"СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЖИВОПИСИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ"
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Подрясская Ольга Алексеевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc40 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слушание музыки при ознакомлении дошкольников с произведениями живописи как средство активизации

эстетических эмоций

(консультация для воспитателей)

                                                                            Подготовила:

                                                                            воспитатель I категории

                                                                            Подрясская О.А.

Мурманск.

 «Живопись учит смотреть и видеть.

                                                                   Благодаря этому живопись сохраняет

                                                           живым и нетронутым то чувство,

                                                 которым отличаются дети»

                                                                                                                    А.А.Блок 

         

На современном этапе развития дошкольного образования важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. 

Музыка является одним из богатейших и действенных средств воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.  Музыкальные впечатления, полученные детьми в период раннего и дошкольного детства, остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь «искусством чувств», как говорил П.И. Чайковский.  Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации, слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ. Она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях. 

Формы и методы ознакомления детей с искусством разнообразны. Рассматривание произведений сопровождается беседой, вопросами к детям (в которых дается ориентировка, как на содержание, так и на средства выражения); самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений, подчеркивающих выразительность того или иного образа. Одним из важных педагогических условий подготовки детей к восприятию произведений живописи является создание в группе спокойной, доброжелательной, эмоционально-положительной атмосферы, чему способствует метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета, когда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя. Слушание музыки обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи. Музыкальное восприятие — сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.

Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески, росписи) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.  В процессе формирования у детей эстетического отношения к живописи главное – эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. Деятельность детей, связанная с живописью, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность. И музыка в этом играет важную роль.

Варианты сочетания музыкальных и изобразительных произведений

Вариант А

Цель: Усилить воздействие искусства на эмоции детей.

Структура беседы:

– начальная установка педагога на прослушивание музыкального произведения;

– прослушивание музыкального произведения;

– общение педагога и детей о характере музыкального произведения;

– просмотр живописного произведения;
– общение педагога и детей о характере живописного произведения;
– сравнение сходства музыкального и живописного произведения по выраженному в них   эмоциональному настроению, характеру художественного образа.

В результате использования данного варианта усиливаются эмоции в момент речевого общения по поводу произведений искусства. Эффективным считается метол вопросов: «О чём хотел нам сказать художник (композитор) своим произведением? Какое у него было настроение, когда он создавал своё произведение?». Это способствует интеллектуальному развитию, тренировки анализаторов, эмоциональной отзывчивости.

Вариант Б

Цель: усилить воздействие разных видов искусств через сравнение

Структура беседы:

– прослушивание нескольких музыкальных произведений;

– обмен мнениями педагога и детей, сравнение, чем похожи и чем отличаются по характеру музыкальные произведения;
– просмотр нескольких живописных произведений;
– сравнение сходства и отличия живописных произведений;
– сравнение похожих по эмоциональному настроению живописных и музыкальных произведений.

При использовании данного варианта проявление эмоций разнообразнее, т.к. данный вариант предлагает детям больше объектов для восприятия.

Метод подбора музыкальных произведений к произведениям изобразительного искусства даёт возможность соотнести разные виды искусства по эмоциональной направленности. От ребёнка требуется анализ точного соотношения произведений из представленного набора.

Данная задача активизирует детей.

Вариант В

Цель: показать гармонию музыки и живописи

Структура беседы: 

– звучит музыкальное произведение и на его фоне воспитатель читает искусствоведческий рассказ;
– воспитатель показывает одно живописное произведение и предлагает детям прослушать несколько музыкальных произведений и отобрать только одно из них, созвучное данному живописному произведению;
– звучит одно музыкальное произведение, дети подбирают к нему из нескольких живописных полотен одно, созвучное по настроению.
В данном варианте показателен метод вызывания ассоциативных образов. Эффективным является сочетание, когда музыкальное произведение выступает фоном для живописного произведения. Общение становится интенсивнее по эмоциональности и содержанию.

Вариант Г

Цель: включение контрастных произведений разных видов искусства

Структура беседы:

– прослушивание контрастных по звучанию музыкальных произведений;
– обмен мнениями детей и педагога об их отличии;
– просмотр контрастных по настроению, колориту, композиции живописных произведений;
– обмен мнениями детей и педагога об их отличии;
– восприятие контрастных между собой музыкального и живописного произведений;
– обмен мнениями детей и педагога об их отличии.
Данный вариант способствует проявлению разнообразных эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с портретной живописью

В статье раскрываются теоретические аспекты вопроса, дается характеристика восприятия портрета детьми разного возраста, приводятся конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с портретной живописью...

Слушание музыки дома с дошкольниками

Консультация поможет родителям организовать интересно слушание музыки дома с детьми дошкольного возраста...

Произведения живописи как средство эстетического воспитания дошкольников

Изобразительное искусство – это группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике. К ним относятся живопись, скульптура, графика. Изобразител...

Ознакомление дошкольников с произведениями живописи

Удивительный мир окружает нас, это мир природы. Уметь видеть её красоту помогают художники-пейзажисты. Картины, в которых они изображают природу, называются пейзажами....