Мастер класс для родителей "Экологические сказки для детей"
консультация

Маевская Вера Анатольевна

Цель мастер-класса – оказание помощи родителям в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_skazki_dlya_detey.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Цель мастер-класса – оказание помощи родителям в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки в домашних условиях.

Ход мастер класса:                                                                                                                                    Уважаемые родители, сегодня я хочу предоставить вашему вниманию мастер класс «Экологические сказки для детей» (Слайд 1).

Игра с залом - на экране появляются картинки.

- что общего между этими картинками? (Слайд 2). (экология). (Слайд 3).

- что общего между этими картинками? (Слайд 4). (сказка). (Слайд 5).

- как можно объединить эти два слова ? (Экологическая сказка). (Слайд 6).

А вы любите сказки? Все дети очень любят сказки, а как вы думаете за что? Сказка занимает детей, увлекает в мир фантазий и воображения. Но сказка ещё и ненавязчиво  воспитывает ребенка.  И поэтому в своей работе я использую экологические сказки. Учу своих воспитанников сочинять экологические сказки, а также дополнять уже существующие.

Мы окружены природой: золотыми полями, цветущими лугами, дубравами, березовыми рощами. И как  же нам донести детям всю эту красоту и ответственность за сохранение этой красоты. Конечно, через сказку. (Слайд 7, 8, 9, 10,11).

Существуют различные методы и приёмы работы со сказкой: (Слайд 12).

1.Рассказывание сказки.
2.Чтение сказки и придумывание конца сказки.
3.Обсуждение текста по вопросам.
4.Составление новых или дополнение уже существующих сказок.
5.Создание проблемной ситуации при чтении сказки.                                                                       6. Театрализация сказок.
7.Исправление ошибок в сказках.                                                                                                                                            

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу». (Слайд 13).

Однажды Петя и Маша отправились в зимний лес. Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик",- возразила Маша.

Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. Давайте его поймаем».

Ошибки:                                                                                                                                                                                                1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница единственное хвойное дерево, с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.

Ещё один приём это  создание проблемной ситуации при чтении сказки.                                                                       1.Определите проблемную ситуацию в сказке «Лиса и журавль». (Слайд 14).

2. Выберите предметы из находящихся  на столе, которые вам понадобятся в исследовательской деятельности для решения данной проблемной ситуации.                                            (Блюдце, трубочка, бутылка с узким горлышком).

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь.  Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», мы даем понятие детям о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д. (Слайд 15,16,17).

Экологические сказки учат: (Слайд 18).

*познавать окружающий мир;

*воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;

*думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Всем большое спасибо. Я надеюсь, что каждый из вас взял для себя что-то новое, и ощутили преимущества экологической сказки в воспитании детей.

Творческих успехов Вам!!! (Слайд 19).

ПАМЯТКА.                                                                                                       Экологические сказки для малышей.                                                                                                                                                                                   

«Ёжик»                                                                                                                                                       Жил в лесу ёжик. Он был очень красивый. Тело покрыто колючками, мордочка вытянута как у мышки. Ёжику в этом году тяжело жилось, потому что лес был очень загрязнённым. Под деревьями валялось много бумаги, целлофановых пакетов, пустых консервных банок. И маленький ёжик решил спасти лес.                                                                                                                              Он подцепил бумагу и целлофан на свои колючки и уносил всё это в одно место. Пустые консервные банки он толкал мордочкой к свалке. Эта тяжёлая работа отнимала много времени и сил у маленького ёжика. И ему стали помогать мыши, белки, зайцы. Мыши грызли бумагу на мелкие кусочки, белки и зайцы занялись банками.                                                                                 Когда приходили люди, ёжик крутился у них под ногами и следил чтобы они не оставляли мусор. Однажды мальчик съел конфету, а фантик бросил на землю. Тогда ёжик свернулся в колючий шар и стал колоть мальчика своими колючками, белки забросали его сосновыми шишками. Мальчик поднял фантик и положил его к себе в карман. Так лесные звери проучили несмышлёного мальчишку. А ёжик и его друзья продолжают очищать лес. Скоро там будет совсем чисто.  

 Дополнить сказку «Зайчик и Медвежонок»                                                                                                            Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте. Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке. (Придумать окончание экологической сказки).                                                                                                 

«Родник»                                                                                                                                                                                          С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр.
Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда.
Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы.
В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.
Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.

  • Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?

Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.

  • Как бы вы поступили на месте Артёма?

Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними.
Когда Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.
- Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят?
Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика.
У Артёма закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте.
Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага.
Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.
- Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём.

  • Как вы думаете, что случилось с оврагом? Почему?

Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки:
- Артёмка! Где ты?
- Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный сон! – И Артём рассказал обо всём дедушке.
Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:
- Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора.
Дедушка и Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.

Вопросы

*Как выглядел овраг, на дне которого журчал родник?

*С кем Артём ходил за водой на родник?

*Кого встретил Артём, когда пошёл за водой один?

*Чем занимались Андрей и Петя?

*Какой вред приносят природе такие игры?

*Почему Артёму приснился необычный сон?

*Что могло случиться с природой, если бы родник пересох?

*Кто помог Артёму исправить ошибку?

*Как вы думаете, будет ли Артём играть в такие игры после того, что случилось?

*Что он скажет Андрею и Пете, если встретит их?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Путешествие по сказкам"

Помочь придумать другую концовку к сказке используя условные заместители для обозначения персонажей; Продолжать знакомить детей с особенностями композиции, сказки(Зачин, середина, конец); Уч...

Мастер-класс для родителей "Сказка спешит на помощь"

Цель: раскрытие потенциальных возможностей использования сказочного героя для развития ребенка в семье.Задачи:1. Познакомить родителей с воспитательными функциями сказки как хранительницы народно...

1.Мастер-класс совместной деятельности родителей и детей ""Изготовлению новогоднего календаря". 2. презентация "Новогодняя сказка"

1.Вовлечение родителей и детей в совместную творческую деятельность по изготовлению новогоднего календаря, познакомить с технологией изготовления новогоднего календаря, создать предновогоднее настроен...

Мастер - класс "Играем в сказку"

проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. эту тонкую ниточку можно провести с помощью сказок, которые так любят дети. ребенок существо акивное от природы он...

Мастер-класс Тема: «Использование сказки в коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР «Приключения гусеницы»

Данное мероприятие учит детей делить слова на слоги; закреплять понятия, характеризующие звуки: твёрдый – мягкий согласный, гласный, умение различать звуки [с] – [з] на слух, в словах и пр...

Мастер-класс Тема: «Использование сказки в коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР «Приключения гусеницы»

Обучение  детей в игровой форме различать звуки [с] – [з] на слух, в словах и предложениях. Развитие слуховой памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики.Помогает создать ...