Консультация для педагогов: "Гендерное воспитание в сюжетно-ролевой игре"
консультация на тему

Шелкунова Анжела Александровна

В данном материале педагоги ознакомятся с поло-ролевым воспитанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему для педагогов:

<<ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЮЖЕТНО РОЛЕВОЙ ИГРЕ>>

Значимое условие формирования позитивной половой идентичности – сюжетно-ролевая игра-ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра не требует от ребёнка значимых поступков, здесь всё <<как будто>>, <<понарошку>>, но именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к бедующей социальной роли мужчины женщины, папы и мамы.

     Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры должна быть не <<коллективная проработка знаний>>, а формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки реализуют свои поло ролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками. Адекватным педагогическим воздействием здесь будет ненавязчивое сопровождение сюжета развёрнутой детьми ролевой игры. Поскольку малыши недостаточно хорошо умеют играть вместе – дополнять, а не дублировать друг друга- воспитатель может принять на себя одну из ролей. Следует обратить внимание на то, что многие дети, особенно девочки, проявляют настороженность по отношению к другому полу, беспокойство в случае необходимости контактов.

     Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности будет успешным, если соблюдается ряд требований. В частности, воспитатель:

   - понимает специфические задачи игры;

   - осознаёт развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в формировании у детей представлений о социальных половых ролях в обществе и закреплении в поведении позитивных гендерных стереотипов;

   - избегает позиции учителя, предпочитая позицию <<играющего тренера>>, не допускает негативных оценок, подчёркивая только позитивные моменты;

   - ориентирует мальчиков и девочек на выбор ролевой в соответствии со своим полом, акцентирует внимание на смысле поло ролевого поведения ребёнка;

   - организует сюжетно-ролевую игру в небольших разно половых группах (два-три ребёнка), со временем увеличивая число детей;

   - знает особенности сюжетно-ролевой игры у детей разного возраста; развёртывает игру так, чтобы ребята постоянно усваивали новые, более сложные способы взаимодействия со сверстниками обоих полов, расширяли свои представления о будущих социальных ролях.

Степень усвоения ребёнком гендерных стереотипов поведения зависит от сложности сюжетно-ролевой игры.

     Выделяется несколько этапов развития игровой деятельности дошкольников.

       1. Этап условных игровых действий, для которых характерен выбор одно тёмного одного персонажного сюжета. Такая игра представляет собой смысловую цепочку действий: один ребёнок (мальчик или девочка) выполняет определённые действия, соответствующие его половой роли (например, девочка, как мама, утром будет свою куклу-дочку, умываете, одевает, говорит ласковые слова, идёт с ней гулять и т.д.).

       2. Этап много персонажного сюжета. Сюжет игры предполагает наличие системы взаимосвязанных персонажей (ролей).

Стереотипы гендерного поведения формируются воспитателем через взаимодействие детей разного пола, введение новых персонажей (игры <<Семья>>, <<Папа на работе>>, <<Мама на работе>> и т. д.

       3. Этап построения и развёртывания многотемных сюжетов, на котором разнообразные события и социальные отношения комбинируются в игре, благодаря чему у детей закрепляются позитивные мужские и женские способы поведения.

     Формирование позитивного поло ролевого поведения у детей разного возраста имеет свои специфические особенности. Например, в 3-5 лет дети переходят на принципиально новый уровень развития, заменяя сюжетно-отобразительную игру сюжетно-ролевой. Психологическая характеристика игры также становиться иной: у ребёнка появляется стремление к общению и взаимодействию со сверстниками как своего, так и противоположного пола, окружающими людьми в целом.

     Однако без помощи взрослых дети ещё не всегда могут интересно развернуть игру, использовать разнообразные игровые материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА Как непрерывное образование в экологическом воспитании детей Сюжетно-ролевая игра.

В публикации рассматриваются различные подходы к организации сюжетной игры и игры с правилами в дошкольном образовательном учреждении. Существуют два возможных пути организации игры ребенка в детском ...

Консультация для педагогов "Гендерное (полоролевое) воспитание детей дошкольного возраста"

Консультация для педагоговГендерное (полоролевое) воспитаниедетей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов: "Гендерное воспитание в сюжетно-ролевой игре"

В данном материале педагоги ознакомятся с поло-ролевым воспитанием....

ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА Как непрерывное образование в экологическом воспитании детей Сюжетно-ролевая игра.

В публикации рассматриваются различные подходы к организации сюжетной игры и игры с правилами в дошкольном образовательном учреждении. Существуют два возможных пути организации игры ребенка в детском ...