экологическое воспитание детей посредством дидактических игр и упражнений
консультация (подготовительная группа)

Филипенко Елена Петровна

экологическое воспитание посредством дидиктических игр и упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_posredstvom_didakticheskih_igr.docx119.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад                         комбинированного вида № 8 «Сказка»

Карасукского района, Новосибирской области

Публикация по теме

«Экологическое воспитание   детей  посредством дидактических  игр и упражнения.»

Подготовила

Воспитатель

Филипенко Елена Петровна

Экологическое воспитание   детей  посредством дидактических  игр и упражнения.

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты.

Непрерывное экологическое образование - это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление. И понимать это надо с детства.

Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей - нового направления дошкольной педагогики.

В процессе экологического воспитания дошкольники овладевают нормами  экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережное отношение ко всему живому.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я.А.  Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума и воли. К.Д.Ушинский был за то, чтобы « вести детей в  природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. П.Г. Федосеева считает, что основной целью экологического воспитания в дошкольном возрасте является «формирование начал экологической культуры и становление на этой основе у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к природе.»

Любовь к природе  и заботливое отношение к ней закладывается в детском возрасте, только в том случае когда ребёнок видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых, воспитателей и родителей. Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры  В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. «Она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания: игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения». «Игра — это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления с природой в большой степени зависит от эмоционального отношения ребенка к воспитателю, который обучает, даёт задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания».

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дети организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое её и спровоцировало. В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказывать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивают лишь интеллектуальную сферу.

Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр., развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.). Именно посредством игры осуществляется воспитание, обучение и развитие ребёнка и основным средством сенсорного воспитания считается дидактическая игра.  В процессе игр  формируются  знания об окружающим мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней,  а также эколого-целесообразно поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения задач  сенсорного воспитания.  Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы.

Ведь в дидактической игре соприкасаются сразу две задачи:

Учебная задача – познавательная;

Игровая задача-занимательная.

Дети учатся жизни посредством игры. Игра, как ведущий вид деятельности для них, никогда не надоедает, таким образом, дети познают азы экологии.

Р.М. Миронова в качестве специфических признаков дидактической игры выделила их преднамеренность, наличие учебной цели и предполагаемого результата ,которые могут быть обособлены, выделены в явном виде.

Рассмотрим основные виды дидактических игр, используемые в дошкольной педагогике:

- Игры с природным материалом. Это игры эффективны для ознакомления детей с природой. Природный материал очень  интересны детям, и они охотно  играют с ними. Игры с природным материалом можно проводить на улице, и в группе ( в экологическом уголке). На улице можно рассмотреть листья, камушки, да и  пополнить  экологический уголок. При использовании дидактических игр воспитатель должен следовать определенным принципам:

Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в тоже время доступна детям;

Постоянно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

Конкретно и четко определять правила.  

Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

Игры с предметами (игрушками, природным материалом); « Чудесный мешочек»;

« Почтальон принёс посылку»

- Настольные дидактические игры – интересное занятия для детей для ознакомления с животными и растениями, явлениями живой и неживой природы. Они очень разнообразны: « Лото», « Домино», « Парные картинки».

- Словесные дидактические игры. Они строятся на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Этот вид дидактических игр подходит для детей старшего возраста, в этот период дети уже начинают понимать, что как же хорошо знать больше своего друга или подруги, ответив на вопрос быстро и правильно – ты выигрываешь в этой игре и заслуживаешь похвалу со стороны и воспитателя и других деток.

« Да –нет», «Кто (что ) летает?», « Съедобное – не съедобное»;» « Где растет?»

   Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью помещать информацию в уголки для родителей («Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы - наши друзья» и другие), проводить консультации на темы: «Зачем детям знания экологии?», «Поиграем вместе», «Лекарственные растения» и так далее, проводить индивидуальные беседы с родителями по проблеме.

Применяя принцип зонирования группового помещения  нужно создать предметно-развивающую среду, которая способствует формированию познавательной активности ребенка и бережному отношению к природе. В уголке природы дети имеют возможность наблюдать за  растениями, в  книжном уголке просмотреть книги энциклопедического содержания о животных и растениях, иллюстрации, картины пейзажной живописи, в игровом центре, содержащим необходимые атрибуты к играм, удовлетворить основную потребность в игре.

Используя дидактические игры в экологическом воспитании  педагоги расширяют и обогащают знания детей о родной природе. Благодаря этому у детей формируются и ярко проявляются познавательные интересы, появляются вопросы: зачем? почему? где? Мыслительная деятельность становится активнее, а ответы детей более развернутыми. Дидактические игры экологического содержания помогают в решении задач в формировании основ экологической культуры дошкольников

Дидактические игры экологического содержания целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений и возрастных особенностей дошкольников. Эффективность игры зависит от действий и подготовки воспитателя. Он продумывает, организует игру, готовит необходимую атрибутику, насыщает игру действиями, диалогами, через которые и осуществляется дидактическая цель. Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе. Необходимо подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологическое воспитание посредством дидактических игр"

Статья посвящена вопросам экологического воспитания дошкольников. Ставится задача рассмотреть эффект дидактических игр при экологическом воспитании.  Автор раскрывает задачи, этапы и виды деятель...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»

Консультация для педагоговпо экологическому воспитанию.Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»(Экологические игры и методика их проведения)...

Конспект по экологическому воспитанию дошкольников «Дидактическая игра «Зелёный дом»

Конспектпо экологическому воспитанию дошкольников «Дидактическая игра «Зелёный дом»...

"Экологическое воспитание посредством дидактических игр" презентация

Презентация по теме: "Экологическое воспитание посредством экологических игр"...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...

"Развитие экологического воспитания через дидактические игры"

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологичес...