Главные вкладки

    “История возникновения народного искусства”
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Филинкова Алена Викторовна

    Знакомство детей с историей возникновения и развития народного декоративно-прикладного искусства

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Знакомство детей с историей возникновения и развития народного декоративно-прикладного искусства

    Задачи ознакомления детей подготовительной к школе группы с историей возникновения и развития декоративно-прикладного искусства Древней Руси: 

    • Продолжать знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства, причиной и историей возникновения, развитием и ролью в культуре русского народа.
    • На примере предметов прикладного искусства познакомить детей с возникновением, развитием и значением орнамента в русской культуре, разнообразием знаков-символов, их обобщенностью и стилизацией. Учить детей понимать смысл орнамента, “читать” и воспроизводить его.
    • Показать и раскрыть образ Солнца, Птицы в искусстве русского народа.
    • Вызвать устойчивый интерес и желание рассматривать предметы прикладного характера, желание научиться воспроизводить их в узоре, оформлении, а также создавать свои композиции, развивая художественно-творческие способности
    • Развивать умение декоративного творчества и желание внести его результаты при оформлении группы (зала).

    Конспект занятия “История возникновения народного искусства”

    Цель: 

    • На основе полученных знаний о развитии древнего человека, его среде обитания, деятельности и способах общения познакомить с условиями возникновения древнего искусства, его значением для жизни человека.
    • На предметах прикладного характера, их примере, познакомить с видами материала, используемого в деятельности “художественного промысла”. Дать понятие “народное искусство”. Способствовать возникновению интереса к истории развития русской культуры, русского искусства.

    Материал: предметы прикладного характера, выполненные на материале разного вида и фактуры (кость, дерево, камень, ткань).

    Иллюстрации книги “Русское народное искусство”.

    М/П: Занятие провести в музее "Истоки" или специально оборудованной комнате .

    Рассматривание детьми предметов; обратить внимание на то, что их заинтересовало, чем делятся с товарищами.

    На примере своего заинтересованного рассказа, высказывания о каком то предмете, побуждать детей делиться своими мыслями, впечатлениями о путях возникновения, способах создания и использования человеком в своей деятельности или среде.

    Обратить внимание детей на разнообразие материала, использованного для создания предметов, разновидностей художественного промысла. Заинтересовать вопросами о том, для чего они созданы, кто их создал, когда созданы...

    Что служило причиной возникновения таких предметов, что могло побудить человека к созданию художественного произведения?

    Искусство возникло тогда, когда у человека все больше и больше появлялась тяга к прекрасному - потребность украсить все, что его окружало. Началось это очень давно. Наш далекий предок еще жил в каменных пещерах, одевался в звериные шкуры, охотился на зверя, чтобы пропитаться, но находилось у него время и для творчества. Он наводил узоры на предметах повседневного обихода, лепил фигурки людей и животных, выбивал на скалах целые картины. На протяжении долгого времени искусство продолжало развиваться. Каждое поколение художников оставляло лучшее, добавляло свое. И поскольку результаты такого творчества принадлежат не одному человеку, а многим поколениям людей, его стали называть“народным”.

    Различия в условиях жизни нашли свое отражение в искусстве, наложили на него свой отпечаток. В процессе развития особенности сложились в традиции, которые соединили в себе самые характерные черты. Они стали все больше и больше напоминать нам ниточку, тянущуюся из глубокой древности в наши дни. В число таких особенностей входят темы орнамента, колорит, сюжет, ритмы.

    Стоит сравнить рисунки наскальной живописи Заонежья /2000 лет/ с росписью на местных прялках - удивительное сходство.

    Народное искусство того народа, которое вместе с ним прошло историю, отразило национальные черты. Материалом для творчества народного художника служило все; что его окружало: камень, кость, ткань. Более всего наш далекий предок любил дерево, потому что он жил в окружении леса. Лес доставлял и давал ему кров и пищу. Из дерева он строил себе жилье, делал все необходимое. Тесно связанный с лесом русский человек считал его живым существом, воспевал в сказаниях и песнях. Предметы, созданные из него руками мастера, рассказывают нам, каким художник представлял мир, как умел соединить назначение вещи с ее красотой.

    Знакомясь постепенно с вещами наших предков, искусством их создателей, мы как бы заглядываем в далекий мир, узнаем о жизни и творчестве наших предков.


    Конспект занятия “Возникновения и стилизации образов в народном искусстве”

    Цель: 

    • На основе полученных знаний продолжать расширять представления детей о роли солнца, его значении в природе и деятельности человека.
    • Показать стилизованное изображение солнца в древнерусской культуре.
    • Показать способы изображения знаков-символов. Способствовать творческому поиску способов и приемов в декоративном оформлении солярного знака. Развивать фантазию.

    Материал: силуэт солярного знака, разноцветная тушь, кисти, тычки, перо.

    М/П: Вспомнить с детьми о значении солнца в природе, жизни и деятельности человека, прочитав загадку:

    “На заре зарянской

    катится шар вертянский.

    Никому его не обойти, не объехать”.

    Солнце для древних людей являлось одним из главных богов-покровителей. По народным представлениям жизнь зависит от сияния солнца, творческая, плодородная сила которого заключается в его ярких весенних и летних лучах. Много песен, загадок сложили люди о солнце. Кто знает больше загадок про солнце?

    2 ч. А теперь попытайтесь из этого материала выделить изображение солнца (показ видов солярного знака).

    Пояснение рисункам: Говорят, что оно катится как колесо, так сравнивали его наши народности славяне и литовцы. Встречается кружок с точкой - китайское, египетское изображение. На Кавказе изображали розетку с завихрением, иногда оно изображалось в виде спирали.

    В образном представлении народа солнце связывалось с плодородием и часто изображалось в женском облике. “Встану я рано, бело да румяно, умоюсь росой, расчешу золотые косы”, - говорится о нем в русской загадке. Лучистый солнечный диск на голове женского божества стал одной из самых характерных черт вышивок.

    (Рассказ, беседа сопровождается показом).

    3 ч. Предложить украсить образ солнца графическим изоматериалом, используя знакомые элементы орнамента: линией, штрихом, точкой... Рассматривание, увидеть оригинальность, подчеркнуть индивидуальность в работах, фантазию детей.

    Перспективный план работы с детьми подготовительной к школе группы на тему “Знакомство детей с историей развития русского народного искусства”

    Конспект занятия “Образ птицы, знака-символа в деревянном зодчестве на Руси”

    Цель:

    • Расширение знаний об особенностях строительства русской избы.
    • Познакомить с историей и причинами возникновения орнамента в деревянном зодчестве.
    • Познакомить с образом птицы как знаком-символом в прикладном искусстве.

    Беседа с детьми об особенностях строительства избы: выборе места, выборе материала, его подготовке для строительства избы, последовательности постройки и назначении орнамента.

    Подчеркнуть, что орнамент, его элементы служили оберегом для жизни тех, кто поселится в этой избе.

    Рассмотреть иллюстративный материал по теме.

    1) Его расположение на избе, выделить его элементы, уточнить, что они обозначают.

    Рассмотреть, какие знаки-символы используют для размещения на крыше избы, на “полотенце”, на её коньке.

    Рассказ

    Образ птицы в глубокой древности был привычным талисманом, оберегом. Одним из воплощения духа огня на земле считался в древние времена петух. “Гласим-царь”, “Будимир-царь” - верные часы народной Руси. “Петух поёт, значит нечистой силы темное время прошло”.

    Другой петух, петушок-золотой гребешок, - это герой русских сказок, представляется сидящим на своде небесном и не страшащимся ни воды, ни огня. Как поступит этот петух, если кинуть в его в огонь или в воду? Если кинуть в воду – всю разом выпьет, в огонь – зальет все пламя. Петух считается существом, отгоняющим нечистую силу и охраняющим от пожара. Поэтому на коньке крыш ставят деревянного или железного петуха.

    1. Рассмотреть стилизованные изображения птицы и объяснить свой выбор.
    2. Выполнить зарисовки птицы – по своему замыслу.

    Конспект занятия “Образ птицы как знака-символа в прикладном искусстве народов Руси”

    Цель: Познакомить детей с разнообразным “звучанием” образа птицы, её значением и смыслом в народном декоративно-прикладном искусстве.

    Методические приемы:

    1) Рассмотреть предметы декоративно-прикладного искусства: одежда, украшения, посуда, полотенца, скатерти, прялки.

    Обозначить внимание на расположение орнамента, сочетание цвета: где обычно располагается орнамент. Почему? Какие цвета используются в орнаменте? Что они означают?

    2) Рассмотреть элементы орнамента, уточнить их смысл.

    Обратить внимание на способы изложения птицы, какие птицы изображены?

    Пополнить ответы, рассмотреть факты.

    Сокол - пользовался на Руси почетом. С соколом сравнивали добрых молодцев. Соколиные очи - зоркие очи.

    Лебедь - символ чистоты, красоты. “Словно белая лебедушка плывет”, - говорили про девушку.

    Сорока-белобока слывет за красавицу-воровку и сплетницу, приносящую на хвосте всякие вести.

    “Совушка - умная головушка” - символ мудрости. (Передача “Что? Где? Когда?”)

    Грачи, скворцы, жаворонки - вестники весны.

    Прилетайте к нам!

    Весну ясную,

    Весну красную

    Принесите нам!

    Ворон - птица вещая, на крыльях “приносит бурю”, живую и мертвую воду.

    1. Предложить отобрать из выполненных зарисовок те, которые являются стилизованным изображением птицы. Предложить объяснить свой выбор.
    2. У славян птица с распростертыми крыльями символизировала солнце. Считалось, что птица-солнце и уточка, соединенные на височной подвеске, могут защитить женщину от бед.

    Расположение двух птиц по сторонам дерева, ветки, стилизованного листа означает начало жизни, символ добра и счастья.

    Все эти изображения означали жизнь и благополучие.

    1. Предложить по желанию любой образ птицы-знака, символа благополучия и добра.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательный проект "История возникновения народной куклы"

    Приобщение дошкольников к народной культуре ,через ознакомление с народной куклой....

    История возникновения народных игрушек и игр, их применение в системе образования.

      В различных формах игра сопровождает человечество в течение всего его исторического развития с древних времён и до наших дней. Аристотель, известный  мыслитель античности, отмечал в...

    "Как знакомить детей дошкольного возраста с историей возникновения и развития искусства

    Этот цикл занятий разработан для тех, кто любит прекрасное, кто хочет расширить свои знания и умения в области изобразительного искусства, познакомиться с его историей. А чувст...

    "Как знакомить детей дошкольного возраста с историей возникновения и развития искусства

    Этот цикл занятий разработан для тех, кто любит прекрасное, кто хочет расширить свои знания и умения в области изобразительного искусства, познакомиться с его историей. А чувст...

    План-конспект НОД по теме: «Знакомство детей с историей возникновения народного декоративно-прикладного искусства».

    Подготовительная группа.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие(ПР) художественно эстетическое развитие(ХЭР)...

    История возникновения народных праздников и обрядов.

    В публикации рассказывается об истории возникновения народных праздников!...