Творческий проект "Ожившие страницы истории"
проект (подготовительная группа) по теме

Твердохлебова Оксана Леонидовна

Долгосрочный проект для подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Ожившие страницы истории»

… Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Юрий Воронов,

Проект долгосрочный,  групповой, исследовательско-творческий.

Участники проекта

Дети, родители, воспитатели группы, старший воспитатель, музыкальный руководитель.

Актуальность темы 

В связи с событиями на Украине патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, утрата истинного значения понятий «долг», «совесть», «порядочность». «патриотизм», «гражданственность», привели к обострению социальных, экономических и политических проблем.

Так уж повелось в нашем Отечестве, что мы слишком долго уходили от своей истории. Казалось, что прошлое нам уже никогда не пригодится, что все важное и значительное лишь в будущем. В ходе исторических событий последних месяцев,  вновь пересматривается отношение к прошлому. Для воспитания человека, имеющего собственное мировоззрение, необходимо дать ему знания и о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли. Только понимание и переживание счастливых и горьких событий исторического прошлого Родины, биографии родной земли способно создать у человека настоящее чувство гражданственности. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

         

Задачи

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;

- ознакомление с историческим прошлым России, развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины, воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам ВОВ, защитникам блокадного Ленинграда;

- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

- воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.  

   

Цель  

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Предполагаемый результат

Осознание детьми значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне;

Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;

Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка;

Повышение заинтересованности родителей в формировании у детей представлений о Великой Отечественной войне.

Итоговое мероприятие:  

тематический праздник «День Победы».

Реализация проекта предусматривала несколько этапов и проходила по разработанному плану. В ходе предварительной работы были проведены беседы и консультации с родителями по вопросам актуальности патриотического воспитания детей; формированию личности, обладающей качествами гражданина-патриота, готового к защите своего Отечества; внедрению в жизнь социальных норм толерантности. Также было уделено особое внимание важности посильной помощи и активного участия родителей в запланированных мероприятиях.

На первом этапе работы необходимо повышение уровня самообразования педагогов, формирование понимания актуальности работы по развитию патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе. Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия.

Второй этап работы предусматривает создание предметной развивающей среды в группе. Мышление дошкольника наглядно- образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую ребенка действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Для решения этой задачи в группе оборудованы специальные зоны:

- центр «Наша Родина - Россия», содержащий материал по ознакомлению со своей страной, государственной символикой;

- зона «Преданья старины глубокой» (обычаи, традиции, народные костюмы, макеты русской избы, богатырской крепости, предметы старины);

- центр «Наш край» (наглядные пособия, дидактический материал о родном городе, его достопримечательностях, о знаменательных датах в истории города);

- центр «Народное творчество» (широко представлены предметы народного декоративно-прикладного искусства: куклы, игрушки, макеты храмов, поделки, выполненные в сотворчестве с родителями, тематические альбомы по различным видам декоративно-прикладного искусства «Гжель», «Хохлома», «Жостово», «Палехские миниатюры», «Городец», «Дымково», «Полхов-Майдана» и т.д.;

- сменные экспозиции в книжном уголке: «Русские легенды и предания», «Поклонимся великим тем годам», «Что за прелесть эти сказки…», «Хроника военных лет», «Русские былины», «России верные сыны».

Третий этап работы по реализации задач патриотического воспитания предусматривает активное взаимодействие с семьями воспитанников.

Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей, - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т.д.) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.

План мероприятий в рамках реализации проекта «Патриотическое воспитание в ДОУ»

Срок проведения

     

       Тема

                           

                           Мероприятия

 Сентябрь

Моя малая родина (семья, дом, детский сад)

- беседы на тему «Мой дом – моя семья», «Хорошо у нас в саду», «С чего начинается Родина?»;

- организация выставки детского творчества «Утром солнышко встает, в детский сад меня зовёт»;

 

  Октябрь

«Край родной народной навек любимый»

- беседа о родном городе «Таежный город, сердцу милый»;

-презентация «Выдающиеся люди нашего города»

- викторина флора и фауна Иркутской области «Величие сибирской тайги»

- «Волшебство сибирского края» - цикл бесед об удивительных местах нашего региона;

- просмотр документальных фильмов «Байкал без границ», «Легенды священного озера»

- чтение книги «Байкала-озера сказки» том1, том2;

- музыкально-театрализованное представление «Сказки дедушки Байкала»

-фотоальбом «Сибирь в миниатюре» - достопримечательности Иркутской области.

