ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА Как непрерывное образование в экологическом воспитании детей Сюжетно-ролевая игра.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Серго Галина Анатольевна

В публикации рассматриваются различные подходы к организации сюжетной игры и игры с правилами в дошкольном образовательном учреждении. Существуют два возможных пути организации игры ребенка в детском саду в свете современных требований к структуре образовательного процесса. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогики воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка, второй - рассматривает игру дошкольника как культурную деятельность и создает благоприятные условия для формирования способов игры у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nepreryvnoe_obrazovanie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(экологическое)

ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА

Профессиональные игры

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Информационная часть

  • Рассказать детям о том, что звери и птицы (голуби, собаки, слоны, верблюды) могут доставлять почту так же, как транспорт и люди.
  • Ознакомить с процессом получения бумаги, на которой пишутся письма, и бумаги, на которой печатаются журналы и газеты.
  • Объяснить, что почта помогает людям получать быструю информацию о событиях, происходящих в мире.

Атрибуты

  • Костюмы персонажей (голубь, собака, сова, слон, верблюд);
  • Посылки, бандероли, письма;
  • Шапка почтальона;
  • Сумка;
  • Почтовый ящик;
  • Телефонный аппарат;
  • Телеграфный аппарат.

Создание проблемной ситуации

  • Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.
  • Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки.
  • Собака жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Информационная часть

  • Развивать интерес детей к книге, желание и умение находить ответы на свои вопросы; показать зависимость: лес – книга; чем больше книг производится, тем больше уничтожается лесных массивов, поэтому важная задача – беречь книги, журналы.
  • Ознакомить с использованием вторичного сырья (макулатуры) для изготовления книг; научить понимать значение труда людей, работающих в книжных мастерских (переплётчик, художник, реставратор).

Атрибуты

  • Выставка книг;
  • Выпуск плакатов-«молний» «Лес и человек», «Не разводи пожаров» и т.д.;
  • Сбор макулатуры.

Создание проблемной ситуации

  • Книга порвалась – что делать?
  • Первое посещение библиотеки (правила поведения).
  • Если все библиотеки закроются, что будет с нами?

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Информационная часть

  • Провести экскурсии в царство царя Берендея.
  • Организовать совместную трудовую деятельность дошкольников.
  • Провести литературные викторины.

Атрибуты

  • Маски зверей, птиц, насекомых;
  • Игрушечные звери и птицы;
  • Сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций.

Создание проблемной ситуации

Примечание. Роль учителя во всех ситуациях выполняет ребёнок, который задаёт вопросы и выслушивает ответы.

  • В уголке «Школа» сидит зайчик, у него забинтована лапка. Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти?
  • Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг неё изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».
  • В уголок «Школа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?
  • В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

Информационная часть

  • Рассказать детям о том, что ткани бывают растительного и животного происхождения; существуют искусственные и натуральные шубы (проблема охраны животных).
  • Ознакомить с процессами изготовления мягких игрушек, нанесения на ткань растительного рисунка.
  • Формировать бережное отношение к вещам.

Атрибуты

  • Образцы тканей (лён, хлопок, шерсть);
  • Иллюстрации животных и растений.
  • Эскизы костюмов для животных.

Создание проблемной ситуации

  • Какую шубу лучше сшить? (обсудить проблему с точки зрения охраны животных.)
  • Где животные «хранят» свои шубки?
  • Как сделать костюмы для артистов цирка (рисование, узоры с растительными орнаментами).
  • Давайте, организуем ателье для животных (знакомство с тканями, рисование по ткани и на бумаге).
  • Где живёт шёлковая гусеница? (рассматривание картинок и шёлка.)
  • Какие животные могут быть лесными портными? (Паук плетёт паутину, ёж носит иголки; гусеница шелкопряда делает нить.)

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Информационная часть

  • Рассказать о том, что существуют специальные парикмахерские для животных (мытьё, стрижка шерсти).
  • Обратить внимание детей на проблему мусора (в парикмахерской остаются пустые флаконы, баночки, остриженная шерсть и т.п.).
  • Как решить проблему утилизации отходов с наименьшим ущербом для природы?

Атрибуты

  • Контейнер с измельчителем мусора;
  • Специальный шампунь для животных;
  • Специальные расчёски для собак;
  • Игрушка «Артемон-парикмахер»;
  • Фотопроспект «Модели стрижки зверей».

Создание проблемной ситуации

  • В парикмахерскую приходит лохматая грязная собака, которую из-за её неопрятного вида никто не хочет взять её к себе домой. (Парикмахер предлагает вымыть её и постричь.)
  • Открытие парикмахерской-салоном «У Артемона» (оформление помещения, выбор журналов, фотографий).
  • В парикмахерскую приходит экологическая милиция и говорит о необходимости утилизации мусора. (Дети предлагают варианты решения этой проблемы: пластиковые баночки выбрасываются в одни контейнеры, стеклянные – в другие и т. п. Затем всё это отвозится на завод и перерабатывается.)

Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Информационная часть

  • Ознакомить детей во время игры с новыми экологическими сказками, придумать собственные.
  • Просмотр видеофильмов на экологическую тему (например, «В долине папоротников»)

Атрибуты

  • Кукольный театр (игрушки, животные), теневой театр;
  • Костюмы для постановки экологических сказок;
  • Декорации к сказкам – деревья цветы.

Создание проблемной ситуации

  • Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?)
  • Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).
  • Инсценировка экологических сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о районном смотре- конкурсе образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, по экологическому воспитанию детей "Экобэби"

Представлено Положение о районном смотре-конкурсе "Экобэби", которое разработано в соответствии с положением областного этапа смотра- конкурса...

Мастер-класс для родителей «Экологическое воспитание детей посредством дидактической игры"

Экологическое воспитание через игру является самым результативным и естественным. Дидактическая игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей...

Комплексно – тематическое планирование дополнительного образования по экологическому воспитанию детей «Юный эколог»

Наша планета Земля в опасности, ей необходима помощь. Но экологическое самосознание детей сформировано еще недостаточно; в большинстве случаев преобладает потребительское отношение к природе, и оно ус...

ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА Как непрерывное образование в экологическом воспитании детей Сюжетно-ролевая игра.

В публикации рассматриваются различные подходы к организации сюжетной игры и игры с правилами в дошкольном образовательном учреждении. Существуют два возможных пути организации игры ребенка в детском ...

Консультация для воспитателей по теме «Экологическое воспитания детей в процессе игры».

Консультация  для воспитателей по теме «Экологическое воспитания детей в процессе  игры»....

«Экологическое воспитание детей через дидактичекие игры»

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраств является игра. Сред многообразия игр для дошкольников особое место занимают дидактические игры. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучени...

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей через дидактичекие игры»

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра.Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.Среди многоо...