"Экологическое воспитание посредством дидактических игр"
статья по окружающему миру на тему

Нигматзянова Аниса Аюповна

Статья посвящена вопросам экологического воспитания дошкольников. Ставится задача рассмотреть эффект дидактических игр при экологическом воспитании.  Автор раскрывает задачи, этапы и виды деятельности экологического воспитания. Особое внимание уделено на виды дидактических игр, подробно описаны способы их применения. Автор приходит к выводу, что дидактическая игра одна из основных видов деятельности для экологического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_doshkolnikov.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Нигматзянова Аниса Аюповна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №17 комбинированного вида»

г. Казань, Республика Татарстан

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Аннотация: Статья посвящена вопросам экологического воспитания дошкольников. Ставится задача рассмотреть эффект дидактических игр при экологическом воспитании.  Автор раскрывает задачи, этапы и виды деятельности экологического воспитания. Особое внимание уделено на виды дидактических игр, подробно описаны способы их применения. Автор приходит к выводу, что дидактическая игра одна из основных видов деятельности для экологического воспитания дошкольников.

Ключевые слова: экология, экологическое воспитание, дошкольник, дидактическая игра, природный материал, словесные дидактические игры, окружающая среда, природа.

Бережное отношение к окружающей среде, уважение себя и окружающих, малых собратьев, чувство доброты, взаимопомощи, умение видеть красоту вокруг - все это должно закладывается с раннего детства. В этом существенна роль родителей и всех родных и близких, кто окружает маленького человечка.

Еще недавно об экологическом воспитании с раннего детства не велись разговоры и обсуждения, не писались статьи. Но сегодня говорится о необходимости начинания  экологического воспитания уже в дошкольном возрасте, ведь  именно в  этом возрасте ребенок начинает отделять себя от окружающей среды, у него развивается ценностное отношение к природе, формируются основы нравственно-экологических позиции.

Дошкольник осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем через игру. Именно посредством игры осуществляется воспитание, обучение и развитие ребенка и основным средством сенсорного воспитания считается дидактическая игра.

Чем же воспитателей привлекает дидактическая игра? Почему экологическое воспитание посредством дидактических игр считается более эффективным? Многолетней практикой известных авторов - педагогов  доказано: дидактическая игра эффективно воздействует на интеллект ребенка, формирует у него экологическую культуру, помогает понять, что каждый отдельный организм в нашей экосистеме взаимосвязан, и что каждый объект и организм уникален в природе по своему, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Ведь в дидактической игре соприкасаются сразу две задачи:

-учебная задача – познавательная;

- игровая задача – занимательная. Дети учатся жизни посредством игры. Игра, как ведущий вид деятельности для них, никогда не надоедает, таким образом, дети и заняты, и познают азы экологии.

Р.М. Миронова в качестве специфических признаков дидактической игры выделила их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть обособлены, выделены в явном виде.

Рассмотрим основные виды дидактических игр, используемые в дошкольной педагогике:

- игры с природным материалом. Этот вид игры эффективен для ознакомления детей с природой. Природные материалы очень интересны детям, и они охотно соглашаются играть. Сами представьте, семена, листики, камушки, разнообразные цветы, шишечки, ветки с разных деревьев, овощи, фрукты и др. – кто бы не согласился с ними поиграть?! Игры можно проводить и в группе (в экологическом уголке), так же и на прогулках. На улице можно рассмотреть листья, камушки, да и обогатить экологический уголок новыми предметами. Но нельзя забывать о мерах предосторожности, все - таки детки ведь очень любопытные - они могут природный материал попробовать и на вкус, и спрятать в карман, чтобы маме показать;

- настольные дидактические игры - интересное занятие для детей для ознакомления с животными и растениями, явлениями живой и неживой природы. Они очень разнообразны: «лото», «домино», парные картинки». Так же очень занимательный вид игры, кто же откажется взять эти кубики, картиночки в маленькие ручонки и рассмотреть на нем картинку и соотнести его с другим рисунком и сделать это быстрее всех и правильнее?!;

- словесные дидактические игры. Они строятся на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Этот вид дидактических игр подходит для более взрослых дошкольников, в этот период дети уже начинают понимать, что как же хорошо знать больше своего друга или подруги, ответив на вопрос быстро и правильно – ты выигрываешь в этой игре и заслуживаешь похвалу со стороны и воспитателя и других деток.

Нельзя забывать и о поощрениях. Они могут иметь так же экологический характер. В конце игры все вместе можно спеть веселую песенку про дождик или время года, или просто прилечь и отдохнуть под шум дождя или скрежет снега…

Использование дидактических игр осуществляется в три этапа:

На 1-м этапе воспитатель подготавливает дидактическую игру. Отбирает подходящую дидактическую игру которая  соответствует задачам воспитания и обучения, также, не забывая о программных требованиях. Определяет удобное время и место проведения игры, что тоже не маловажно, ведь не всегда и не везде детям захочется играть и подготавливает нужный дидактический материал. Так же необходимо подготовить детей к игре, заранее объяснить материал, который поможет решить детям игровую задачу.

2 этап, соответственно, проведение самой игры и оно включает в себя ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (через показ предметов, картин, проведение краткой беседы, в ходе которой уточняются знания и представления детей о природных явлениях); объяснения хода и правил игры.

На 3-м этапе воспитатель анализирует весь процесс игры, все ли дети были задействованы,   какие  приемы подготовки и проведения игры были самыми наилучшими, что больше всего детям понравилось - это помогает совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры.

Необходимо заметить, что взрослый (воспитатель) обязательно должен играть с детьми, чтобы на своем примере показывать как нужно играть, это помогает быстрее овладеть навыками данной игры, ведь ребенку необходимо понять как взаимодействовать. Так же нельзя забывать, что взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного ᴨериода, должен  развертывать игру, чтобы ребенок открывал, усваивал специфические,  постеᴨенно усложняющиеся, способы построения игры.

Чем бы ребенок не занимался в детском саду, во все его игры и занятия заложены определенные цели и задачи, ведь этого требуют образовательные программы дошкольных учреждений. Дошкольник много времени проводит в детском саду, поэтому есть много возможностей воспитать настоящего гражданина нашей страны, который будет оберегать и учить окружающих, бережно относиться к каждому кусту, цветку, собачке, ко всему живому и неживому… Большая роль в этом у воспитателя, он как наставник должен указать именно ту правильную дорогу, по которой будет идти ребенок, а родители, понимая работу воспитателя, всегда должны помогать ему. Насколько фантазия воспитателя богата, настолько интереснее и занимательнее будет игра деткам, ведь маленькие детки радуются каждому моменту, каждой мелочи, просто надо найти подход, но ведь воспитатели именно для этого каждую минуту, секунду с детьми. Плоды своих трудов они увидят через годы, ведь не просто так народ говорит: «что посеешь, то и пожнешь».

Список использованной литературы:

1.        Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Р.М. Миронова. - Минск: Нарасвета, 1989. - 176 с.

2.        Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. - М., 1985

3.        Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. - М., 2004

4.        Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников.- СПб, 1998

5.        Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников.- М., 2002

6.        Николаева С.Н. Эколог в детском саду.- М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Экологическое воспитание посредством опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте"

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с т...

Экологическое воспитание посредствам семейных традиций

консультация для родителей. в ней говориться, что семье закладываются основы личности, формируется отношение к миру природы, развивается система ценностей, потребностей, интересов и привычек. род...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»

Консультация для педагоговпо экологическому воспитанию.Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»(Экологические игры и методика их проведения)...

"Экологическое воспитание посредством дидактических игр" презентация

Презентация по теме: "Экологическое воспитание посредством экологических игр"...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...

«Педагогические технологии в экологическом представление, посредствам дидактических игр»

Педагогические технологии, позволяющие развивать экологическое представление детей, посредством дидактических игр, что делает процесс обучения интересным, занимательным....