Мастер - класс для родителей: "Экологическое воспитание детей посредством игры"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Плужникова Галина Владиславовна

 

 

 

 

 

Мастер-класс для родителей

 «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игры»

Подготовила воспитатель:

                                           Плужникова Галина Владиславовна        

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Санкт-Петербург

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                2013 год

        Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.  Экологическое воспитание детей это прежде всего воспитание человечности,  т.е. доброты, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей я подобрала игры в в которых  по возможности присутствовала бы активная  экологически правильная или развивающая  в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, делает их живыми, а следовательно, более интересными для детей. Игры позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.

 

   Игра:  Дорожка «Времена года»  (авторская игра)

    (от 4 до 6 лет)

     Цель игры: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, о цветовой  гамме, присущей

     тому или иному времени года.

Игровой материал: дорожка по временам года, карточки с признаками времён года

Правила игры:   по карточке  найти на дорожке определённое время года, остановиться и назвать его.

Ход игры:

1 уровень сложности:  « Мы идём,  идём, идём остановку не пройдём»- под музыку дети по одному идут по дорожке – воспитатель  говорит « стоп», ребёнок останавливается, называет время года и признак, по которому он определил время года.

2 уровень сложности: Воспитатель показывает карточку  того  признака  времени  года,  который нарисован на дорожке  и ребёнок останавливается и объясняет, почему он остановился именно здесь.

3 уровень сложности: Воспитатель показывает картинку признака времени года, которого нет на дорожке, ребёнок останавливается и  называет время года и признак, по которому он определил время года.

 

 

 

Игра «Теремок» (авторская игра)

(от 4 до 6)

Цель игры: развивать коммуникативные способности, связную речь.

Игровой материал: стульчики, «теремок» из картона, картинки с признаками осени ( хмурое небо, моросящий дождь, дерево с разноцветными листьями, белка в серой шубке)

Правила игры: дети  выбирают  по одной картинке, которые  разложены на столе, рисунком вниз. Один ребёнок выполняет роль ведущего « теремка» (осень)– он сидит на стульчике в «теремочке». Каждый ребенок  подходит к «теремочку» стучится и говорит ключевые слова: «Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?», и попадёт в «теремок»  в том случае, если скажет, чем признак похож на ведущего, или отличается от него. (В ходе игры ведущий может менять установку: «Пущу в теремок, если скажешь, чем похож на меня», или «если скажешь, чем отличаешься от меня»)

Ход игры:

-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?

-Я - осень. А ты кто?

-Я – небо. Пусти меня к себе жить.

-Пущу, если скажешь, чем ты похоже на меня.

-Осенью  часто я покрыто неприветливыми, серыми,  тёмными  тяжёлыми  тучами – всё реже я чистое, голубое  и  безоблачное, солнце на мне появляется очень мало и стоит над горизонтом низко, ночью на мне отчётливо видны звёзды, воздух становится холодным….

-Заходи, будем вместе жить.

-Тук  тук. Кто, кто в теремочке живёт?

-Я - осень. А ты кто?

 -Я – дождь. Пусти меня к себе жить.

-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

-Осенью я  поливаю землю часто,  бываю затяжным, моросящим  холодным, колким, неприятным , от меня прячутся под зонтами, я образую лужи, становится  грязно и слякотно, люди одевают сапоги.

- Заходи будем вместе жить.

-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?

-Я - осень. А ты кто?

-Я - дерево .Пусти  меня к себе жить.

-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

-Осенью у меня начинают  листья желтеть и краснеть, листва  постепенно опадает, листья летят, в хороводе кружатся, когда я останусь голым,  я готов  к зиме, у меня  начинается период покоя.

- Заходи будем вместе жить.

-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?

-Я - осень. А ты кто?

- Я –белка. Пусти  меня к себе жить.

-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

-Я – белка. Осенью запасаю орешки и грибы сушу, меняю свой летний  коричневый наряд на зимний голубовато – серый,  тёплый и густой.

Заходи будем вместе жить.

И т.п.

 

Игра «Логический трамвайчик» (по временам года)(авторская игра)

(от 4 до 6 лет)

Цель игры: развивать логическое мышление, устанавливать взаимосвязи между признаками времён года, развивать связную речь.

Игровой материал: картинки с рисунками, осенний пейзаж.

Правила игры: дети берут со стола картинки, рассматривают их у себя и друг  у друга, ищут себе пару. Впереди встаёт «трамвайчик», тот ребёнок, у которого в руках картинка, объединяющая все признаки времени года, за ним  парами выстраиваются дети. Дети говорят, что у них нарисовано на картинке и объясняют, почему они встали парами.

Ход игры: Выкладываются картинки единого формата с рисунками - «трамвайчик»- ребёнок, у которого картинка «осень»; дети- «вагончики» - с картинками:  грибы -  лес,  зонтик -  дождь, тучи - ветер, листопад -  голые деревья, куртка с шапкой -  дети,  осенний парк -  дети собирают осенние листья.  Картинки лежат на столе рисунками вниз, дети берут картинки по очереди, ищут себе пару-«вагон» и сцепляются в «трамвайчик»  объясняют, что общего  в рисунках пары, и что общего у данной пары с предыдущей парой.

 

Игра «Волшебный зонтик»

(от 4 до 6 лет)

Цель игры: закреплять знания о временах года, развивать связную речь.

Игровой материал: зонтик.

Правила игры: дети стоят в кругу по очереди передают друг другу зонтик, крутят его над головой и называют  примету осени. Повторений быть не должно.

Ход игры: воспитатель говорит: «Этот зонтик не только красивый, но и волшебный, кто встанет под ним и покрутит его, сразу  вспомнит какую -  то примету осени». Ребёнок встаёт крутит зонтик и называет  примету осени.

 

 

Подвижная игра  «Туча- туча»

(от 4 до 6 лет)

Цель игры: учить детей чётко выполнять движения в соответствии с текстом игры; воспитывать умение участвовать в коллективных играх, развивать ловкость, быстроту реакции.

Игровой материал: султанчик

Ход игры:

Дети идут по кругу.

Туча-ребёнок стоит в центре круга, руки разведены в стороны, в одной руке султанчик, поворачивается вокруг своей оси.

Дети говорят слова: Туча, туча, почему  не льёшься?

-Тучу очень жаль, зацепилась за корабль (туча останавливается),

- Тот кораблик  золотой высоко над головой (дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши)

- Держит тебя крепко, не замочишь деток! (показывают туче нос)

- Крутись вертись и на нас не злись.

Туча – ребенок:  «Всех сейчас я намочу!, Громом вас поколочу» (туча топает ногами, машет руками и ловит султанчиком детей, кого поймает -  на стульчики идут).

 

Игра «Каждый лишний» ( с использованием ИКТ) (авторская игра)

(от 4 до 6 лет)

Цель игры: учить выделять признаки,  по которым можно разделить предметы.

Правила игры: назвать каждый признак времени года и пояснить, почему каждый признак лишний.

 

Ход игры: на экране  слайды признаки осени: солнце, дождь, тучи, грибы (можно взять другие признаки). Детям предлагается найти  два и более решения и объяснить, почему каждый признак лишний. Ответы детей: Солнце - ласковое, тёплоё, греет, высушивает, в любое время года появляется на небе, все рады, можно загорать. Дождь – холодный, мокрый, колючий, затяжной осенью, стучит по окнам,  крышам, одеваем плащи, резиновые сапоги, грустим. Тучи – серые, тяжёлые,  плывут высоко, низко, стоят, темно на улице, пасмурно. Грибы – живые, растут на земле, появляются летом и осенью, съедобные.

 

 

Игра «Расшифруй письмограмму»

(от 4 до 6)

Цель игры: закреплять знания о характерных  особенностях времён года, развивать логическое мышление, умственную активность,  память, сообразительность.

Игровой материал: Буратино, письмо в конверте (мнемотехника)

Правила игры: Дети помогают Буратино  прочесть письмо (мнемотаблица), отгадывают, о каком времени года идёт речь в письме.

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Буратино получил письмо, а прочитать его не может, оно зашифровано. Помогите прочитать письмо». Дети смотрят на картинки и рассказывают, что они видят

Мнемотаблица:    ветер – дождь – грибы

                               клюква – куртка с шапкой - сапоги

                               листья  жёлтые – голый лес и голый сад – птицы улетают на юг.

Воспитатель спрашивает: «От кого Буратино получил письмо?».

 

Игра «Примите факс»

(от 4 до 6 лет)

Цель игры: закрепить знания о признаках времён года, формировать умение составлять  описательный рассказ по картине, развивать связную речь, внимание  и интерес к различению оттенков цвета, совершенствовать умение взаимодействовать  в команде.

Игровой материал: Акварельные краски, кисточки, карандаши, лист ватмана, осенний пейзаж.

Правила игры: воспитатель или дети как можно более точно описывают картинку осени (можно предмет, животное и т.д.). Дети по словесному описанию рисуют картинку.

Ход игры:

1 уровень сложности: «Ребята вам пришёл факс, вам необходимо его принять.»

 Воспитатель точно описывает картинку осени, дети рисуют.

2 уровень сложности: Дети делятся на команды, ребятам одной команды нужно передать как можно более точное описание картинки, дети из другой команды выполняют рисунок в соответствии с описанием.

3 уровень сложности: Дети из одной команды создают описание по памяти, дети из другой команды рисуют.

Два изображения – исходное и полученное в результате игры – сравниваются. Можно предложить ребятам рассказать, чем отличаются рисунки, и подумать, почему возникли отличия (не точно или не полно передали информацию, не точно её отобразили).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_detey_4-6_let_posredstvom_igry.docx147.24 КБ

Предварительный просмотр:

   Государственное бюджетное образовательное учреждение

       детский сад №79 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Калининского района  Санкт- Петербурга

 Мастер-класс для родителей

 «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игры»

        Подготовила воспитатель:

                                                Плужникова Галина Владиславовна        

Санкт-Петербург

                                                        2013 год

        Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.  Экологическое воспитание детей это прежде всего воспитание человечности,  т.е. доброты, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей я подобрала игры в в которых  по возможности присутствовала бы активная  экологически правильная или развивающая  в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, делает их живыми, а следовательно, более интересными для детей. Игры позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.

   Игра:  Дорожка «Времена года»  (авторская игра)

    (от 4 до 6 лет)

     Цель игры: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, о цветовой  гамме, присущей

     тому или иному времени года.

Игровой материал: дорожка по временам года, карточки с признаками времён года

Правила игры:   по карточке  найти на дорожке определённое время года, остановиться и назвать его.

Ход игры:

1 уровень сложности:  « Мы идём,  идём, идём остановку не пройдём»- под музыку дети по одному идут по дорожке – воспитатель  говорит « стоп», ребёнок останавливается, называет время года и признак, по которому он определил время года.

2 уровень сложности: Воспитатель показывает карточку  того  признака  времени  года,  который нарисован на дорожке  и ребёнок останавливается и объясняет, почему он остановился именно здесь.

3 уровень сложности: Воспитатель показывает картинку признака времени года, которого нет на дорожке, ребёнок останавливается и  называет время года и признак, по которому он определил время года.

 

Игра «Теремок» (авторская игра)

(от 4 до 6)

Цель игры: развивать коммуникативные способности, связную речь.

Игровой материал: стульчики, «теремок» из картона, картинки с признаками осени ( хмурое небо, моросящий дождь, дерево с разноцветными листьями, белка в серой шубке)

Правила игры: дети  выбирают  по одной картинке, которые  разложены на столе, рисунком вниз. Один ребёнок выполняет роль ведущего « теремка» (осень)– он сидит на стульчике в «теремочке». Каждый ребенок  подходит к «теремочку» стучится и говорит ключевые слова: «Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?», и попадёт в «теремок»  в том случае, если скажет, чем признак похож на ведущего, или отличается от него. (В ходе игры ведущий может менять установку: «Пущу в теремок, если скажешь, чем похож на меня», или «если скажешь, чем отличаешься от меня»)

Ход игры:

-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?

-Я - осень. А ты кто?

-Я – небо. Пусти меня к себе жить.

-Пущу, если скажешь, чем ты похоже на меня.

-Осенью  часто я покрыто неприветливыми, серыми,  тёмными  тяжёлыми  тучами – всё реже я чистое, голубое  и  безоблачное, солнце на мне появляется очень мало и стоит над горизонтом низко, ночью на мне отчётливо видны звёзды, воздух становится холодным….

-Заходи, будем вместе жить.

-Тук  тук. Кто, кто в теремочке живёт?

-Я - осень. А ты кто?

 -Я – дождь. Пусти меня к себе жить.

-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

-Осенью я  поливаю землю часто,  бываю затяжным, моросящим  холодным, колким, неприятным , от меня прячутся под зонтами, я образую лужи, становится  грязно и слякотно, люди одевают сапоги.

- Заходи будем вместе жить.

-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?

-Я - осень. А ты кто?

-Я - дерево .Пусти  меня к себе жить.

-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

-Осенью у меня начинают  листья желтеть и краснеть, листва  постепенно опадает, листья летят, в хороводе кружатся, когда я останусь голым,  я готов  к зиме, у меня  начинается период покоя.

- Заходи будем вместе жить.

-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?

-Я - осень. А ты кто?

- Я –белка. Пусти  меня к себе жить.

-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

-Я – белка. Осенью запасаю орешки и грибы сушу, меняю свой летний  коричневый наряд на зимний голубовато – серый,  тёплый и густой.

Заходи будем вместе жить.

И т.п.

Игра «Логический трамвайчик» (по временам года)(авторская игра)

(от 4 до 6 лет)

Цель игры: развивать логическое мышление, устанавливать взаимосвязи между признаками времён года, развивать связную речь.

Игровой материал: картинки с рисунками, осенний пейзаж.

Правила игры: дети берут со стола картинки, рассматривают их у себя и друг  у друга, ищут себе пару. Впереди встаёт «трамвайчик», тот ребёнок, у которого в руках картинка, объединяющая все признаки времени года, за ним  парами выстраиваются дети. Дети говорят, что у них нарисовано на картинке и объясняют, почему они встали парами.

Ход игры: Выкладываются картинки единого формата с рисунками - «трамвайчик»- ребёнок, у которого картинка «осень»; дети- «вагончики» - с картинками:  грибы -  лес,  зонтик -  дождь, тучи - ветер, листопад -  голые деревья, куртка с шапкой -  дети,  осенний парк -  дети собирают осенние листья.  Картинки лежат на столе рисунками вниз, дети берут картинки по очереди, ищут себе пару-«вагон» и сцепляются в «трамвайчик»  объясняют, что общего  в рисунках пары, и что общего у данной пары с предыдущей парой.

Игра «Волшебный зонтик»

(от 4 до 6 лет)

Цель игры: закреплять знания о временах года, развивать связную речь.

Игровой материал: зонтик.

Правила игры: дети стоят в кругу по очереди передают друг другу зонтик, крутят его над головой и называют  примету осени. Повторений быть не должно.

Ход игры: воспитатель говорит: «Этот зонтик не только красивый, но и волшебный, кто встанет под ним и покрутит его, сразу  вспомнит какую -  то примету осени». Ребёнок встаёт крутит зонтик и называет  примету осени.

Подвижная игра  «Туча- туча»

(от 4 до 6 лет)

Цель игры: учить детей чётко выполнять движения в соответствии с текстом игры; воспитывать умение участвовать в коллективных играх, развивать ловкость, быстроту реакции.

Игровой материал: султанчик

Ход игры:

Дети идут по кругу.

Туча-ребёнок стоит в центре круга, руки разведены в стороны, в одной руке султанчик, поворачивается вокруг своей оси.

Дети говорят слова: Туча, туча, почему  не льёшься?

-Тучу очень жаль, зацепилась за корабль (туча останавливается),

- Тот кораблик  золотой высоко над головой (дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши)

- Держит тебя крепко, не замочишь деток! (показывают туче нос)

- Крутись вертись и на нас не злись.

Туча – ребенок:  «Всех сейчас я намочу!, Громом вас поколочу» (туча топает ногами, машет руками и ловит султанчиком детей, кого поймает -  на стульчики идут).

Игра «Каждый лишний» ( с использованием ИКТ) (авторская игра)

(от 4 до 6 лет)

Цель игры: учить выделять признаки,  по которым можно разделить предметы.

Правила игры: назвать каждый признак времени года и пояснить, почему каждый признак лишний.

Ход игры: на экране  слайды признаки осени: солнце, дождь, тучи, грибы (можно взять другие признаки). Детям предлагается найти  два и более решения и объяснить, почему каждый признак лишний. Ответы детей: Солнце - ласковое, тёплоё, греет, высушивает, в любое время года появляется на небе, все рады, можно загорать. Дождь – холодный, мокрый, колючий, затяжной осенью, стучит по окнам,  крышам, одеваем плащи, резиновые сапоги, грустим. Тучи – серые, тяжёлые,  плывут высоко, низко, стоят, темно на улице, пасмурно. Грибы – живые, растут на земле, появляются летом и осенью, съедобные.

Игра «Расшифруй письмограмму»

(от 4 до 6)

Цель игры: закреплять знания о характерных  особенностях времён года, развивать логическое мышление, умственную активность,  память, сообразительность.

Игровой материал: Буратино, письмо в конверте (мнемотехника)

Правила игры: Дети помогают Буратино  прочесть письмо (мнемотаблица), отгадывают, о каком времени года идёт речь в письме.

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Буратино получил письмо, а прочитать его не может, оно зашифровано. Помогите прочитать письмо». Дети смотрят на картинки и рассказывают, что они видят

Мнемотаблица:    ветер – дождь – грибы

                               клюква – куртка с шапкой - сапоги

                               листья  жёлтые – голый лес и голый сад – птицы улетают на юг.

Воспитатель спрашивает: «От кого Буратино получил письмо?».

Игра «Примите факс»

(от 4 до 6 лет)

Цель игры: закрепить знания о признаках времён года, формировать умение составлять  описательный рассказ по картине, развивать связную речь, внимание  и интерес к различению оттенков цвета, совершенствовать умение взаимодействовать  в команде.

Игровой материал: Акварельные краски, кисточки, карандаши, лист ватмана, осенний пейзаж.

Правила игры: воспитатель или дети как можно более точно описывают картинку осени (можно предмет, животное и т.д.). Дети по словесному описанию рисуют картинку.

Ход игры:

1 уровень сложности: «Ребята вам пришёл факс, вам необходимо его принять.»

 Воспитатель точно описывает картинку осени, дети рисуют.

2 уровень сложности: Дети делятся на команды, ребятам одной команды нужно передать как можно более точное описание картинки, дети из другой команды выполняют рисунок в соответствии с описанием.

3 уровень сложности: Дети из одной команды создают описание по памяти, дети из другой команды рисуют.

Два изображения – исходное и полученное в результате игры – сравниваются. Можно предложить ребятам рассказать, чем отличаются рисунки, и подумать, почему возникли отличия (не точно или не полно передали информацию, не точно её отобразили).

Цель:    Познакомить с различными свойствами воздуха.

Задачи:        

Общеобразовательные

  • Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.
  • Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
  •  Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.
  • Способствовать формированию у детей познавательного интереса.
  •  Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.
  • Обучать  работе  в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие

  • Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
  • Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие.
  • Обогатить речь  детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.
  • Воспитывать  бережное отношение к окружающей среде, поощрять  любознательность, инициативность и желание работать в команде.
  • Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Предварительная работа:

  • Наблюдения за ветром.
  • Проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха.
  • Эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка.
  • Изготовление вместе с родителями  атрибутов для проведения опытов.
  • Целевые экскурсии в  музеи  «ЛабиринтУм», «Уникум» и т.д. (по выбору родителей)

Оборудование:

  •  полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
  •  стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
  •  мыльные пузыри (по количеству детей);
  •  игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);
  •  Костюм  Зайки-Знайки и ширма-лаборатория;
  • кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
  • сосуд – «море» для корабликов;
  • салфетки бумажные (по количеству детей);
  • веера (по количеству детей);
  • контейнеры с апельсином и чесноком;

План совместной деятельности:

  1. Сюрпризный момент:

К ребятам в группу приходит  Зайка-Знайка (воспитатель в костюме героя) и приглашает ребят в свою лабораторию. Дети подходят к ширме.

Зайка-Знайка:

-Ребята, вы хотите стать настоящими учеными? Тогда я приглашаю вас в свою лабораторию.

Дети одевают белые халатики, фартучки и проходят за ширму.

Зайка-Знайка:

- Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, что б  дышать,

И чтобы  шарик  надувать.

И с нами рядом каждый час,

Но он невидимый  для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Зайка -Знайка: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

  1. Беседа и свободное общение:

Зайка-Знайка:

-Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

 Зайка-Знайка: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Зайка-Знайка: А хотите в этом убедиться?

Дети: Да.

  1. Проведение экспериментов:

Опыт №1 «Поймай меня»

(опыт с полиэтиленовыми пакетиками)

Зайка-Знайка: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Ничего нет, он пустой.

Зайка-Знайка: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха, мы его выпустили.

Зайка-Знайка: Правильно, ребята.  Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. А где еще может быть «спрятанный воздух»?

Дети: Воздух может «спрятаться» в воздушном шарике, а еще в  шинах автомобилей, колесах велосипедов. Воздух  внутри надувного  матраса, в круге для плавания .

Зайка-Знайка: Правильно, ребята!  А хотите  проверить, есть ли воздух  внутри нас?

Дети: Да.

 Опыт №2 «Коктейльчик»

(опыт  с трубочкой и стаканом воды)

Зайка-Знайка:

-Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Зайка-Знайка:

 -Вот видите!  Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Зайка-Знайка: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

Ф/м «Мыльные пузыри»

 Зайка-Знайка: А как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?

1 ребенок:  Мыло.

2 ребенок: Нет, воздух.

Зайка-Знайка:  Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки.  Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Дети: Через нос.

Зайка-Знайка: Конечно! Все люди дышат через нос. Покажите, как дышат ваши  носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Опыт № 3. С салфеткой.

Зайка-Знайка: А с салфеткой видно?

Дети: Да.

Зайка-Знайка: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Игра « Кораблики»

Зайка-Знайка: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Опыт №4. С веером.

Зайка-Знайка: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок. Он движется.

Зайка-Знайка: Да, ребята,  воздух, действительно, движется, а как вы думаете, воздух имеет запах? А  когда, например, пекут пироги,  мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

 Опыт  №5. С апельсином и чесноком.

Детям предлагаются три контейнера, один пустой, второй с чесноком и третий с апельсином. Дети по очереди нюхают содержимое и определяют, что сам воздух не пахнет, но запахи передает.

 Рефлексия

Зайка-Знайка:   Ребята, мы сегодня с вами, действительно, как настоящие ученые, проводили опыты, узнали много нового. Что же мы сегодня узнали,  в чем убедились?

(Зайка-Знайка  показывает иллюстрации, ребята комментируют):

  • Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
  • Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;
  • Что воздух легче воды;
  • Что воздух есть внутри пустых предметов;
  • И даже внутри людей;
  • Без воздуха ничто живое не может жить;
  • Воздух не пахнет и может передавать запахи;
  • Ветер – это движение воздуха;

Зайка-Знайка: А нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте скорее оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Экологическое воспитание детей посредством дидактической игры"

Экологическое воспитание через игру является самым результативным и естественным. Дидактическая игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей...

Мастер-класс для педагогов «Физическое воспитание детей посредством фитнеса»

Мастер-класс для педагогов «Физическое воспитание детей посредством фитнеса»...

Мастер-класс для родителей «Экологическое воспитание детей посредством игр с природным материалом и экспериментальной деятельности»

Формирование у родителей компетентности в области экологического воспитания посредством экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях....

Мастер класс для родителей "Экологические сказки для детей"

Цель мастер-класса – оказание помощи родителям в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки в домашних условиях....

Мастер класс «Спасательная операция» «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, посредством экспериментирования»

Мастер класс «Спасательная операция»   «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, посредством экспериментирования»...

Мастер класс «Спасательная операция» «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, посредством экспериментирования»

Мастер класс «Спасательная операция»   «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, посредством экспериментирования»...

Мастер-класс для родителей «Нравственное воспитание детей посредством сказки»

Тема: «Нравственное воспитание детей через сказку»Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения ...