семинар-практикум "Как провести родительское собрание"
материал на тему

Таширева Ольга Владимировна

 Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_2.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ.

Родительское собрание как одна из форм взаимодействия с родителями.

 Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные, и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы».

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ – это действенная, эффективная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГРУППОВЫХ СОБРАНИЙ:

  • знакомство родителей с коллективом детского сада и друг с другом;
  • систематическое знакомство родителей с целями, задачами, содержанием, формами и методами воспитания ребенка в детском саду и семье;
  • выявление и распространение лучшего опыта семейного воспитания;
  • определение путей осуществления единых линий воздействия на ребенка воспитателей и родителей;
  • подбор среди родителей актива, который смог бы оказывать действенную помощь детскому саду;
  • обсуждение текущих вопросов.

На собрании всегда следует выделить время для общения родителей между собой.

ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ.

  • психолого-педагогическое просвещение и самообразование;
  • овладение воспитателями методами изучения семьи;
  • формирование коммуникативной культуры и выработка единого стиля общения с родителями для всего учреждения;
  • изучение и использование в работе наиболее эффективных технологий, форм и методов взаимодействия с родителями.

Результат: решения и общественное мнение коллектива родителей, выраженное на групповых собраниях, помогают воспитателям в оказании положительного влияния на отдельные, нуждающиеся в этом семьи.

Общие родительские собрания в дошкольном учреждении проводятся 2-3 раза в год.

Групповые родительские собрания проводятся раз 3-4 раза в год согласно плану.

Тематика групповых собраний может быть разнообразной:

  • сообщение воспитателей по различным вопросам воспитания – доклады, информации врача, музыкального работника, других специалистов, заведующей;
  • подведение итогов работы за определенный период;
  • сообщения родителей об опыте воспитания ребенка в семье.

ЗНАЧЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

Для родителей такие встречи должны не терять своей привлекательности по нескольким причинам:

  • актуальность тем, поднимаемых на встречах;
  • насыщенность встреч коррекционной, профилактической и просветительской информацией;
  • возможность родителей наблюдать своих детей и результаты согласованной деятельности специалистов, оформленные в виде показательных выступлений, творческих отчетов.

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ.

Наблюдение и анализ сложившейся практики показали, что не всегда взаимодействие педагогов с родителями эффективно и направлено на решение задачи объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребенка.

ПРИЧИНЫ:

Первая причина: Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого педагога.

Тест для самооценки затруднений в общении с родителями.

Уважаемый воспитатель!

Вам предлагаются суждения, касающиеся практики общения с родителями в дошкольном учреждении. Если Вы согласны с суждением, подчеркните ответ «Да», если не согласны – ответ «Нет». Если какие-то суждения Вы не можете оценить однозначно, обведите их порядковый номер кружком.

Опросник используется не для контроля, а для самоанализа профессиональных затруднений.

1. В общении с родителями учитываю условия семейного воспитания каждого ребенка, структуру семьи, уровень развития родителей. Да. Нет.

2. Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспитания и обучения детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребенка. Да. Нет.

3. В общении с родителями нахожу индивидуальный подход к ним, устанавливаю с ними партнерские отношения. Да. Нет.

4. Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах. Да. Нет.

5. Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями их глазами, понимаю их чувства и поведение. Да. Нет.

6. Владею техникой диалогического (без оценочного) общения. Да. Нет.

7. Проявляю достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях общения с родителями. Да. Нет.

8. Как правило, с пониманием отношусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам родителей. Да. Нет.

9. Владею способами общения с родительской аудиторией, умением вовлечь родителей в активное обсуждение проблемы. Да. Нет.

10. Мне удается развивать активный интерес родителей к воспитанию своего ребенка, осознанное отношение к родительству. Да. Нет.

11. Помогаю родителям овладевать навыками анализа собственных затруднений с ребенком и причин трудностей в его развитии. Да. Нет.

12. Использую разные способы активизации потребности родителей наблюдать ребенка в различных жизненных ситуациях (в детском саду и дома), размышлять над мотивами его поведения. Да. Нет.

13. Обогащаю родителей умением организовывать эмоционально насыщенное взаимодействие с ребенком в семье. Да. Нет.

14. Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном (и дифференцированном) общении с родителями. Да. Нет.

15. Развиваю интерес родителей к чтению научно-популярной, художественной и пр. литературы по семейному воспитанию. Да. Нет.

