Семинар-практикум «Эффективное родительское собрание с применением здоровьесберегающих технологий"
методическая разработка на тему

Полюхович Виктория Валерьевна

Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Если у ребёнка мать не понимает нужд ребёнка, сосредоточена на том, как должно быть, то ребёнок «трудный», в первую очередь потому, что она глуха к его возрастным и специфическим потребностям. Между ребёнком и родителями складываются непродуктивные типы привязанностей (сверхзависимые отношения, эмоционально отвергающие, жёстко- агрессивные).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar2.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Эффективное родительское собрание с применением здоровьесберегающих технологий»

I. Теоретическая часть.

Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Если у ребёнка мать не понимает нужд ребёнка, сосредоточена на том, как должно быть, то ребёнок «трудный», в первую очередь потому, что она глуха к его возрастным и специфическим потребностям. Между ребёнком и родителями складываются непродуктивные типы привязанностей (сверхзависимые отношения, эмоционально отвергающие, жёстко- агрессивные).

 Проблема неполных семей может быть связана с трудностями решения жизненных задач. Родитель один воспитывающий ребёнка (чаще мать) может быть очень тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребёнка, а также в общении с окружающими

 Другая особенность - попустительство и безразличие к малышу из- за полной занятости экономическими и бытовыми, личными проблемами. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе, приводит к ухудшению физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

  С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием.  

Напомню вам формы работы с семьей.

Презентация дошкольного учреждения

Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми

Открытые мероприятия с детьми для родителей

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения ООД в ДОУ.

Воспитатель при проведении ООД может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

Посещение семьи

Цель первого посещения семьи — выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания и т.д.

Педагогические беседы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

Тематические консультации

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.

Групповые собрания родителей

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи.

«Круглый стол» с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

Наглядная пропаганда

В работе рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств — привлечение «проблемных» родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.

Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами.

Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды, уголок для родителей

Тематические выставки создаются для родительского коллектива группы. К их оформлению можно привлекать «проблемных» родителей.

Десять правил проведения родительских собраний

  1. Собрание должно запомниться и заставить задуматься.

  1. Собрание должно настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.

  1. Информационный блок должен быть хорошо подготовлен, поэтому выберите одну важную проблему и на основе ее обсуждения постройте разговор с родителями.

  1. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.

  1. На каждого родителя должно хватить времени.

  1. Собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу, используя игровые элементы, групповые формы и способы организации взаимодействия и общения.

  1. Уважайте свое время и время родителей. С этой целью установите регламент собрания и строго следите за его соблюдением. Собрание не должно длиться более 1ч 20мин. (20 мин.-донести новую информацию,15-20 мин –выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин –индивидуальные вопросы). Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы, учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.

  1. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.

  1. Будьте изобретательны- проводите каждое собрание по-новому.

  1. Стремитесь к тому, чтобы на собрании было принято конкретное решение.

Как настроить родителей на позитивный, конструктивный лад?

 Это значит:

  • Сообщать положительную информацию о группе в целом, хвалить детей за достижения, поведение, поступки;
  • Приглашать на ближайшие мероприятия и просить помощи и участия;
  • Всегда поощрять наиболее активных родителей.
  • Чаще смотреть на аудиторию, обращаться к родителям жестом, взглядом.
  • Готовясь к собранию, необходимо постараться предугадать, кто из родителей захочет пообщаться индивидуально, учесть это и уделить каждому желающему немного времени и внимания.
  • Воспитатель или специалист, организующий собрание, должен быть компетентным в разных вопросах семейной педагогики и психологии, образования взрослых.

Чего не стоит делать на собрании?

 

  • Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.
  • Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.
  • Давать негативную оценку всей группе.
  • Использовать для общения с родителями назидательный тон.

Как сделать собрание запоминающимся?

Для этого надо:

  • приводить интересные факты. Например: «Леонардо да Винчи, Гай Юлий Цезарь Александр Македонский, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Никола Тесла, Наполеон Бонапарт, Марк Твен, Никколо Паганини, Фридрих Ницше, Мари Склодовская-Кюри и ее муж Пьер Кюри, Бетховен, Моцарт, Шопен, Аристотель – это далеко не полный перечень знаменитых левшей, возможно, ваш ребенок пополнит их ряды»;
  • спрашивать мнение родителей по тому или иному вопросу;
  • рекомендовать упражнения, книги, пособия;
  • менять формы собраний.

II. Практическая часть (игры и упражнения с педагогами).

Приемы для активизации участников родительского собрания (старший воспитатель проводит данные упражнения с педагогами и объясняет их целевую установку)

«Дерево проблем». Этот прием используется для постановки проблем на родительском собрании. До собрания родителям выдаются «листочки дерева» зеленого и желтого цвета. На листочках зеленого цвета родители пишут проблемы в воспитании детей. Листья прикрепляются к общему дереву. Затем на желтых листьях они пишут в чем причина проблемы, по их мнению. И снова прикрепляют к дереву.

«Острое блюдо». Вопросы по теме собрания, по проблемам, актуальным для группы, для отдельных родителей, пишутся прямо в группе на листочках бумаги и складываются в перечницу (коробочку), которая передается родителями по кругу под музыку. Тот, на ком музыка остановится, отвечает на вопрос.

«ОКНО» (Очень Короткие НОвости)

Короткие сообщения о последних достижениях науки, статистики по теме собрания.

«Волшебная палочка». Существует множество вариантов эстафет с этим общим названием. «Волшебную палочку» - карандаш, линейку и пр. – родители будут передавать друг другу по кругу. При этом нужно будет назвать (без повторов!) какое-либо качество личности или черту характера (добрый, злой, послушный, внимательный и пр.), а затем грамотные фразы похвалы и неодобрения за проступки.

Первый кон – положительный качества             Второй кон – отрицательные качества

Третий кон – слова поощрения                            Четвертый – слова неодобрения

«Три зеркала». Участникам предлагается нарисовать свой портрет: в 1-ом – маленьким и испуганным, 2-ом – большим и веселым, 3-им – счастливым. Спросить у родителей в какое зеркало хочется чаще смотреть? В каком зеркале человек более симпатичен? На кого он более всего похож?

Приложение 1.

Памятка для педагогов

«Рекомендации по успешному проведению родительского собрания в ДОУ»

1.Активизировать обсуждение с помощью вопросов.

2.Проводить собрание в спокойной форме и дружеской обстановке.

3.Обеспечить присмотр за детьми.

4.Использовать наглядные средства: магнитофонные записи, выставки, фотографии, детей, видео и т.д.

5. Сделать красивые персональные приглашения.

6. Всегда оставлять время для общения родителей между собой.

7.Сообщения должны быть короткими (соблюдайте регламент).

8.Оживить собрание шуткой- посмеяться всегда хорошо.

9.Провести собрание как встречу с друзьями.

10. Активно использовать здоровьесберегающие и интерактивные технологии.

11. Если кто-то не смог посетить собрание, выразить родителям надежду, что следующая встреча состоится обязательно.

12. Оценить родительское собрание можно с помощью опросного листа или анкеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Родительское собрание на тему: "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"...

Родительское собрание с использованием здоровьесберегающих технологий «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

Данный материал поможет формированию у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни, познакомит с разными формами оздоровления организма, получению практических навыков по проведению оздоровите...

семинар-практикум "Как провести родительское собрание"

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания....

Семинары-практикумы для родителей, родительские собрания

Родительские собрания в форме практикума...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей....