Мастер-класс для родителей «Экологическое воспитание детей посредством дидактической игры"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Экологическое воспитание через игру является самым результативным и естественным. Дидактическая игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому. Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на занятиях.  Если для детей в повседневной деятельности в детском саду и дома создавать условия для игры, детского экспериментирования, труда, для наиболее полного раскрытия возрастных способностей и возможностей каждого ребёнка, то у них будут активно приобретаться навыки экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

 Мастер-класс для родителей

 «Экологическое воспитание детей

дошкольного возраста

посредством дидактической игры»

«Экологические знания, вызывающую эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивают лишь интеллектуальную сферу»

 С.Н.Николаева

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностей и ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.

Работая над проблемой экологического воспитания дошкольников посредством дидактической игры строю образовательный процесс таким образом, чтобы дети имели возможность изучить основные компоненты природной среды и взаимосвязи между ними, получить представление об универсальной ценности природы, пообщаться с природой и, конечно, повысить уровень культурно-экологического воспитания.  При этом учитываю возрастные особенности детей, а также использую сочетание разнообразных форм и методов образовательной работы в системе педагог-ребёнок-семья.

Уважаемые родители, сегодня я хочу представить вам фрагмент игры-викторины «Калейдоскоп природы». Приглашаю шесть человек для участия в игре викторине.
Представление жюри.
Уважаемые родители, прошу каждой команде выбрать себе капитана.
1.Загадка.
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся?
(Зайка)
А это письмо от зайки - любознайки.
2.Кому нужны деревья?
Примерный план подбора маленьких карточек к большим и рассказ ведущего о значении и деревьев в жизни животных и человека.
3.Конкурс капитанов. Аудиозапись. Голоса птиц.
Уважаемые родители вы, наверное, уже поняли, что речь пойдет о птицах. Игра «Поломанные слова».
Название зимующих птиц вы узнаете, после того как исправите «поломанные слова».
Карточки со словами
4.Малоподвижная игра с мячом «Воздух, земля, вода».
5.Счастье – это быть с природой видеть ее, говорить с ней. Чьи эти слова (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой). ВЕРНО!
Итак, в игре черный ящик. Кто сказа в произведении Л.Н.Толстого «Тебе от того скучно, что ты зол, тебе злость сердце жжет, а мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
Уважаемое жюри, прошу подвести итоги, чья же команда у нас победила!
Уважаемые родители, я предлагаю воплотить в жизнь то, что вы увидели и услышали сейчас здесь. Представьте себе, что вы в кругу семьи. Поиграйте в игру, направленную на тему экологического воспитания.

Игра «Теремок» (авторская игра)

(от 4 до 6)

Цель игры: развивать коммуникативные способности, связную речь.

Игровой материал: стульчики, «теремок» из картона, картинки с признаками осени ( хмурое небо, моросящий дождь, дерево с разноцветными листьями, белка в серой шубке)

Правила игры: дети  выбирают  по одной картинке, которые  разложены на столе, рисунком вниз. Один ребёнок выполняет роль ведущего « теремка» (осень)– он сидит на стульчике в «теремочке». Каждый ребенок  подходит к «теремочку» стучится и говорит ключевые слова: «Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?», и попадёт в «теремок»  в том случае, если скажет, чем признак похож на ведущего, или отличается от него. (В ходе игры ведущий может менять установку: «Пущу в теремок, если скажешь, чем похож на меня», или «если скажешь, чем отличаешься от меня»)

Ход игры:

-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?

-Я - осень. А ты кто?

-Я – небо. Пусти меня к себе жить.

-Пущу, если скажешь, чем ты похоже на меня.

-Осенью  часто я покрыто неприветливыми, серыми,  тёмными  тяжёлыми  тучами – всё реже я чистое, голубое  и  безоблачное, солнце на мне появляется очень мало и стоит над горизонтом низко, ночью на мне отчётливо видны звёзды, воздух становится холодным….

-Заходи, будем вместе жить.

-Тук  тук. Кто, кто в теремочке живёт?

-Я - осень. А ты кто?

 -Я – дождь. Пусти меня к себе жить.

-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

-Осенью я  поливаю землю часто,  бываю затяжным, моросящим  холодным, колким, неприятным , от меня прячутся под зонтами, я образую лужи, становится  грязно и слякотно, люди одевают сапоги.

- Заходи будем вместе жить.

-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?

-Я - осень. А ты кто?

-Я - дерево .Пусти  меня к себе жить.

-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

-Осенью у меня начинают  листья желтеть и краснеть, листва  постепенно опадает, листья летят, в хороводе кружатся, когда я останусь голым,  я готов  к зиме, у меня  начинается период покоя.

- Заходи будем вместе жить.

-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?

-Я - осень. А ты кто?

- Я –белка. Пусти  меня к себе жить.

-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

-Я – белка. Осенью запасаю орешки и грибы сушу, меняю свой летний  коричневый наряд на зимний голубовато – серый,  тёплый и густой.

Заходи будем вместе жить.

И т.п.

Заключение.
Экологическое воспитание через игру является самым результативным и естественным. Дидактическая игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому. Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на занятиях.  Если для детей в повседневной деятельности в детском саду и дома создавать условия для игры, детского экспериментирования, труда, для наиболее полного раскрытия возрастных способностей и возможностей каждого ребёнка, то у них будут активно приобретаться навыки экологической культуры.

Рефлексия

Большое счастье, когда человек любит свой труд и увлечён тем, что делает. Оцените деятельность мастер-класса с помощью именного значка. (Участники помещают именной значок (фишку) на выбранный ими лепесток).

На лепестках: трудно; не интересно; легко и интересно; почувствовал радость; интересно, но трудно; здорово; полезно и поучительно.

Результаты рефлексии

6 человек – «легко и интересно»;           

3 человека – «здорово»;            

5 человек – «почувствовал радость»;       

3 человека – «почувствовал радость».

Список литературы

1. Л.И.Грехова , «В союзе с природой»
Учебно – методическое пособие. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми.
2.Н.В. Коломина, «Воспитание основ экологической культуры в детском саду.
3.Т.М. Бондаренко, «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
4.Л.Г. Горькова, «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей: "Экологическое воспитание детей посредством игры"

Мастер-класс для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игры»Подготовила воспитатель:   ...

Мастер-класс «Значение наблюдений в экологическом воспитании детей»

Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего, ребенка – дошкольника трудно переоценить. Проблема экологического восп...

Консультация для родителей "Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры"

Консультация направлена на ознакомление родителей с ролью датактическмх игр в жизни ребёнка, помогает развить интерес у детей к окружающему миру. В консультации представлены дидактические игры разной ...

Презентация "Экологическое воспитание детей посредством дидактических игр"

Презентация рассказывает о некоторых играх, которые помогают детям знакомиться с природой....

Мастер-класс для родителей «Экологическое воспитание детей посредством игр с природным материалом и экспериментальной деятельности»

Формирование у родителей компетентности в области экологического воспитания посредством экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях....

Консультация для родителей: «Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры»

Консультация для родителей:«Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры»...

экологическое воспитание детей посредством дидактических игр и упражнений

экологическое воспитание посредством дидиктических игр и упражнений...