Статья: "Экологическое воспитание посредством опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте"
статья по окружающему миру по теме

Тарнопольская Татьяна Борисовна

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.                 К.Е.Тимирязев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konechnyy_vid_stati_v_izyuminku.docx13.76 КБ

Предварительный просмотр:

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.                 К.Е.Тимирязев

Экологическое воспитание посредством опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться  бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того чтобы этого не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Систематическое знакомство детей с миром природы позволяет развивать у детей важнейшие мыслительные операции: анализ (наблюдение за объектами природы), сравнение (дети находят сходства и различия природных объектов), что является прекрасным средством для решения экологических задач.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий. В процессе чего дети образуют объекты с целью выявления их скрытых существенных связей с явлениями природы: опытно-экспериментальные действия с песком, водой, воздухом, неживыми объектами; опытно-экспериментальные действия с живыми объектами ( растения, овощи, семена цветов, фруктов и т.д.).

Процесс познания - творческий процесс. Поэтому необходимо обеспечить оптимальную совокупность условий, позволяющих организовать эффективное развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.    

Экспериментирование является наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознано-правильного отношения к природе у ребёнка дошкольного возраста. Дети открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

   В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т. д.

Экспериментальная работа  вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с  этическими правилами жизни в обществе.

Опытничество – активный способ изучения окружающей природы, т.к. позволяет изучать явления и объекты окружающей действительности при разнообразных условиях, повторять их при необходимости, расчленять на части, выделять интересующие стороны явления.

 Процесс становления осознано-правильного отношения к природе сопровождается определёнными формами поведения ребёнка, которые могут служить критериями оценки уровня его экологического воспитания. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями) .

В основе опытно-экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, потребность в умственных впечатлениях, что ведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию и позволяет сформировать у ребенка бережное и разумное отношения к богатствам природы.

 

 При составлении статьи использовалась литература:  «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Издательство: Учитель, 2009год. 2. В.В. Москаленко

Прохорова Л.Н.,  Балакшина Т.А.  «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по опытно-экспериментальной работе с детьми дошкольного возраста на тему: "Юные экспериментаторы"

дать детям дошкольного возраста представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение...

Методические рекомендации по планированию опытно – экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста

Методические рекомендациипо планированию опытно – экспериментальной работыс детьми дошкольного возрастав исследовательской лаборатории«Хочу всё знать»...

Консультация «Опытно-экспериментальная среда для детей дошкольного возраста»

Изучение окружения в детском саду и дома ребенком происходит через игру, общение и, конечно, эксперименты.  Наглядный  способ предоставления информации лучше запоминается и осваивается, вызы...

Статья на тему: Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста и условия ее организации

Данная статья будет полезна воспитателям, молодым специалистам детских садов при организации опытно-экспериментальной работы....

Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста и условия ее организации

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования.Име...

Статья на тему: "Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста и условия ее организации"

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования....

Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста в детской лаборатории как форма организации познавательно-исследовательской деятельности

В статье представлена опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста. Основные методы исследования: опыты и экспериманты. Результатом явилась положительная динамика в заинтересованно...