ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья на тему

Барсукова Елена Алексеевна

Педагоги и психологи отмечают, что дети реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_teatralizovannyh_igr.docx37.49 КБ
Файл teatralizovannaya_igra_zhuchki.pptx877.6 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Педагоги и психологи отмечают, что дети реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.» ( Л. С. Выготский).

Театр, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Занимаясь с детьми, главной целью мы полагаем развитие их

творческих способностей средствами театрального искусства.

Важнейшим в театральных играх является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакль. Необходимо стремиться к тому, чтобы театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Важно, чтобы маленькие актёры, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные танцевальные и игровые импровизации.

В каждой возрастной группе обучаем детей основам актёрского мастерства. Для этой цели используем этюдный тренаж, который способствует развитию внимания, памяти, мышление, воображения и восприятия. Развиваем также навыки выражения различных эмоций, настроения, отдельных черт характера.

Занятия театральным искусством формируют интерес к данному искусству, адекватное эмоционально – положительное отношение ко всему, что связано с ним.

Театральные игры стимулируют двигательную и речевую активность детей.

Музыкально-театральные игры оказывают положительное влияние на развитие эмоциональной сферы, мышления малыша, повышают качество их коммуникации, усиливают способности к саморегуляции, выступают одним из возможных способов познания мира,  помогают сделать переход от эмоционально – личностного общения к деловому сотрудничеству с взрослым.

 Работа по музыкально-театрализованной деятельности направлена не только на приобретение ребенком художественных умений и навыков, но и на формирование эстетического чувства, развитие игрового поведения, способность творчески относиться к любому делу, навыков общения со своими сверстниками.

От чего зависит успех или неудача театрализованной игры, утренника, праздника? Каждый педагог размышляет над этой проблемой.

Анализируя опыт ярких, удачных спектаклей приходишь к выводу, что успех гарантирован, если:

1). Дети и воспитатели любят друг друга,

2). Малыши и музыкальный руководитель испытывают взаимную приязнь,

3). Между музыкальным руководителем и воспитателями достигнутое обоюдное взаимопонимание.

                                                                   

                                                                       Музыкальный руководитель

           Формула успеха

Дети         Воспитатели группы

                                                 

Если все эти три составляющие присутствуют, то наша взаимная любовь выделяет в зал поток положительной энергии, которая завораживает зрителей и ни кого не оставляет равнодушным (конечно, если предварительно проделана огромная работа по обучению детей, развитию в них творческого начала).

Эта положительная энергия влияет не только на детей, но и на нас, взрослых, а так же на самих детей, и они чувствуют себя необыкновенно расковано, играют с большим подъёмом и воодушевлением.

Если же одно из звеньев разорвано, то мощного потока не получается и театрализованная игра становится тусклой, неинтересной. Нет той изюминки, которая может сделать спектакль ярким. Формула успеха заключается во взаимной любви детей и взрослых, увлечённых любимым делом.

  1. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
  2. Развитие эстетических способностей.
  3. Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания.
  4. Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса.

  1. Воспитывать звуковую культуру речи. Используя игры-упражнения из сценической речи, развивать у детей четкую и ясную дикцию, активизировать работу физиологического дикционного дыхания, полётности звучания голоса.
  2. Воспитывать культуру речевого общения. Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, закреплять правильное произношение всех звуков. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. Развивать диалогическую и монологическую речь, ее форму. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого.
  3. Продолжать воспитывать гуманные чувства детей. Развивать стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. Приучать детей правильно оценивать свои и чужие поступки, а также персонажей кукольных и драматических спектаклей.
  4. Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
  5. Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

  1. Совершенствовать всестороннее развитие артистических способностей детей средствами театрального искусства.
  2. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации, а также импровизацию на детских музыкальных инструментах.
  3. Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности. Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве.  Продолжать воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к игрушкам, театральным куклам, костюмам, декорациям.
  4. Продолжать активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий, признаков. Закреплять правильное произношение всех звуков, продолжать работать над интонационной выразительностью речи. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Воспитывать культуру речевого общения.
  5. Продолжать воспитывать звуковую культуру речи. Используя игры-упражнения из сценической речи, помогать детям практически осваивать технические, голосовые, речевые навыки, развивая у них четкую дикцию, правильное дыхание, полетность и диапазон голоса.
  6. Закреплять навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
  7. Совершенствовать память, мышление, наблюдательность, творческое воображение, фантазию, внимание.
  8. Продолжать развивать умение слушать друг друга, думать и сопереживать, учиться постепенно овладевать искусством общения друг с другом в играх-драматизациях, театральных представлениях и спектаклях. Продолжать развивать внимание к действиям партнера, что является необходимым и первейшим условием подлинного общения, взаимодействия. Стремиться к главному – научить детей общаться – значит научить видеть, слышать, воспринимать партнера в его действии.
  9. Продолжать воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жесткости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поведение сверстников, героев сказок. Формировать у детей чувства сотрудничества и взаимопомощи.
  10. Продолжать обучать детей культуре речевого поведения, совершенствовать навыки речевого этикета, вежливой речи, особое внимание уделять той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.
  11. Совершенствовать игровые, песенные, танцевальные импровизации детей.
  12. Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, движениями театральных кукол, создавая яркий образ героя.
  13. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Атмосфера доверия, дружеское расположение к ребенку дают возможность «раскрыться» его внутреннему миру, позволяют ему поделиться с Вами своими проблемами, а Вам узнать и для себя по-новому открыть его. Детей надо так учить, чтобы им было интересно. Это требует творчества и от детей, и от педагога. Увлеченность содержанием занятий, творчество, проявленное в выполнении упражнений, товарищество в работе – все это составляет важный вклад в процесс формирования высших духовных потребностей каждого ребенка, и чем больше заинтересованы дети занятиями, тем полнее и явственнее проявляются их индивидуальные особенности и возможности.

Важно, чтобы в творческом педагогическом процессе всегда активно участвовали родители ребенка. В этом случае результат воспитательного процесса значительно повысится.

Желательно, чтобы родители поддерживали  интерес ребенка к музыкально-театрализованной деятельности.

По мере возможности старались  присутствовать на детских спектакля и праздниках.

Обсуждали с ребенком перед спектаклем или праздником  особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля или праздника – полученный результат. Отмечали  достижения и определяли пути дальнейшего совершенствования.                              

Предлагали исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогали разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

Рассказывали знакомым в присутствии ребенка о его достижениях.

Рассказывали ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.

Постепенно вырабатывали у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».

По мере возможности организовывали посещение театров или просмотр видеозаписей  театральных постановок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Театрализованная игра «Жучки» Жук жужжит в железной банке. Жук не хочет жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька, Жалко бедного жука. «Жук» В. Лунина:

Слайд 2

«ЖУК» Мальчик: Этот жук - Мой лучший друг, Говорит он: Жук: Жу-жу-жу ! Я с тобой дружу! Девочка: Жук усатый и большой. Ты нам песенку пропой. - А теперь песенка для нашего друга Жучка : Жук . (сл. Н. Френкель, муз. В. Карасевой)

Слайд 3

Дети . Жук, жук, пожужжи, Где ты прячешься, скажи? Жук . Жу-жу , жу-жу , Я на дереве сижу. Дети. Жук, жук, покажись, Надо мною покружись! Жук . Жу-жу-жу-жу , Я летаю и жужжу! Мальчик . Жук отправился в полет, Загудел, как самолет.

Слайд 4

Дети-жучки легко бегут по залу, кружатся . Вот летят, летят жучки, Крылышками машут, Покружились, покружились И как будто пляшут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение театрализованного воспитания для детей дошкольного возраста

Изучая театрализованную деятельность в детском саду, я постоянно прихожу к каким - то определенным мнениям, и вот одно из них....

Значение театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственно...

ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциона...

Консультация для родителей «Значение театрализованной деятельности для детей раннего возраста»

laquo;Значение театрализованной деятельности для детей раннего возраста»...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

СТАТЬЯ:»ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ РИТМОПЛАСТИКА – ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Цель и задачи, основные принципы построения программы "Театрализованная ритмопластика"...

Консультация в группе младшего возраста «Значения плавания в жизни детей дошкольного возраста»

Плавание – мощный эмоционально-положительный фактор, который позволяет решать важные задачи. Способствует коррекции нарушения осанки, предупреждает плоскостопие, способствует снятию мышечно...