 

  Ноябрь

Наша Родина - Россия

- оформление центра «Наша Родина-Россия» (фотографии, рисунки, поделки, авторские рассказы и стихи);

- карта России, рассказывающая о городах страны (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности), государственная символика (герб, флаг, гимн, портрет президента);

- создание альбома о народах, населяющих нашу страну «Венок Дружбы»;

- спортивный досуг «Я, ты, он, она, вместе дружная семья»;

- выставка детского творчества «Лучше нет родного края»;

- праздник «Моя Россия», приуроченный к Дню народного единства;

- чаепитие с родителями «Праздник хлеба»;

-презентация «Живи в веках моя Россия»;

-фестиваль песен о Родине.

 

 

Декабрь

Культура русского народа

- оформление альбома «Секреты бабушкиного сундука»;

- создание мини-музея «Народные ремёсла»;

-«Выставка народного творчества» -посещение городского музея;

- разучивание народных хороводных игр, обрядовых песен;

- театрализованное представление «Широкая ярмарка»;

- показ мероприятия «Сказки бабушки Арины» по произведениям А.С.Пушкина;

- флэшмоп «Юные читатели» в рамках года литературы;

- литературно-музыкальная гостинная «Я помню чудное мгновенье…»

  Январь

Защитники земли Русской

-беседы «Слава и гордость земли Русской»; «Былинные богатыри – Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич»;

- рассказывание по картине В. Васнецова «Богатыри»;

- музыкальный вечер «Колокола памяти» (слушание записи «Плача Ярославны» из оперы А.Бородина «Князь Игорь»; слушание кантаты С.Прокофьева «Александр Невский»; слушание колокольного звона - праздничного и набата; разучивание песни «Вставайте люди русские»; слушание М.П. Мусоргского «Богатырские ворота»);

- проведение спортивного досуга «Богатырский турнир»;

- выставка детских работ «Любимые герои русских былин»;

- сотворчество детей и родителей в изготовлении макета «Русь величавая», в пошиве русских народных костюмов;

- словесные игры «Доскажи словечко» (например меч - кладенец, богатырь – русский);

-ролевые игры «Защитники крепости»;

-консультация для родителей «Знакомьте детей с героическим прошлым России».

 

 Февраль

Защитники Отечества

-беседа о Российской Армии ( изготовление атрибутов для игр «Пограничники», «Моряки»;

- викторина «Наша Армия»;

- создание альбомов «Рода войск»,

«Когда мы едины - мы непобедимы»;

- изготовление открыток и подарков папам и дедушкам к Дню защитника Отечества;

- оформление выставки военной техники;

- приглашение в гости военнослужащих, беседа об их нелегкой работе, изготовление открыток призывникам «Солдат, служи честно!»;

- фотоконкурс «Есть такая профессия - защищать Родину»;

- выставка детских художественных работ «Слава тебе, победитель солдат»;

- конкурс снежных построек «Военный городок»;

- праздник «День защитника отечества»;

- выпуск газеты «Мой папа».

   

   Март

 

Сердце матери

- беседа «Поклонение женщине-матери, хранительнице семейного очага»;

- изготовление атрибутов для игр «Маленькая хозяйка», «Мамины помощники»;

- «Моя мама-лучшая на свете» утренники к 8 марта;

- «Вот такие наши мамы» - выставка детского рисунка;

- презентация «Знаменитые женщины России»;

- «По дорогам войны» беседа о женщинах ВОВ иих героическом подвиге;

-презентация «Героизм русских женщин»;

-просмотр кинофильма «Четвертая высота» по одноименной повести Е.Ильиной о трагической судьбе Гули Королевой.

 

 Апрель

Они сражались за Родину.

- оформление книжных уголков в группах «Вечная память героям победителям;

-соревновательная игра «Мы военные»;

- выступление с шефскими концертами День Победы-помним дети»;

- викторина «Боец – всегда молодец»;

- д/игра «Воину солдату-свое оружие»;

- конкурс чтецов «Хотят ли русские войны»;

- беседы «Вставай, страна огромная…», «Они сражались за Родину», «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве»;

- выставка репродукций художников, писавших о Великой Отечественной войне (А. Пластов, К.Васильев);

- чтение стихотворения Твардовского «О мальчике герое»;

- просмотр кинофильмов о детях-героях «Маленький сержант», «Дочь командира»;

- беседа, с показом презентации  «Детство, опаленное войной»

- показ мероприятий «Война и дети», «Аллея памяти»

- «Вахта памяти» - почетный караул у макета вечного огня.

   

    Май

Спасибо деду за Победу

- создание в холе детского сада Центра боевой славы: закладка «Аллеи славы», мини музей техники ВОВ, почетный караул «Вахта памяти» у макета вечного огня, стенгазета «Никто не забыт, ничто не забыто», фото выставка «Эхо минувших дней;

- встречи с ветеранами ВОВ;

- изготовление поздравительных открыток ветеранами труженикам тыла «Спасибо за мир»

- слушание песен военно-патриотической тематики,

- оформление экспозиции детских и совместных работ «Этих дней не смолкнет слава…»;

- викторина «Мы за мир!»

- праздник «Поклонимся великим тем годам…»;

- участие в параде на 9 мая;

-военно-спортивная игра «Зарница»;

- конкурс рисунков на асфальте «Страна, прими салют»;

Реализованный проект способствовал сплочению детско-взрослого коллектива дошкольного учреждения. Отобранный материал оказал благоприятное влияние на всех участников проекта. Так, перемены в детях отметили и родители, и педагоги. Воспитанники стали внимательнее относиться к людям старшего поколения, блокадникам, ветеранам Великой Отечественной войны; сформирован устойчивый интерес к изучению славного прошлого своей страны, города, района; наблюдается позитивное отношение к Вооруженным Силам, к традициям российского воинства. Можно с уверенностью сказать, что реализация данного проекта способствовала приобщению детей к гражданским ценностям России, развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия.

Тем самым были расставлены эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом утраченные в современной жизни.

Литература:

1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. - 2005. №1;

2. Антонов Ю. Е. Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2011.- 128 с. - (Библиотека воспитателя) (5) ;

3. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе. – М. : Гном, 2011 г.

4. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2006.

5. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004. 

6. .Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1. 

7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс,

8. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн.для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для воспитателей « Великая Отечественная война: страницы истории»

Ко дню Победы мною разработана викторина для воспитателей ДОУ "Великая Отечественная война: страницы истории"...

Кружковая работа "Страницы истории

Проблема восстановления ценностей традиционной культуры, познание ребенком истории Родины и родного края настолько трудна, что эффективность ее решения можно обеспечить только при системном подходе в ...

Проект "Страницы истории"

Допроектная деятельность:Мотив: наблюдался недостаточный запас знаний детей об истории родного города, края, страны....

презентация посвященная празднику День Защитника Отечества "По страницам истории"

Презентация "По страницам истории" поможет педагогам провести занятие на тему - что такое российская армия, как она создавалась и какие войска входят в вооруженные силы РФ. Содержит в себе множество и...

Непосредственная образовательная деятельность в области «Познание» Тема: «Приморье - страницы истории»

Формирование элементарных представлений об истории Приморского края, через реконструкцию образа жизни людей разных времён....

НОД в области "Познание" (Ф.Ц.К.М.) Тема: Приморье - страницы истории.

Формировать элементарные представления у детей дошкольного возраста об истории Приморского края, через реконструкцию образа жизни людей разных времён. Расширить знания  о родном крае, его ис...

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАШЕГО ГОРОДА»

На сегодняшний день предлагается много путей и способов воспитания у детей любви к родному городу, но нельзя забывать, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально, он связан с...