Проект с использованием здоровъесберегающих технологий в ДОУ
проект (младшая группа) на тему

Крткосрочный педагогический проект "Хорошо у нас в саду!" для детей I младшей группы в период адаптации к ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный психолого-педагогический проект по обеспечению психологической безопасности ребенка в ДОУ во время адаптации

Название проекта «Хорошо у нас в саду!»  

(для детей I младшей группы)

Цель проекта: создание благоприятных условий для успешной адаптации детей к детскому дошкольному учреждению посредством использования здоровьесберегающих технологий.  

Обоснование значимости: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через взаимодействие педагог – ребенок - родитель.

Задачи  проекта:

- создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям ДОУ;

- создать систему взаимодействия с психологом д/с и  родителями воспитанников для успешности адаптации детей;

- способствовать физическому, умственному и психоэмоциональному развитию каждого ребенка.

Ожидаемый результат:

  1. Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
  2. Создание комфортной обстановки для детей и в группе.
  3. Преобразование предметно-развивающей среды.
  4. Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.

Участники проекта:  воспитатели группы, дети I мл. группы, педагог-психолог, родители воспитанников.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип соответствия возрастным и психологическим особенностям
  • Принцип последовательности и поэтапного внедрения и применения здоровьесберегающих приемов и технологий
  • Принцип комплексности

Сроки реализации проекта: 1 квартал (сентябрь-ноябрь)

I этап: подготовительный

Цель – изучение факторов риска, прогнозирование хода адаптации детей, разработка мер поддержки.

Предполагает мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов, психологическое просвещение родителей, сбор информации о детях.

II этап: основной 

Цель – обеспечение благополучного хода адаптационного процесса, благоприятного психологического климата в  адаптационных группах.

Предполагает осуществление текущей диагностики хода адаптационного процесса (систематические наблюдения за поведением детей), корректировку мер их психолого-педагогической поддержки, проведение комплекса адаптационных игр, консультирование родителей и педагогов при возникновении затруднений, психологическое просвещение. Оказание помощи детям на данном этапе предполагает широкое использование различных форм взаимодействия с целью установления доверительного контакта, торможения негативных эмоциональных состояний и снятию излишнего эмоционального возбуждения, укрепления физического и психического здоровья детей.

III этап: заключительный

Цель – анализ хода процесса адаптации детей к условиям ДОУ, формулировка выводов.

Предполагает осуществление итоговой диагностики уровня адаптированности (дезадаптации) детей к условиям ДОУ, анализ эффктивности использования различных здоровьесберегающих технологий на основе проделанной работы.

Используемые здоровьесберегающие технологии:

  • Эмоционально-стимулирующая гимнастика
  • Дыхательные упражнения
  • Игры с водой
  • Телесная терапия
  • Су-джок техника
  • Бодрящая гимнастика с хождением по коррегирующим дорожкам
  • Дыхательные упражнения
  • Элементы арт-терапии
  • Пальчиковые игры и др.
                                              Реализация проекта


Направления

работы

сентябрь

октябрь

ноябрь

Педагогический блок

 

1.Организация развивающей среды в группе:

-уголок ряженья

-центр песок-вода

-дидактический стол

-игровые зоны

-зона двигательной активности

2.Наблюдение за состоянием здоровья

(температура, кожные покровы, зев), заполнение адаптационных листов

3.«День знакомств» (знакомство детей и родителей с группой)

4. Чтение художественной литературы (потешки, стихи и т.д)

5.Развитие культурно-гигиенических навыков. (Приучение детей к самообслуживанию: показы, как  одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок, мыть руки по средством игры-занятий: «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться» и т.д

6. использование элементов телесной терапии (обнять, погладить) ;

7.исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

8.Снятие эмоционального напряжения и тревожности в течении дня (посредством пальчиковых игр, подвижных   игр и дыхательных упражнений, физ. минуток)

9. Включение эмоционально-стимулирующей гимнастики в комплексы утренней гимнастики

1.Наблюдение за состоянием здоровья

(температура, кожные покровы, зев)

3.Заполнение адаптационных листов на вновь прибывших детей

4. Чтение художественной литературы (потешки, стихи и т.д)

5.релаксационные игры (песок, вода) ; 6.коммуникативные игры на снятие психоэмоционального напряжения «Праздник мыльных пузырей», «Праздник воздушных шаров». Игры «Утро у зайчиков». «Цветок посадили», вариация «Дерево посадили». «Приглашение на чай», «Построим теремок».

7.Дидактические игры на развитие мелкой моторики, сенсорных навыков «Мышка в домике», «Чудесный мешочек», «Что изменилось», работа с сенсорными ковриками

8.Включение эмоционально-стимулирующей гимнастики в комплексы утренней гимнастики

9.Су-Джок терапия, ходьба по коррегирующим дорожкам (во время бодрящей гимнастики)

1.Наблюдение за состоянием здоровья

(температура, кожные покровы, зев) 2.Адаптационные игры на снятие психоэмоционального напряжения  («Загляни ко мне в окошко», «Мы шли, шли, шли и что-то нашли».)

3.Подвижные игры («Солнышко и дождик», «Мишка косолапый», «Догоню тебя».)

4. Пальчиковые игры («Этот пальчик» и т.д)

5.Изодеятельность с элементами арт-терапии (рисование пальчиками: «Нарисуем для Тани мячик», «Украсим платье-пальчиками», «Мостик для бычка».)

6.Дидактические игры на развитие мелкой моторики, сенсорных навыков «Мышка в домике», «Чудесный мешочек», «Что изменилось», работа с сенсорными ковриками

7.Включение эмоционально-стимулирующей гимнастики в комплексы утренней гимнастики

8.Су-Джок терапия, ходьба по коррегирующим дорожкам (во время бодрящей гимнастики)

Работа с родителями

Знакомство с семьей:

-составление анкетных данных (где работают, жилищные условия, состав семьи, семейный опыт)

Беседы о привычках и любимых игрушках, режиме дня дома.

Ознакомление родителей с системой работы в ДОУ;

Анкетирование родителей

 Родительское собрание «Давайте познакомимся!». 

Консультации для родителей (стендовая информация)

Беседы с родителями.

   Фотовыставка « Вот как мы умеем»

Совместный досуг для родителей и малышей с использованием здоровтесберегающих техник «Вместе с мамой!»

Работа с психологом

Изучение рекомендаций психолога по организации пространства в группе, использованию  методов и приемов работы, облегчающих протекание адаптационного периода.
2. Совместное проведение утренней и бодрящей гимнастики с включением здоровьесберегающих упражнений и техник

1. Совместное проведение утренней и бодрящей гимнастики с включением здоровьесберегающих упражнений и техник

2. совместное проведение родительского собрания по теме: «Адаптируемся вместе!»

Совместный анализ карт нервно-психического развития

Анализ результатов адаптационного периода, изучение рекомендаций по дальнейшей работе с детьми, которые испытывали трудности в протекании адаптационного периода

Психологическое направление

Работа с детьми

1) первичная диагностика с целью определения сильных и слабых сторон развития ребенка, факторов дезадаптации, адаптационных возможностей[1];

2) определение прогноза течения адаптации;

3) разработка мер психолого-педагогической поддержки детей в период адаптации на основе выявленных индивидуальных особенностей;

6) разработка карты индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период (приложение 1);

7) составление психологического заключения по итогам первого этапа.

Игры знакомства:

«Кто в домике живет», «Давайте познакомимся»,

«Загляни ко мне в окошко»,

«Чей голосок?»

Игры знакомства с группой:

«Найди игрушку»,

«Чьи вещи»…

1) систематические наблюдения за поведением детей в ходе адаптационного процесса;

2) осуществление текущей диагностики хода адаптационного процесса: заполнение листов адаптации;

4) корректировка мер психолого-педагогического сопровождения;

5) разнообразная индивидуальная и совместная деятельность с детьми «группы риска» с целью торможения негативных эмоциональных состояний, формирования чувства доверия к новым взрослым и сверстникам;

6) реализация системы групповых здоровьесберегающих технологий, направленных на снятие эмоционального напряжения, формирование благоприятного психологического климата в адаптационных группах: игры с песком и водой, сухой бассейн, музыкальная терапия, арт-терапия (рисование, лепка), релаксационные игры, пальчиковые игры, психогимнастика.

1) наблюдение за эмоциональным состоянием детей, их включенности в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения;

2) анализ течения процесса адаптации детей ДОУ (данные «Листов адаптации») с целью принятия решения о завершении адаптационного процесса;

3) анализ причин эмоционального неблагополучия и затруднений вхождения в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения отдельных детей;

4) разработка мер индивидуальной помощи дезадаптированным детям.

Работа с педагогами


1.Подбор и изучение методической литературы 

2.совместное составление перспективного плана работы на период сентябрь-ноябрь
3.Помощь в организации развивающей среды в группе:
-уголок ряженья
-игровые зоны
-зона двигательной активности
4.Подготовка картотеки коммуникативных игр, игр на снятие психоэмоционального напряжения
5. Совместное заполнение адаптационных листов, карт нервно-психического развития

6. консультация по теме: « Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения в период адаптации»

1.Совместное заполнение адаптационных листов, карт нервно-психического развития

2. консультации по темам: «Использование здоровьесберегающих техник в работе с детьми: массаж и самомассаж- су-джок», «Рисование пальчиками», «Развитие сенсорных навыков у детей раннего возраста», «Использование игровых методов в период адаптации»

1.совместный анализ карт нервно-психического развития, анализ успешности протекания адаптационного периода

2. составление рекомендаций по дальнейшей работе с детьми «группы риска»

Работа с родителями

Стендовая информация по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;

Анкетирование родителей;

Индивидуальные консультации

Участие в родительском собрании по теме: «Давайте познакомимся!»

Индивидуальные консультации

Участие в совместном досуге «Вместе с мамою!»

Индивидуальные рекомендации родителям детей «группы риска» по результатом итоговой диагностики адаптации


Использованная литература:

1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата / Ребенок в детском саду. – 2003.

2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.

 3. Ильина И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие; Академия Развития - , 2008.

4. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006.

 5. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в ДОУ: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2002


[1] Смирнова Е.О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет — М.: АНО «ПЭБ», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы над проектом с использованием здоровьесберегающих технологий

       В современном обществе существует тенденция - стремиться  малышей отдавать в детский сад как можно раньше.Поэтому основной трудностью для детей раннего возраста ...

Проект с использованием здоровьесберегающей технологии "Гимнастика Брейн Джим"

Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Упражнения гимнастики Брейн Джим способсьтвуют активизации тех участков мозга, которые прежде были блокированы. Изменения в поведении и о...

Проект с использованием здоровьесберегающих технологий.

Цель:сохранение и укрепление здоровья детей, формировать привычки к здоровому образу жизни....

Выступление на педсовете "Реализация здоровьесберегающих проектов с использованием АМО технологий"

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки к здоровому образу жизни, на...

Брошюра "Использование здоровъесберегающих технологий в дошкольном учреждении" (информация для педагогов)

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей - одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании. Дошкольный возраст яв...

План по самообразованию "Использование здоровъесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

План по самообразованию "Использование здоровъесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"...