Консультация для воспитателей "Играем со сказкой"
консультация (старшая группа) по теме

Сологубова Ольга Константиновна

Методы:

1. Сказки имеют запахи.

2. Сказки звучат.

3. Сказку можно нарисовать и.т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_imeyut_zapahi.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«ИГРАЕМ СО СКАЗКОЙ».

Изучив литературу по вопросу ознакомления детей с художественной литературой, методику работы с книгой мы выяснили, что книга - источник всестороннего воспитания и развития, так как знакомит с окружающим миром, обогащает представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и лжи. Но любовь к книге, умение использовать полученные из нее знания не приходят к ребенку сами по себе, необходима активная помощь взрослого. Начиная эту работу, мы прежде всего решили выяснить, как дети относятся к книге, могут ли правильно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, анализировать поведение героев. Для этого были организованы наблюдения за самостоятельной деятельностью детей в уголке книги, затем как дети обращаются с книгами в ходе рассматривания иллюстраций; индивидуальные и групповые беседы типа «Как правильно пользоваться книгой». Игры «Угадай сказку», «Яблонька наклонись», «Занимательные задания по сказке «Гуси - лебеди».

В ходе проведенной работы мы выяснили, что дети любят книги, знают много сказок, стихотворений, с интересом рассматривают иллюстрации к книгам. С удовольствием участвуют в ремонте книг. Для того, чтобы книга могла стать средством познания, она должна соответствовать возрастным особенностям детей, их интересам. Для того чтобы заинтересовать детей я предлагаю использовать следующие методики работы со сказками:

Сказки имеют запахи.

Следующий этап — проживание сказки через обаяние, т.е. с помощью запахов. Проведенное нами исследование показало: на вопрос о том, какие запахи дети знают, они отвечали весьма однообразно, чаще,  всего называли запахи духов и цветов и очень  удивлялись тому, что окружающий нас мир имеет необыкновенно богатую «палитру» запахов. Чтобы дети у убедились в этом на практике, мы собрали богатую у коллекцию запахов. Что входит в нашу коллекцию?  Корица, мускатный и грецкий орех, горчица, лавровый  лист, душистый горошек, хрен, мята, календула, крапива, лист черной смородины, сушеные грибы,  чеснок, лук, апельсиновые и лимонные сушеные корки,  йод, смола, мед, ванилин, чай, кофе, какао, сухое молоко и др.

Читая или рассказывая сказку, мы подбираем  каждому из ее персонажей запах, с которым тот или  иной герой ассоциируется у детей. Можно сказать, что «нос» помогает детям «ощутить» сказку более разносторонне и богато. Например, при ответе на  вопрос, как пахнет избушка на курьих ножках, дети совместно решают, из каких запахов можно составить «аромат» дома Бабы Яги.

А еще сказки звучат.

Чтобы помочь детям лучше почувствовать особенность той или иной сказки, мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, трещотки, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании «шумят» (горох, пшено, гречка, манка, ломаная яичная скорлупа, сухи  апельсиновые корки, металлическая стружка и др.) Создавать звуки можно и с помощью голоса. Изображая шум леса, одни дети машут лоскутами, другие переливают воду из стакана в стакан, третьи кукуют, а кто-то медленно трясет баночку с гречкой. К придуманному детьми звуковому сопровождению мы добавляем записи шума леса, воды и др. Используем и такой прием: одни дети создают шум, другие слушают, закрыв глаза. Затем все рисуют то, что при этом представили.

Сказку можно нарисовать

Мы стремимся прожить сказку вместе с ребенком, задействовав все органы его чувств. Когда мы начали заниматься с детьми сказко-терапией, то поняли, что просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка. Так, например, они «не видят» ни леса, через который пробирается Иван-царевич, ни места, где растет могучий волшебный дуб. В этом случае помогают иллюстрации, но они есть не в каждой книге, да и не каждый сказочный сюжет привлекает вниманию художников. Поэтому мы с детьми после чтения сказки стали рисовать, восстанавливая в памяти различные ее эпизоды. И увидели, что каждый ребенок воспринимает сказку по-своему, а рисование помогает понять нравственные коллизии, облегчает процесс предсказывания самой сказки, ее сюжета.

Сказку можно сложить из ткани.

Затем мы стали на полу изображать место, где происходит действие сказки, с помощью отрезков тканей, различающихся по форме, фактуре, размеру, цвету. Например, вышел Иван-царевич в широкое поле, — на полу расстилаются лоскуты с ромашками и васильками. Идет по лесу Красная Шапочка, — появляются ткани разных оттенков зеленого цвета, длинная голубая лента из шифона (ручеек), ткань с ягодками (земляничная поляна)

 А еще мы обязательно рассказываем о природе и обычаях народов той страны, в которой была создана сказка. Так постепенно дети знакомятся с природой нашей планеты и начинают понимать, что у каждого народа свои сказки и что во многом их своеобразие определяется особенностями климата, флоры и фауны страны, а также мировосприятия людей.

В героев сказки можно переодеться и потанцевать.

Творчество и воображение развиваются также в процессе придумывания и составления костюма сказочного героя. Обратите внимание: мы их не шьем, а именно составляем из имеющейся у нас коллекции тканей. Дети любят наряжаться. Девочки занимаются этим чаще и более увлеченно, чем мальчики, но и те, представляя себя героями, с удовольствием «наматывают» (надевают) на себя полотна ткани, выбирая то, что им особенно нравится, или то, что, по их мнению, подходит персонажу.

Когда дети «оденутся» как сказочные герои, налюбуются собой и друг на друга, мы придумываем танцы для каждого персонажа, подбираем музыку. Ребенок в образе своего героя танцует, потом предлагает всем остальным присоединится к нему и повторить все элементы его танца. Это позволяет всем детям «потанцевать» не только своего героя, но и всех персонажей сказки.

Каждый мечтает стать волшебником.

Сочиняя продолжение сказки, они обычно проговаривают волшебные слова, «превращающие» их в волшебников. Мы объясняем, что эта роль дается им на время, которое истечет при звуке колокольчика, и играющие вновь превратятся в обыкновенных детей. Вместо колокольчика можно незаметно поставить таймер. Когда отведенное время проходит, он звенит, и его звук дети воспринимают как волшебный звонок.

Есть у нас и кресло волшебника, и плащ волшебника. По очереди, устанавливаемой по жребию, или желанию они садятся в волшебное кресло и, войдя в образ, начинают рассказывать свою историю. Она продолжается до тех пор, пока воображение ребенка не иссякает. Тогда его сменяет другой, все это записывается, а затем педагог читает обработанный текст детям, которые слышат придуманное ими как бы со стороны.

Нравится детям и такой прием: каждый рисует трех персонажей из разных сказок, а затем сочиняет историю, связанную с ними. Чаще всего у дошкольников получаются достаточно короткие истории, но они многое позволяют узнать о ребенке, который, размышляя о сказочном герое, придумывая его речь, отожествляет себя с ним. Затем дети со своими нарисованными героями садятся вокруг волшебного цветка и загадывают от их имени одно желание. Это позволяет оценить уровень эмпатии, мотивы и желания ребенка, особенности его эмоциональной сферы. Ведь желание героев — это по существу тайные желания ребенка. Все это помогает проникнуть во внутренний мир детей не насильственно, а ограничено, во время игры.

Сказку можно разыграть с помощью кукол

Нарисованных героев мы используем в настольном кукольном театре. Мастерить кукол — занятие достаточно кропотливое и трудоемкое, особенно для  мальчиков, а вот рисовать кукол любят все. Главное — дать понять: все, что дети делают сами, вам нравится. Не забывайте хвалить их! Помните: ваши похвалы должны быть искренними и эмоциональными. А к недостатки отмечайте про себя, чтобы впоследствии к помочь их исправить. И еще: не превращайте процесс рисования в скучный, назидательный урок, который, с одной стороны утомит ребенка, а с другой — помешает нам открыть заложенный в нем творческий потенциал, к пробудить тягу к нестандартному постижению мира.

 Итак, вырезав и наклеив нарисованных кукол на картон и прикрепив с обратной стороны подставку, дети начинают разыгрывать сказочное представление с  любым сюжетом и разными персонажами.

С настольным театром можно выступать и в младших группах, и перед родителями. Особенно интересно наблюдать динамику развития каждого ребенка, например, по рисункам волшебной палочки, созданным в 4 года и в 6 лет. Да и самому ребенку интересно видеть, как он вырос и повзрослел.

Сказка в развитии дошкольника.

Дошкольный возраст — это возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Сюжет прозрачен, но и загадочен. Стоит только начать:        «В некотором царстве, в некотором государстве», - как дети, затаив дыхание, уносятся в мир фантазии. Сказочный сюжет способствует развитию воображения, а это почва, на которой растет и достигает совершенства воображение будущего ученого, изобретателя, художника.

Кроме того, ни один ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Самое большое, что она «позволяет себе», - это намек на то, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. Она способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отожествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремится делать добро людям.

Для развития фантазии, как нам представляется, важна не сама по себе среда, которую создает сказка, а ее восприятие ребенком, то, как она ему преподносится. В этом большую роль играют взрослые:        педагоги,

родители. Особенно важно видеть сказку как бы со стороны, не только в кинофильме и театральной пьесе, но и самостоятельно проиграв ее, прожив ее сюжет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " Праздник сказки" , Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена.

Что необходимо предусмотреть чтобы праздник состоялся.Методические рекомендации проведения викторины....

Консультация для педагогов "Со сказками родились мы ,со сказками живём!"!(из опыта работы)

Большое внимание в своей работе я уделяю разделу «Ознакомление с художественной литературой» - конкретно знакомство со сказкой.Делюсь опытом!...

Семейный клуб : «В гостях у сказки». Консультация для родителей : "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка ".

Семейный  клуб : «В гостях у сказки».               Консультация для родителей : "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка "....

Консультация для родителей «Какие сказки читать детям? Выбираем сказки по возрасту»

Консультация для родителей  «Какие сказки читать детям? Выбираем сказки по возрасту»...

Консультации для родителей «Какие сказки читать детям? Выбираем сказки по возрасту»

Ни для кого не секрет, что первыми книгами для ребенка являются сказки. Именно сказки в совокупности с играми знакомят малыша с окружающим миром, прививают ему жизненные ценности и форм...

Консультации для родителей «Какие сказки читать детям? Выбираем сказки по возрасту»

Консультации для родителей «Какие сказки читать детям? Выбираем сказки по возрасту»...