоже не должна меняться.

В экспериментальной программе патриотического воспитания детей дошкольного возраста Пименовой Л.В. даны показатели развития, позволяющие определить его общий уровень в процессе соответствующей педагогической диагностики. С этой целью используются беседы, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, анализ продуктов детской деятельности. Результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство причастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.

 


Заключение

В соответствии с задачами исследования были изучены теоретические аспекты воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Было выяснено, что единого подхода к определению «нравственное воспитание» не существует, но большинство современных педагогов тактируют это понятие как систематическое воздействие, процесс, направленный на приобщение детей к ценностям конкретного общества, формирование у них моральных качеств, убежденности в значимости нравственных норм. Нравственно-патриотическое воспитание детей, по общему мнению, является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и включает в себя воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение представлений о стране, развитие чувств ответственности и гордости за достижения страны, чувство уважения к другим народам.

Работа по тому направлению ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, страна.

Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном направления нравственно-патриотического воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципе совместной деятельности воспитателей и семьи, действовали сообща, предъявляя воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.

Задача ДОУ – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей.

Предложенная программа взаимодействия работы специалистов ДОУ и родителей, направлена на воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Основные принципы построения программы:

ž  Энциклопедичность;

ž  Уникальность места;

ž  Интеграции знаний;

ž  Единства содержания и методов;

ž  Динамика преемственности связей;

ž  Комплексности.

Содержание программы концентрируется в темах-комплексах «Природа», «Труд людей», «Достопримечательности района, города», «История Санкт-Петербурга» и т.д., содержит разнообразие форм взаимодействия с родителями (от прямого непосредственного, до косвенного участия родителей).

Список литературы

 

  1. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92
  2. Бордовская., Н.В. Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер",2000
  3. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети., М., 1985
  4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991
  5. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
  6. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980
  7. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990
  8. Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. http://ap2004.alledu.ru/document/380/839
  9. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
  10. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007
  11. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 1999. - 232 с.
  12. Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. Лаврентьева М. В. http://www.portal-slovo.ru
  13. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. http://www.portal-slovo.ru
  14. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.
  15. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.»: Харвест; Минск; 1998

Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.

Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. г.Майкоп, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями

Статья о нравственно-патриотическом воспитании детей как  одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей...

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города».

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого:...

Статья: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями».

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родн...