16. Учитываю  мнения и просьбы родителей по вопросам организации жизни детей в группе, опираюсь на их точку зрения при принятии педагогических и организационных решений. Да. Нет.

17. Мне удается объединять родителей при решении различных вопросов, создавать атмосферу общности интересов (родителей и педагогов). Да. Нет.

18. Использую в контактах с родителями наглядно-текстовые средства с оперативной информацией о жизни детей в группе и ее перспективах. Да. Нет.

19. Могу подготовить и провести для коллег открытый показ фрагментов общения с родителями. Да. Нет.

20. Владею навыками планирования, анализа и обобщения результатов взаимодействия с родителями. Да. Нет.

Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и «прочитывать» эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют специальные упражнения.

Вторая причина: Нежелание родителей контактировать с воспитателями.

Во всех формах работы с семьей активно главенствует индивидуальность семьи и отдельных ее представителей.

Задание для педагогов. Попробуйте порекомендовать, какие формы сотрудничества педагога целесообразны для предложенного Вам типа характера родителей.

Мамы:

А.Я. Варга выделяет четыре типа мам по характеру отношения к детям:

Спокойная уравновешенная мама – настоящий эталон материнства. Она все знает о ребенке. Чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра.

Сотрудничество воспитателя с такой мамой: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тревожная мама вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу его благополучию. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя  всех членов семьи.

Сотрудничество воспитателя с такой мамой: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тоскливая мама вечно всем недовольна. ЕЕ беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с такой мамой не повезло.

Сотрудничество воспитателя с такой мамой: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уверенная и властная мама твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована ею до его рождения, и от воплощения задуманного мама не отходит ни на йоту. «Создав» ребенка по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, тем паче – к инициативе.

 Сотрудничество воспитателя с такой мамой: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Достаточно интересна классификация пап, представленная А.И. Баркан.

«Папа-мама» - это по-матерински заботливый отец, он берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает. Но не всегда ему удается делать это с должным терпением (как это бывает у мам). Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо, папа заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым.

Сотрудничество воспитателя с таким папой: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Мама-папа» главную заботу видит в том, чтобы лучше угодить чаду. Как мать и как отец, он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку все разрешается, все прощается, и он (ребенок) иногда «удобно устраивается» на папиной голове, превращаясь в маленького деспота.

Сотрудничество воспитателя с таким папой: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Карабас-Барабас». Папа – злой, жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». Он нервозен и непоследователен. В семье царит страх, а в душе ребенка поселяется тревога. Наказание за содеянное – излюбленный метод такого папы.

Сотрудничество воспитателя с таким папой: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Крепкий орешек» - непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, когда он не прав.

Сотрудничество воспитателя с таким папой: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Попрыгунья-стрекоза» - папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом. Его идеал жизни – свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него – тяжелая ноша, ребенок – обуза, предмет заботы жены (что хотела – то получила!). При первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу.

 Сотрудничество воспитателя с таким папой: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Добрый молодец», «рубаха-парень» - папа, на первый взгляд, и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, весело. Любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.

Сотрудничество воспитателя с таким папой: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Ни рыба ни мясо», «под каблуком» - это не настоящий папа, потому что не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь.

Сотрудничество воспитателя с таким папой: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАК ДОЛЖНЫ ПРОХОДИТЬ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

(памятка-рекомендация для педагогов):

