экологическое воспитание детей посредством дидактических игр и упражнений
консультация (подготовительная группа)
экологическое воспитание посредством дидиктических игр и упражнений
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 119.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка»
Карасукского района, Новосибирской области
Публикация по теме
«Экологическое воспитание детей посредством дидактических игр и упражнения.»
Подготовила
Воспитатель
Филипенко Елена Петровна
Экологическое воспитание детей посредством дидактических игр и упражнения.
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты.
Непрерывное экологическое образование - это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление. И понимать это надо с детства.
Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей - нового направления дошкольной педагогики.
В процессе экологического воспитания дошкольники овладевают нормами экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережное отношение ко всему живому.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума и воли. К.Д.Ушинский был за то, чтобы « вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. П.Г. Федосеева считает, что основной целью экологического воспитания в дошкольном возрасте является «формирование начал экологической культуры и становление на этой основе у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к природе.»
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается в детском возрасте, только в том случае когда ребёнок видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых, воспитателей и родителей. Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. «Она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания: игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения». «Игра — это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления с природой в большой степени зависит от эмоционального отношения ребенка к воспитателю, который обучает, даёт задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания».
Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дети организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое её и спровоцировало. В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказывать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивают лишь интеллектуальную сферу.
Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр., развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.). Именно посредством игры осуществляется воспитание, обучение и развитие ребёнка и основным средством сенсорного воспитания считается дидактическая игра. В процессе игр формируются знания об окружающим мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразно поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы.
Ведь в дидактической игре соприкасаются сразу две задачи:
Учебная задача – познавательная;
Игровая задача-занимательная.
Дети учатся жизни посредством игры. Игра, как ведущий вид деятельности для них, никогда не надоедает, таким образом, дети познают азы экологии.
Р.М. Миронова в качестве специфических признаков дидактической игры выделила их преднамеренность, наличие учебной цели и предполагаемого результата ,которые могут быть обособлены, выделены в явном виде.
Рассмотрим основные виды дидактических игр, используемые в дошкольной педагогике:
- Игры с природным материалом. Это игры эффективны для ознакомления детей с природой. Природный материал очень интересны детям, и они охотно играют с ними. Игры с природным материалом можно проводить на улице, и в группе ( в экологическом уголке). На улице можно рассмотреть листья, камушки, да и пополнить экологический уголок. При использовании дидактических игр воспитатель должен следовать определенным принципам:
Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в тоже время доступна детям;
Постоянно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
Конкретно и четко определять правила.
Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
Игры с предметами (игрушками, природным материалом); « Чудесный мешочек»;
« Почтальон принёс посылку»
- Настольные дидактические игры – интересное занятия для детей для ознакомления с животными и растениями, явлениями живой и неживой природы. Они очень разнообразны: « Лото», « Домино», « Парные картинки».
- Словесные дидактические игры. Они строятся на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Этот вид дидактических игр подходит для детей старшего возраста, в этот период дети уже начинают понимать, что как же хорошо знать больше своего друга или подруги, ответив на вопрос быстро и правильно – ты выигрываешь в этой игре и заслуживаешь похвалу со стороны и воспитателя и других деток.
« Да –нет», «Кто (что ) летает?», « Съедобное – не съедобное»;» « Где растет?»
Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью помещать информацию в уголки для родителей («Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы - наши друзья» и другие), проводить консультации на темы: «Зачем детям знания экологии?», «Поиграем вместе», «Лекарственные растения» и так далее, проводить индивидуальные беседы с родителями по проблеме.
Применяя принцип зонирования группового помещения нужно создать предметно-развивающую среду, которая способствует формированию познавательной активности ребенка и бережному отношению к природе. В уголке природы дети имеют возможность наблюдать за растениями, в книжном уголке просмотреть книги энциклопедического содержания о животных и растениях, иллюстрации, картины пейзажной живописи, в игровом центре, содержащим необходимые атрибуты к играм, удовлетворить основную потребность в игре.
Используя дидактические игры в экологическом воспитании педагоги расширяют и обогащают знания детей о родной природе. Благодаря этому у детей формируются и ярко проявляются познавательные интересы, появляются вопросы: зачем? почему? где? Мыслительная деятельность становится активнее, а ответы детей более развернутыми. Дидактические игры экологического содержания помогают в решении задач в формировании основ экологической культуры дошкольников
Дидактические игры экологического содержания целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений и возрастных особенностей дошкольников. Эффективность игры зависит от действий и подготовки воспитателя. Он продумывает, организует игру, готовит необходимую атрибутику, насыщает игру действиями, диалогами, через которые и осуществляется дидактическая цель. Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе. Необходимо подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологическое воспитание посредством дидактических игр"
Статья посвящена вопросам экологического воспитания дошкольников. Ставится задача рассмотреть эффект дидактических игр при экологическом воспитании. Автор раскрывает задачи, этапы и виды деятель...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»
Консультация для педагоговпо экологическому воспитанию.Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»(Экологические игры и методика их проведения)...

Конспект по экологическому воспитанию дошкольников «Дидактическая игра «Зелёный дом»
Конспектпо экологическому воспитанию дошкольников «Дидактическая игра «Зелёный дом»...

"Экологическое воспитание посредством дидактических игр" презентация
Презентация по теме: "Экологическое воспитание посредством экологических игр"...

"Развитие экологического воспитания через дидактические игры"
Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологичес...

консультация для родителей "Экологическое воспитание через дидактические игры"
консультация для родителей....

Консультация для родителей "Экологическое воспитания через дидактические игры"
Консультация для родителей по экологии...
