Главные вкладки

    Непосредственная образовательная деятельность в области «Познание» Тема: «Приморье - страницы истории»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Формирование элементарных представлений об истории Приморского края, через реконструкцию образа жизни людей разных времён.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon primorskiy_kray_-_stranicy_istorii.zip2.88 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №20 г. Владивостока».

    Пояснительная записка к  презентации

    Тема: «Приморский край-страницы истории»

                                                                                                                                             подготовили

                                                                                    воспитатели

                                                                        Шлык Елена Викторовна

    Горошилова Елена Панцофиевна

    г. Владивосток 2013г.

    Родина не может существовать без свободы, свобода без добродетели, добродетель без граждан. У вас будет все, если вы воспитаете граждан; без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами. Однако воспитать граждан — дело не одного дня; и чтобы иметь граждан-мужей, нужно наставлять их с детского возраста.                                                                                                        Руссо Ж.

          В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и патриотического воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания о Родине святы для русского народа. Это не просто сведения, которые получают молодые люди, это истины, которые должны затрагивать их чувства. Работа эта требует творческих усилий и поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний.

          Патриотическое воспитание начинается в дошкольные годы, но для того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит своеобразие патриотизма ребенка-дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в ДОУ.

          Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

          Считаем, что патриотическое воспитание надо начинать с того, чтобы по немного в доступной форме рассказывать детям об истории страны, родного края, города, села,  где мы живём.

           У нас возникла идея написать работу об основных страницах истории Приморского края-жемчужине Дальнего Востока. Конечно, историю Приморского края не возможно вместить в несколько десятков слайдов и страниц текста (мы очень ограничены объемом материала), она имеет много томов энциклопедических изданий, но мы постарались выделить самое важное и значимое. Как это получилось  об этом судить Вам.

          У многих жителей Приморья, наших с вами современников, сложилось мнение, что далёкие земли Приморья были открыты нашими соотечественниками лишь в середине 19 века. И действительно, 9 мая 1854 года фрегат "Паллада" вошёл в воды омывающие берега будущего Приморского края, но открыта для России эта земля была на 200 лет раньше.

          Зимой 1655-56 гг. отряд Онуфрия Степанова прошёл по Уссури до большого Белого озера (Ханка) и посетил долины рек Хор, Бикин и Большая Уссурка. В новых землях казаки призывали, а сопротивляющихся принуждали, быть покорными русскому государю и дать ему ясак "по своей мочи".

          В Приморье с местного населения Онуфрий Степанов взял ясак (налог) в пользу казны, распространив, таким образом, на данную территорию русскую юрисдикцию. Вскоре эти земли оказалось на русских картах.

          Однако активное изучение и основание края началось в середине XIX в. К этому же времени относится и интенсивное заселение края.

          9 мая 1854 года фрегат "Паллада" вошёл в воды омывающие берега будущего Приморского края. А летом 1855 года побережье Приморского края обследовали два английских фрегата «Винчестер» и «Барракуда». Шла крымская война, и они здесь поджидали (правда, безуспешно) фрегат "Паллада" с представителем царя Е.Ф Путятиным, который заключил с Японией очень выгодный для России договор в Симоде.  Его именем назван остров в заливе Петра Великого.

          В Приморье военные посты возникли в 1859 г. - на берегу озера Ханка (Турий Рог) и в бухте Святой Ольги. Экипажем русского судна “Америка” (командир Новицкий) открыт залив, названный по имени корабля, с замечательной бухтой Находкой.

           В 1860 г. Прибывшие в залив Посьет на русском военном транспорте “Японец” 22 матроса под командой лейтенанта Назимова основали военный пост Посьет.

           20 июня 1860 г. На военном транспорте "Манчжур" в бухту Золотой Рог  были доставлены солдаты 4-го линейного батальона во главе с прапорщиком Владимиром Комаровым. Они и основали военный пост Владивосток.

          1861 г. Южные земли Дальнего Востока России, включая Приморскую область, были объявлены открытыми для заселения крестьянами и "предприимчивыми людьми всех сословий". Приморье заселяли казаки и крестьяне, демобилизованные чины армии и флота, ремесленники и квалифицированные рабочие-контрактники, каторжане и ссыльные, иностранцы, получившие российское подданство, и временно проживающие здесь отходники.

           Началось изучение Приморья.

           Первым из исследователей Уссурийского края известный путешественник - географ М.И.Венюков перевалил через хребет Сихотэ-Алинь от реки Павловки до реки Зеркальной.

           Экспедиции геодезиста Усольцева (по рекам Уссури, Сунгаче, Раздольной),  русского ученого-ботаника академика Н.И.Максимовича,  капитана корпуса лесничих Будищева, описавшего леса южной части Уссурийского края,  русского ученого-академика Ф.Б.Шмидта, производившего исследования по климатологии, геологии, зоологии, ботанике и др.

          Самой значимой была в 1867-1869 гг. экспедиция по Уссурийскому краю русского путешественника-географа Н.М.Пржевальского.

          В 1866 г. В долине реки Раздольной основано село Никольское (впоследствии г. Никольск-Уссурийский, ныне г. Уссурийск).

          В 1880 г. Владивосток  правительственным актом “возведен в степень города”, и были установлены регулярные рейсы пароходов Добровольного флота между европейскими портами России - Одессой, Петербургом и Владивостоком.

          На раннем этапе освоения Приморья его промышленность развивалась преимущественно за счет разработки богатейших природных ресурсов. В 1860 - 1880 гг. наибольшее значение имели промыслы: лесные (заготовка дров, строевого леса, а также древесных грибов, женьшеня, целебных трав и других дикоросов, пантов  и т.д.),  морские (добыча морской капусты, трепангов, крабов и т.д.), лов рыбы. Владивостокские предприниматели развивали китобойный промысел: в 1870-1890-е гг.  добычу китов вел О.В.Линдгольм, затем шкипер Ф.Гек, в 1889-1890 гг.  — А.Г.Дыдымов (который погиб вместе со своим экипажем в 1891 г.).

          В 1885 г. Основан механический завод Владивостокского военного порта (с 1919 года - “Дальневосточный судоремонтный завод” - Дальзавод).

          В 1892 г. Начаты работы по устройству Владивостокского коммерческого порта.

          С 1891-1897 г. Строительство восточного участка Великой транссибирской железнодорожной магистрали - Уссурийской железной дороги.

          В 1898 г. Образован город Никольск-Уссурийский (ныне г. Уссурийск).

          1899 г. 21 октября. Во Владивостоке открыт Восточный институт - первое высшее учебное заведение Дальнего Востока и Восточной Сибири.

          1904-1905 гг. Вспыхнувшая  в России под влиянием русско-японской войны, значительно ухудшившей положение народных масс, революция быстро распространялась по всей стране.  Жители  Приморья, являвшегося  прифронтовой зоной, в полной мере испытывали все тяготы войны: рост дороговизны, нехватку продовольствия и товаров первой необходимости и т.д. Моральное состояние  населения и особенно армии  было подавленным из-за позорного военного поражения.

          В 1918 Приморье было оккупировано американскими, японскими, английскими войсками. Были открыты филиалы иностранных банков и промышленные предприятия. При поддержке большевиков в 1920 была создана Дальневосточная республика (ДВР), которая силами Народно-революционной армии боролась с интервентами на Дальнем Востоке.

          В 1922 Дальний Восток присоединен к РСФСР.  

          В 1938 был образован Приморский край.

          С 1941-1945 гг. Приморцы сражались на фронтах Великой Отечественной войны.

          За годы войны из Приморского края было призвано более 200 тыс. чел. Тысячи приморцев ушли на фронт добровольцами. Ими были укомплектованы экипажи построенной на средства жителей края танковой колонны «Приморский комсомолец» и др.

          Тихоокеанский флот направил для участия в боевых действиях на суше почти третью часть своего личного состава. Из   сформированных к декабрю 1941 г. 25 морских стрелковых бригад 12 состояли из тихоокеанцев и амурцев.

    9 августа 1945 г. начались военные действия с Квантунской Армией на Забайкальско-Маньчжурском направлении.

    2 сентября 1945 г. Квантунская Армия полностью разгромлена и был подписан Акт о капитуляции Японии.

    В послевоенные годы Приморье относилось к наиболее индустриально развитым районам Дальнего Востока, в промышленности края ведущее место занимали отрасли производства, которым придавалось общегосударственное значение: рыбная, лесная, цветная металлургия, горно-химическая и машиностроение. Развивались и отрасли, обслуживавшие местную промышленность и население края: электроэнергетика, промышленность строительных материалов, топливная, легкая, пищевая и др.

    С начала 60-х годов стали создаваться новые для края отрасли: химическая, электротехническая, инструментальная, приборостроение. Были построены предприятия горно-металлургической промышленности: производственное объединение «Бор», Ярославский горно-обогатительный комбинат, Приморский горно-химический комбинат, Реттиховский угольный разрез, а также Владивостокский инструментальный завод, Артемовский фарфоровый завод и др. — всего более 230 производственных объектов.

           В настоящее время Приморский край является стратегическим субъектом РФ, непосредственно граничащим со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Вокруг его центра — города Владивостока — в радиусе 1000 км проживает более 414 млн. человек (из них почти 300 млн. в городах). Это единственный город в России с таким окружением. Например, вокруг Москвы на таком же расстоянии численность населения составляет менее 100 млн. человек. На этом же пространстве (в радиусе 1000 км) ежегодно создается валовой внутренний продукт на сумму 6,6 трлн. долл., что составляет порядка 9,5 % мирового валового продукта. Такие характеристики конкурентной среды показывают, насколько высок стратегический и коммерческий потенциал Приморского края.

          Приморье — один из важнейших экономических центров Российской Федерации на Дальнем Востоке, лидер экономического роста. Темпы его развития сопоставимы с показателями ведущих стран Азиатско-Тихоокеанского региона — Китая, Республики Кореи, Японии. На протяжении последних шести лет (2006–2011 гг.) объем ВРП здесь увеличился в 1,4 раза (в сопоставимых ценах), промышленное производство — в 1,6 раза, внешнеторговый оборот — в 2 раза, объем инвестиций в основной капитал — в 4,7 раза. Внешнеэкономические связи Приморский край поддерживает с 84 странами мира. В 2011 году его внешнеторговый оборот составил 7,9 млрд. долл. и вырос в 1,2 раза по отношению к предыдущему году. Доля экономик стран АТР во внешней торговле региона превысила 90 %.

    В 2012 г. Во Владивостоке состоялся Саммит АТЭС двадцать четвертая ежегодная встреча лидеров государств Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Это первый саммит АТЭС, который состоялся на территории Российской Федерации.
    К этому мероприятию в Приморском крае и г. Владивостоке было построено ряд крупных объектов: В первую очередь,-  это мост на остров Русский, через пролив «Босфор Восточный»,  мост через бухту «Золотой Рог», Дальневосточный Федеральный Университет, реконструирован аэропорт «Кневичи»,  международный терминал в аэропорту Владивосток, мост Де-Фриз-Седанка, автомагистраль от Санаторной до моста через бухту Золотой Рог,  автомагистраль аэропорт «Кневичи» - трасса М-60 «Уссури»,  улично-дорожная сеть о. Русский,  очистные сооружения Артемовского гидроузла, центральная система канализации г. Владивостока,  комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов во Владивостоке,  две пятизвездочные гостиницы на м. Бурном и на Корабельной Набережной, причалы Владивостокского морского порта, театр оперы и балета, концертно-спортивный комплекс, Приморский океанариум, на станциях «Владивосток», «Угольная» и «Вторая речка» построены современные терминалы для пассажиров аэроэкспресса и многое другое.

    Люблю тебя, Приморье синеглазое,

    Небес и сопок яростную синь!

    Тебя, увидев раз, как деву красную,

    Забыть уже не хватит просто сил.

                                     Люблю тайгу, с ресницами мохнатыми,

               Ласкающими неба синеву.

                               Луга, цветочной россыпью богатые,

                         Благоуханьем вас с ума сведут.

                             Тайга богата зверем, дикоросами,

                  Озёра, реки – рыбою кишат.

                                          Здесь ситцем разнотравья, сенокосами –

                          Долины между сопками пестрят.

                       Вас сопки очаруют, я уверена,

                       Оттенками чистейшей синевы

                                      Багульник розовый, как самоцветами,

                            Их плечи украшает в дни весны.

                                         Украсит осень их в багрянец с золотом,

                      Подарит нити тонких паутин.

                                      Глаза озёр средь них синеют молодо,

                                   Как - будто с Левитановских картин.

                           И кедры старые, гордясь своим

                                                           достоинством,

                              По гребню сопок стражами стоят.

                                       Багряные дубы – весёлым воинством,

                                         Как в латах, до весны листвой звенят…

                                                    Химич Ольга

         Использованная литература и Интернет-ресурсы:

    1. Высказывания великих людей об отечестве и родине

        http://millionstatusov.ru/aforizmy/rodina/page-2.html

    2. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

        http://pedsovet.su/load/310-1-0-26888

    3. Для чего нужна сказка? Неизвестное Приморье

        http://www.mmolsokcho.com/mmol/phpBB2/viewtopic.php?t=115

    4. Хроника событий из истории открытий и освоения Приморья

        http://www.fegi.ru/PRIMORYE/HISTORY/xronika1.htm

    5. Приморский край. История Приморского края

        http://www.protown.ru/russia/obl/history/history_433.html

    6. Пути развития Приморья

        http://bujet.ru/article/193764.php

    7. Люблю тебя Приморье синеглазое, автор Химич Ольга

        http://www.primkray.ru/poetry/lyublyu-tebya-primore-sineglazoe


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развлечение непосредственной образовательной деятельности в области "Познание" Тема: "День Знаний" подготовительная группа

    Работа направлена на развитие игровой деятельности детей, приобщение к словесному искусству, развитие всех компонентов устной речи, развитие у детей интереса и любви к музыке....

    Конспект образовательной деятельности в области "Познание".Тема"История подводной лодки С-56".

    Работа направлена на расширение представлений детей о родном городе  и его достопримечательностях.Воапитание чувства гордости за своих земляков....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познания». Тема: «Визитная карточка Санкт-Петербурга» Подготовительная группа

    Формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства привязанности к своему городу, своим близким; развитие и совершенствование  у детей чувства любви к своему городу, краю; воспитание патр...

    Сценарий праздника непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» Тема: «День Матери» старшая группа

    Работа направлена на развитие устной речи детей, развитие свободного общения с взрослыми и детьми,овладение конструктивными способностями и средствами взаимодействия с окружающим миром....

    Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята» Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята»

    формировать умение детей выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Активизировать словарный запас детей словами...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» Тема: « Путешествие по городу Троицк»

    Цель моего занятия - познакомить детей с историей  города Троицк, его возникновением. с архитектурными памятниками города.Воспитать в детях любовь к своему городу и гордость за свой город и...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в области "Познания". Тема:"О чем молчат башни Кремля".

    ЦельУточнить и систематизировать знания детей о истории развития Московского КремляВоспитывать гражданско-патриотические чувстваЗадачиОбразовательная: обогащать и активизировать словарь по теме...