  • В течение месяца идет предварительная подготовка: выбирается тема, пишется сценарий, придумывается оформление зала с учетом тематики встречи;
  • Каждая тема ориентирована на родителей, чьи дети ходят в группу; темы имеют логическую связь между собой и преемственность с другими возрастными группами (иногда на собрания приходят родители из других групп, приходят «не на свое» собрание, потому что интересно);
  • В соответствии с заявленной темой и задачами воспитатели и специалисты (логопеды, музыкальные работники, учитель физкультуры) готовят фрагменты занятий с детьми, причем зачастую это и для детей сюрприз: аналогичные задания они выполняют в группе, но то, которое предлагается во время встречи, - для них часто новое, требующее привлечения усвоенных ранее знаний и навыков;
  • Всю встречу ведет «ведущий» из числа специалистов, который координирует порядок и процедуру собрания, заполняет паузы комментариями, относящимися к теме встречи, представляет группы, воспитателей и т.д.;
  • Во время «показательных выступлений» воспитатели или специалисты, проводящие фрагменты занятий, сопровождают объяснением те или иные задачи на семейные условия воспитания;
  • После детских выступлений следует 7 – 10- минутное сообщение специалиста по тематике вечера; обычно это выступление психолога, логопеда и др.; как правило, такое выступление вызывает у родителей потребность в индивидуальных экспресс консультациях;
  • Следует активизировать обсуждение: участие в разговоре повышает заинтересованность. Задавайте открытые вопросы. Разделите собравшихся на пары или малые группы – это позволит включиться в обсуждение тем, кто робеет перед большой аудиторией;
  • Проводите собрание в спокойной, дружеской обстановке.
  • Обеспечьте присмотр за детьми во время собрания;
  • Используйте все возможные наглядные средства для иллюстрации идей и соображений. Если вы обсуждаете вопросы детского развития, используйте магнитофонные записи, фотографии детей, участвующих в программе: родителям это нравится;
  • Сообщения должны быть короткими. У взрослых небольшой объем внимания, особенно к концу дня.
  • Постарайтесь оживить сообщения. Посмеяться всегда хорошо.
  • Родительское собрание (без ответов на вопросы и консультации) в среднем занимает 40-50 минут; о встрече родители оповещаются заранее (минимум за две недели) как с помощью объявлений, так и дополнительных приглашений-напоминаний со стороны воспитателей.

Задание для педагогов (по подгруппам). Проанализируйте рекомендации. Какие из них вы считаете наиболее эффективными. Почему?

Сформулируйте свои рекомендации проведения родительских собраний.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАК ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ НА РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

(рекомендации для педагогов)

1. Когда формируются группы, обычно не все родители знакомы друг с другом. Можно использовать на собрании разные формы знакомства:

  • За чашкой чая родители представляются друг другу по очереди, в нескольких словах рассказывают о себе, о своих детях, о каких-то особых моментах;
  • Можно проводить собрание по принципу «Группового сбора». Родители и воспитатели садятся на стульчики в кружок, все хорошо видят друг друга, создается обстановка единства, дружеского общения.

2. Дети старших групп могут приглашать своих родителей на собрание и предупредить, что их ждет сюрприз. Сюрприз может заключаться, например, в том, что дети группы сами сварили варенье ассорти. Весь процесс подготовки фруктов к варке был выполнен самими детьми. Конечно, детям хочется, чтобы родители оценили их труд. Поэтому малыши будут настаивать, чтобы родители шли на собрание, несмотря на то, что у кого-то другие планы. На собрании родители и воспитатели могут попить чай с вареньем «ассорти» и решить проблемы группы.

3. Чтобы привлечь родителей для работы в группе в качестве ассистентов, можно провести собрание с детьми (старший возраст). Родители и воспитатели могут обсуждать текущие моменты, а дети – играть в центрах. У детей могут во время игр возникать проблемы, и они будут обращаться за помощью к взрослым. Пользуясь случаем, воспитатель может объяснить родителям, что если бы с ними был кто-то, то они могли бы обратиться к нему, не отвлекая остальных. И как тяжело приходится одному воспитателю.

Задание для педагогов (по подгруппам). Проанализируйте рекомендации. Какие из них вы считаете наиболее эффективными. Почему?

Какие интересные формы привлечения родителей из личного опыта Вы можете порекомендовать?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД

Без сомнения, родительские собрания – очень эффективная форма взаимодействия педагога и родителей. И эффективность этой формы в первую очередь зависит от мастерства педагога, от его компетентности в вопросах взаимодействия с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как провести родительское собрание

Презентация для педагогов "Как провести родительское собрание"...

Памятка "Как провести родительское собрание"

Памятка для педагогов "Как провести родительское собрание"...

Семинар - практикум для педагогов "Как успешно провести родительское собрание"

Сценарий семинара - практикума для педагогов "Как успешно провести родительское собрание"...

Как правильно провести родительское собрание.

Как недопустить ошибки в проведении родительского собрания....

Семинар-практикум для педагогов «Как успешно провести родительское собрание»

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья, именно от неё зависит, каким вырастет человек.За воспитание и развитие детей несут ответственность родители, а все другие социальные и...

Как правильно провести родительское собрание в ДОУ.

Методические рекомендации для воспитателей, как правельно провести родительское собрание в детском саду....

Мастер-класс для педагогов «Как успешно провести родительское собрание?»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.Задачи:1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме ...